Разноцветные комнаты как сделать рл сенсорному воспитанию

Обновлено: 04.07.2024

Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.

Задачи:

  1. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
  2. Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
  3. Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
  4. Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
  5. Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.

Краткое описание проекта.

Проблемы:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
  • К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
  • Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
  • Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгораниепедагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.

Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:

Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.

Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.

Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.

Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.

Оборудование

Наименование оборудования

Описание оборудования, эффект использования

Пуфик-кресло с гранулами

-удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Маты напольные

Детская сенсорная дорожка

Сухой душ

-разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке.

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

  • прозрачной колонне высотой 150 см, Æ10 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

-россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации

-техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты.

Фонтан водный настольный

-источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева.

  • цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен

Этапы и механизмы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.

Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.

Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.

2 этап. Основной

Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.

Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.

Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.

3 этап. Итоговый

Оформление сенсорной комнаты.

План реализации проекта

  1. Проведение диагностического исследования психоэмоционального состояния по методикам:

“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду будущего должно быть хорошо, интересно, чтобы утром они с удовольствием шли в детсад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о своих успехах, о том, что узнали, чему научились. Наш коллектив уже сейчас стремится свой детский сад превратить в детский сад будущего и нам многое удаётся.

На сегодняшний день все большее распространение в жизни дошкольных учреждений получают сенсорные комнаты. Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната.

Мы постарались наполнить сенсорную комнату различного рода предметами, которые способствуют развитию психических процессов ( развитию памяти, внимания, мышления, восприятия), воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей малышей.

Образовательно-воспитательный процесс в сенсорной комнате осуществляют воспитатели детского сада, педагог-психолог, учитель-логопед. Малыши до 3 лет занимаются в сенсорной комнате 15-20 минут. Дети от 3 до 7 лет проводят здесь 25-30 минут. Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме под тихие звуки успокаивающей музыки.

Упражнение для пальцев способствует развитию коры головного мозга, особенно речевых её зон. Яркие стимулы привлекают внимание малышей.

Сенсорная комната помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, она создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая, ещё очень слабую нервную систему ребёнка.

Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно войти в сказочный шатёр, который мы соорудили из пляжного зонта и гардины и услышать сказку или рассказать её самому. А, главное, этот волшебный мир можно создать своими руками, для этого требуется искренняя любовь к детям и желание создать необыкновенное чудо из обыкновенных вещей.

В группе собраны материалы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста:
- восприятие цвета;
- восприятие формы;
- восприятие величины;
- звуковысотность;
- тактильные ощущения;
- вкусовые ощущения.

Подписаться

Николай Ястребов

Николай Ястребов запись закреплена

Яна Орлова

Яна Орлова запись закреплена

Больше Искусства

Больше Искусства запись закреплена

Яна Орлова

Яна Орлова запись закреплена

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Маргарита Барильская

✅

Игра поможет развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, называть предметы одежды. Обеспечивает развитие сенсорных и культурно-гигиенических навыков. А также способствует обогащению словарного запаса детей.

Светлана Зайцева

👍

Интересно, коробки самодельные?

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Дошколёнок: Обучение и воспитание дошкольников.

Яна Орлова

Яна Орлова запись закреплена

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Лана Трофимова

Татьяна Ефимова

🍁
🍁
🍁
🍁
🍁
👍
👍
👍
☀

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
МОНТЕССОРИ ДОМА.

По средам мы будем предлагать вам упражнения на сенсорное развитие.
Простые сортировки.

Сортировки обычно начинают интересовать детей около двух лет. Первые сортировки должны быть очевидными: рассортировать камни и ракушки, шишки и желуди, красную и белую фасоль. Только когда ребенок справляется с данной задачей, вы можете вводить более сложные сортировки.

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Поделки Идеи в детский сад и школу

🐀

Мышкина норка под землей

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Поделки Идеи в детский сад и школу

🍂

Осенняя норка из картона

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Детские зимние поделки своими руками в сад

👌

Шаблоны для фруто-крышечек

Галина Аверина

👍

Большое спасибо! Сделала, играем!

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Дошкольник | Развитие и обучение малышей

Сенсорика

Сенсорика запись закреплена
Квесты для детей дома и на улице — Квестикс

* Промойте с мылом большой контейнер от яиц (или соедините между собой пару маленьких).⁣⁣
Показать полностью.
* На листочке в верху контейнера подпишите цифры для каждого ряда ячеек по вертикали.
* Слева от контейнера на листочках нарисуйте картинки для каждого ряда по горизонтали (или цифры).⁣⁣
* На двух отдельных листах (если игроков двое) нарисуйте комбинации цифр и рисунков для каждой ячейки.⁣⁣
У нас 30 ячеек и 30 разных комбинаций — по 15 на каждой из двух карточек.⁣⁣
* Также вам понадобится 30 штук бумажек, пуговиц или камешков, чтобы закрывать выпавшие комбинации.⁣⁣
* Всё готово!

🎯

Теперь возьмите МЯГКИЙ мячик или помпон и кидайте по очереди в ячейки, закрывая выпавшие комбинации на своих карточках. Цель — первым закрыть все ячейки на своей карточке.⁣⁣

✔

КАК ИГРАТЬ

ПЕРВЫЙ игрок кидает и закрывает выпавшую комбинацию, если она есть на его карточке.⁣⁣ Если такой комбинации нет — передаёт помпон ВТОРОМУ игроку. Второй игрок также бросает помпон и закрывает комбинацию на своей карточке, если она ему выпала.⁣⁣

Если в начале игры участники кидают помпон спонтанно, то по мере продвижения игры они стараются бросить помпон на нужные им ячейки.

*** 2 ВАРИАНТ *** (более быстрый и лёгкий)⁣⁣

Участники играют как и в первом варианте — кидают помпон по очереди.⁣⁣ Но при каждом броске всегда закрывается комбинация, которая выпала — или на своей карточке или на карточке соперника.⁣⁣

Игроки также стараются бросить помпон на нужные им ячейки.⁣⁣

*** 3 ВАРИАНТ *** (подходит для детей младшего возраста)⁣⁣

В этой игре исключён соревновательный процесс: кидайте помпон, старайтесь попасть в нужные ячейки и закрыть все комбинации на большом поле из двух карточек.⁣⁣

Из полезного — игра развивает моторику рук, ловкость, внимание и логику. Из приятного — интересно играть вместе с детьми, а совместно проведённое время с близкими бесценно!)

Проект по сенсорному развитию

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/14/s_5af9a45131238/901584_1.jpg

1 квалификационной категории:

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Читайте также: