Ребенок эмоционально трясет руками если проявляет свои эмоции

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Когда ребенку около 2 лет, ограничения его растущей самостоятельности часто приводят к плачу и вспышкам отрицательных эмоций. Во время таких вспышек ребенок порой бросается на пол, кусается, дерется и даже задерживает дыхание, вплоть до потери сознания (см. Как себя вести при задержке дыхания). Родители иногда пребывают в полной растерянности, поскольку приступы могут провоцироваться самыми незначительными поводами, напри­мер просьбой надеть шапку перед выходом на улицу или предложением манной каши на ужин. Когда у ребенка случается эмо­циональная вспышка, вспомните, что это нормальная стадия развития и она не доказы­вает, что вы плохо воспитываете ребенка.

Если эмоциональные вспышки нормальны в возрасте 1,5-4 лет, частые всплески отрицательных эмоций у ребенка школьного возраста уже заставляют задуматься. Если не сформированы навыки правильного поведения в обществе, у ребенка могут появляться вспышки жестокости и упрямства (см. Отклонения в поведении). Ребенок с таким типом поведения обычно с трудом уживается в коллективе.

Повышение голоса, потеря самообладания и тем более физическое наказание не помогают и только ухудшают ситуацию. Когда у ребенка начинается эмоциональная вспышка, лучше всего постараться не реагировать на нее и отвести ребенка в его комнату — необходима передышка. Если эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет, педиатр, скорее всего, порекомендует консультацию детского психолога.

Обратитесь к детскому врачу, если эмоциональные вспышки:

  • сопровождаются задержкой дыхания, потерей сознания
  • не проходят после 4 лет
  • сопровождаются травмами, которые ребенок наносит себе или окружающим, или порчей вещей
  • сопровождаются ночными кошмарами, отклонениями в поведении, энурезом, страхами и пр.

Предотвратить частые эмоциональные вспышки, можно, если не допускать переутомления, перевозбуждения, ребенка, не давать ему невыполнимых обещаний. Ограничения должны быть разумными: эмоциональные вспышки чаще случаются, когда родители либо слишком строги, либо когда, наоборот, ребенку все сходит с рук.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Нормальная стадия развития, продолжается обычно от 1,5 до 4 лет

При возможности разумного компромисса чаще позволяйте ребенку самому прини­мать решения. Не наказывайте его за эти вспышки — приступы со временем станут реже. У ребенка должны быть игрушки — во время игры он находит выход своим отрицательным эмоциям. Будьте готовы пошутить и мягко поговорить с ребенком, когда он успокоится

Эмоциональные вспышки продолжаются после 4 лет? Ребенок не контролирует дефекацию в дневное время? Отстает в развитии от других детей?

Отклонение в поведении

Обратитесь за консультацией к педиатру. При необходимости он направит вас к другому специалисту

Эмоциональные вспышки происходят в школе? Ребенок агрессивно ведет себя по отношению к учителям и сверстникам?

Отклонение в поведении; трудности с учебой

Поговорите с учителями, чтобы попытаться выявить, что именно раздражает ребенка. Обратитесь к педиатру: возможно, трудности с учебой связаны с нарушением слуха или зрения. Учите ребенка разрешать конфликт словами. Проанализируйте, какие примеры поведения он получает дома. Педиатр, вероятно, порекомендует консультацию детского психолога

Как вести себя при эмоциональных вспышках

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость - характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих


Эмоциональный интеллект — это способность правильно интерпретировать эмоции — свои и других людей, понимать причины возникновения, а также управлять ими.

Ребенку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.

Определить уровень эмоционального интеллекта у ребенка можно с помощью специализированных методик. Самая популярная из них — тест эмоционального интеллекта Холла. Однако стоит учитывать, что дать подробную оценку и достоверно интерпретировать полученные результаты может только специалист.

Научить управлять чувствами

Развивать эмоциональный интеллект возможно через самонаблюдение и целенаправленные игры и упражнения. Например, кино или мультфильм без звукового сопровождения, просмотр в книгах иллюстраций, изображающих эмоции. Цель такого упражнения — учиться определять эмоции персонажей.

Можно усложнять упражнение, комбинируя разные эмоции, сменяя их, пробуя передать эмоцию изолированно (например, только глазами).

Книги, которые помогут разобраться в вопросе:

Помочь понять себя

Психолог пригласила семью на консультацию, чтобы выявить возможные причины возникшей ситуации, оценить уровень взаимоотношений в семье и наметить план работы.

Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Вера перестала отвечать на уроках, стала закрываться в себе. Резко снизилась успеваемость. Психолог центра предложила ей поработать над развитием эмоционального интеллекта и раскрытием ее сильных сторон.

Психолог объяснила, что важно научиться понимать как свои, так и чужие чувства и переживания и открыто о них говорить: ведь другие люди, и даже самые близкие, не умеют читать наши мысли. Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если ребенку морально плохо, то у него снижается работоспособность. Напротив, когда человек чувствует себя уверенно и комфортно, он способен реализовать себя в полной мере.

После работы со специалистом у Веры постепенно стали налаживаться отношения с одноклассниками, улучшилось настроение, и поход в школу уже не вызывал таких отрицательных эмоций.

Справочно

Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Неврозы у подростков

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Читайте также: