Распорка своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Сразу оговорюсь, что глава подробная. Если захотите краткую версию, то перейдите в конец или напишите в комментариях. Напишу следующую статью только с выводами.

Распорка (или растяжка) – узел, устанавливающийся на передние или задние стаканы (места крепления стоек) автомобиля, для увеличения общей жесткости конструкции.

Теперь переходим к подвеске. Самая лучшая схема по максимальной жесткости и веса это треугольник. Если посмотрите на легкие летательные аппараты, которые весят меньше одного человека, но при этом могут поднимать в небо двоих пилотов, то увидите, что он весь состоит из треугольников.

Так вот и подвеска автомобиля тоже треугольная. Это передний рычаг, который крепиться к крабам или балке у бампера. Рычаг, который идет чуть назад к кузову. И амортизатор в сборе с пружиной и опорным подшипником (стойка), который крепиться к стаканам кузова сверху.

Теперь что делает растяжка. Она связывает две верхних опоры между собой. Но ведь нагрузка от этого не уменьшилась? А вот и нет. В повороте нагружено только одно, внешнее колесо. И как правило только переднее (особенно при торможении в повороте), так как основной вес спереди. Распорка передает часть нагрузки с одного стакана, на не нагруженный другой. Вот и весь ее секрет. Теперь нагруженный элемент перемещается значительно меньше. Теперь вспомним, как поворачивает автомобиль. При повороте колес сначала кузов перемещается в сайлентблоках, потом уже перемещается железо. И вот только потом автомобиль начинает поворачивать.

Теперь делаем выводы – распорка снижает деформации кузова и за счет этого авто лучше проходит повороты. ( и из этого же делаем выводы - что следующий элемент тюнига - подрамник, который связывает все четыре нижних точки подвески вместе).

И только в легком тюнинге всего дешевая растяжка улучшила время примерно на 15%, а дорогая на 5%. Так как там была уже избыточная жесткость и, стандартная резина не справлялась.

Особенно ее необходимо ставить тем, кто хочет поменять сайлентблоки на жесткие. Тем самым еще больше нагрузив кузов.

Из недостатков основной – в случае удара в одну из стоек распорка потянет за собой и вторую . То есть, проблем с рихтовкой прибавится. Особенно это неприятно как раз на ВАЗовских автомобилях. У них VIN номер кузова нанесен на этот стакан. И потом могут быть проблемы с регистрацией.

И второй недостаток – она закрывает VIN номер. То есть ГАИ для проверки авто в праве потребовать снять распорку.

Для начала разберемся, зачем вообще нужна распорка передних стоек. Для этого необходимо обратится к конструкции кузова автомобиля.

Кузов любой машины состоит из множества деталей, соединенных между собой. Соединяют детали кузова с помощью болтов, заклепок, клея и сварки. Поэтому при приложении нагрузки детали кузова имеют некоторую свободу перемещения относительно друг друга. Чем меньше такой свободы, тем ближе кузов к состоянию единого целого, то есть жестче. А чем выше жесткость кузова автомобиля, тем лучше он управляется. Особенно заметна разница при движении и выполнении маневров на высоких скоростях.

Как распорка передних стоек увеличивает жесткость

Распорка, иначе называемая растяжкой передних стоек, представляет собой трубу круглого или прямоугольного сечения, по сторонам к которой приварены площадки для крепления. Конструкция располагается поперек моторного отсека. Крепят ее к стаканам стоек, используя при этом болты их опор.

Отсутствие смещения частей корпуса машины относительно друг друга положительно влияет на управляемость автомобиля. Также растяжка между чашками опор воспринимает часть ударных нагрузок, приходящих от подвески, тем самым продлевая автомобильному кузову жизнь.

При поворотах расположенная таким образом распорка стоек ограничивает взаимное перемещение правой и левой чашек опор передних амортизаторов, связывая их в единое целое. Это придает дополнительную жесткость автомобильному кузову.

Виды распорок

Распорки между опорами амортизаторов по количеству мест крепления подразделяют на:

Двухточечные крепятся только к чашкам правого и левого брызговика. У трехточечных есть дополнительное место крепления к моторному щиту. Второй вид растяжек придает кузову больше жесткости, но сложнее в установке — место крепления на моторном щите придется оборудовать своими руками.

Растяжки между опорами могут быть:

регулируемая распорка передних стоек

Нерегулируемая растяжка — цельная деталь без разъемных соединений. Регулируемая же состоит из двух частей, соединенных между собой муфтой, которая позволяет увеличивать и уменьшать длину детали. Жесткость нерегулируемой распорки ниже, поэтому использовать ее следует только в том случае, если ни одна из жестких распорок не подходит по местам крепления.

Форма сечения трубы — прямоугольник или круг — принципиальной не является. А вот с увеличением толщины повышается жесткость конструкции. Но чем больше толщина, тем больше и вес. Общеупотребительной является толщина от 2 до 3 мм, а дальше все зависит от марки автомобиля и наличия и конфигурации свободного места под растяжку в подкапотном пространстве.

Купить или сделать своими руками

Изготовить растяжку передних стоек своими руками достаточно сложно и затратно по времени. Необходимо уметь варить или иметь среди знакомых опытного сварщика. Неплохо также иметь доступ к токарному станку, так как вырезать отверстия под стаканы стоек в будущем фланце крепления болгаркой то еще занятие.

как увеличить жесткость кузова

Учитывая обилие на рынке недорогой и качественной продукции отечественных и зарубежных производителей смысл в самостоятельном изготовлении растяжки передних стоек теряется. Кажущая экономия средств не окупит затраты времени на изготовление.

Как поставить переднюю распорку

Установить растяжку передних стоек своими руками достаточно легко. Для этого необходимо приобрести распорку, предназначенную именно для своей модели автомобиля и далее:

  • открутить гайки крепления опор передних амортизаторов;
  • надеть на шпильки крепления фланцы крепления детали, не забыв подложить под нее шайбы;
  • зафиксировать растяжку гайками.

Если предназначенная для автомобиля деталь не желает устанавливаться на штатные места для крепления, значит, от времени и нагрузок чашки опор изменили свое расположение и сблизились. Тогда придется устанавливать регулируемую растяжку.

При установке регулируемой распорки следует помнить, что муфта предназначена только для того, чтобы деталь свободно подошла к местам штатного крепления. Стягивать или распирать с ее помощью опоры после установки ни в коем случае нельзя.

Важно! Для правильной установки растяжки передних стаканов автомобиль должен располагаться на ровной горизонтальной поверхности.

Дополнительный тюнинг

распорка задних стаканов

Автолюбители, которые уже почувствовали пользу растяжки передних стоек могут продолжить улучшение характеристик жесткости кузова своего автомобиля. Для этого им понадобится распорка задних стаканов стоек. Действует она также, как и распорка передних стаканов стоек — дополнительно связывая между собой силовые элементы на правой и левой сторонах кузова автомобиля, она не дает им перемещаться относительно друг друга.

Стоит ли игра свеч

Таким образом, можно сделать вывод, что распорка передних стоек улучшает поведение автомобиля на дороге и препятствует взаимному перемещению деталей кузова, воспринимая часть нагрузок на себя, продлевая срок его службы. Недостаток у нее только один — при боковом ударе нагрузка передается и на правую, и на левую стороны. Это приводит к возникновению сложных перекосов тогда, когда без растяжки его могло и не быть.

Является ли единственный недостаток весомым аргументом против установки детали на автомобиль, в конечном итоге решать автовладельцу. Но учитывая факт улучшения управляемости, а значит и активной безопасности автомобиля, можно констатировать, что плюсов у применения подобной конструкции в автомобиле гораздо больше, чем минусов.

Распорка для передних стоек авто

Автовладельцы — народ деятельный. Они всё время пытаются как-то улучшить своих стальных коней, сделать их мощнее. Ну или хотя бы красивее. Но подчас люди вносят в свои машины новшества, назначение которых понятно далеко не всем, и у людей непосвящённых такие штуки вызывают массу вопросов. Взять, к примеру, распорки для передних стоек. Для чего они нужны? Есть ли от них хоть какой-то толк? И если есть — можно ли их сделать самому? Обо всём этом мы и поговорим сегодня.

Что это за растяжки и здля чего они нужны

Распорка передних стоек на автомобиле ВАЗ

Чтобы объяснить, в чём оно состоит, придётся углубиться в историю. Итак, современные легковые машины давно отошли от рамной конструкции (за исключением некоторых внедорожников). То есть цельная рама больше не принимает на себя все колебания и удары, возникающие при движении автомобиля. В современной машине всё это делает кузов, собранный из отдельных частей, соединённых в единое целое либо с помощью сварки, либо с помощью резьбовых соединений, которые и являются слабым местом нынешних кузовов.

Всё просто: при движении машины части кузова немного смещаются относительно друг друга. Соединения постепенно изнашиваются. В результате управляемость машины снижается, что особенно хорошо чувствуется на поворотах. Здесь-то и приходит на помощь распорка, назначение которой сводится к тому, чтобы добавить прочности тонкому стальному кузову и предотвратить преждевременный износ его основных соединений, надолго сохранив хорошую управляемость автомобиля.

Плюсы и минусы передних распорок

  • Главное достоинство было озвучено выше: упрочнение кузова, предотвращение износа его соединений и улучшение управляемости.
  • А основной минус таков: если автомобиль во время ДТП получит удар в область переднего крыла, то пострадает не одна передняя стойка, а обе (и это неизбежно, ведь распорка жёстко связывает их между собой). Но есть и положительный момент: деформация стоек не будет серьёзной, поскольку за счёт распорки импульс удара распределится между ними, а не придётся целиком лишь на одну из них.

Виды распорок

Эти детали принято классифицировать по типу используемого материала. Они бывают:

  • Стальные.
  • Дюралюминиевые.
  • Углепластиковые.

Процесс изготовления распорки для передних стоек

Прежде чем переходить к нему, необходимо определиться с материалом. Углепластик — это дорого, и это удел профессиональных гонщиков. Они не станут заниматься самостоятельным изготовлением распорок, а просто купят готовые (для справки: фирменная карбоновая распорка стоит от 500 до 1000 долларов США). А рядовому автолюбителю целесообразно выбрать обычный дюралюминий, потому что он легче стали, и при этом дешевле углепластика.

Инструменты и расходные материалы

  1. Штангенциркуль.
  2. Рулетка.
  3. Картон.
  4. Ножницы для бумаги.
  5. Маркер чёрный.
  6. Труба дюралюминиевая, круглого сечения (длина от 1.5 м, диаметр от 3 см).
  7. Пластина дюралюминиевая (ширина 20 см, длина 50 см, толщина 0.5 см).
  8. Труба дюралюминиевая, квадратного сечения (длина 20 см, ширина стороны 3 см).
  9. Болгарка.
  10. Напильник.
  11. Сварочный аппарат.
  12. Станок для сгибания труб.
  13. Электродрель с набором свёрл.

Последовательность операций

  1. Открывается капот автомобиля. Штангенциркулем измеряются диаметры стаканов на стойках и расстояния между болтами на них. По полученным размерам изготавливаются шаблоны колец (большинство автолюбителей вырезает их из картона, предварительно разметив его обычным маркером).
  2. Рулеткой измеряется расстояние между стаканами (это даст представление о длине распорки).
  3. Картонные шаблоны накладываются на дюралюминиевую пластину, и с помощью болгарки вырезается 2 кольца для стаканов. До необходимых размеров они доводятся обычным напильником, после чего в них дрелью высверливается по 3 отверстия. Выглядят они вот так:

Готовые кольца для стаканов на передних стойках машины

Квадратная труба приваривается к круглой

Кольца для стаканов привариваются к трубе

Установленная распорка передних стоек

Видео по теме: изготовление растяжки для автомобиля BMW

Бывают ли для задних стоек

Если коротко — да. И никакого принципиального отличия от передних распорок у них нет. Всё те же трубы из лёгких сплавов, всё те же кольца для стаканов. Отличие может быть лишь в форме изгиба трубы, или она вовсе может быть прямой.

Распорка задних стоек

И более того, сегодня энтузиасты устанавливают распорки не только на стойки, но и везде, где только можно:

Схема расположения распорок

Однако такой тюнинг — удел гонщиков, которые идут на всё ради скорости. Все эти детали выполняются исключительно из карбона, дабы их вес был минимален. Рядовому автолюбителю подобные вещи вряд ли понадобятся.

Можно ли сделать распорку на передние стойки самостоятельно? Да. Однако для этого потребуются навыки владения болгаркой и сварочным аппаратом. Если под рукой не оказалось дюралюминия — не беда, можно воспользоваться и обычной стальной трубой. В конце концов, для поездок по городу и на дачу вполне хватит и её.


Такое усовершенствование автомобиля, как распорка передних стоек своими руками выполняется достаточно просто и не отнимает много времени. Для начала давайте определимся с тем, является ли это необходимой доработкой для автомобиля или это будет очередная безделица, которую предлагают производители автозапчастей.

Кузова автомобилей предыдущих поколений изготавливались рамными из жесткой стали. Большая часть нагрузок приходилась именно на раму автомобиля.

Теперешние кузова изготавливают из профилей, которые штампуют из листовой стали. Причем сборка отдельных деталей и профилей осуществляется посредством болтовых соединений и сварки. А поскольку кузова не являются рамными, места соединения деталей во время движения становятся уязвимыми, претерпевая вибрации и влияние ударных деформаций, то со временем это ведет к потере жесткости и ухудшению управляемостью автомобилем.

Особенно остро это негативное явление может проявляться при выполнении маневров и вхождении в зону поворота. Таким образом, чтобы увеличить устойчивость и повысить жесткость кузова автомобиля, были изобретены распорки, которые устанавливаются в различных узлах корпуса.


Распорка передних стоек своими руками устанавливается чаще всего автолюбителями, которые хотят придать жесткости корпусу машины и избежать возможных деформаций и повреждений. Они возникают во время движения автомобиля, при этом происходит сжатие пружин на передней подвеске, благодаря чему кузов претерпевает деформацию в области боковых стенок. Поэтому установка распорок максимально снижает это явление, повышая уровень жесткости кузова автомобиля, придает уверенности водителю при езде на большой скорости.

При этом улучшается управляемость, а также появляется возможность полностью контролировать поведение автомобиля на повороте, не сбавляя скорости.

Распорки изготавливают для различных узлов кузова автомобиля из самых разнообразных материалов. Это могут быть стальные изделия, дюралюминиевые детали, а также более дорогие распорки из углепластикового волокна и карбона. Цена последних может превышать 1000$ для различных моделей дорогостоящих иномарок. Следует помнить, что распорки, особенно если их устанавливать сразу в нескольких узлах корпуса, значительно увеличивают массу автомобиля. Поэтому рекомендуется использовать детали из легкого и прочного материала, такого, как карбон.

Делаем распорку передних стоек своими руками. Как это правильно сделать, и что потребуется?

Хорошо себя зарекомендовали дюралюминиевые изделия японских производителей, обладающие повышенной жесткостью и устойчивые к деформации и разрыву. Также следует знать, что распорки для передних стоек бывают цельнокорпусными, а также состоящие из нескольких элементов, способные регулироваться по длине. Как правило, цельные распорки применяются для установки на стойки под определенную марку автомобиля.

Составные же являются универсальными и подходят ко многим моделям машин, поскольку установочные размеры регулируются.

Перед началом работ, автомобиль необходимо установить на ровной горизонтальной поверхности. Желательно чтобы приобретенная деталь была предназначена именно для установки на Ваш автомобиль, в таком случае распорка передних стоек своими руками не вызовет никаких сложностей. Для установки необходимо открутить со шпилек стоек гайки и установить распорку.

Если возникнут сложности, то следует переднюю часть автомобиля поддомкратить, что позволит облегчить процесс установки. При этом большинство распорок садится на свое посадочное место при надавливании на них. Затем распорки фиксируются гайками. Следует помнить, что прямые распорки обладают гораздо большей жесткостью, чем изделия со специальными изгибами.

Читайте также: