Распределитель питания для автозвука своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Доброе время суток браться и сёстры по паяльнику и припою.
Сегодня я открываю тему по питанию автомобильных усилителей мощности, от сети переменного тока 220 В, то есть от розетки.
В этой теме будут выкладываться и описываться наработки и способы подключения таких усилителей. Надеюсь, что тема станет полезной и найдёт своих читателей и активных участников.
Итак рассмотрим несколько вариантов питания таких усилителей, вне автомобиля.

1-й - достаточно простой и в то же время эффективный, но довольно громоздкий и требующий обслуживания, -это просто принести аккумулятор 12в*50-70А/ч с гаража и подключить к нему усилитель дома, используя при этом довольно толстый провод.При этом мы ограничены в ёмкости аккумулятора, тем самым ограничивая время работы. Следовательно нам придётся периодически отсоединять аккумулятор и заряжать его в гараже от автомобиля, либо зарядного устройства.

2-й - способ, он вытекает из первого, отличие лишь в том, чтобы параллельно с аккумулятором , подключить сразу зарядное устройство, либо другой блок питания, который будет компенсировать потери в процессе работы. Таким образом мы получаем "буферную ёмкость" , в роли которой выступает наш аккумулятор, при этом ёмкость аккумулятора может быть совсем не большой, достаточно взять аккумулятор на 12в*7-12А/ч , что в ряде случаев значительно удобнее.
Тем более аккумулятор у нас будет практически всегда в заряженном состоянии, по крайней мере "глубокий разряд" ему не грозит.
К тому же такой аккумулятор зачастую герметичный, а следовательно никаких вредных выделений и запахов мы не получим. Безусловно можно применить и обычный автомобильный аккумулятор, но здесь придётся выбирать между комфортом (да и здоровьем в том числе) и простотой.

3-й - способ. Подключить достаточно мощный компьютерный блок питания. Для этого потребуется его включить - замкнув "зелёный" провод с любым из чёрных. Питание подаём с "жёлтого" и "чёрного" , при этом берём во внимание, что ток, который будет проходить по этим проводам, будет несколько десятков ампер, следовательно таких проводов нужно взять несколько штук, хотя бы 5-6 - не меньше.
Но здесь мы можем столкнутся с проблемой "просадки" напряжения под нагрузкой. В первую очередь это касается дешёвых блоков питания, у которых стабилизация выходного напряжения реализована сразу по всем линиям. Таким образом у нас без нагрузки будет 12в, а под нагрузкой может снизится даже до 10 В. Для исправления ситуации, в какой то степени. Нам понадобится намерено нагрузить другие линии, а именно линию +5 В , для этого достаточно подключить к ней нагрузку потребляющую 1-2А, в простейшем случае лампу накаливания. Но этот способ годится как самый примитивный и большой мощности мы всё равно не получим. Гораздо эффективнее дело обстоит с блоками питания, у которых реализована стабилизация напряжения независимо по всем шинам. В таком случае , нам не понадобится ничего "вешать" на линию +5 В и блок питания будет исправно работать , отдавая нам практически всю мощность по этой линии. Вот только такие блоки питания довольно дорогостоящие и подавляющее большинство владельцев автомобильных усилителей, дважды подумает, перед тем как приобрести такой блок питания.

4-й - вариант, он простой до безобразия и в тот же момент достаточно эффективный, нам понадобится блок питания для светодиодов или низковольтных ламп накаливания на 12 В, такие блоки питания продаются достаточно большой мощности и в ряде случаев их можно соединять параллельно, для повышения отдаваемой мощности в нагрузку. В них зачастую предусмотрена стабилизация выходного напряжения и даже есть возможность его подстройки в небольших пределах, что очень нам на руку. Из недостатков , разве что - цена, снова таки цена, продавцы порой необоснованно завышают цены на модели с током от 12 А и более, а для запитки усилителя, нам как раз и нужен блок питания с током минимум 12 А, а желательно 30 А. Но здесь есть выход, хотя и порой сомнительный, - покупка через интернет у китайского производителя. Бывает так, что получите посылку с тем за что заплатили, а бывает и получите сюрприз, причём весьма не радостный. Так что в каком то смысле - это лотерея.

5-й - вариант. На мой взгляд, он самый эффективный из всех выше перечисленных, но требует понимая основ электроники и хоть каких то навыков работы с паяльником и измерительными проборами. А именно:
нам потребуется открыть крышку усилителя и припаять 3 провода к тому месту на плате, где у нас установлены конденсаторы вторичного питания с преобразователя напряжения, далее аккуратно выводим их за пределы корпуса и подключаем , либо обычный трансформатор с двумя вторичными обмотками, диодным мостом и парой ёмких конденсаторов, либо двухполярный импульсный блок питания. В обоих вариантах, следует учитывать номинальное напряжение питания усилителя и требуемую мощность. Таким образом у нас усилитель будет работать не хуже чем в автомобиле, причём лишний раз не напрягая преобразователь напряжения, к тому же нам не потребуется использовать "провода в палец" толщиной.

6-й - вариант. Его я могу назвать разновидностью 2-го, так как здесь используется достаточно мощный трансформаторный блок питания, дополнить который можно узлом стабилизации. Вот только габариты и масса, такого блока питания, будут достаточно внушительными (мягко говоря).

7-й - вариант. Он чем то напоминает предыдущий, а так же 4-й . Просто взять и изготовить самим импульсный блок питания, который бы нам обеспечил выходное напряжение в районе 12-16 В, при токе от 30 А и более. Реализовать его можно как стабилизированным, так и не стабилизированным. Второй вариант значительно проще в реализации, не требует много компонентов и довольно легко повторяем, при этом имея минимум настроек. Как раз его мы сегодня и рассмотрим подробнее.
Представленный в этом видео-уроке блок питания, способен обеспечить питанием достаточно мощный автомобильный усилитель, при этом сам усилитель нам вскрывать не потребуется, а значит задача так же упрощается. Но так как везде есть свои плюсы и минусы, наш блок не лишён и их, а именно основным из них является то, что он не стабилизированный, хотя по сути это не так нам и важно, ведь наш потребитель не особо капризный в этом плане. Следует учесть так же и неоспоримое преимущество перед аналоговым блоком питания в том, что он имеет меньший вес, габариты, а так же значительно меньшие просадки по напряжению, так как амплитудное значение напряжения практически равно действующему значению, а следовательно как под большой нагрузкой так и при не большой (всё в нашем мире относительно) - наш блок питания будет достаточно стабильно удерживать напряжение в достаточно небольшом диапазоне, чего нам будет вполне достаточно.
Итак - желаю приятного просмотра.
Так же я прикреплю архив с схемой и печатной платой для данного блока питания.

art-958 (22.02.2016), Colgate1 (15.02.2016), kot da-vintik (12.02.2016), Vadim 161 (12.02.2016), vingor (15.02.2016), тема26рус (12.02.2016)


Сегодня в нашей статье речь пойдёт о такой вещи как дистрибьютор питания силовых кабелей. Если вы хоть однажды устанавливали автозвук к себе в машину то вам наверняка знакома проблема протяжки множества силовых кабелей по салону машины. А если мощность вашей аппаратуры мощнее среднего то эта же протяжка становится просто сложным и муторным занятием. Представьте у вас стоят 3 усилителя на сабвуфер на передние колонки и на задние. Вам придётся тянуть из под капота 3 силовых провода, причём на усилители для акустики они будут относительно не толстые а вот на сабвуфер будет толстый. Вы наверняка читали в предыдущих наших статьях что хорошие силовые провода залог 100% работы усилителя. Вот что бы частично избежать муторной работы по инсталляции силовых проводов умные люди и придумали дистрибьютор питания.

Там госдура собралась запрещать иностранные слова. Судя по тексту Другого не такая уж дура.
А с таким переводом - осенью на пересдачу. И русский тоже.

Дистрибьютор (англ. distributor - распределитель) питания. Все началось с изобретения PDU (Power Distribution Unit) - устройство распределения питания. Этим словом стали называть известные нам сетевые фильтры и обычные бытовые "переноски". В настоящее время дистрибьюторов питания значительное множество. Сфера применения этих устройств разнообразна и не ограничена автомобильной акустикой. Дистрибьюторы питания получили широкое распространение в сфере обеспечения мероприятий. Кроме этого могут использоваться на промышленных и в торговых предприятиях, стройплощадках, во всевозможных учреждениях и т. п. Дистрибьюторы питания также бывают силовые - для передачи трехфазного тока и могут включать в себя УЗО, автоматические выключатели, реле контроля напряжения и т. д. По типу установки делятся на: стационарные, подвесные и переносные.

Там на каждую розэтку, в качстве фильтра, стоит по ферритовому колечку, которые надо будет выкусить. ИМХО только портют звук. Да и выключатель можно ликвидировать. А по качеству весчъ хорошая, давно пользую.

Ну на счёт выключателя понятно, кастрировать к чётр.матери. А как на счёт впаять туда напрямую кабель? Хочу, минуя коннектор самого распределителя и не добавляя коннектор на сам кабель, воткнуть туда Oyaide 2.6.

Цитата
Юрий пишет:
А как на счёт впаять туда напрямую кабель?

Я приблизительно о таком варианте и подумывал. Есть ещё возможность за чирик купить коробку , вырезать в ней отверстия и воткнуть туда тех же розеток , полагаю, должно быть даже получше. Вот только надо мне то всего четыре, наверное и того много будет. Посадить внутри всё на Oyaide и запитать напрямую им же. Вилку думаю взять Oyaide P-037e. Думаю в следующем месяце займусь этой конструкцией.

Цитата
Юрий пишет:
Вот только надо мне то всего четыре, наверное и того много будет

я, согласный ! можно в принципе, заказать коробку и на шесть и на восемь, но их почему-то китайские наши братья меньшие, не клепают.

Цитата
Юрий пишет:
Посадить внутри всё на Oyaide и запитать напрямую им же. Вилку думаю взять Oyaide P-037e. Думаю в следующем месяце займусь этой конструкцией.

Это по началу надо 4 розетки,мне сейчас 6 уже не хватает,так что резерв нужен.От распределителя запитано:транспорт,ЦАП,пред,оконечник,ТВ,спутниковый ресивер,остальные копаненты подключаются по мере надобности или через вспомогательный распределитель питания.Розетки 4 Oyaide + 1-4 Oyaide P-037e + 2-3метра Oyaide 2.6 + корпус,это далеко за 200$.Кстати, Юрий, родиевым напылением лучше сильно не злоупотреблять,я в своей системе все розетки и вилки использую позолоченные,а силовые терминалы на всей технике и распрелелителе поставил Furutech INLET®( с родием).
Один распределитель питания,это часть питания аудиосистемы,кроме этого нужна выделенная линия,силовые цепи в домах проложены сплошь на скрутках,да ещё и алюминевым проводом.Правильно,что занялись этим вопросом,без качественного питания,не зазвучит ни какая система.Удачи.

У вас ведь по-любому завалялась старая магнитола где-нибудь в гараже?

Блок питания для автомагнитолы

Почему бы не сделать музыку в гараж?

Техническое задание

Да, вопрос решается с помощью небольшого автомобильного аккумулятора. Но его работа ограничена по времени, да и заряжать его каждый раз — ну уж извините. Поэтому в данной статье пойдет речь о том, как же собрать своими силами простейший высоко стабилизированный блок питания для магнитолы, работающий от сети 220 Вольт.

Следовательно, нам надо создать такое устройство, которое бы держало напряжение в определенном диапазоне — то есть от 13 и до 14 Вольт и выдавало приемлемую силу тока.

Схема и описание

Итак, схему в студию!

схема блока питания для автомагнитолы

Но… подождите-ка. Чем-то напоминает эта схема ту самую схему Простого блока питания. Ну да, это и есть та самая схема ;-). Просто здесь есть свои нюансы. Главным козырем в этой схемы является регулятор стабилизатор LM350 или LM338. В чем же фишка этих стабилизаторов? И почему мы заменили старую добрую LM317?

Итак, ищем даташиты (это технические описания радиодетали) на стабилизаторы LM317,LM350 и LM338. Я знаю, что вы все лентяи, так что я за вас уже постарался и нашел их главные параметры:

LM317T — может выдать силу тока в нагрузку, и при этом не колыхнуть ярким пламенем, где то 1,5 Ампера. Не… это маловато.

LM350 — может выдать в нагрузку силу тока в 3 Ампера. Ммм, уже лучше.

LM338 — может выдать в нагрузку ток порядка в 5 Ампер! Ну это уже реально мощная штука!

Но опять же есть одно но: все стабилизаторы должны устанавливаться на радиатор, иначе они сдохнут от перегрева. В даташите пишут, что они защищены от короткого замыкания и перегрева, но я что-то все равно не доверяю этим защитам. Если уж коротнет при силе тока в 5 Ампер, микросхема улетит на тот свет к горелым транзисторам.

Для мощных блоков питания потребуется мощный диодный мост. Поэтому лучше взять диодный мост КВРС5010

кврс5010

который можно дешево купить на Али по этой ссылке. Если все-таки душит жаба, то можно собрать из мощных диодов, которые все равно придется покупать, что обойдется дороже.

Моя сборка

Настало время проверить все это дело на практике. Думаю, вы сами понимаете, что блоки питания я собирал из подручных материалов. Первым делом я нашел будущую заготовку под плату и выдрал оттуда все лишние радиодетали.

Очень кстати оказались четыре диода, те что слева внизу, два конденсатора приличной емкости и радиатор вверху справа. Как раз, то что нам надо!

Итак диоды КД203А. Можно любые другие, лишь бы выдерживали проходящую через них силу тока. Плату я переделывать не стал и оставил эти диоды.

кд203а

Два конденсатора. Один на 2000мкФ, а другой на 100мкФ. В принципе, чем больше по емкости конденсатор после диодного моста, тем лучше. 2000 мкФ, думаю, будет вполне достаточно. Смотрим, чтобы напряжение на конденсаторах не превышало напряжение, которое на них написано. В моем случае я взял конденсаторы, которые могут спокойно работать в цепях до 50 Вольт.

Блок питания для автомагнитолы
Блок питания для автомагнитолы

Следующим шагом надо подобрать МОЩНЫЙ (!) трансформатор на 220——>15-25 Вольт. Не вздумайте ставить туда трансформатор от ваших радиоприемников, китайских игрушек и прочей мелкой аппаратуры. Короче говоря, чем больше трансформатор по габаритам, тем лучше. У нас на работе куча этих трансформаторов, поэтому, вопрос с подбором нужного трансформатора сразу отошел в сторону:

трансформатор

Первым делом смотрим на паспортные данные трансформатора. Итак, тут все элементарно и просто. Там, где больше всего витков и есть первичная обмотка. Далее подключаем эту первичную обмотку к сети 220 Вольт и замеряем напряжение на вторичных обмотках. Смотрим, где есть напряжение, которое нас устроит (ну то есть от 15 и до 25 Вольт).

Трансформатор подобрали. Теперь осталось подобрать микросхему. Так как этот блок питания я делал на небольшие колонки, значит, магнитола будет кушать мало силы тока. Думаю, не более 3 Ампер. Поэтому, будем использовать стабилизатор LM350:

LM350

Тщательно подготовим ему место. Для этого берем мелкозернистую шкурку нулевку и зачищаем место для нашего стабилизатора.

Блок питания для автомагнитолы

Смазываем LM-ку теплопроводящей пастой КПТ-8

кпт-8
Блок питания для автомагнитолы

Зажимаем ее на радиатор. На этом самый трудный процесс закончен ;-)

Потом берем в руки паяльник и навесным монтажом спаиваем схему. Через часик у нас плата превращается в мощный блок питания! После получения нужного напряжения на выходе схемы с помощью переменного резистора, я паял туда постоянный резистор

блок питания для автомагнитолы

На выходе получилось где-то 13,7 Вольт. Думаю, этого вполне хватит, чтобы раскачать пару небольших колонок.

Блок питания для автомагнитолы

Давайте попробуем зажечь лампу на 12 Вольт

Блок питания для автомагнитолы

Подаем на нее напряжение и вуаля!

Блок питания для автомагнитолы

Ну все, цепляем магнитолу к блоку питания.

Для тех, кому хочется мощнее

Но что если вам захотелось сделать автопати с корешами прямо в гаражном кооперативе? Разумеется, вы уже не будете раскачивать маленькие колонки, а следовательно, нужен мощный блок питания. Для этих целей как раз потребуется стабилизатор LM338, но к нему в придачу также нужен и приличный увесистый трансформатор. Напряжение лучше все-таки выставлять в пределах 14 вольт, так как при громкой музыке оно будет проседать. Все, конечно же, зависит от трансформатора и от басовых колонок. Про то, почему проседает напряжение, можно почитать в статье работа трансформатора.

Я сделал таких 4 блока питания. Один блок питания раскачивает магнитолу с басовыми динамиками, другие раскачивают тоже приличные колонки. А не проще ли было использовать простой выпрямитель, с которым заряжают аккумуляторы? На некоторых выпрямителях, особенно на самопальных, напряжение имеет пульсации, что в конечном итоге и повлияет на качество звучания. В динамиках будет слышен фон. Фон — это посторонний звук, который мешает звучанию. А наш блок питания имеет на выходе чистое постоянное напряжение, поэтому звук у нас будет чистый и мощный ;-)

Готовые модули на Алиэкспрессе

В настоящее время уже ничего не надо придумывать. Достаточно купить готовый модуль и на его базе собрать блок питания для магнитолы. Такой модуль стоит от 4$ и по качеству и энергозатратам будет даже лучше, чем вышеописанный блок питания:

Читайте также: