Развивающая среда на участке детского сада своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:

- участки групп с теневыми навесами;

- размеченную дорожку для занятий бегом;

- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

- цветочные клумбы, цветники, огород.

3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

- площадку для игр с песком;

- бассейны для игр с водой.

4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

- общения детей с книгой;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

10. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Консультация для воспитателей

Создание предметно

-развивающей среды на участке

МДОАУ №103,2018 г.

Детский сад-это второй дом и для детей, и для нас, педагогов. Свой дом хочется сделать уютным и теплым. А детский сад ещё и максимально развивающим. Поэтому постоянно пополняется и изменяется предметно-развивающая среда не только в группе , но и на прогулочной площадке детского сада. Сделать это не просто : требуется мастерство, творчество и материальные затраты. И как правило, всегда стоит проблема, как оформить площадку так, чтобы каждому ребенку обеспечить возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Ежегодно мы уделяем большое внимание предметно-развивающей среде на уличной площадке детского сада. Это одна из немаловажных целей работы.

При воспитании, образовании и развитии детей в условиях детского сада решается одна из основных задач : сохранить и укрепить здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни. Прогулка является одним из средств оздоровления детей , развития их физически. Прогулка является первым и наиболее доступным средством для закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды , к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка – это уникальная возможность обогатить ребенка новыми знаниями. Разбудить в ребенке познавательную пытливость. Нам необходимо дать детям то образование, которое необходимо для их возраста - ощупать каждую вещь, понюхать её десяток раз, совершить с предметом изучения определенные действия , десяток раз осмотреть, десяток раз повторить назначение предмета и т . д. Надо идти навстречу желанию ребенка расширять свой горизонт путём наблюдения живой природы, людей, их труда, их взаимоотношений. В результате чего у детей расширяются возможности к познавательной активности, появляется стремление к исследовательской, творческой деятельности сопровождающееся радостным, удовлетворенным, эмоциональным состоянием.

Для реализации данных задач (т. е. для развития и воспитания личности) необходимо создать такую предметно – развивающую среду , которая бы соответствовала всем нормам и требованиям безопасности в соответствии с СанПиН и ФГОС, а именно – сделать малые игровые формы для игр, установить оборудование для различных движений, которые бы имели привлекательный вид и прочность, и качество изготовления, соответствовали возрасту и силам детей. Так появилась идея обустроить прогулочную площадку для самых маленьких посетителей нашего детского сада. Как создать условия для развития детей? Как создать такую обстановку при которой будут царить атмосфера радости, покоя и тепла? Что включить в предметную среду , чтобы адаптационный период приводил к меньшему напряжению, волнениям, а привыкание проходило быстрее и безболезненнее? Покупка готового оборудования обошлась бы нам не по карману. Проанализировав свой педагогический опыт, составила примерный проект построек с обозначением целей и обратилась к родителям, получив одобрение.

Для реализации планов мы :

1. Определили участников реализации проекта

2. Разработали эскизы различных вариантов оформления

3. Решили вопрос обновления пространства участка

4. Продумали обеспечение материально – технической базы (поиск строительного материала : доски, блоки, поликарбонат, краска, рассада цветов, бросовый материал)

5. Распределили совместные действия родителей и сотрудников

6. Подумали о сохранности и уходе за постройками и цветниками

2. Машина – один из лучших видов транспорта. Вмещает подгруппу детей вместе с воспитателем. Крыша предохраняет сидячие места от намокания, что немаловажно в осенние холодные дни. Игры по содержанию отражают домашний быт : поездки на дачу, в деревню к бабушке Арине, в лес … т. е. проигрываются эпизоды из своего опыта. Игры носят сюжето-отобразительные действия.

4. Горка – с которой можно кататься круглый год, преодолевать страх и ликовать от восторга. Служит для развития физических качеств ребенка.

Дети в адаптационный период чаще не проявляют собственной активности, но, благодаря совместным играм с детьми, мы выполняем основные задачи :

1. Наладить доверительные отношения с каждым ребенком

2. Становимся интересными партнёрами по игре

3. Дарим минуты радости и пытаемся вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игры не продолжительные по времени, повторяются несколько раз. Поэтому немаловажно расположение игровых объектов на площадке таким образом, чтобы было удобно и легко переключить ребенка от одного вида деятельности к другому, меняя сюжет.

Качели - любимейшее место. Здесь бывает хорошо и одному.

Продуманные безопасные клумбы (выполненные из бросового материала) и с любовью выращенные цветы придают эстетичный и законченный вид нашей прогулочной площадке.

Модель оформления базировалась на двух идеях :

1. Создать уют , комфорт на прогулочной площадке

2. Для полного и разностороннего развития создана специальная организованная среда для игр , отдыха и занятий.

Поставленная задача выполнена. Наша дизайн площадка стала любимейшим местопровождением для детей.

С приходом волшебницы зимы появляются новые развлечения.

Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащение ума впечатлениями, а души – красотой и светом.

Опыт показал, что именно такая непрерывная деятельность детей в насыщенных созданных условиях создает хорошее настроение приводит к значительному снижению заболеваемости, дети быстрее привыкают к условиям детского сада и развиваются.

Результатом работы удовлетворены и педагоги и родители. Кроме того, работа над проектом позволила установить тесные доверительные отношения между участниками , что значительно облегчает дальнейшие взаимоотношения.

Наша цель – это гармонично-развитые дети :

1. Свободные, активные, самостоятельные, проявляющие инициативу и в деятельности и в общении;

2. Открытые для общения со взрослыми;

3. Дружелюбные и терпимые по отношению к сверстникам;

4. Эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведения искусства; на состояние других людей.

Высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям сделают прогулку удивительной и неповторимой.


- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

  1. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:

- участки групп с теневыми навесами;

- размеченную дорожку для занятий бегом;

- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

- цветочные клумбы, цветники, огород.

  1. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

- площадку для игр с песком;

- бассейны для игр с водой.

  1. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

- общения детей с книгой;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

  1. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.
  2. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

  1. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.
  2. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.
  3. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.
  4. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.

В.В. Горбунова "Организация летне-оздоровительной кампании в детском саду"


В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения [4].

При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс. Эколого-развивающий комплекс рассматривается как условное понятие, обозначающее объединение специальных мест (объектов) на территории дошкольной образовательной организации. Объекты подобного комплекса, в том числе природные, группируются определенным образом и используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период (В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.).

Подобный комплекс, создающийся, прежде всего, с целью расширения образовательного пространства детского сада, позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи: формировать начала экологического сознания у детей дошкольного возраста; сохранять и укреплять их физическое и психическое здоровье; активно развивать познавательные интересы дошкольников, стимулируя интеллектуальное развитие детей; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество; формировать умения и навыки организации совместной деятельности и др.

В основе создания эколого-развивающего комплекса на участке детского сада лежат определенные принципы, а именно:

1) принцип интеграции образовательных областей;

2) принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных составляющих эколого-развивающего комплекса;

3) принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды;

4) принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

5) принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны;

6) принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.

Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территории детского сада, включает экологические пространства, нескольких общих укрупненных функциональных зон, а также отдельные тематические уголки на детских игровых площадках.

С целью укрепления физического здоровья детей на территории детского сада помимо спортивной площадки, целесообразно оборудовать дорожки здоровья, на которых должны быть представлены разные по форме и структуре поверхности материалы: шишки, песок, различные камешки и другой материал, прежде всего, природный. Дорожки здоровья могут заканчиваться небольшим водоемом. Подобные дорожки обеспечивают эффективный массаж стоп и закаливание. В зимнее время спортивные зоны на участке детского сада преображаются: дорожки здоровья превращаются в ледяные и используются для скольжения детей; по территории прокладывается детская лыжня; выстраиваются снежные крепости для проведения спортивных забав и развлечений; возводятся снежные горки для катания и др.

Тихий уголок может включать небольшие искусственные водоемы с крупными фигурами птиц, животных, насекомых, земноводных, а также подвесные корзинки, сетки с вьющимися растениями, живые изгороди, необычные скамейки и столики, словом, все то, что привлекает внимание детей и создает возможности для отдыха и уединения.

Патио представляет собой отдельный внутренний дворик, как правило отгороженный от прогулочных дорожек аркой (перголой). Патио используется для детского отдыха, проведения с детьми спокойных игр, а также для занятий творчеством. Внутри такого дворика предполагаются зеленый газон, различные дорожки (песчаные, каменистые, из окрашенной щепы), беседка, небольшие фонтанчики, красивые столы, стулья и лавочки; большие доски для детского творчества, мини-шкафы для хранения материалов, используемых в творческой деятельности детей; стеллажи с книгами, детскими журналами, играми и др.

Эколого-развивающий комплекс должен стать интерактивным, т. е. обеспечить активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей, развитие детского творчества, совместное решение проблемных ситуаций, использование воспитателями интерактивных технологий [1].

Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования; духовно-нравственное социально-коммуникативное и творческое становление детей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам детского сада.

1. Интерактивная педагогика в детском саду, Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, детское творчество, дорожка здоровья, дошкольная образовательная организация, зимнее время, зимний период, ребенок, возрастная группа.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний.

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей.

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками.

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Строительство и благоустройство детских площадок

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Организация образовательной деятельности на экологической.

экологическая тропа, ребенок, наблюдение, дошкольник, детский сад, природа, дошкольная организация, дошкольный возраст, младший возраст, образовательная деятельность.

Особенности организации детского огорода на территории.

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп. Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород. Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной.

− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке.

Воспитание основ экологической культуры старших.

Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — м.: союз, 2010.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний.

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей.

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками.

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Строительство и благоустройство детских площадок

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Организация образовательной деятельности на экологической.

экологическая тропа, ребенок, наблюдение, дошкольник, детский сад, природа, дошкольная организация, дошкольный возраст, младший возраст, образовательная деятельность.

Особенности организации детского огорода на территории.

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп. Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород. Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной.

− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке.

Воспитание основ экологической культуры старших.

Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — м.: союз, 2010.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации предлагаются педагогоа варианты оформления развивающей среды на участках детского сада для организации двигательной, исследовательской, трудовой деятельности и др.

Оборудование участка для обеспечения двигательной деятельности и оздоровления

Оборудование участка для обеспечения двигательной деятельности и оздоровления










Оборудование участка для обеспечения игровой деятельности

Оборудование участка для обеспечения игровой деятельности




Оборудование участка для обеспечения исследовательской деятельности

Оборудование участка для обеспечения исследовательской деятельности








Оборудование участка для обеспечения наблюдений и трудовой деятельности

Оборудование участка для обеспечения наблюдений и трудовой деятельности

Читайте также: