Ребенку 2 5 года ортопед рекомендовал бассейн как это сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 09.09.2024

Стоит ли учить ребенка плаванию, пока он совсем мал, или лучше подождать? Обычно таким вопросом задаются мамы и папы, которые сами впервые попали в бассейн ближе к школьному возрасту. Впрочем, обо всем по порядку.

Можно ли ребенка водить в бассейн?

Плавание — навык, который важен для каждого человека. Он не только способствует крепкому здоровью и хорошему самочувствию, но однажды может спасти жизнь. Так что ответ очевиден: можно! Узнайте, какие бассейны есть рядом с вами, и выбирайте, держа в голове эти рекомендации:

Обучение плаванию надо начинать в специальном детском бассейне с температурой воды не ниже (если ребенок младше 3 месяцев или весит менее 5,5 кг — ) 1 .

Некоторые специалисты полагают, что вдыхание паров хлорки может быть опасно для маленького организма, в частности может повысить риск развития астмы. Исследований, надежно подтверждающих эти опасения, нет. К сожалению, и полностью исключающих их, тоже 2 . Выберите бассейн, в котором лучше вентиляция, т.е. воздух не кажется застоявшимся и меньше пахнет хлоркой.

Обратите внимание, есть ли в выбранном вами месте тренер по грудничковому плаванию. В первое время он может вам понадобиться.

Чем полезно плавание для малышей в бассейне?

Преимущества раннего обучения плаванию можно перечислять очень долго. Вот лишь главные из них:

Установление более тесной связи между малышом и мамой. Во время занятий вы сфокусированы друг на друге, и это способствует росту взаимного доверия.

Улучшение когнитивных способностей. Двигательная активность тесно связана с работой мозга и нервной системы. Плавание в воде способствует образованию новых нейронных связей, в особенности развитию мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.

Воспитание уверенности в себе. Приобретая новые навыки, общаясь со своими сверстниками и взрослыми в бассейне, малыш растет более уверенным и социально активным.

Развитие мышц. Плавание помогает мышцам малыша обрести силу, а также полезно для здоровья сердца, легких и кровеносной системы.

Совершенствование координации и баланса. Чем больше малыш двигается, тем быстрее развиваются его навыки крупной моторики.

Улучшение сна. Плавание требует больших энергетических затрат. Малыш устает (в хорошем смысле этого слова), поэтому лучше спит.

Улучшение обмена веществ. Еще одно следствие высоких энергетических затрат — у ребенка появляется отменный аппетит, при этом в организме не откладываются лишние калории.

С какого возраста можно начинать купание малышей в бассейне?

Другие думают, что надо сначала сделать все прививки. Тоже нет, инфекции из календаря вакцинации не передаются через воду, поэтому в бассейн можно начинать ходить до того, как они будут сделаны, но лучше все равно проконсультироваться с врачом 3 . Третьи полагают, что малыш должен научиться говорить и понимать речь, чтобы объяснить ему, как задерживать дыхание. И это нет: примерно до 6 месяцев у грудничка сохраняется врожденный рефлекс остановки дыхания, который автоматически включается при попадании воды на лицо 4 .

Посмотрите на маленькую Саммер на руках у мамы: она абсолютно спокойна и совершенно не боится воды. Кстати, заметили, какие подгузники на ее попке? Да, это LittleSwimmers — марка, которую любят мамы и папы во всем мире, включая олимпийских чемпионов.

Как проходят занятия с малышами в бассейне?

Груднички быстро устают, поэтому первые занятия не должны быть слишком долгими — для ребенка младше трех месяцев достаточно и 10 минут. К шести месяцам продолжительность купания малышей в бассейне должна увеличиться до 20–30 минут. В более старшем возрасте максимальное время пребывания в бассейне ограничивается лишь желаниями ребенка. Вот основные правила грудничкового плавания:

Во время первых занятий держите ребенка так, чтобы он видел ваше лицо. Зрительный контакт и улыбка дадут ему уверенность в том, что все в порядке, и помогут расслабиться.

Дайте малышу привыкнуть к ощущению воды на лице, для чего смочите его лицо. Дома в ванне вы можете использовать для этого губку или лейку, во время занятий плаванием для малышей в бассейне просто окунайте свою руку в воду и поднимайте над головкой ребенка, чтобы капли стекали на лицо.

Немного опустите головку малыша, чтобы его уши оказались под водой. В первый раз подержите его так буквально пару секунд, в следующие купания время можно понемногу увеличивать. Сначала ребенок будет немного волноваться, потому что все звуки неожиданно становятся приглушенными. Однако это необходимое упражнение для достижения следующего уровня — полного погружения.

При купании малышей в бассейне важно учитывать, что терморегуляция у них еще несовершенна. Ребенок первых месяцев жизни может быстро замерзнуть, поэтому больше двигайтесь, периодически поднимайте грудничка и снова опускайте его в воду.

Играйте с ним, чтобы визиты в бассейн стали для него желанным развлечением. Немного подросшим малышам обычно очень нравится, когда их поддерживают под мышки, и они могут бить по воде ладошками. Многие дети в восторге, если посадить их на бортик бассейна, а затем вернуть обратно в воду. Еще одно интересное занятие — пускать пузыри ртом на пару с мамой.

Постепенно улучшайте умения ребенка, стремясь к тому, чтобы вода стала для него родной стихией. Учитывайте, что малыши — еще те консерваторы, и обычно воспринимают изменения без энтузиазма. Чтобы грудничок спокойно относился к ним, постоянно говорите с ним, пойте песенки. Также можно прятать освоение новых навыков внутрь любимых водных игр. Например, если ребенку нравится, когда вы поднимаете его над своей головой, а затем возвращаете в воду, в один прекрасный момент окуните его с головой — скорее всего, малыш даже не заметит, что произошло что-то необычное.

Во время первых занятий вам желательно обратиться к услугам тренера по грудничковому плаванию. Стоя в воде рядом, он будет подсказывать, что делать. Когда освоите все премудрости, можете заниматься с малышом самостоятельно.

Что нужно взять ребенку в бассейн?

Ничего особенного вам не понадобится. Только забота, терпение, понимание, что сейчас вы занимаетесь делом, очень важным для здоровья и безопасности малыша в будущем. И еще вот это:

Два (три) подгузника. Когда придете в бассейн, помойте ребенка или хотя бы протрите его тело влажными салфетками, а затем наденьте подгузники для плавания. Вторые, обычные подгузы, понадобятся вам на дорогу домой. Не помешает захватить с собой еще один подгузник для плавания — на случай, если понадобится сменить его в процессе купания.

Масло или детский крем. Перед плаванием желательно смазать тело крохи увлажняющим средством, чтобы дополнительно защитить нежную кожу от воздействия дезинфицирующего агента в воде.

Большое мягкое полотенце. Чтобы грудничок не замерз, укутывайте его в полотенце после выхода из воды, даже если сразу собираетесь идти в раздевалку. Не забывайте о том, что голову тоже надо закрывать — с помощью того же полотенца или шапочки.

Напиток. Уроки плавания для малыша проходят в теплом бассейне, поэтому он, возможно, захочет пить. Если вашему маленькому пловцу меньше полугода, покормите его после занятий в раздевалке. В возрасте 6 месяцев и старше вы можете предложить ему сок или воду, пока сидите и отдыхаете около бассейна. Можно взять и небольшой перекус — плавание забирает много энергии.

Детское мыло и шампунь. После купания надо смыть с тела крохи все, что могло попасть из воды бассейна.

Что еще взять в бассейн ребенку? Вы можете купить ему купальный костюм, но это необязательно. Можете захватить с собой игрушку, с которой ребенок обычно плавает в ванне дома, чтобы он чувствовал себя более спокойно и уверенно. Все остальные аксессуары, такие как надувные нарукавники или плавательный круг, понадобятся, когда он станет старше и начнет учиться плавать самостоятельно, без помощи и поддержки мамы.

Очень важным для родителей и специалистов в области педиатрии является здоровье и физическое развитие ребенка. Одним из доступных и естественных средств физического развития малышей до 1 года является гидрокинезотерапия (грудничковое плавание). Гидрокинезотерапия — физические упражнения в воде характеризуется позитивным сочетанием релаксации, кинезотерапии и аквамассажа. Эффект от плавания и упражнений в воде обусловлен физическими свойствами воды.

Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны

  • Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной высокого сопротивления движению тела ребенка в воде. Понимание данного факта важно, как при дозировке отдельного упражнения, так и при общем времени занятий с ребенком в условиях водной среды.
  • Теплоnроводность и теплоемкость воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются благодаря мышечной деятельности. При одной и той температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода рассматривается, как весьма сильное закаливающее природное средство. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для грудничкового плавания, которые зависят от веса ребенка, его адаптацией, состоянием мышечного тонуса, этапом занятий плаванием, а так же индивидуальными предпочтениями ребенка.
  • Плавучесть тела — это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как при некоторых исходных положениях осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат в воде незначительная.
  • Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает быстрое утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.

Таким образом, исходя из выше перечисленного, физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Движение ребенка в воде вызывают изменения в деятельности его органов и систем организма, а именно:

Со стороны сердечно — сосудистой системы

  • в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
  • пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено;
  • ритмичное сокращение больших групп мышц (в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами) приводит к улучшению кровообращения и дыхания;
  • усиленное присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчая приток венозной крови к сердцу.

Так, благодаря занятиям плаванием происходит укрепление сердечной мышцы.

Со стороны нервной системы

Гидростатическое давление воды воздействует на точки акупунктуры и зоны, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему.

Опорно-двигательный аппарат

В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки в следствии мышечной ассиметрии, способствует восстановлению двигательных функций.

Обмен веществ

Из-за высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при движении на суше.

При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50 — 80 % тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха).

Грудничковое плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний воздуха, закаливает ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям.

Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при

  1. Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения.
  2. При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии.
  3. При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии.
  4. При снижении и отсутствии безусловных рефлексов.
  5. При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение).
  6. Как метод закаливания организма ребенка.
  7. Как средство способствующее разработки и формированию тазобедренных суставов.

Однако, противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются

  1. Заболевания кожи.
  2. ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе.
  3. Судороги.
  4. Нарастание внутричерепной гипертензии.
  5. Ограничениях со стороны лечащих врачей — педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда и др.

Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка (возраст, вес, неврологический статус, реакцию на занятие). Перед началом закаливаний грудничковым плаванием и закаливанием лучше проконсультироваться с врачом.
  2. Необходимо соблюдать принцип постепенности, который заключатся в постепенном наращивании нагрузки и внесения новых упражнений, а также постепенном снижении температуры воды.
  3. Систематичность проведения занятий (не менее раз в неделю).
  4. Занятие проводиться тогда, когда у ребенок сыт и не хочет спать.
  5. Работать с ребенком нужно в спокойном, уверенном состоянии, так как ребенок чувствует страх и настроение взрослого. Важно не вызвать у малыша переутомление и недоверие к воде.

Исходя из всего выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием с малышом недопустимо делитантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области.

На более конкретные и индивидуальные вопросы мы готовы ответить при обращении в Педиатрический центр.

Здоровья Вам и Вашим детям!

Наш детский педиатрический центр ждёт Вас.

Другие статьи

Беременность и роды после 35

Желание осуществить мечту материнства будет до тех пор, пока существует мир. Женщина 21 века стоит на одной ступени с мужчиной в достижении карьерного роста. Лишь достигнув полного совершенства в деловой сфере, большинство пар задумываются о рождении ребенка.

Бифидо и лактофлора в гинекологии

Для чего нужен приём препаратов содержащих бифидо и лактобактерии в гинекологии? Ответ можно дать коротким предложением: для восстановления микрофлоры полового канала после лечения воспалительных заболеваний и дисбактериоза.

Альтернативные роды, роды с мужем

Беременность и роды являются стрессогенным фактором для беременной женщины и роженицы, поскольку связаны с переживанием родовой боли, беспокойством за исход родов для новорожденного, поэтому присутствие на родах мужа, отца ребенка снижает уровень беспокойства и тревоги будущей мамы.

Научиться плавать малыши могут с возраста грудничка. Для освоения сознательной техники понадобится от 12 занятий. Девочек сегодня отдают в плавание не меньше, чем мальчиков. О том, как побороть страх воды и подготовить ребенка к занятиям в бассейне, а также о пользе водной стихии мы говорим с заведующим кафедрой плавания Белорусского государственного университета физической культуры , кандидатом педагогических наук, доцентом Андреем Борисовичем Глазько.


Оптимальный возраст для обучения плаванию — с 5-6 лет

Занятия в бассейне укрепляют иммунитет, закаляют организм и не нагружают мышцы, связки, позвоночник. Плавание считается отличной профилактикой сколиоза.


Если есть желание научить малыша правильной технике плавания, то оптимальный возраст для обучения — 5-6 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформировалась способность воспринимать задания, которые дает тренер, и воспроизводить их.

По словам заведующего кафедрой, мальчиков и девочек в бассейне одинаковое количество. Современные родители заинтересованы в том, чтобы ребенок освоил этот полезный навык в жизни.

Ощущение страха перед водой испытывают не более 2% детей

Дети в отличие от взрослых практически не боятся воды. Подавляющее большинство малышей испытывают положительные эмоции при ее виде. Чтобы свести к минимуму детские страхи, Андрей Борисович рекомендует семейное плавание.


— Можно плавать с малышами, начиная с 2-летнего возраста. Родитель в данном случае помогает ребенку быстрее освоиться в бассейне. Занятия семейным плаванием родителей с детьми проводятся, как правило, в игровой форме. Это способствует развитию коммуникационных навыков ребенка: малыш взаимодействует с родителем и с другими детьми, которые плавают рядом.


По опыту заведующего кафедрой плавания из 100% малышей, пришедших в бассейн впервые, боятся воды не более 2%.
— У меня есть примеры того, как, будучи маленькими детьми, ко мне на тренировки приходили малыши, которые боялись плавать. В последующем они становились нашими студентами.

Избавиться от чувства страха могут помочь игрушки или в целом вовлеченность ребенка в игру .


— Можно использовать методику постепенного изменения глубины воды.

Например, ваш сын или дочь играет в надувном бассейне с глубиной 20-30 см, постепенно можно наполнять бассейн до уровня груди сидящего малыша. Когда он уверенно и без признаков боязни воды чувствует себя во время игры при такой глубине, можно повысить ее уровень до груди стоящего ребенка.

Из новичков — в профессионалы

Как говорит Андрей Борисович, многие, кто занимается с детства, так увлекаются процессом, что переходят в спортивные группы.


Тренеры БГУФК сразу замечают способных ребят и рекомендуют родителям развивать их таланты.

— Специально для таких деток при университете планируется открытие детской спортивной школы по плаванию и водному поло. В настоящий момент наш бассейн позволяет ребенку переходить из группы начинающих в группы по совершенствованию техники плавания и профессиональные спортивные группы. Причем, дети не меняют привычную обстановку и занимаются в комфортной для себя среде. У нас есть как бассейн 25 м для начинающих, так и бассейн 50 м для профессионалов.


Кроме того, при БГУФК проводятся соревнования по плаванию для детей, которые занимаются в платных группах. Лучшие юные пловцы, которые работают с тренером кафедры плавания, принимают участие в соревнованиях внутри страны и за рубежом.

Совершенствуют технику плавания родители и их 15-летние дети


Обучение плаванию или совершенствование техники взрослых — 70 000 рублей
Обучение плаванию детей — 50 000, совершенствование техники плавания детей — 60 000 рублей
Обучение спортивному плаванию детей (12 занятий) — 600 000 рублей.

— К нам в такие группы часто приходят родители со взрослым ребенком (15-16 лет). Они всей семьей совершенствуют свои навыки у профессиональных тренеров и очень гордятся этим.


Андрей Борисович дополняет, что для комфортного плавания важно не только выбрать подходящую для ребенка группу, но и подобрать одежду.



Заведующий кафедрой плавания шутит, что еще в древности говорили, мол, заниматься физической культурой нужно полностью раздетым, чтобы ничего не отвлекало. Но не возле зеркала, потому как мешать будет именно оно.

Если один раз научился плавать — это не значит, что спустя время технически все повторишь

В плавании, как и в любом деле, важен опыт. Чем больше времени ребенок проводит в воде, тем лучше будут навыки. Существуют разные по длительности и количеству занятий программы по обучению детей плаванию: 12, 24 и 36 занятий длительностью в среднем по 45 минут.


— Чтобы научиться плавать без поддержки взрослых наиболее оптимально выбирать программы длительностью 24 и 36 занятий.


Чтобы постоянно поддерживать себя в форме и не потерять навык, Андрей Борисович рекомендует выполнять комплекс общеразвивающих упражнений. Например, приседание, прыжки, бег. Такая активность способствует расширению двигательно-координационных возможностей. Они же, в свою очередь, позволяют эффективно осваивать и закреплять технику плавания.



Ортопедические проблемы у детей. Что нужно знать мамам и папам?

На что нужно обращать внимание?

В год–полтора ребёнок учится ходить. Не нужно поддерживать его во время первых шагов за ручки или подмышки, потому что при слишком активной родительской поддержке у малыша не контролируется нагрузочная утомляемость и не развивается связочный аппарат, что приводит к формированию плоско-вальгусной стопы. В этот момент особенно важно отслеживать ортопедические проблемы. Вальгусные деформации в этом возрасте — не норма, и их необходимо корректировать, причём как физиотерапевтическими методами (остеопатией, массажами, гимнастикой), так и медикаментозными (ребёнку может не хватать кальция).

Дошкольный и раннешкольный возраст — время, когда манифестируются сколиозы. И самый эффективный способ разобраться с проблемой — заниматься с ребёнком гимнастикой, водить его на массажи и к остеопату. Важно приучить ребёнка к физическим упражнениям, к регулярной зарядке: это поможет избежать очень многих проблем, среди которых ранние остеохондрозы и боли в спине.

Характерные проблемы опорно-двигательного аппарата ребёнка

Если говорить о том, какие проблемы встречаются чаще всего, то это:

От опорно-двигательного аппарата зависит не только мобильность человека, но и его самочувствие в целом. Это защитная система тела, и если она работает как нужно, ребёнок будет хорошо себя чувствовать. Системные же проблемы оказывают на самочувствие очень серьёзное влияние — например, нередко головные боли напрямую связаны с неправильной походкой.

Чем раньше вы начнёте обращать внимание на осанку и походку ребёнка, тем выше шанс, что он вырастет здоровым и счастливым. Примерно с трёх месяцев мы рекомендуем внимательнее смотреть на ножки ребёнка и не пренебрегать базовой гимнастикой для новорожденных.

Почебут Галина Николаевна

Врач-остеопат, ортопед. Специализация: проблемы опорно-двигательного аппарата у детей, головные боли, неврозы у детей, лечение заикания.

Читайте также: