Развивающая среда в школе своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / МАРИЯ МОНТЕССОРИ / PRIMARY EDUCATION / SUBJECTIVE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTIVE-SPATIAL ENVIRONMENT / SUBJECTIVE-DEVELOPING ENVIRONMENT / MARIA MONTESSORI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

В статье проанализированы подходы к проектированию и организации предметно-развивающей среды , показана преемственность между дошкольным и начальным образованием при проектировании предметной среды . Проанализирован опыт учителей начальных классов по организации предметно-развивающей среды . Особое внимание уделено историко-педагогическому опыту в решении проблемы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

DESIGNING THE SUBJECTIVE-DEVELOPING ENVIRONMENT IN THE ELEMENTARY SCHOOL: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The article analyzes approaches to the design and organization of the subjective-developing environment and shows the continuity between pre-school and primary education in designing the subjective environment . The teachers of primary classes' experience in the organization of subjective-developing environment is analyzed. Special attention is paid to the historical and pedagogical experience of solving the problem.

1. Технология традиционного обучения. Построена на основе классно-урочной системы и объяснительно-иллюстративного метода обучения.

2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Данные технологии характеризуются ориентацией на свойства личности, ее развитие и формирование в соответствии со способностями человека.

3. Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся. Построена на активности ребенка в образовательном процессе, ведет к повышению мотивации.

4. Игровые технологии являются универсальным способом передачи опыта. Сюда входят познавательные и деловые игры.

5. Проблемное обучение - основывается на создании учителем проблемных ситуаций.

6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают способность и умение работать с различного рода информацией, ведут к развитию коммуникативных способностей и исследовательских умений.

Ожидаемые результаты внедрения ИОМ: повышение уровня сформированности умения планировать и организовывать собственную деятельность; контролировать процесс и результаты учебной деятельности; способности самостоятельно ставить цель, учитывая условия, осуществлять планирование; способности умения действовать по собственной инициативе;

составлять план и придерживаться алгоритма выполнения плана в процессе учебной деятельности; умения адекватного оценивания и самооценивания.

По результатам реализации ИОМ и повторной диагностики (необходимо отметить, что повторная диагностика проводилась только с учащимися с низким уровнем сформированности регулятивных УУД) мы получили следующие результаты: Из 7 испытуемых пришедших ИОМ у 5 учащихся отмечается переход с низкого уровня на средний, а 2 обучающимся рекомендовано продолжить обучение с применением ИОМ.

Таким образом, мы можем сказать, что разработанный нами индивидуальный образовательный маршрут по коррекции сформированности регулятивных УУД младших школьников успешно прошел апробацию и способен привести к повышению уровня сформированности метапредметных результатов, тем самым является средством по их формированию. В следующих публикациях будет представлены результаты ИОМ по коррекции коммуникативных и познавательных УУД.

2. Исаева, И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 116 с.

3. Касаткин, А.С. Индивидуальный образовательный маршрут в современной сельской школе / А.С. Касаткин // Научный поиск. - 2014.- № 2.3. - С. 42-45.

4. Митрофанова, Л.М. Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации / Л.М. Митрофанова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - Т. 1. - № 4. - С. 97-105.

5. Словарь иностранных слов в русском языке / сост. Е. Грубер. Москва, 2005. С. 292.

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье проанализированы подходы к проектированию и организации предметно-развивающей среды, показана преемственность между дошкольным и начальным образованием при проектировании предметной среды. Проанализирован опыт учителей начальных классов по организации предметно-развивающей среды. Особое внимание уделено историко-педагогическому опыту в решении проблемы.

Ключевые слова: начальное образование, предметная среда, образовательная среда, предметно-пространственная среда, предметно-развивающая среда, Мария Монтессори.

Annotation. The article analyzes approaches to the design and organization of the subjective-developing environment and shows the continuity between pre-school and primary education in designing the subjective environment. The teachers of primary classes' experience in the organization of subjective-developing environment is analyzed. Special attention is paid to the historical and pedagogical experience of solving the problem.

Keywords: primary education, subjective environment, educational environment, subjective-spatial environment, subjective-developing environment, Maria Montessori.

Введение. Современная научно-педагогическая мысль активно развивается в направлении поиска не только прямых форм и способов взаимодействия педагога с ребенком, но и косвенных. В ХХ веке активно развиваются идеи создания образовательной среды как косвенного способа взаимодействия с ребенком и педоцентрированного средства его развития. Требования ФГОС всех уровней подготовки характеризуют

образовательную среду как важнейшее условие реализации образовательной программы. Одна из актуальных научно-педагогических проблем на сегодняшний день - эффективная организация образовательной среды в начальной школе.

В нормативно-правовых документах современного образования идея образовательной среды активно отражена, но наибольшую проработку она получила в ФГОС дошкольного образования, тогда как ФГОС на ступени начального и основного общего образования, хотя и отмечается необходимость создания такой среды, не уточняются требования к ней. Нужно отметить, что младшие школьники по своим возрастным особенностям близки со старшими дошкольниками и в период адаптации в первом классе проблема грамотного наполнения предметно-пространственной образовательной среды имеет особую значимость.

1) отношение между участниками педагогического процесса;

2) предметно-развивающую среду;

3) содержание образования.

Условно в практике ДОУ выделены три зоны предметно-развивающей среды:

1. Зона минимальной активности (спокойная зона): уголок с книгами, уголок природы;

2. Зона средней активности: уголок творчества, игровая зона, лабораторный уголок, зона экспериментирования;

3. Зона повышенной активности: уголок спорта, уголок театра и музыки.

Истории педагогики известны некоторые подходы к организации предметно-развивающей среды. Представляют интерес идеи М. Монтессори и В.А. Сухомлинского.

1. Мебель, соответствующая росту детей (легкие столы и стулья, низкие полки, выключатели и ручки и др.);

2. 5-6 ковриков для индивидуальной работы;

3. Развивающие материалы сгруппированы и расположены в отдельных коробках, полностью подготовлены для работы и лежат в строго определенных места, доступных ребенку;

4. Уголок с игрушками, диван и библиотека выделены в отдельную зону;

6. Туалетная комната;

7. Детская кухня выделена в отдельную зону с посудой и постоянным доступом к воде;

8. Раздевалка с открытыми вешалками, с зеркалом и индивидуальными мешками для сменной одежды и обуви.

9. Зеленый уголок [3, с. 238].

В своем подходе она предъявляла к образовательному пространству такие требования:

1. Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть просторным. Наилучший вариант освещения класса - панорамные окна;

2. Цвета оформления класса должны быть успокаивающими, не вызывающими у детей возбуждения и настраивающие на работу;

3. Обязательно должен присутствовать доступ к воде;

4. Как неотъемлемый атрибут, в классе должны присутствовать комнатные растения, и у детей должен быть доступ к ним;

5. Предметы, окружающие ребенка должны соответствовать его возрасту, росту и пропорциям.

6. Обстановка должна быть максимально приближена к домашней [2, с. 51].

Главенствующая идея в планировании предметно-развивающей среды Монтессори - создать пространство, которое обеспечивает ребенку не только комфорт, но и способствует его развитию посредством предметного окружения.

В монтессори-школе дополняют образовательную среду, окружающую ребенка следующими зонами: музыкальная, искусства и танцев, географическая, естественно-научная, иностранного языка и др.

В Школе радости Сухомлинского нет четкого разделения на зоны образовательной среды школы и конкретных названий не найти, но анализ его работ позволил нам выделить некоторые зоны и дать им условные названия, исходя из задач воспитания ребенка:

4. Зона заботы о природе (сад, огород, теплица, крольчатник и мн.др);

5. Зона тишины и размышлений;

6. Зона здоровья и спорта и т.д. [6].

Представляют интерес и исследования профессора Сьюзен Б. Ньюман (Susan B. Neuman). Она выделяет такие компоненты предметно-развивающей среды: обстановка (мебель, гигиена и чистота, организация пространства), условия для различных видов детской деятельности детей (музыка, подвижные и интеллектуальные игры, рисование, танцы и др), доступность дидактических материалов (канцелярия, дидактические и развивающие игры, книги, компьютеры), психологический климат и условия взаимодействия (мастерство педагога, общение между детьми, взаимодействие с родителями). По мнению С. Ньюман предметно развивающая образовательная среда представляет собой не только материально-техническую составляющую среды, но и мастерство педагога использовать ее для создания условий выявляющих и развивающих способности ребенка [9].

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что проблема проектирования предметно-развивающей среды школы и классного кабинета проблема актуальная и привлекающая внимание многих исследователей. Неоднозначность используемого категориального аппарата приводит к определению дискуссионного пространства изучаемой проблемы. В статье охарактеризовано зонирование как подход к проектированию предметно-развивающей образовательной среды. Рассмотрены идеи проектирования предметно-развивающей среды в системах М. Монтессори и В.А.Сухомлинского. Нужно отметить, что в изученных педагогических системах присутствуют зоны физической активности, зоны умственной работы и творчества, зоны общения с природой, зоны тишины и отдыха. Учет законов педагогического и психологического развития ребенка, принципов педагогического и эстетического дизайна школьного кабинета начальной

школы, закономерности проектирования и конструирования предметно-развивающей среды в начальной школе станет предметом наших следующих изысканий. Литература:

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: AkademiA,

2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение — Москва: АСТ, 2010.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Сост М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. - Москва: Карапуз, 2001. - 272 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. -2011. - 16 фев. - N 5408.

6. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа - Москва: Просвещение, 1979. - 423 с.

7. Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2017. — № 1. — С. 143-152.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — Москва: Смысл,

аспирант Комогорцева Татьяна Витальевна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В современной России большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. В данной статье рассматривается личностный рост учителя как одна из составляющих модели духовно-нравственного воспитания в православно-ориентированной школе. Методическая работа школы должна быть способствовать развитию учителя, так как он оказывает большое влияние на воспитание ребенка. Профессиональный рост педагога возможен благодаря гибкости и оперативности методического сопровождения. Высокий методический, культурный и духовный уровень учителя является залогом успеха при реализации модели духовно-нравственного воспитания в православно-ориентированной школе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православно-ориентированная школа, общеобразовательная школа, учитель, личностный рост учителя.

An^tatton. Significant attention is given to the spiritual and moral development of schoolchildren in modern Russia. In this article personal growth of the teacher is considered as one of the components of the spiritual and moral development in Orthodox Christian-oriented schools. Methodological work of the school should nurture the development of the teacher, as it has a great influence on the education of a child. Professional advancement of the educator is possible due to the flexibility and efficiency of methodological support. The high methodological, cultural and spiritual level of the teacher is the key to the success in implementing the model of spiritual and moral education in Orthodox-oriented school.

Keyword: spiritual and moral development, Orthodox-oriented school, school, teacher, personal growth of the teacher.

Важная роль в системе духовно-нравственного воспитания отводиться школе. В современной России мы наблюдаем продуктивное взаимодействие государства и традиционных религиозных организаций в вопросах

Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.







Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.


















Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.










Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.












Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать — это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.







Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.








Информационные блоки.
На стене в прихожей расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.



Показатели оценки развивающей среды:
1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей;
3. Наличие продуктов детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
5. Невысокий уровень шума.

Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Развивающие уголки в детском саду своими руками оформляются на небольшом по площади месте. Это может быть часть стены с закрепленными стеллажами, подоконник, пробковая доска с изображениями нужной тематики – все зависит только от фантазии воспитателя, его желания и наличия материалов.

Роль уголков в развитии детей

Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.

Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.

игровые зоны в детском саду

Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.

Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.

Продумывая оформление группы в садике, целесообразно будет разделить её на зоны. Обычное зонирование группы в детском саду: спальня, столовая, зона игр и зона занятий, но можно предусмотреть и дополнительные варианты.

Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.

оформление группы в детском саду

Зонирование в детском саду

Пожалуй, планируя игровые зоны в ДОУ по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.

Для удобства все оригинальные идеи оформления группы в детском саду перенесите на план-чертёж, обязательно укажите на нём названия уголков и места их размещения.

В зависимости от обширности пространства, зонирование в группе детского сада может быть достаточно богатым. Ниже приведены наиболее популярные зоны в группе детского сада по ФГОС. Выберите и организуйте те из них, которые будут соответствовать вашим текущим целям и задачам развития и воспитания детей.

Зонирование в подготовительной группе детского сада

Площадка для подвижных игр

Важнейшую роль в развитии детей играет физическое воспитание и об этом также важно помнить, планируя оформление детского сада. Конечно, в современных детских садах предусмотрены и спортивные залы, и бассейны, но все же и в группе стоит предусмотреть мини-уголок здоровья. Эта зона должна быть достаточно просторной. Дети должны иметь возможность побегать и попрыгать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, скакалки. Однако нельзя забывать, что инвентарь должен соответствовать возрасту малышей.

уголки в детском саду

оформление уголков

уголок в детском саду

зоны в детском саду

идеи оформления группы в детском саду

Зона сюжетно-ролевых игр

Оформление игровых зон в детском саду предоставляет широкий простор для творчества их организатору. Здесь, конечно же, должно быть множество игрушек. Но среди их количества детки должны уметь ориентироваться. Поэтому необходимо сделать тематические уголки. Отдельно можно организовать парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Ещё можно создать кухонный уголок для девочек в детском саду. Для его организации подойдут игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.

Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. Обязательно разместите его, если есть такая возможность.

В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж, где будут находиться машинки разных размеров и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.

Правильное оформление зон в детском саду - отличная возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.

уголок группы

оформление группы в садике

зонирование в детском саду

названия уголков в детском саду

зонирование группы в детском саду

уголок для девочек в детском саду

Учебная зона в детском саду

В уголке обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.

Наполнение и оформление учебной зоны в детском саду должно учитывать возраст детей. Разместите здесь кубики, мозаики, различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей, развивающие и обучающие настольные игры – здесь малыши могут заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире. Не забудьте выделить место для самых простых геометрических фигур, фигур разного цвета.

Уголок безопасности можно разместить отдельно или, если не позволяет пространство группы, сделать его частью учебной зоны. Разместите здесь информацию о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, нормах поведения в помещении и на улице.

уголки в доу

развивающие уголки в детском саду

оформление игровых зон в детском саду

оформление учебной зоны в детском саду

уголки в группе

Зона социального развития

Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития и уголком книги. Желательно, расположить эту зону вдали от места шумных игр, потому как, отвлекаясь, ребенок не сможет сосредоточиться на общении с книгой. Уголок должен быть хорошо освещен и иметь место, на которое малыш сможет присесть и полистать книжку.

Через книгу ребенок познает целый спектр человеческих чувств, мыслей, отношений между персонажами. Отождествляя себя с каким-либо героем, ребенок берет на себя определенную модель поведения, которой старается следовать на протяжении жизни. Необходимо обеспечить уголок различными книгами, соответствующими возрастной категории детей. Должны присутствовать сказки, поучительные рассказы, книги о природе, а также обучающие книги. Уголок следует регулярно пополнять новыми интересными и красочными экземплярами, поддерживая тем самым интерес детей к нему.

В зоне социального развития найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.

развивающие зоны в детском саду

игровые зоны в доу

уголки в детском саду своими руками

Уголок природы

Несомненно, что оформление уголка природы в детском саду – прекрасная основа для ознакомления ребенка с природными явлениями.

В младшей группе, как правило, уголок природы ограничивается комнатными растениями, зато детям старшей группы куда более интересно будет изучить календарь, смену времен года, природные явления, части растений и деревьев.

Особого внимания заслуживает тематика уголка природы. Гораздо интереснее, когда экспозиция меняется, например, раз в квартал, тогда такой уголок группы привлечет гораздо больше внимания со стороны ребенка. Приближаясь к зиме, полезно наполнить его информацией по заботливому отношению к птицам в это время, например, выставить фотографии зимующих птиц, возможно, соорудить кормушку вместе с детьми на уроках труда.

Создание оранжереи тоже имеет немаловажное значение. На примере различных видов растений ребенок поймет, что растения бывают разные, что не у всех есть стебель, зато у всех есть корешки, а листья могут быть различной формы. Можно дополнить вашу оранжерею бабочками или стрекозами, которых детки могут сделать самостоятельно. А если горшки с растениями будут подписаны, будет вдвойне познавательно. Летом уголок природы можно дополнять живыми садовыми или полевыми растениями или цветами, а осенью плодами, которые подарила природа.

Особый интерес среди ребят заслужат живые обитатели природного уголка в детском саду. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, необходимо получить согласие всех родителей, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.

Дошкольные учреждения, как правило, недостаточно эффективно используют участок перед детским садом. Достаточно редко дети вовлечены в озеленение участка, где созданы уголки-огороды, цветники, уголки сада, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

учебная зона в детском саду

оформление зон в детском саду

зонирование в группе детского сада

оформление зон деятельности в детском саду

зонирование в доу

игровые зоны в группе

Зона музыкального развития

Музыкальный уголок в детском саду поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.

уголки в доу картинки

игровые уголки в доу

игровая зона в детском саду

Зона патриотического воспитания

А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области. Так же обязательно разместите здесь символы и портреты глав государства и вашего края. Особо украсят эту зону куклы в национальных костюмах, пусть даже вырезанные из бумаги.

оформление группы в детсаду

оформление доу своими руками

развивающие уголки в доу

оформление игровой комнаты в детском саду

Зона творческого развития

Настоящим украшением и гордостью группы детского сада служит уголок детского творчества. Работы малышей носят не только эстетический характер, но и стимулируют ребенка к достижению дальнейших успехов и служит наглядным примером взаимодействия между педагогом и ребенком.

Творческие уголки в группе, как правило, ограничиваются выставкой работ и поделок детей. Но это не единственная функция, которую они могут выполнять. Например, можно устраивать познавательные уголки в ДОУ, посвященные творчеству различных людей, например, известным художникам или композиторам.

Детки очень любят что-то делать своими руками, они всегда стараются и радуются результату, если он еще к тому же оказался удовлетворительным. И если есть возможность украшать и демонстрировать работы иным способом, то не стоит ограничиваться только лишь уголком творчества.

уголки в старшей группе по фгос

оформление уголков в группе детского сада

игровые зоны в детском саду фото

Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.

Подойдите к планированию пространства и оформлению зон деятельности в детском саду творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!

Среда, в которой растёт дошкольник, является образовательным и воспитывающим пространством. Предметы, окружающие ребенка, стимулируют его к творческому поиску, развивают способности. Чем разнообразнее среда вокруг, тем более она способствует разностороннему развитию ребенка.

Понятие предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда – это материальные объекты и эстетические условия, способствующие всестороннему развитию личности. Предметно-развивающая среда вовлекает детей в познавательную творческую деятельность: они рисуют, участвуют в спектаклях, проектах.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Развивающее пространство трансформируемо, изменяет свою функцию в зависимости от ситуации и разных интересов детей. Игры, игрушки, мебель, окружающие ребенка, рационально организуют в пространстве. Ребенок в правильно организованном пространстве может удовлетворить двигательную активность и поиграть в спокойные игры.

В предметно-развивающей среде имеется возможность свободного доступа ко всем игрушкам и развивающим пособиям. При её проектировании планируют зоны для разного вида деятельности детей: для отдыха, для занятий, для игр. Организованная по правилам развивающая среда даёт детям чувство психологического комфорта, спокойствие.

Как создается развивающая среда?

Предметно-развивающая среда – это окружение детей, в котором созданы условия для дальнейшего развития ребёнка. Пространство способствует раскрытию талантов ребёнка и гармоничному развитию.

При проектировании развивающей среды для игр, отдыха и занятий детей учитывают показатели:

  • возрастные особенности детей;
  • гендерные особенности;
  • условия для удовлетворения ежедневной двигательной активности детей;
  • условия для общения детей, воспитанников и взрослых, для их совместной деятельности;
  • условия для творческой работы;
  • условия для занятий;
  • комфортные условия для спокойных игр, релаксации.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Расстановка мебели в помещении не мешает свободно передвигаться воспитанникам, играть. Дети без усилий достают игрушки, книги, пособия. Рекомендована мебель спокойных тонов, отвечающая безопасности детей. В зависимости от функции – игровой, развивающей, релаксационной, каждая зона пространства наполняется материалами и оборудованием.

Принцип позиций при взаимодействии

Современный личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает общение с детьми на равных, дает свободу мышлению детей. Для успешного общения педагогу важно установить контакт с воспитанником или группой детей. При отсутствии контакта невозможно достижение поставленных целей.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Принцип позиции, или дистанции, предполагает позицию воспитателя как партнера. Физически это выражается тем, что глаза ребенка находятся на уровне глаз педагога, а иногда ребенок может посмотреть на воспитателя сверху. Для реализации принципа дистанции используют мебель разной высоты.

Контактируя с ребёнком один на один, учитывают индивидуальные особенности детей, находя нужную дистанцию для общения. Одни дети комфортно общаются при близком контакте, другим необходимо общение на расстоянии.

Дистанция для общения может меняться и в зависимости от настроения ребёнка, от вида деятельности, которым он занимается в данный момент. В развивающем пространстве каждый ребенок должен иметь возможность найти себе место для комфортного общения.

Принцип активности

Под принципом активности в предметно-развивающей среде понимается возможность совместного моделирования развивающего пространства ребенком и взрослым. Принцип активности означает, что окружающая детей среда должна формировать у детей познавательный интерес, подталкивать их к активному творчеству.

Звуки природы, вода, песок, камни формируют эстетические чувства детей, эмоции. Звуки используют как фон при играх детей, на занятиях. Занятия детей в музыкальном зале, спортивном зале, где дети могут высказать свои идеи, способствуют реализации принципа активности.

Принцип стабильности-динамичности

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Предметно-развивающая среда – это стабильное и одновременно динамичное пространство.

Воспитанники привыкают к определенному местоположению предметов, например:

  • ящиков с игрушками;
  • мягкой мебели;
  • стеллажей.

Само помещение игровой комнаты является зоной стабильности: дети приходят сюда, играют, занимаются и отдыхают. В то же время предметное наполнение динамично.

Используя конструктор можно построить гараж, школу, дома. Дети, имеющие возможность перестроить окружающую обстановку по своему желанию, настроению, активны, изобретательны. Новые ощущения и эмоции создают позитивный настрой. Уютная, комфортная обстановка способствуют лучшему восприятию информации от педагога, плодотворному контакту.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Соблюдение принципа гибкого зонирования и комплексирования дает возможность детям одновременно заниматься разными видами деятельности. При этом воспитанники не мешают друг другу.

Помогает построить предметно-развивающую среду зонирование помещения с помощью переносных перегородок, ширм, расстановка мебели. Зоны легко можно перепрофилировать на разные темы путем смены предметного наполнения, оформления. Для плановых занятий по программе оборудованы спортивный зал, музыкальный зал.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда – это платформа, на которой формируются основы восприятия себя по половой принадлежности, самоидентификация себя как мальчика или девочки.

Для младшего возраста оформление групп построено так, что дети учатся осознавать свою половую принадлежность:

  • для девочек постельные принадлежности одного цвета (розовые, оранжевые), для мальчиков другого;
  • в уголке для девочек наборы игр – куклы, набор посуды, игра «Поликлиника;
  • в уголке для мальчиков представлены разного вида конструкторы, виды транспорта.

Работа педагога в этом направлении ведется по привитию правил общения между мальчиками и девочками. Воспитатель ненавязчиво развивает склонности детей, учитывая общественные эталоны мужественности, женственности.

Принцип сочетания разнообразных элементов

Предметно-развивающее пространство организуется по принципу сочетания привычных и неординарных элементов в оформлении. С принципа совместимости разнообразных элементов начинается эстетическое развитие ребёнка.

Это обязательное оформление интерьера помещений группы, образовательного учреждения большими яркими игрушками из различного материала:

Оформленные выставки простых скульптурных произведений, этюдов развивает у воспитанников чувство прекрасного, знакомит с культурой мира. Для разностороннего восприятия картины мира воспитатель знакомит детей с эпизодами из жизни животных в разных жанрах: юмористическом, реалистическом, фантастическом.

Речевая развивающая среда группы

Речевая развивающая среда – составная часть общего развивающего пространства воспитанников. От организации речевой развивающей среды зависит развитие познавательного интереса детей. Речевую среду формируют предметное окружение и речь, общение педагога с воспитанниками.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Обращаясь к воспитанникам, педагог следит за правильным построением предложения, точностью высказывания, чистотой речи, отсутствием слов-паразитов, лаконичностью. В группах оборудуется речевые уголки – дети могут играть индивидуально или группами.

В речевых уголках собраны:

  • сюжетные картинки – по временам года, занятиям людей. По ним дети составляют рассказы;
  • скороговорки, поговорки, пословицы;
  • рассказы, сказки по программе, меняющиеся детские журналы;
  • музыкальные игры;
  • ярко оформленные настольные игры-путешествия.

Комплексные меры

Предметно-пространственная организация среды в дошкольном учреждении направлена на гармоничное развитие воспитанников. Комплексные меры включают и предметное наполнение пространства, и деятельность педагогов, и взаимодействие с родителями.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

Все применяемые меры организации пространства направлены на комфортность нахождения ребенка в нем, присутствие стремления к познанию нового через игры, занятия, через рассматривание картин и книг. Окружающее детей пространство развивает, укрепляет здоровье и безопасно для жизни детей.

Основным составляющим звеном в правильной организации пространства является квалификация педагога. Воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организует их, преподает основы этики поведения.

Плодотворное сотрудничество с родителями повышает положительный результат воспитания и развития. Дети быстрее осваивают новое, легче адаптируются, если родители откликаются на рекомендации педагогов, выполняют их при общении с детьми дома.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

Предметно-развивающая среда – это то, что помогает ребёнку развиваться активнее, динамичнее. Используя минимальное количество вложений, взрослые организовывают развивающее пространство в домашних условиях. Нужные материалы найдутся дома.

Главное условие организации развивающего пространства – безопасность для ребёнка. Убираются опасные предметы и оборудуются помещения, чтобы ребенок мог спокойно передвигаться, без вреда для здоровья.

Азбука, цифры, предметные картинки

Развивающие средства и пособия должны быть доступны для ребенка в любой момент. По мере роста развивающие пособия, книги, игрушки перекладываются на полку выше. При желании рисования, вырезания, зная, где находятся принадлежности, ребёнок занимается самостоятельно.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с введением ФГОС?

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта к организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении предъявляются требования:

  • содержательность и насыщенность. Наполнение средствами обучения, инвентарем, материалами, позволяющими удовлетворить потребности воспитанников в двигательной, игровой, творческой деятельности;
  • трансформируемость. Изменяемость в зависимости от ситуации, от поведения и желания детей;
  • полифункциональность. Предметы используются в разных вариациях, в разных видах деятельности детей;
  • доступность. Предметы и пособия доступно всем;
  • безопасность. При организации развивающего пространства соблюдаются все санитарно-эпидемиологические нормативы и правила пожарной безопасности.

Предметно-развивающая среда по ФГОС в ДОУ помогает реализации образовательных программ по:

  • социально-коммуникативному развитию;
  • познавательному развитию;
  • речевому развитию;
  • художественно-эстетическому развитию;
  • физическому развитию.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

При организации среды в предметном содержании отсутствуют игрушки и пособия, провоцирующие детей на агрессивные действия, жестокость, насилие. Пространство развития детей наполняется элементами, имеющими высокий развивающий потенциал.

Чем больше заданий можно придумать с использованием элементов среды, тем выше их развивающий потенциал. Цветовое и световое содержание пространства комфортно для детей. Рекомендовано окрашивание стен в светлые пастельные тона, а освещение должно быть равномерным.

Одним из требований ФГОС является возможность изменения зон среды, предметного наполнения. Развивающая среда оперативно изменяется при помощи ширм, знаков, символов, делится на зоны. Если обстановка не изменяется длительное время дети скучают, теряют интерес.

В окружающей детей развивающей среде используются информационно-образовательные технологии для групповой работы, для индивидуальной работы под руководством педагога.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

По ФГОС требования к организации предметно-развивающей среды различаются в зависимости от возраста детей.

Для младшей группы

Младшую группу составляют воспитанники 3-4 лет. В этом возрасте дети учатся самостоятельности, любознательны и активны. Дети предпочитают групповые, коллективные игры, предпочитают общение друг с другом, а не с воспитателем.

Развитие детей этого возраста часто сильно различается. Одни дети развиваются быстрее, запоминают информацию. Другим нужно время подумать. У детей продолжают формироваться навыки самообслуживания.

При организации предметно-развивающей среды для младшей группы соблюдаются требования:

  • предметы развивающего пространства имеют размеры, чтобы детям комфортно было ими играть и манипулировать. Дети свободно держат их в руке;
  • все зоны хорошо освещены;
  • педагог имеет возможность видеть всех детей в любой точке помещения, участка;
  • книги, игрушки, пособия периодически дополняются и обновляются;
  • для каждого ребенка созданы условия активного поиска;
  • двигательная активность детей удовлетворяется полностью.

Для средней группы

Дети средней группы 4-5 лет по сравнению с младшей имеют более сформированные навыки самообслуживания. В играх, общении друг с другом учитываются общие интересы. Появляются ролевые игры, воспитанники понимают, что играют роль. В конструировании преобладают сложные постройки из 6-7 элементов. Дети этого возраста очень любознательны, хотят знать обо всём, что видят вокруг.

Для мальчиков собираются наборы военной техники, виды транспорта, строительная техника. У детей 4-5 лет возрастает желание к конструированию, среда оснащается конструкторами разного размера.

Активный поиск нового, любознательность удовлетворяются сменой материалов в зонах, сменой расположения предметов. Располагая предметы на границах зон, можно легко использовать их для разных видов деятельности, в разных играх.

Для образовательного сектора рекомендуется:

  • наличие уголка природы с сезонными изменениями;
  • уголок математики;
  • материалы и оборудование для опытов – песок, вода, магниты;
  • материал по краеведению – иллюстрации, открытки, альбомы.

Педагоги следят за доступностью предметов для всех детей, эстетичностью оформления группы и систематическим обновлением предметного содержания.

Для старшей группы

Дети 6-7 лет – это старшая дошкольная группа. Воспитанники приходят к пониманию, что они старшие дети в саду. Педагогам рекомендуется активное привлечение детей к созданию развивающего пространства. В этом возрасте сознание детей выходит за рамки личного опыта, они узнают о странах, животных, растениях через книги, передачи, интернет-ресурсы.

Предметно-развивающая среда. Что это такое в ДОУ старшей, средней, подготовительной, младшей группах

В группе рекомендуется оформление учебной зоны с доской и партами, напоминающей школьную обстановку. Это поможет в будущем быстрее адаптироваться ребёнку в школе.

Библиотека дополняется энциклопедиями, рассказами о детях, о животных. Уголок творчества кроме бумаги, карандашей, красок дополняется глиной, гипсом. Расширяется краеведческий уголок, дополняется гербом, флагом страны.

Уделяется большое внимание наличию и использованию предметов, способствующих развитию чтения у детей:

  • таблицы с буквами;
  • настольные игры с цифрами и буквами;
  • книги с крупным шрифтом.

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-пространственная среда, учитывая требования ФГТ, даёт возможность каждому ребенку заняться интересным ему видом деятельности, удовлетворить потребность в общении.

Предметное наполнение развивающего пространства учитывает половые различия детей. Представлены материалы, игрушки и игры, воспитывающие мужественность у мальчиков и женственность у девочек. Обязательно присутствует уголок ряженья, используя предметы которого дети примеряют разные роли.

Рекомендуется дополнять предметное наполнение ящиком с бросовым материалом: лоскутами, разноцветными пластиковыми крышками, лентами, например. Дети могут по ходу игры смастерить недостающие элементы. Организуя окружающую среду для детей учитывают, что ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая.

Предметная среда динамична, меняется в зависимости от возраста, желания воспитанников. Это открытая система, учитывающая новые потребности. Развивающее пространство активизирует самостоятельность ребенка, здесь он получает знания, социальный опыт.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. п.

№ слайда 1

Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды

№ слайда 2

Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса. Цель проекта: организация предметно-пространственной среды в 1 классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.

Задачи проекта: организация предметно-пространственной среды для учащихся первог

№ слайда 3

Задачи проекта: организация предметно-пространственной среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей; создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды. Принципы дистанции, п

№ слайда 4

Принципы конструирования предметно-пространственной среды. Принципы дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов. Принцип открытости – закрытости, может быть представлен в нескольких аспектах: - Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Новизна проекта Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе по

№ слайда 5

Новизна проекта Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА I. ЭТАП – Организационный изучение положения о проведении конкурса

№ слайда 6

ЭТАПЫ ПРОЕКТА I. ЭТАП – Организационный изучение положения о проведении конкурса; определение ответственных за проект; изучение опыта работы над проектами; подбор информации из интернета и других печатных источников; изучение нормативных документов. II.ЭТАП – Содержательный 1. Разработка подходов к организации предметно – развивающей среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС. 2. Опрос среди учащихся, учителей, родителей. 3. Выяснение материально – технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т. д. 4. Разработка дизайн – проекта. 5. Экономическое обоснование. 6. Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне. 7. Практическая деятельность по реализации дизайн – проекта (приобретение, сборка, расстановка, монтирование) 8. Оформление проекта. III. ЭТАП – Анализ деятельности

Анализ и проработка идеи В начальной школе мы предусматриваем пространства, пост

№ слайда 7

Анализ и проработка идеи В начальной школе мы предусматриваем пространства, постоянно доступные детям и различающихся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально: предназначенные для общения и для уединения; предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения; предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений. Мы так же предусматриваем предоставление возможности детям с самого начала своей школьной жизни участвовать в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-развивающей среды. Это даст ребёнку ценностный опыт творческого преобразования действительности. Положительным для учителя является умение организовать в своём кабинете несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.

I. Предметная зона: Может быть представлена тремя центрами

№ слайда 8

I. Предметная зона: Может быть представлена тремя центрами

Математичекий - наборы магнитных цифр; геометрических фигур; счётный материал; п

№ слайда 9

Я познаю мир - коллекция полезных ископаемых; гербарии; демонстрационный материа

№ слайда 11

Я познаю мир - коллекция полезных ископаемых; гербарии; демонстрационный материал: муляжи овощей, фруктов, грибов, насекомых и т. д.; коллекция бабочек и жуков; - микроскопы; глобус; компас; секундомер; термометр; атласы. - подборка книг о природе, животных, растениях; детские энциклопедии и т. д.

II. Зона отдыха: И Г Р О В О Й (а к т и в н ы й о т д ы х) Мы предлагаем оборудо

№ слайда 12

II. Зона отдыха: И Г Р О В О Й (а к т и в н ы й о т д ы х) Мы предлагаем оборудовать полками для игрушек.. Н а полу ковёр с большими мягкими подушками и резиновыми мячами для того, чтобы дети могли принять удобные позы, расслабиться, покататься на мячах, поползать. В углу – столик со стульчиками для настольных игр (шашки, шахматы, конструкторы различных типов, мозаики, домино и т. д.)

Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть! Хороши у нас игрушки: Куклы, ми

№ слайда 13

Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть! Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть!

З Е Л Ё Н Н Ы Й У Г О Л О К (спокойный отдых) Можно поставить мягкие диванчики д

№ слайда 14

З Е Л Ё Н Н Ы Й У Г О Л О К (спокойный отдых) Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг. К ресла банкетки для просмотра телевизора и рассматривания книг. Д ля успокоения можно поставить фонтанчик с журчащей водой. В качестве украшения использовать репродукции картин, коллажи. На стене – множество комнатных цветов. Уместен цветовой дизайн и фитодизайн.

III. Творческая зона

№ слайда 15

III. Творческая зона

Может представлена местом где ребёнок может проявить свои творческие способности

№ слайда 16

Может представлена местом где ребёнок может проявить свои творческие способности. На столах или стеллажах индивидуальные наборы: цветной бумаги различных типов, картон, фольга, канцелярские принадлежности и т. д. Здесь всё направлено, чтобы ребёнок рисовал, лепил, конструировал, вырезал, клеил. Здесь же выставляются творческие работы детей: поделки, игрушки, рисунки. Рядом информационный стенд содержащий информацию достижений учащихся, листовки, грамоты, поздравления.

Вывод: На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная пр

№ слайда 17

Вывод: На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели в организации образовательной среды в начальной школе в целях создания единого образовательного пространства школы.

Читайте также: