Редуктор для мотоблока своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024





Эффективность редуктора, его производительность и долговечность службы, а также сфера применения прямо зависит от надежности его сборки. Здесь имеет значение все – подготовка деталей, сам процесс, оснащение цеха, квалификация занятых сотрудников. Хотя ключевое значение имеет именно техническая часть – грамотный процесс соединения деталей в корпусе.

Его ход определен для каждого типа привода – есть специально разработанные чертежи, планы, схемы сборки редукторов. Плюс, существует четкая инструкция, которая определяет алгоритм действий сотрудников сборочного цеха, и предполагает предварительные действия:

  • по проверке каждой используемой детали, включая шестерни вала;
  • подбору элементов системы привода;
  • подготовке условий.

Сборка основных деталей осуществляется отдельно, после чего готовый узел устанавливается в корпус изделия, который может быть стальным или чугунным. Если это мотор-редуктор, то узел механизма соединяется в моноблоке с электрическим мотором. Для формирования узлов применяются стенды для сборки редукторов. Они позволяют оптимизировать ход сборки и ускорить крепление каждой детали в корпус благодаря удобному размещению элементов.

Этапы сборки


Порядок сборки редуктора – действий специалистов – определен его типом и сложностью его устройства. В целом алгоритм включает не менее 11 этапов.

  1. Сборка основных вращающихся узлов – соединение валов и зубчатых деталей. В одноступенчатой передаче используют 2 вала (ведомый + ведущий). В 2-ступенчатой к ним добавляется еще один промежуточный вал.
  2. Монтаж шпонки в специальный паз и запрессовка зубчатых колес. Последние могут напрессовываться вручную – молотком из мягких металлосплавов или при помощи механизированного пресса. Запрессовка не проводится, когда на входной вал уже установлена шестерня. Необходимый натяг шестерни и подшипника при их монтаже отдельно может обеспечиваться нагревом колесных ступиц. Потребность в нагреве определяют особенности посадки.
  3. Монтаж колец и втулок.
  4. Насадка подшипников (шариковых/роликовых). Выполняется строго до упора в торец втулки либо буртик.
  5. Сборка и регулировка редуктора – закрепление шестерни, проверка расстояний. Если шестерня уже монтирована, необходимо проверить ее фиксацию.
  6. Крепление врезных крышек в соответствующие посадочные места корпусной конструкции. Выполняется при их наличии.
  7. Установка на штифты закрывающей крышки.
  8. Монтаж указателя уровня смазки и пробки для спускания масла.
  9. Заливка смазки.
  10. Установка и закрепление (винтовой монтаж) люка.
  11. Тестирование, проведение испытаний.

В данном алгоритме могут отсутствовать некоторые пункты или добавляться другие необходимые операции. Это зависит от типа устройства и особенностей чертежа его сборки.

Сборка редуктора и разборка редуктора осуществляются по одной схеме, только в разном порядке. Разборка начинается со слива смазочной жидкости.



Типы механизмов

По способу работы и действию все преобразующие механизмы для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • угловой;
  • понижающий;
  • реверсивный с задней скоростью (реверс-редуктор заднего хода);

Для перенаправления вращательной энергии от вертикального привода в горизонтальную плоскость используется угловой редуктор с использованием конических шестерней (конический редуктор).

Снижение количества оборотов и увеличения мощности приводного механизма обеспечивают понижающие шестеренчатые редукторы, или ходоуменьшители для мотоблока. Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. Это позволяет использовать их для особо тяжелых работ – например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

В специальной статье можете найти чертежи картофелекопалки для мотоблока.



Начало сборки


Сборку редуктора проводят строго в соответствии с чертежом. Начинается процесс с монтажа и фиксации на соответствующих позициях базовых элементов. К последним относятся наиболее крупные опорные части конструкции, которые монтируются в фундамент, корпус, плитовину, станину, рамы или мосты техники. Остальные (более мелкие детали) уже прилаживают и закрепляют относительно базовых.

Перед началом необходимо:

  • провести тщательную чистку внутренней полости картера;
  • покрыть стенки картера специальным составом, в качестве которого применяются краски, устойчивые к воздействию масел.

Непосредственная сборка начинается с оснащения валов редуктора. Если они выполнены вместе с шестерней, то первым делом сотрудники сборочного цеха устанавливают на вал мазеудерживающее кольцо. Затем – нагревают подшипники (до 80–100 градусов, в масляной ванне) и устанавливают их.

Делаем самодельный редуктор для мотоблока

Чтобы сделать самодельный редуктор для мотоблока были взяты детали от двигателя В-150 М: картер, шестеренки, цепные звездочки, а также дополнительный вал КП. Картер необходимо распилить на две половины и извлечь из него кикстартер, механизм переключения скоростей и кривошипную камеру. В месте выхода кикстартера требуется установить заглушку и заварить ее при помощи аргонной сварки.



В левую половину картера устанавливаем подшипниковую буксу правого ходового колеса мотоблока. В качестве буксы используется запасной картер такого же двигателя.

В качестве левой крышки также используется деталь картера двигателя В-150 М, которую дополняют одной деталью — дюралюминиевой втулкой. Втулка запрессована в кривошипную камеру и имеет отверстие, соответствующее диаметру хвостовика выходного вала двигателя.

Ходовая часть мотоблока


  • 1 – правое колесо;
  • 2 – левое колесо;
  • 3 – шестерня первой передачи;
  • 4 – ведущий вал;
  • 5- редуктор;
  • 6 – ведущая шестерня;
  • 7 – втулка;
  • 8 – стопорный винт;
  • 9 – корпус ведущего вала;
  • 10 – фланец букса;
  • 11 – гайка и болт М8;
  • 12 – шлицевая втулка;
  • 13 – вал;
  • 14 – гайки М14;
  • 15 – шайба;
  • 16 – сальник;
  • 17,18 – подшипники;
  • 19 – двигатель.

Ведущий вал мотоблока


  • 1,2 – консольные части вала (из вторичных валов передач В-150 М);
  • 3 – зубчатое колесо (из шестерни первой передачи В-150М);
  • 4 – передняя часть вала (пруток d22 мм);
  • 5 – срезаемый буртик.

Двигатель и редуктор фиксируются друг относительно друга посредством винта М10.

Установка валов


Вал – первая и основная деталь базы. От его качества и изначальной комплектации во многом зависит производительность, надежность сборного устройства. Для современных редукторов валы выполняются:

  • из надежных материалов;
  • в соответствии с нормами ГОСТ;
  • без конструктивных и материальных дефектов;
  • с маркировкой.

В зависимости от типа собираемой конструкции вал может быть выполнен отдельно или с уже установленной шестерней. В первом случае перед установкой на деталь необходимо монтировать и закрепить шестерни, подшипники. Для удержания шестерни в заданном положении мы применяем запрессованные кольца.

Когда вал, картер, подшипники установлены, специалисту остается:

  • отрегулировать зазоры при помощи прокладок;
  • еще раз проверить крепления (при необходимости закрепить все детали);
  • прикрутить крышку корпуса и закрыть короб редуктора.

Особенности редуктора и его влияние на конструкцию минитрактора



В большинстве случаев на минитрактор, который был собран не на заводе, а самостоятельно, устанавливается редуктор от подходящей техники (мотоблок, мотоцикл) или делается также своими руками. Если брать уже готовую деталь, то необходимо только учесть правильные передаточные числа и произвести установку, второй вариант более труден. Как правило, для того, чтобы изготовить самодельный редуктор для минитрактора, берется готовый корпус: самостоятельно сделать его не представляется возможным, поскольку в заводских условиях его делают из чугуна или сплавов с содержанием алюминия на спецоборудовании. Валы и шестеренки следует подбирать с учетом нагрузки на уже готовую запчасть, а подшипники, сальники и предохранители подбираются согласно конструкции.

Понижающий редуктор для минитрактора: возможные поломки

Как правило, при неграмотной эксплуатации или работе в сложных условиях данная деталь может выйти из строя по следующим причинам:

  1. Физическая чрезмерная нагрузка, вследствие чего в запчасти могут перегреться валы и шестерни, а также сломаться зубья шестеренок. В последнем случае поломку можно будет диагностировать благодаря характерным ударам в области ходовой и невозможности сбросить обороты до нужной отметки.
  2. Неправильный уход или его отсутствие. Техосмотр минитрактора включает в себя и проверку основных деталей, связанных с колесной базой и двигателем, поэтому неисправности редуктора будут обнаружены достаточно быстро.
  3. Неправильная подборка расходников: смазки и т.д.

Сборка понижающего редуктора: что нужно учесть?

Конструируя самодельный реверс-редуктор для минитрактора, следует сначала взять в расчет ряд деталей:

  1. Номинальная мощность, необходимая устройству.
  2. Крутящий момент.
  3. Угол установки редуктора.
  4. Число оборотов за минуту.
  5. Нагрузка на валы запчасти по оси и радиусу.
  6. Границы температуры, возникающей при эксплуатации.
  7. Вид смазки, необходимой детали.
  8. Цикличность включения (полная или переменная).

Проведение испытаний


Контрольные испытания проводятся на трех уровнях.

  1. Проверка отдельных устройств на холостом ходу. Выполняется так:
      ручная прокрутка без запуска приводного механизма;
  2. включение привода (устройства прокручиваются отдельными толчками, на малой скорости с ее медленным увеличением);
  3. редуктор запускается на полную скорость без нагрузок (минимум на 4 часа);
  4. завершает цикл оценка результата на предмет плавности хода, шумности системы, наличия нехарактерных толчков и стуков.
  5. Проверка узлов системы на холостом ходу. Выполняется в присутствии заказчика. Заключается в одновременном запуске всех узлов, подключенных к механизму, на разных скоростных режимах (нормальных). Нагрузка не дается.
  6. Тестирование оборудования под нагрузкой.

По результатам первичных испытаний вхолостую монтажная бригада устраняет все обнаруженные неполадки, используя стенд для разборки и сборки редукторов. Завершается первый цикл тестирования только после того, как экспертная группа убедится в качестве и работоспособности устройства, на которые указывают:

  • нормальная работа систем смазывания подвижных деталей;
  • оптимальная температура узлов (не должна превышать 70 градусов);
  • качество креплений шестерни, подшипников, других элементов (они не ослабляются после длительного запуска);
  • надежность фиксации базовых деталей к фундаменту (работает без толчков и шумов).

Как настраивать зубчатые передачи

Во время настройки и контроля зубчатых передач оценивается погрешность, устанавливаются оптимальные зазоры. Это очень важные операции:

  • Осмотр, регулировка биения зубчатых колес.
  • Осмотр пятен контакта зубцов в зацеплении.
  • Установка боковых зазоров узлов зацепления.

Проверка контактной зоны выполняется с использованием краски. Зубья шестерен меньшего диаметра промазываются тонким слоем красящего вещества, после чего потихоньку поворачиваются на пару оборотов. Если контактное пятно смещено, то интервал между осями был сбит, или произошел осевой перекос. Все это может стать причиной полного выхода оборудования из строя. Боковой зазор рассчитывают с применением щупа. Затем, регулировку механизма тестируют на степень плавности хода, шумность. Для устранения проблем производится повторная регулировка или замена неисправных запчастей.

Сборка на СТО на предприятии


Что заказчику нужно знать о процессе сборки редуктора на СТО?

  1. Все машины собирают по единой схеме (алгоритму) в строгом соответствии с конкретным чертежом.
  2. Скорость прямо зависит от сложности сборки. Чем более мощный редуктор нужен, тем больше времени она займет.
  3. Для контроля правильности установки вала нужно его провернуть вручную. В норме узел легко проворачивается.
  4. Эксплуатация редуктора возможна после установки на его корпус крышки. Крепление производится болтами и должно быть надежным.

Доступные схемы сборки

Схема подбирается с учетом конструкции редукторного механизма. Возможны два варианта компоновки.

  • Установка валов, колес, подшипников.
  • Фиксация основной крышки.
  • Установка крышек подшипниковых.

Это самый простой способ, но при отсутствии разъемов использовать его нельзя. В данном случае применяется второй вариант:

Читайте также: