Развивающая среда на участке детского сада своими руками младшая группа

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:

- участки групп с теневыми навесами;

- размеченную дорожку для занятий бегом;

- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

- цветочные клумбы, цветники, огород.

3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

- площадку для игр с песком;

- бассейны для игр с водой.

4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

- общения детей с книгой;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

10. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.


Создание развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада является важной педагогической задачей, направленной на предоставление детям дошкольного возраста возможности для общения друг с другом, для развития игровой, трудовой деятельности, для наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы, для исследовательской деятельности, а также для развития двигательной активности во время зимней прогулки.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды на участке в зимний период необходимо руководствоваться требованиями безопасности, эстетического оформления снежных построек.

К созданию развивающей предметно-пространственной среды на участке были привлечены родители. На первом этапе они помогли расчистить участок от снега, сделать снежные кучи, на втором этапе - построить снежные постройки, на третьем этапе - залить и оформить их.

Для физического развития воспитанников мы построили снежные лазы. Они получились вариативными. Снежная постройка в виде курицы служит для подлезания через обручи. Можно организовать подлезание детей в одном направлении, одновременно через каждый обруч, например, разделив детей на группы, можно организовать подлезание поточным способом, по кругу.




Снежные постройки чебурашка и медведь служат для метания снежков, шариков в горизонтальную и вертикальную цель. При выполнении упражнения мы уделяли внимание на технику метания, упражняли детей выполнять метание левой и правой рукой.




Для создания радостного настроения во время прогулок мы организовывали зимние забавы: катание с горы. На участке есть стационарное оборудование-горка. А также мы сделали снежную горку. Дети с удовольствием катались на ледянках.


Во время зимних прогулок мы создавали условия для экспериментальной деятельности детей. Дети использовали атрибут снежколеп для лепки снежков, лепили снеговиков.







Для развития игровой деятельности мы построили из снега корабль и машину. Во время игрового взаимодействия детей друг с другом мы создавали игровые ситуации, при этом уделяли внимание развитию у детей творческого воображения, умению развивать замысел игры и вступать в ролевое взаимодействие.



При формировании трудовых навыков предлагали детям расчистить дорожки от снега, смести снег с построек. Использовали с этой целью лопатки, щётки.


Цель: Создание предметно-пространственной среды на территории участка.

Материалы и инструменты

Пластмассовые катушки
лист ДВП
пластмассовые бутылки
лист аргалита
линолеум
автомобильная покрышка

Пластмассовые катушки скреплены саморезами, из листа ДВП вырезан круг и окрашен эмалью. Саморезом прикручен к катушке. Получился стол.

Их можно использовать для игр с настольным конструктором, для рисования или если малыш захочет просто посидеть и посмотреть любимую книжку.


Для поднятия настроения и отделив зону для игр с водой была сделана цапля. Из донышек от бутылок был придуман ручеёк, который используется для перешагивания.



Для бега вырезала из листа оргалита и покрасила эмалью яблоко и грушу, это веселее чем просто добегать до конуса.


Для украшения, а так же для определения силы ветра, из ленолиума были вырезаны насекомые.

Малыши с удовольствие подходили и дули, тем самым разрабатывая легкие и артикуляционный аппарат.




Из автомобильной покрышки и линолиума был сделан цыплёнок для метания в вертикальную цель.



Из Стаканчиков от йогурта и киндеров были сделаны цветочки для оформления клумбы.


Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;

Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на участке.

Цель: Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

1.Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2.Использовать дополнительные возможности (благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

5.Развивать у детей познавательные процессы, необходимых им для правильной и безопасной ориентировки на улице, формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.

  • Благоустройство территории ДОУ;
  • создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей; формирования навыков и привычек безопасного поведения на улице;
  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
  • создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в районе.

Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, спортивные снаряды, вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.

Если же перед вашим взором предстанут разваливающиеся постройки, сорняки в цветниках, нет ярких красок, вы наверняка захотите быстрее уйти. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.

В связи с введением ФГОС, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий

человека. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей. Создание данного проекта ставило следующую цель: инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности через изменение среды участка детского сада.

2. Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород. Территория имеет ухоженный вид.

  • Эстетическая зона:
  • Около здания детского сада разбиты 3 больших цветника. На каждом прогулочном участке имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек. Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц у входа детского сада и более интересно оформить саму территорию у центральных и запасных входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.
  • Физкультурно-спортивная зона:
  • важная часть территории детского сада. Она представлена спортивной площадкой. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания, разнообразные турникеты. На участке старшей группы имеются бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.
  • Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку элементами для игры баскетбол, метании мяча в цель, снарядами для лазания, перелезания, подлезания, развития координации движений, самомассажа стопы.
  • Зона отдыха. На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Одно из любимых мест ребят–песочницы. Над всеми песочницами имеются зонтики от солнца.
  • Проблема: нет уголка уединения (релаксации). На участках групп создать дополнительное оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой. Не оборудованы прогулочные веранды.
  • Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений.
  • Проблема: Для ухода за растениями необходимо приобрести детские лейки и цапки, создать красивые вывески.
  • На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожная разметка с пешеходным переходом, круглая площадь. Эта площадка ежегодно используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Здесь же проходят викторины по ПДД внутри детского сада.
  • Проблема: нет уголка по ПДД, во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей и родителей. Необходимо заровнять поверхность малозатратными способами и силами.
  • Безопасность жизнедеятельности. Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличным фонарем. На участке детского сада много зелени. Вокруг детского сада - зеленое ограждение. Это защищает участки от пыли, очищает воздух. Групповые участки тоже разделяются зеленой изгородью. Они создают декоративные барьеры между участками. Для этой цели использованы низкорослые кустарники. Все это служит также защитой от солнца в жаркое время года. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.
  • Проблема: Требуется замена железной сетчатой изгороди по всему периметру территории ДОУ, в соответствии с СанПиН.

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, бордюры, одиночно стоящие растения. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

Через опыт оформления детских тематических уголков своими руками проходит каждый заинтересованный родитель. В создании этого обязательного элемента интерьера в дошкольных и школьных учреждениях участвуют сами питомцы и педагоги.


В качестве предметов, составляющих композицию, могут использоваться поделки, сделанные во время занятий или специально подобранные предметы (сувениры, печатная продукция), имеющие развивающее значение.


В детском саду и младших классах к оснащению уголков могут привлекаться и родители. Их опосредованное участие подразумевается также и на последующих этапах учебы, когда ученики, получив соответствующее творческое задание обращаются за помощью к членам семьи.


Краткое содержимое обзора:

Особенности интерьера в детском саду

Декорирование помещений в комнатах для игр и занятий позволяет сделать зонирование пространства, и оптимально использовать визуальные атрибуты в процессе воспитания и развития ребенка.







Помимо постоянных уголков с игрушками, конструкторами и материалами для ручного труда, организуются стенды и полки с работами детей, которые периодично обновляются.


Экспозиции с поделками и рисунками тематические дополняют тематику утренников, они могут меняться в соответствии с временами года и праздничными датами.


Для создания выставочной доски для рисунков наиболее приемлемым материалом считается легкий пробковый лист, на котором можно фиксировать бумагу при помощи кнопок. Он может быть прямоугольным или с фигурной вырезкой.


Пробковый щит устанавливается на деревянной, пластмассовой или алюминиевой раме, которые прочно закрепляются на стене. Поверхность стенда можно расписать краской или декорировать фигурками из самоклеящейся бумаги.


Для создания демонстрационной доски, содержание которой обновляется ежедневно, можно использовать рамку с натянутой тканью, рисунки при этом фиксируются безопасными булавками.


Изготовление своими руками паспарту и специальных кармашков для бумаги – составная часть оформления уголков в детском саду.


Возможность отказаться от кнопок и других металлических крепежей, обезопасит детей и они смогут самостоятельно менять экспонаты.


Для размещения объемных поделок удобно использовать узкие настенные полки. В фон конструкции можно креативно вписать изображения сказочных персонажей в позах, поддерживающих подставки для фигурок, сделанных детьми.


Уголок для общения с природой

Концепция оформления уголка природы своими руками зависит от возрастной группы и возможностей регулярного ухода за экспонатами.

Читайте также: