Распорядок дня своими руками для малышей

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В период новорожденности (28 дней с момента рождения) ребенок спит почти постоянно и днем и ночью, просыпаясь лишь на кормления. Мама восстанавливается после родов, налаживает ГВ и контакт с малышом, привыкает к новому статусу, любуясь на спящего кроху… Не возникает и мысли как сделать ребенку режим дня – да и зачем он нужен, когда и так все хорошо?

Но проходит время и уже к месяцу жизни все меняется: ребенок может перепутать день с ночью, капризничать и кричать непонятно почему, сон нарушается и дневной и ночной, начинаются колики – от которых ничто не спасает. А ночные истерики изматывают новоиспеченную маму.

А вот и прелести материнства – вечно кричащий ребенок, мама – зомби, в бесконечной череде укачиваний… Когда же уснет мой кроха? Знакомо?

По достижении ребенком возраста в месяц – примерно то время, когда время его бодрствования увеличивается и ухудшается сон, пора вводить режим. Что мы получим?

  1. Ребенок спит всю ночь! Мама высыпается!
  2. Почти в 100% случаев колики проходят без лекарств!
  3. Мама может планировать свой день, т.к. знает когда и сколько малыш будет спать и сколько бодрствовать.
  4. Ребенок будет засыпать почти или совсем без укачиваний за 2-5 минут.
  5. Когда будут возникать стрессовые моменты ( болезни, прививки, регресс сна в 3-4 месяца, рост зубов, поездка или поход в гости) Ребенок все равно будет менее капризен и все также хорошо спать (в сравнении с безрежимным ребенком).

Как видите плюсов у режима много.

Когда можно и как сделать режим ребенку?

Научить режиму ребенка можно в любой период его жизни. Просто чем он младше, тем легче ему перестроиться и меньше времени уйдет для достижения желаемого результата. Потому чем раньше – тем лучше и для малыша и для мамы.

Для начала давайте определим, какой режим ребенка будет удобен для вас? Во сколько вам удобно ложиться спать и во сколько просыпаться?

Помните, для ребенка нет правильного и неправильного времени утреннего пробуждения или засыпания на ночь. Он подстроится под то время, в какое вы его приучите. Ему просто нужно спать определенное количество времени (например 12 часов за ночь), и неважно с 6 вечера до 6 утра или с 11 вечера до 11 утра.

Ребенок первого года жизни спит от 8 до 12 часов за ночь. Уже к месяцу его жизни мама замечает во сколько примерно ее ребенок проснется утром и уснет вечером. У разных детей будет разное количество ночного сна – это индивидуально.

Помните! Для установления режима нужно время. В зависимости насколько ваша нынешняя ситуация отличается от желаемого результата.

Выстраиваем режим дня ребенка.

Для примера:

Ребенок – 1 месяц, засыпает на ночь в 6 вечера, просыпается в 5 утра, днем бодрствует между снами 2 часа, спит по 30-40 минут.

1. Обратите внимание на таблицу. Примерное время сколько должен спать и бодрствовать малыш. Ребенок в возрасте 1 месяц может бодрствовать не более и не менее 40-50 минут между дневными снами! меньше – не устанет и плохо поспит, больше – переутомиться и тоже будет плохо спать.

Поэксперементируйте, сколько конкретно вашему крохе нужно времени между снами? Для этого понаблюдайте за ним, сколько времени прошло с тех пор как он проснулся до первых признаков усталости (это и есть мостик в сон). Уставший малыш становиться более вялым, ничем не интересуется, может похныкивать. Значит пора ложить спать.

Потренировавшись вы уже сможете безошибочно определять через сколько минут после пробуждения ваш ребенок захочет спать. Останется его покормить (засыпает) и переложить в кроватку.

2. Если ребенок днем спит больше 2 – 3 часов – будите. Погуляйте с ним по комнате, дайте проснуться как следует, потом кормите и бодрствуйте дальше следя за временем. Если спал мало, покачайте, продлите сон. Таким образом весь день чередуйте сон и бодрствование.

3. В нашем примерном случае – ребенок уходит в ночь слишком рано, нам необходимо продлить его день. Для этого разбудите его дополнительный раз. Пусть погуляет хотябы полчаса. Таким образом день за днем мягко сдвинется время ухода на ночь и время утреннего пробуждения.

Условия для сна ребенка – очень влияют на сон ребенка!

Ночью, пусть в комнате со спящим ребенком будет темно!

Eсли возможно обойдитесь без ночника. Особенно летом, используйте шторы не пропускающие солнечный свет, если хотите чтоб ребенок не просыпался в 5 утра с первыми его лучами.

Проснулся ночью (начал кряхтеть, вертеться – самое время кормить) – кормим в темноте, ребенок тут же уснет. А может и не проснется толком.

Да, ваш кроха будет просыпаться в течении ночи на кормление. Но, в отличии от безрежимного ребенка, его пробуждение почти никогда не сопровождается криком – это легкое кряхтение, похныкивание, верчение, поиск мамы. Его глаза могут быть закрыты – он спит еще, но хочет кушать. Просто дайте ему грудь и он будет спать дальше, уснув при кормлении.

Если вы на ГВ, да еще и спите вместе с ребенком – вы тоже полностью не просыпаетесь когда кормите, тем самым высыпаетесь за ночь. Кормите по требованию! Обычно грудничок хочет кушать после сна и перед сном.

Если у вас появились вопросы или есть чем дополнить статью – пишите в комментариях! А также поделитесь этой информацией с мамами, которые нуждаются в помощи с режимом для ребенка.

Все чаще в нашем обществе наблюдается картина, когда дети не могут четко сказать, какое сейчас время года или время суток. Возможно, малыш и слышал эти слова в речи взрослых и даже употреблял в собственной, но не может соотнести утро, день, вечер, ночь и их признаки. Иногда это происходит не от незнания, а от отсутствия в представлении ребенка целостной картины в природе в данный период.

Основные правила

Как правило, утро, день, вечер, ночь ассоциируются у малыша с действиями, которые производит в это время он или окружающие его люди.

  1. Так, утром он идет в детсад, а мама на работу;
  2. днем он обедает и спит;
  3. вечером мама приходит с работы, забирает его из детсада;
  4. ночью он должен спать.

Ребенку не очень интересно, что в это время происходит в природе, а наблюдать полную картину каждого времени суток порой бывает некогда родителям. Однако малыша всему можно и нужно научить.

Обсуждаем картинки с ребенком

После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.

Попросите малыша сказать:

  1. что происходит на небе ночью,
  2. как наступает утро,
  3. почему становится светло,
  4. почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.

Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!

И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток. Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.

Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.

Подборка бесплатных материалов

распорядок дня картинки

распорядок дня картинки

распорядок дня картинки

распорядок дня ребенка картинки

распорядок дня ребенка картинки

распорядок дня ребенка картинки

распорядок дня ребенка картинки

распорядок дня ребенка картинки

распорядок дня ребенка картинки

Режим дня ребенка

Тематическое занятие из Школы семи гномов по теме: Распорядок дня ребенка. Плакат: Режим дня школьника. Распорядок дня дошкольника. Распорядок дня дошкольника.

режим дня дошкольника

Воспитание детей

Режим дня дошкольника — это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Значение дневного режима

Режим дня дошкольника

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Значение дневного режима

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Распорядок дня дошкольника

  1. Соблюдение предусмотренных правил положительно сказывается на здоровье и общем состоянии малыша. Он ежедневно в одно и то же время получает необходимое количество сна, пищи, свежего воздуха, а также физической, умственной и эмоциональной нагрузки.
  2. Тщательное соблюдение времени приёма пищи приводит к улучшению работы пищеварительной системы и снижению вероятности развития проблем с желудочно-кишечным трактом.
  3. Сбалансированный режим дня укрепляет иммунитет ребёнка. На подсознательном уровне организм привыкает к нему и подстраивается к определённым действиям. Как только приходит время обеда, появляется аппетит, наступает момент сна — возникает сонливость.
  4. Правильный распорядок помогает не только детям, но и их родителям. Взрослые могут запланировать какое-либо мероприятие, зная, что в это время их ребёнок будет заниматься определённым делом.
  5. Дети, соблюдающие режим, считаются более уверенными в себе и спокойными. Распорядок вносит в их жизнь определённость и устраняет беспокойство, связанное с неизвестностью.
  6. Малыши, привыкшие к установленному режиму, быстро становятся самостоятельными, так как точно знают, что нужно делать в тот или иной момент времени.
  7. Все учебные учреждения функционируют по определённым правилам, поэтому дети, соблюдающие режим дня, намного быстрее адаптируются к ним. Это позволяет улучшить способность к обучению и запоминанию информации.
  8. Распорядок дня становится основой самодисциплины. Это очень важное качество, которое поможет ребёнку проще перейти из детского возраста во взрослую жизнь.

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Рекомендуется придерживаться основных правил и вносить коррективы, соответствующие индивидуальным особенностям дошкольника. Пример рационального распределения времени:

  1. С 7 утра. В течение ближайшего получаса следует постепенно проснуться (запрещается резкое пробуждение) и выполнить простую утреннюю гимнастику. Кроме этого, нужно умыться и почистить зубы.
  2. С 8.00 до 8.30. Эти 30 минут отводятся для полноценного первого завтрака.
  3. До 10 часов дня. В этот период необходимо проводить обучающие занятия с ребёнком. Считается, что именно в это время он способен запомнить бо́льшую часть полученной информации.
  4. С 10.00 до 10.20. После умственной работы рекомендуется накормить ребёнка вторым завтраком.
  5. До полудня. Это время отведено для прогулок на улице. Ребёнку разрешается играть на свежем воздухе под наблюдением родителей, бегать и заниматься своими делами.
  6. С 12.30 до 13.00. После физических нагрузок следует пополнить запасы энергии. Для этого устраивается обед.
  7. До 3 часов дня. По завершении приёма пищи предусмотрен дневной отдых.
  8. В 15.30. Для того чтобы ребёнок целый день оставался энергичным и жизнерадостным, ему необходимо регулярно и правильно питаться. После дневного сна следует накормить его лёгким полдником.
  9. До 6 вечера. В этот период разрешается проводить те мероприятия, которые больше всего нравятся малышу. Сюда можно отнести дополнительную прогулку, разучивание стихов или песен, игровую активность.
  10. С 18.30 до 19.00. Это время отводится для ужина.
  11. В семь часов вечера. После окончания приёма пищи нужно дать дошкольнику 2 часа на самостоятельную деятельность или игры.
  12. В 21.00. Подготовка ко сну и полноценный отдых.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Ребенок энергичный и жизнерадостный

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Правила питания для ребенка

  1. Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  2. От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  3. От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Повседневный рацион ребенка

  1. Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
  2. Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
  3. Меню дошкольника должно постоянно меняться. При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
  4. Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
  5. Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
  6. Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

Организация сна ребенка

Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

Советы профессионалов

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Соблюдать длительность и периодичность прогулок

  1. Важно избегать нарушений продолжительности сна, иначе ребёнок плохо отдохнёт и будет менее активен на протяжении всего дня.
  2. Рекомендуется соблюдать длительность и периодичность прогулок. Это поможет укрепить иммунитет и избежать вирусных заболеваний.
  3. Необходимо будить ребёнка в одно и то же время. При этом запрещается делать так, чтобы он резко поднимался с кровати, поскольку это способно привести к ухудшению состояния его здоровья. Оптимальным вариантом будет медленное пробуждение в течение 3—5 минут.
  4. Кормить малыша следует не менее 4 раз в день. Если этого не делать, то растущий организм будет недополучать полезные витамины и микроэлементы.
  5. Завтрак следует давать на протяжении одного часа после пробуждения, а ужин — за полтора часа до ночного сна.
  6. Интервалы между приёмами пищи не должны быть меньше 3 часов, иначе ребёнок будет переедать, а это негативно скажется на состоянии его пищеварительной системы.
  7. Следует выделять достаточное количество времени на приём пищи. Это поможет ребёнку тщательно пережёвывать еду, что ускорит процесс пищеварения и усвоения полезных веществ.
  8. Во время составления распорядка дня необходимо предусматривать ежедневные прогулки в течение 6 часов. В зимнее время продолжительность нахождения на свежем воздухе следует сократить до 4 часов.
  9. Важно учитывать возрастные особенности и способности ребёнка перед тем, как предлагать ему выполнить то или иное действие.
  10. С ребёнком нужно заниматься несколько часов в день. Этого времени будет достаточно, чтобы он до поступления в школу научился писать, читать и считать. Такая подготовка поможет ему быстрей адаптироваться к учебному процессу и получать хорошие оценки.

Занятия с ребенком

Режим дня дошкольника — это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Каждый родитель рано или поздно начинает задумываться: должен ли ребенок жить по строгому режиму или можно выстраивать график по ощущениям? А еще тысяча вопросов про дневной сон, ночное кормление, нормы первых слов и шагов. Если с режимом младенца все просто (его нет), то после трех месяцев хочется определиться со стратегией. Вместе с Pampers, психологом Юлией Ларионовой, консультантом по детскому сну Марией Алешкиной и педиатром Николаем Комовым собрали все, что нужно знать о распорядке дня малышей от четырех месяцев до трех лет.


4–6 месяцев

консультант по сну

До четырех месяцев дети часто путают день с ночью (гормон сна еще не регулирует, какой сон дневной, а какой ночной), а вот в четыре месяца сон перестраивается, и нужно менять график. Избежать проблем на этом переходном этапе помогут правила:

  • ограничить длинный дневной сон — он должен длиться не более трех часов подряд;
  • следить за освещением (ночью должно быть достаточно темно, а днем — относительно светло);
  • учитывать индивидуальные особенности ребенка (спать строго восемь часов и ни минутой больше не будет никто — кому-то нужно чуть больше, а кому-то — чуть меньше);
  • поддерживать комфортную температуру в комнате и проветривать ее перед ночным сном;
  • соблюдать ритуалы — ту самую последовательность действий, которую ребенок ассоциирует с приближением сна. За час-полтора до укладывания можно принять ванну или сделать массаж, послушать спокойную музыку или колыбельную — все это поможет младенцу настроиться на сон.

Активность

Ребенок уже активно управляет руками по своему желанию: тянется к интересующему предмету, захватывает его и пытается забрать себе. Мелкая моторика развивается, и появляется интерес к игрушкам, где можно что-то открыть и защелкнуть.

Вот что малыш обычно умеет в этом возрасте:

  • активно переворачивается с живота на спину, с одного и другого бока;
  • пытается ползать;
  • может не полностью присаживаться с поддержкой за ручки;
  • садится через бок и упор на руку;

Ребенку трудно усидеть на месте: он постоянно ворочается, хочет изменить свое положение в пространстве, ведь рассматривать потолок уже скучно.

Обеспечьте ему пространство для маневров: специальный теплый коврик, на котором будет удобно осваивать новые навыки. Стимулировать развитие мышц поможет несложный массаж в виде поглаживаний и простые упражнения — например, подтягивать ребенка за ручки до положения 100-120 градусов (полусидя).

Именно для таких активных исследователей Pampers обновил линейку трусиков Pampers Pants. Новый, еще более мягкий поясок нежно обнимает животик и фиксирует трусики надежней, чем прежде. Мягкие двойные бортики вокруг ножек защищают малышей от протеканий и не натирают чувствительную кожу. Pampers внимательно прислушивается к своим покупателям, поэтому для удобства родителей впервые на этой модели трусиков появился индикатор влаги. Теперь не нужно отвлекать ребенка от важных дел, чтобы проверить, не пора ли сменить трусики. Новый дизайн с очаровательными зверюшками поможет превратить переодевание в веселую игру.

Некоторые родители, которые используют трусики днем, ночью надевают на детей подгузники, потому что уверены, что они лучше впитывают. С новыми трусиками Pampers Pants мамам и папам не придется переживать об этом: они сохраняют нежную кожу малыша сухой до 12 часов, поэтому малышу в них будет удобно и спать, и активно двигаться.

Подробнее

Прогулки

Гулять с ребенком можно и один, и два, и три раза в день. Все это зависит от возможностей родителей и от погоды. Аналогичная ситуация с продолжительностью: зимой это могут быть один-два часа, а летом — хоть все шесть. Зимой улицу можно смело заменить прогулкой на балконе (и попить чаю в тишине).

Еда

До полугода ребенок получает только грудное молоко или смесь.

Когда ребенок начинает спать отдельно, кормление грудью по требованию можно сохранить, а вот смесь стоит продолжать давать по часам.

6–12 месяцев

В этом возрасте ребенок учится садиться, ползать, вставать, а кто-то даже пытается ходить. У многих детей режутся зубы, появляются звуки подражания речи и первые слова. Сна чуть меньше, а активности чуть больше, так что придется достать из резерва запас терпения и внимательности.

консультант по сну

Всего ребенок спит около 13-14 часов, из них два-три дневных сна общей длительностью два-четыре часа, а ночной сон в идеале — примерно 10-12 часов. Желательно, чтобы вечером он засыпал до 21 часа, а утром и днем просыпался в одно и то же время.

Переход с трех дневных снов на два происходит за счет третьего (последнего перед ночным). Промежуток бодрствования получается чуть длиннее, а уход в ночь чуть раньше.

В итоге утром малыш просыпается около семи-восьми часов. Чтобы этого добиться, стоит:

  • будить ребенка на 15-20 минут раньше утром, чем в предыдущий день, и не давать слишком долго спать днем;
  • следить за выполнением ежевечернего ритуала — можно дополнить его чтением или прослушиванием аудиосказок;
  • не давать ребенку перевозбуждаться и следить за тем, чтобы ему не было скучно в течение дня — недополученные эмоции или двигательная активность также мешают крепкому сну, как и избыток впечатлений и новых знаний;
  • как только малыш начал тереть глаза (самый верный признак надвигающейся сонливости), нужно поскорее свернуть любую активность и начать подготовку ко сну — убрать игрушки, понизить тон голоса, завесить окна и выключить свет.

Подробнее

Еда

  • он уверенно сидит и хорошо держит голову;
  • у него уже появились первые зубы;
  • он тащит в рот все подряд (включая совершенно несъедобные вещи) и интересуется тем, что находится на тарелке мамы и папы.

Американская академия педиатров напоминает: готовность ребенка получать прикорм определяется строго индивидуально, нужно вводить по одному новому продукту в несколько дней, внимательно следя за реакцией ребенка. Если все хорошо и малышу явно нравится новая еда, несколько капель или часть чайной ложки можно постепенно заменять на полноценную порцию. В среднем прикормом заменяют поочередно дневные кормления грудью или смесью — но процесс может растянуться на несколько месяцев: все зависит от аппетита конкретного ребенка. Если прикорм уже заменяет ГВ, прикладывание к груди сокращается, но для непрерывного ночного сна отказываться от ночных кормлений не стоит.

Активность

Во втором полугодии ребенок ползает активнее и его скорость передвижения существенно возрастает.

С шестого по восьмой месяц:

  • малыш пробует садиться за счет мышц брюшного пресса, а не через бок;
  • координация мелкой моторики возрастает: ребенок активно хватает предметы ладонью и направляет их в место назначения;
  • ближе к девяти месяцам самые подвижные из детей уже пробуют стоять с поддержкой.
  • ребенок пробует ходить с помощью поддержки за одну ручку либо за опору;
  • умеет удерживать игрушку обеими руками;
  • приседать и подниматься в положении стоя;
  • может самостоятельно залезть на небольшую возвышенность (например, подушку).

В этот период ребенок крайне активен и подвижен, а значит, нужно чаще его контролировать и позаботиться о безопасности: на углы, выдвижные ящики должна быть установлена защита. Ортопедический детский коврик на полу убережет от травм при неизбежных и многочисленных падениях.

Прогулки

По возможности гулять несколько раз в день, при этом доставать ребенка из коляски и какое-то время ходить с ним за руку, если он это уже умеет. Если нет — ничего страшного, не нужно специального этого добиваться, сейчас для малыша полезнее активно ползать: в это время формируются важные нейронные связи.

1–2 года

Сон

консультант по сну

В этом возрасте ребенок спит в сутки в среднем 12-14 часов, из которых 10-11 часов — ночной сон, остальное время — уже один дневной. Чтобы успешно на него перейти, в течение нескольких недель можно чередовать дни с одним и двумя снами. Примерно к полутора годам окончательно завершается переход на один дневной сон, и важно сохранять этот дневной сон минимум до трех лет, а еще лучше — вплоть до школы.

Качество сна зависит от множества факторов, и ключевые из них:

  • Стабильность режима. Каждый день дневной и ночной сон начинаются в одно и то же время. Сны, организованные в непривычное время, будут хуже по качеству и могут сдвинуть весь режим, и малышу будет сложнее выспаться.
  • Ритуал отхода ко сну. Привычная последовательность действий важна и год, и в два, и даже в пять лет. Если такой знакомой схемы нет или от нее бывают отступления, ребенок может саботировать процесс засыпания, капризничать, давать понять, что хочет поиграть еще. Важно, чтобы эти действия перед сном были успокаивающими и позволяли ребенку постепенно расслабляться и затормаживаться перед укладыванием.
  • Привычки на засыпание. Если ребенок умеет засыпать только одним определенным способом (например, только на руках или только на груди), то он может часто просыпаться среди ночи, примерно каждые один-два часа, и просить той же самой помощи, чтобы заснуть снова.

Контрольные пробуждения между циклами сна — это норма, но неумение заснуть самостоятельно снова приводит к тому, что ребенок каждый раз зовет родителей. Это делает сон прерывистым и не дает достаточно сил ни ребенку, ни родителям — необходимо перестроить привычку, чтобы малыш мог засыпать сам. Если несамостоятельное засыпание не приводит к частым пробуждениям, то специально обучать самостоятельному засыпанию и отдельному сну не нужно.

Раннее укладывание (то есть засыпание на ночь в диапазоне 18:00–21:00) действительно полезно для детей, так как в первой половине ночи (примерно до полуночи) сон лучше за счет фазы восстановительного глубокого дельта-сна. Но если ребенок засыпает после 22:00 и отлично себя чувствует, то насильно смещать режим не нужно.

Еда

10 (390x500, 222Kb)

2017-06-28_13-29-41 (700x331, 145Kb)

2.


2017-06-28_13-30-00 (700x195, 85Kb)

2017-06-28_13-30-50 (691x559, 32Kb)

4.


Эти картинки можно скачать и распечатать

1 (700x462, 317Kb)

2 (496x700, 349Kb)

2.

3 (480x700, 361Kb)

3.

4 (480x700, 373Kb)

4.

5 (700x460, 348Kb)

5.

6 (700x470, 363Kb)

6.

7 (700x472, 329Kb)

7.

8 (478x700, 350Kb)

8.

9 (700x700, 440Kb)

9.

10 (390x500, 222Kb)

10.

Читайте также: