Размножение растений 3 класс окружающий как сделать

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " КАК РАСТЕНИЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ Природоведение 3 класс." — Транскрипт:

1 КАК РАСТЕНИЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ Природоведение 3 класс

2 НАСЕКОМЫЕ- ОПЫЛИТЕЛИ: 1. Пчёлы 2.Шмели.3.Бабочки.

4 ЧТО ТАКОЕ ОПЫЛЕНИЕ? Пыльца разных растений

5 ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ 1 с помощью ветра 1 с помощью ветра 2 с помощью животных 2 с помощью животных 3 с помощью человека 3 с помощью человека

6 ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ С ПОМОЩЬЮ ВЕТРА Плоды клёна, липы, берёзы, ясеня имеют особые крылышки, а плоды одуванчика – лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра. Плоды клёна, липы, берёзы, ясеня имеют особые крылышки, а плоды одуванчика – лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

8 КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

10 Плоды должны путешествовать. Ведь на каждом растении их обычно созревает множество. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то новые взрослые растения не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места.

11 ВЫВОД Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения. Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

12 ПОДУМАЙ ! 1 Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают? 2 Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

корректирование в ыполнен ия задания в соответствии с р езультатом действ ий.

Познавательны е: извлечение инф ормации предст авленной в разн ых источни ках и в

разных формах, осуществление ан ализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные : использование речевых средств, для решения различных

коммуникатив ных задач; владение монологиче ской и диалогическ ой формами р ечи;

умение высказывать и обосн овывать свою точку зрения, умение слушать и слышать

других, пытать ся п ринимать иную точку зрения, быть готовым корректи ровать свою

точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

- Зачем мы с вам и будем вып олнять эти действия? (Эти дей ствия будем в ыполнять для

того, чтобы поз накомиться с новым учебным м атериалом)

- На уроке будем работать по маршру тному листу, и оценивать работу сигнальными

карточками: карточка зелёного цвета – р абота выполнена без ошибок, карточка

жёлтого цвета – работа выполнена с 1 - 2 ошибками, карточка красного цвета – 3- 4

- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую р аботу по теме « Растен ие –

Б) у него есть орган ы, которые осуществляют пита ние, дыхание, размножение

5. Какие части цвет ка являются орг анами размноже ния?

В) для транспорт ировки вод ы и питател ьных веществ

- Проверьте правил ьность выполнения р аботы: сравните выбранный вами ответ и

правильный ответ на доске. Поставьте з нак + или – рядом с номером данного задания.

- Наш класс получил задани е от директора школы озеленить класс ные комнаты

начальной шко лы, но у нас всего 3 цветка – герань, фиалка, хлорофитум. Подумайте и

предложите вар ианты выполнения да нного задания. (Дети предлагают способы

решения проблем ы, среди которы х размножение данных рас тений.)

- Назовите тему сегодняшнего у рока. (Размноже ние растени й)

- На нашей планете растёт примерно 500 тысяч различных вид ов растений. У р азных

растений свои способы размножения, поэтому тема сего дняшнег о урока – способы

- Определите цель сегодняшнего урока. ( Познаком иться с разными способами

- С каким спос обом размножен ия уже знакомы? (Размн ожение семе нами)

- Зачем на у роках окружающего м ира мы изу чаем тему «Способы размножения

- Назовите лексическое значен ие слова размножение? ( Чтение у чащимся значения

- З накомитьс я с разными способами размножения растений будем по гру ппам.

- Каждая группа полу чает растение и набор ка рточек с названием способа

размножения данного растения, этапами работы по размножению данного р астения.

Необходим о восс танов ить последовательность вы полнения работы и подготовить

- Оценивать работу будем по критерию: последовательность выполнения работы по

размножению ра стения данн ым способ ом составлена п равильно.

Карточка № 1 цветок фиалка: разм ножение листов ыми чере нками

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при

Черенок помести ть во влажну ю почву так, чтобы нижняя поверхность листа была

обращена к стен ке кашпо, основан ие пластинки не должно касаться почвы.

Через 2 - 3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал

кислород. Через 8 - 10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать

тонкой струйк ой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

Карточка №2 цветок герань: размн ожение стеблев ыми чер енками.

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при

Отрезать веточку наискось под четве ртым лист ом длиной от 7 до 15 см.

Можно накрыть стеклянным ст аканом и п оставить в св етлое место. Че рез 2 - 3 дня

после поса дки надо ежеднев но приподнимать стакан, чтобы попадал кислор од. Через

по краям кашпо, что бы не размыть п очву вокру г черенков.

Полить почву в кашпо, где будет на ходиться нов ое растение .

Не отрезая от ку ста ус, закрепить его в д ругом кашпо, присы пая землей.

После у коренения молодое растение нео бходимо отделить о т материнского.

- С какими спосо бами размноже ния растений вы познаком ились?

- Помогут ли данные спосо бы размножения раст ений выполнить з адачу,

поставленну ю директором школы? Если – да. Поднимите сигнальну ю карточку

зелёного цвета, есл и – нет, поднимите с игнальну ю карточку крас ного цвета.

- Выполните задание №2 в маршрутном листе: соедините название растения из первой

колонки и с пособ размножения эт ог о растения во второй к олонке .

- Назовите, как вы с оединил и название растени я и способ его р азмножения .

- Проверьте прав ильность выполне ния работы на доске .

- Смо родину можно размножить и другим способом: побег (ветку ) смородины

прижать к земле, прикопать и поливать, о н даст дополнительные корни и побеги из

боковых почек. Данный способ размножения полу чил название – размножение

отводками. Объяс ните название данного спосо ба размножения р астений.

- Заполняя та блицу, с к ак им новым способ ом размно жения растений поз накомились ?

- На луковице растения образу ют ся мелкие луковички, или детки. Лу ковицу

выкапывают, отделяют деток и доращиваю т в течение нескольких лет, пока они не

достигнут нужных д ля цветения разме ров. Луковицами можно р азмножать чеснок,

- Откройте учебник на стр. 102, прочитайте текст и найдите название других способов

размножения растений, которые мы не называли и не объясняли сегодня на уроке .

- Как можно объяснить способ размножения – корневой порослью ? (Некото рые корни

малины растут горизонтально, недалеко от поверхност и почвы. На них образу ются

почки, из которых вырастают молодые растения. Облепиха тоже р азмножаетс я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действий):

1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.

4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира.

Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

I. Организация класса.

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

1) Закончим предложения.

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)

Растения дышит и … (питается)

Вода в листья поступает из …(корня)

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

Прочитай внимательно вопрос.

Поставь V напротив правильного ответа

1. Докажите, что растения – живые существа.

2. Что растения получают из почвы?

4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

5. Какое утверждение верно?

Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

6. Что растения выделяют в воздух на свету?

7. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они выделяют кислород

8. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

IV. Работа по теме урока.

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Запишите: Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

2) Образование плодов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

3) Распространение семян.

А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

На зеленой крупой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Рассматривание растений из книги с. 81.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

4) Развитие растений

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение.

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Пророщенное семя я высадила в землю. И вот появился маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.

V. Работа в рабочей тетради

Выполнение задания 5 с.36

VI. Итог урока

- Над какой темой работали сегодня?

- Каковы же основные способы распространения семян?

3) с помощью животных

4) с помощью человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России". Плешаков.

Цель: формирование знаний о развитии и размножении цветковых растений, формирование предметных и универсальных учебных действий.

Контроль и оценка планируемых результато

1 слайд. Титульный лист.
2 слайд. Ученые-ботаники разделили растения на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Высшие из них – цветковые.
3 слайд. Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.
4 слайд. Определение темы урока.
5 слайд. Опыление – главное условие размножения растений.
6 слайд. Основными опылителями растений являются бабочки, шмели и пчелы. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на их мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют цветок.
7 слайд. В результате опыления образовывается плод с семенами.
8 слайд. Итак, на месте цветков всегда образуются плоды с семенами. Плоды защищают семечко от замерзания, высыхания и повреждения.
9 слайд. После созревания плода для дальнейшего размножения семена должны рассеяться. Распространяются семена различными способами: с помощью людей и животных, с помощью ветра, саморазбрасыванием и по воде.
10 слайд. Что нужно семенам для их прорастания? Правильно: тепло, которое дает солнце; вода и воздух. Всё это семя получает в почве.
11 слайд. Попав в благоприятные условия, семя начинает набухать. Потом образуется корень, появляются два семядольных листа, т.е. появляется проросток; затем – листья и бутоны. Растение начинает цвести. После опыления созревают плоды и рассеиваются. И опять все начинается сначала.
12 слайд. Рефлексия.
13 слайд. Спасибо за внимание.
14 слайд. Информационные ресурсы.

Читайте также: