Расположиться как сделать причастие

Обновлено: 08.07.2024

Человек молитвами, поступками или разговорами постоянно приближает себя к Господу или отдаляется от Него. Через Причастие человек соединяется с Богом — таинство открывает душу и сердце верующего Всевышнему. Поэтому важно пройти таинство правильно и чинно — как это сделать, разберем в статье.

Понятие Причастия

Под Причастием понимают таинство, в процессе которого человек вкушает Тело и Кровь Господа. Символом тела и крови стали хлеб и вино. С помощью Причастия человек соединяет свою душу с Богом, становится участником вечной жизни. В церкви Причастие приятно называть Евхаристией.

Евхаристия появилась во время Пасхальной Тайной Вечери. Во время Вечери Иисус Христос впервые провел таинство — он взял хлеб, отломил кусочек, благословил его и раздал свои ученикам. Потом Иисус взял чашу с вином, благословил напиток и также поделился с учениками. С тех пор Причастие стало таинством, которое нужно проходить каждому верующему в честь воспоминаний о Христе.

Теперь Причастие — символ единения со Всевышним. Прихожане, которые отведали единого Тела Христа, становятся единотелесными и единокровными Богу и между собой. Можно сказать, что верующие — это братья и сестры.

Этапы Причастия в православной церкви

Причастие проходит в три этапа: проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Давайте разберем каждый этап подробнее.

Проскомидия

Чтобы провести таинство, раньше прихожане приносили хлеб и вино. Теперь священнослужители для таинства сами покупают вино и пекут хлеб — просфоры. Во время этого этапа священный отец готовит просфоры — по очереди из каждой из пяти штук вынимает по кусочку хлеба и выкладывает на жертвеннике. Последними он берет просфоры и записки от прихожан и вынимает кусочки из хлеба. Вместе с этим священнослужители параллельно зачитывают имена людей, которых вспоминают в записках прихожане. Процессия заканчивается тем, что священный отец исповедует Христа Небесным Хлебом.

Литургия оглашенных

На этом этапе прихожане и священнослужители зачитывают молитвы о мире, о благосостоянии церквей, о храме и так далее. Этот момент называют ектением — великим молением. После него хор исполняет три антифона. Потом выходит из алтаря священный отец, начинают исполняться торжественные песни, зачитывается Евангелие и Апостол. В конце священный отец молится об оглашенных в записках от прихожан. Завершается литургия изгнанием из храма оглашенных.

Литургия верных

Последний этап Причастия включает шесть шагов: дары переносят с жертвенника на престол, готовятся к освящению даров, освящают дары, готовят прихожан к причащению, причащают, благодарят за причащение.

Подготовка к Причастию

Чтобы пройти причастие, нужно подготовить себя к этому заранее. Для этого нужно выполнить шесть условий: исповедаться, понять смысл, искренне желать причаститься, найти душевный мир, быть церковным человеком, жить духовной жизнью. Давайте разберем подробно каждое условие.

Исповедаться. Нельзя приступать к причащению, пока не исповедуетесь в своих грехах священному отцу.

Понять смысл. Перед Причастием нужно понять, что вы проходите именно Причастие, благодаря которому очиститесь от грехов и соединитесь с Господом.

Искренне желать. Если вы хотите просто загладить свои грехи, в причащении нет смысла. Причастие помогает только тогда, когда человек действительно хочет очиститься, чтобы быть ближе к Богу.

Найти душевный мир. Человек, который хочет причаститься, должен желать мира, примирения с близкими, испытывать спокойствие и умиротворение. Гнев, агрессия или раздражение помешают вам пройти Причастие.

Быть церковным человеком. Если человек отступает от веры, церкви, он совершает грех. Причащаться таким людям можно только после покаяния перед церковью.

Жить духовной жизнью. Верующий должен творить добро, помогать людям, которые нуждаются, противиться греху. В этом поможет молитва Всевышнему и чтение Евангелия.

Из этих условий можно вынести правила, которые должен запомнить каждый верующий и повторять их перед Причастием:

1. Литургический пост — перед Причастием откажитесь от еды с полуночи до утра, чтобы прийти в церковь натощак. Если Причастие проходит в праздничные дни, нужно голодать не менее шести часов. Также нужно отказаться от сигарет, если у вас есть такая привычка.

3. Телесный пост — прихожане должны за три дня до Причастия отказаться от молочной и мясной пищи. Если вы соблюдаете посты регулярно, можно уменьшить период Телесного поста. При проблемах со здоровьем откажитесь от еды на ночь перед Литургией.

4. Молитвы дома — перед Причастием читают молитвы на причащение. Также не забывайте о регулярных молитвах утром и вечером.

5. Супружеские отношения — перед таинством откажитесь от телесной связи с супругами.

Если вы хотите отвести на Причастие ребенка, то не заставляйте его следовать правилам — дети освобождаются от них. Если ребенок старше семи лет, то нужно посоветоваться со священным отцом о том, какие правила нужно выполнять, а какие нет.

podgotovka k prichastiju - Как готовиться ко Святому Причащению

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

  • После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию. Оно нахо­дится в Пра­во­слав­ном молит­во­слове.

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).


Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.


Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Залог (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

которые читают вместе с этой






  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж.

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени -ущ-/-ющ-;

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

Образуйте (если это возможно) действительные и страдательные при­частия настоящего и прошедшего времени.

Нести, принести, вести, писать, написать, читать, счи­тать, идти, гулять, думать.


Можно не табличкой, а в строчку записать, конечно

От переходных глаголов несовершенного вида можно образовать все ви­ ды причастий; от переходных совершенного вида — только причастия про­ шедшего времени; от непереходных несовершенного вида — только действи­ тельные причастия; от непереходных совершенного вида — только действи­ тельные причастия прошедшего времени.

Читайте также: