Разрезная азбука для 1 класса как сделать задание

Обновлено: 04.07.2024

Тема Работа с разрезной азб у кой. Чтение слогов и слов с бу квой В.

Цель: Закреплять умение составлять слог и и слова с буквой в, упражнять уч - ся в

Коррекция и развитие при емов анализа и синтеза при работе с разрезной азб у кой ;

фонематического слу х а учащихся через выделение зву ков в словах и оп ределение их

развивать артикуляционный аппарат уча щихся через артикуляционные упражнения.

формирование учебной мотивации, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование : б уквари, иллюстрации, кассы бу кв для инди вид у альной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы у ч - ся.

Игра проводится после изучения букв русского алфавита.

    разрезная азбука – каждый ученик, по очереди вытягивает карточку с буквой, но не смотрит, отдает учителю, затем загадка – угадай букву;
  • на каждую букву – задание, за правильный ответ жетон.

А - эта буква – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а], например:

- Как тебя зовут? (Анна)

- Как твоя фамилия? (Андреева)

- Какие фрукты ты любишь?

- В каком месяце у тебя день рождения?

- Что ты хочешь, чтобы тебе подарили?

- Чем ты будешь угощать гостей?

Б - эта буква с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Подбери на букву и назови слово, противоположное по смыслу (антоним):

- маленький – большой,

- черный – белый,

- медленный – быстрый,

- молчаливый – болтливый,

- здоровый – больной,

- стоять – бежать.

В - к единице три поставим…
Что за букву мы составим?

- На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов.
Сколько крот нашел грибков? (3)

- Три ромашки - желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)

- Сидят рыбаки, стерегут поплавки:
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей.
Рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (9)

- Пять ворон на крышу сели.
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

- Два гуся летят над нами.
Два других за облаками.
Пять спустилось на ручей.
Сколько было всех гусей? (9)

Я сегодня рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Три матрешки - на окошке,
Две Маринки - на перинке,
Пупсик с Катей, Буратино.
И Петрушка в колпачке
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счету сбилась.
Помогите мне опять
Кукол всех пересчитать. (9)

- На лестнице нашей детишек не счесть:
Есть Миша, и Саша, и Машенька есть.
Два Пети живут на втором этаже.
Там жил еще третий, но вырос уже.
Сколько детишек на лестнице нашей? (5)

Г - И подобно кочерге,
Горбит спину буква …Г.

Найди лишнее слово: КРУГ, ПЛУГ, ДРУГ, ВОЛК, ТИГР, ГРАЧ (Волк – нет буквы Г).

Д - Эта буква напоминает
Домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.

Подбери к данному слову подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета (на букву Д):

- девочка – добрая,

- доска – деревянная,

- дорога – длинная, деревянная,

- мама – дорогая,

- ботинок – дырявый.

Е - эта буква на грядке пригодилась,
Вместо грабель потрудилась.

- Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

- Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А зимою круглый год. (Ежиха)

- Название каких зверей на букву Е вы еще знаете? (Енот)

Ё - буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… Ё.


Ж - Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук
Издает жужжащий звук.

Найди в слове слово: ЖАВОРОНОК (Ворона, вор, кожа, вар, кран, жарко, рок, кора и т.д.)

З - На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

Провести зарядку (по выбору).

И - Эта буква наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.

Слово рассыпалось, составь слово, которое начинается с буквы И.

Й - эта буква не простая,
голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.

Ребус: прочитай слово: 100 Й (Стой)

К - Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква … К.

- Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (Картина)

Л - алфавит продолжит наш
Буква – как лесной шалаш.

- Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом… (“Лиса и журавль”)

М - Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.

- А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… (“Маша и медведь”)

Н - на этой букве, на лесенке,
Сижу и распеваю.

- С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените –
Смело в суп меня кладите,
Не берите с буквой М –
Я пальто у вас прием. (Ноль – соль – моль)

О - В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

- Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)

- Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)

П - про эту букву можно сказать так:
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!

Назови учебные принадлежности, вещи, предметы – все на букву П. (Портфель, пенал, пластилин, папка, парта и т.д.)

Р - Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено:
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

- Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет. (Ручка)

- Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

C - Что за буква светится
Старым ясным месяцем?

Придумать слова на одну тему, на букву С: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ: сыр, сосиски, сметана, салат, сахар, слива, селедка, сливки, свекла, спаржа и т.д.

Т - Отвечайте, кто знаток?
Эта буква – молоток.

Игра: “Звонкий - глухой”: Замените звонкий согласный парным глухим:

- Дима – Тима,

- День - тень,

- Плоды – плоты,

- Доска – тоска,

- Дело – тело,

- Сода – соты.

У - Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.

Подбери на букву и назови слово, противоположное по смыслу (антоним):

- Глупый – умный,

- Красивый – уродливый,

- Широкий – узкий,

- Пришел – ушел.

Ф - С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Слово рассыпалась, собери его, начиная с буквы Ф: ТЫФКУР (Фрукты)

X - Эта буква все ходит, ходит,
Места что ли не находит?

- С буквой Х меня на спине носят,
С буквой С в столовой просят. (Халат – Салат)

Ц - буква эта –
Снизу крючок,
Точно с краником бачок.

- “Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны…”. (“Царевна – Лягушка”)

Ч - Эту букву –
С четверткой спутал чижик
И прочел: “Четыре ижик”.

Игра: “Покорение вершин”: здесь 6 слов – найди и назови: ТУЧАСЫЧИЖИЛЕТЧИК (Туча, часы, сычи, чижи, жилет, летчик)

Ш - буква эта хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Анаграмма: из слова ШАРФ необходимо приготовить мясной продукт. (Фарш)

Щ - Эта буква по утрам
Может чистить зубы нам.

Найди в слове слово: ЩЕПКА. (Щека)

- Про эту букву есть такие стихи:

Дверь открылась? Ай-яй-яй!
Вот он, ключик. Открывай.

Какое слово лишнее?

СОЛЬ, СЪЕМ, СЕМЬЯ, СЕМЬ. (Съем – слово с Ъ)

Ы - Бродит с палочкой, увы!
Ах, бедняжка, буква …Ы!

Игра: “Сквозная буква”.

(Сыр, мыло, дыра, пыль; др. варианты: рысь, рыло, лыжи, лыка, сыта, тыл, рыба и др.)

Ь - Буква Р перевернулась
Иной буквой обернулась.

Вы умете считать? Тогда назовите числа, оканчивающие на Ь. (Например, пять и т.д.)

Э - Эта буква с открытым ртом
И большущим языком.

Ю - Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось?
Получилась буква …Ю.


Я - Эта буква говорит о себе так:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! – Закончен АЛФАВИТ!

- его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить (ну, что …. проглотил);

- его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (держи …. за зубами);

Формат карточек: двусторонние карточки – на одной стороне расположены блоки слов, на оборотной стороне – дидактические задания к ним в текстовой и/или символьной форме.

Рекомендуемый класс для использования: 1.

Рекомендуемый период использования: букварный период обучения грамоте по “Азбуке”. Первая карточка предлагается детям, когда изучено 8 букв – 5 гласных и 3 согласных.

Актуальность идеи: В 1 класс поступают дети с разным уровнем владения техникой чтения: часть читает по слогам, есть уже достаточно бегло читающие дети, но есть и знающие лишь отдельные буквы алфавита. При этом у начинающего читателя возможен относительно высокий технический навык чтения (скорость, чтение целыми словами) с параллельным низким уровнем понимания прочитанного. Необходимо каждому из учащихся предоставить условия для развития как технической, так и смысловой стороны чтения, а также создать у детей положительную читательскую мотивацию.

На первом этапе овладения чтением, необходимы систематические упражнения в чтении, но многократное перечитывание слов в Азбуке, с одной стороны, быстро наскучивает, а, следовательно, создаёт отрицательную читательскую мотивацию. С другой стороны, после 2-3 повторов одних и тех же слов ребёнок запоминает их и уже не читает, а просто воспроизводит слова по памяти. Таким образом, упражнение становиться бесполезным даже для работы над механическим чтением. В то же время материал учебника часто не захватывает зону ближайшего развития детей с более высоким уровнем техники чтения, а слова и тексты Азбуки не мотивируют их к чтению.

Новизна идеи: Для преодоления данных обстоятельств были разработаны карточки с блоками слов для чтения в период обучения грамоте и дидактическими заданиями к ним. Слова блока расположены в столбиках по степени усложнения типа слога для чтения: гласный + согласный, согласный + гласный, стечение согласных. Чем дальше расположен столбик – тем сложнее структура слова. На карточках присутствуют имена собственные – полные и сокращённые имена людей, клички животных, географические названия; включены не только имена существительные, но и имена прилагательные, глаголы, числительные, наречия; использованы форма единственного и множественного числа слов, однокоренные слова. Разнообразие лексики нацеливает ребёнка на внимательное чтение каждого слова, предотвращает чтение по догадке, ошибки в окончаниях слов.

Похожая форма работы со столбиками слов предложена Г.Г.Мисаренко [1] и М.И.Омороковой [2]. Но данными авторами такая работа предполагается на послебукварном этапе, когда ребёнок знает все буквы алфавита. Особенность предлагаемых мной карточек в том, что они составлены с учётом последовательности изучения букв по “Азбуке” В.Г.Горецкого и др. (УМК “Школа России”). Чтобы чтение было доступно каждому учащемуся, слова блоков состоят только из букв, изученных на данный момент.

Дидактические задания к блокам слов направлены как на овладение техникой чтения, так и на закрепление изученных грамматических понятий, пропедевтическое знакомство с грамматическими, языковедческими понятиями, расширение и уточнение словарного запаса и кругозора учащихся, развитие ассоциативного мышления и связной речи.

Тип работы с карточками: возможна индивидуальная, парная, фронтальная работа на уроке и вне урока под руководством взрослого (учителя, родителя) или самостоятельно.

Требуемых знания и умения ребенка для работы с карточками: знание изученных букв.

Ожидаемые результаты:

- формирование и совершенствование техники чтения (правильности, скорости, выразительности);

- расширение пассивного словаря;

- развитие активного словаря и связной речи;

- формирование и развитие мотивации чтения;

- развитие орфографической зоркости.

Формы работы с карточкой:

Первая карточка выдаётся учащимся после изучения 8 букв, каждая последующая – после изучения новой буквы.

Задания по работе с блоками слов озвучивает учитель или зачитывает взрослый (при работе вне урока, дома) на оборотной стороне карточки. Также задания обозначаются в виде символов – это даёт возможность нечитающим детям самостоятельно выполнять различные задания по карточке. Для формирования навыка целеполагания можно выдавать карточку с чистой оборотной стороной, где дети могут сами зарисовывать символы.

Задания для формирования и развития техники чтения:

Дети читают слова на карточке в столбиках и по строкам в прямом и обратном порядке (сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево). С учётом ведущей игровой деятельности в данном возрасте задание может быть предложено в форме игр: “Лифт”, “Спуск/подъём с горы”, “Едем по шоссе”, “Плывём на кораблике”, “Ручеёк”. Постепенное нарастание сложности структуры слов в столбиках позволяет дифференцировать задания для чтения, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.

При работе с карточкой отрабатывается дикция и выразительность чтения – слова читаются плавно (“плывём на кораблике”), отрывисто (“подбрасываем мяч”); с постоянной или изменяющейся по нарастанию/ уменьшению громкостью; с определённым настроением (радостно, грустно, ласково, удивлённо). Развивается умение понимать свои эмоции и управлять ими, что в дальнейшем будет способствовать положительному настрою на чтение книг и лучшему их пониманию.

“Морской бой” - поиск слов по их координатам, например: “второй столбик, четвёртое слово сверху”. Усложнённая модификация этого упражнения: “Верно ли, что на второй строке предпоследнее слово “сосна”? Такое задание способствует развитию само и взаимоконтроля, верный ответ повышает самооценку ребёнка.

Выборочное чтение позволяет параллельно с овладением техникой чтения вести закрепление изученных грамматических понятий:

Чтение слов, начинающихся/ заканчивающихся на гласную/ согласную букву.

Чтение слов из указанного количества слогов.

Чтение слов с ударением на определённый слог.

Чтение слов, где звуков больше/ меньше чем букв.

Чтение слов, которые нельзя переносить.

Соотнесение слов со звуковыми/ слоговыми схемами, предложенными учителем.

При работе блоками слов на карточках идёт пропедевтическое знакомство с грамматическими, языковедческими понятиями:

Чтение имён собственных (Дети быстро обнаруживают, что эти слова легко находить – они написаны с заглавной буквы. Таким образом, идёт пропедевтика написания имён собственных.)

Чтение слов в единственном/ множественном числе.

Чтение слов, отвечающих на вопрос “Кто?”/ “ Что?”

Чтение слов – названий действий.

Чтение слов, про которые можно сказать “он”, “она”, “оно”, “они” (практическое знакомство с личными местоимениями, родом и числом).

Поиск слов-родственников; слов похожих/ противоположных по значению (синонимов и антонимов).

Обнаружение и объяснение значения многозначных слов, слов, значение которых меняется с изменением ударения (омографов).

Расширение словарного запаса и связной речи:

Работа с карточками позволяет расширить и уточнить словарный запас детей. В процессе чтения выявляются слова, значение которых непонятно ученикам или неверно ими истолковываются. В каждый блок намеренно включены слова, малоизвестные младшим школьникам: помело, Бремен, Чкалов, чертополох, кузнец. Наличие таких слов позволяет вести работу над смысловым чтением, сделать чтение “вдумчивым”. Ученики ищут пути решения проблемы – понимания слов: получение объяснения от учителя или родителей, одноклассников, в словарях, Интернет. Дети учатся использовать различные пути поиска информации и представления её одноклассникам (рассказ о слове, показ реального предмета или его фотографии, рисунка). Незнакомые слова позволяют совершенствовать навык чтения всем детям, как нечитающими, так и читающим. Так как, не зная значения слова, ребёнок вынужден именно читать слово, а не узнавать его, читая по догадке, которая часто подводит начинающих читателей.

Карточки дают возможность работы не только с отдельными словами, но и переход к связной речи – предложению и тексту. Задания на составление предложений, рассказов с использованием слов одного столбика или строки развивают ассоциативное мышление и связную речь.

Эффект новизны при получении новой карточки со словами, разнообразие вариантов работы с блоками слов, ситуация успеха при чтении и поиске слов, игровые ситуации – всё это способствуют формированию читательских навыков и позволяет создать положительную читательскую мотивацию у младших школьников.

Использование данных карточек полезно как для детей, имеющих проблемы в чтении, так и для успешно овладевающих навыком чтения.

Основа идеи:

2. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990.
Блоки слов к обучающим карточкам
DOC / 65.5 Кб
Задания к обучающим карточкам
DOC / 218 Кб

Как сделать легкие браслеты дружбы из ни 10.10.2017 --> Смотрели: 58 (0) Вязаный шарф руками 12.05.2017 --> Смотрели: 59 (0) Что было бы, если бы мы родились в друго 09.05.2017 --> Смотрели: 39 (0) Пермяки записали музыкальное поздравлени 09.05.2017 --> Смотрели: 17 (0) ПОМНИ И НЕ ЗАБЫВАЙ КОМУ МЫ ОБЯЗАНЫ И ДЛЯ 09.05.2017 --> Смотрели: 33 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

0 (481x700, 264Kb)

1.

2 (494x700, 164Kb)

2.

3 (494x700, 188Kb)

3.

4 (494x700, 287Kb)

4.

5 (494x700, 130Kb)

5.

6 (700x494, 163Kb)

6.

7 (700x494, 174Kb)

7.

8 (700x494, 160Kb)

8.

9 (700x494, 123Kb)

9.

10 (700x494, 136Kb)

10.

11 (700x494, 154Kb)

11.

12 (700x494, 173Kb)

12.

13 (700x494, 139Kb)

13.

14 (700x494, 150Kb)

14.

15 (700x494, 147Kb)

15.

16 (700x494, 148Kb)

16.

17 (700x494, 137Kb)

17.

18 (700x494, 156Kb)

18.

19 (700x494, 155Kb)

19.

20 (700x494, 150Kb)

20.

21 (700x494, 136Kb)

21.

22 (700x494, 158Kb)

22.

23 (700x494, 147Kb)

23.

24 (700x494, 177Kb)

24.

25 (700x494, 133Kb)

25.

26 (700x494, 161Kb)

26.

27 (700x494, 167Kb)

27.

28 (700x494, 156Kb)

28.

29 (700x494, 149Kb)

29.

30 (700x494, 173Kb)

30.

31 (700x494, 144Kb)

31.

32 (700x494, 181Kb)

32.

33 (700x494, 176Kb)

33.

34 (700x494, 185Kb)

34.

35 (700x494, 124Kb)

35.

36 (700x494, 187Kb)

36.

37 (700x494, 140Kb)

37.

38 (700x494, 179Kb)

38.

39 (700x494, 123Kb)

39.

40 (700x494, 181Kb)

40.

41 (700x494, 111Kb)

41.

42 (700x494, 184Kb)

42.

43 (700x494, 140Kb)

43.

44 (700x494, 176Kb)

44.

45 (700x494, 111Kb)

45.

46 (700x494, 189Kb)

46.

47 (700x494, 138Kb)

47.

48 (700x494, 188Kb)

48.

49 (700x494, 116Kb)

49.

50 (700x494, 177Kb)

50.

51 (700x494, 111Kb)

51.

52 (700x494, 185Kb)

52.

53 (700x494, 122Kb)

53.

54 (700x494, 179Kb)

54.

55 (700x494, 114Kb)

55.

56 (700x494, 179Kb)

56.

57 (700x494, 185Kb)

57.

58 (700x494, 177Kb)

58.

59 (700x494, 124Kb)

59.

60 (700x494, 185Kb)

60.

61 (700x494, 167Kb)

61.

62 (700x494, 186Kb)

62.

63 (700x494, 150Kb)

63.

64 (700x494, 178Kb)

64.

65 (700x494, 190Kb)

65.

Читайте также: