Псевдоквадрофония своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Наряду с работами по квадрофонии большое внимание в последнее время уделяется опытам с квазиквадрофоническими системами, позволяющими выделить пространственную информацию, содержащуюся в стереофоническом сигнале. Объем этой информации зависит, как известно, от многих факторов и прежде всего от помещения, в котором проводилась запись, и места установки микрофонов. При благоприятных условиях записи квазиквадрофонические системы способны создать у слушателей ощущение нахождения в студии в момент записи и как бы переносят их в центр звуковой картины. По сравнению с системами искусственной реверберации, использующимися в псевдоквадрофонии, квазиквадрофонические системы позволяют получить Hi-Fi воспроизведение при гораздо меньших материальных затратах.

Принцип работы квазиквадрофонической системы заложен в самой природе стереофонического сигнала. Известно, что стереофонический сигнал представляет собой сумму сигналов двух передаваемых каналов, что прекрасно согласуется с требованиями совместимости с монофоническими системами. Если же сигналы стереоканалов не сложить, а вычесть одни из другого, то часть звуковой информации, приходящей к микрофонам непосредственно от источника звука, ликвидируется, и останется только пространственная информация, вызванная отражениями звука от стен студии записи. Строго говоря, это положение справедливо только для источников звука, находящихся на равных расстояниях от микрофонов.

Дитфференциальный сигнал можно выделить из стереосигнала с помощью транзисторного дифференциального усилителя, схема которого приведена на рисунке. Работает такой усилитель следующим об-

разом: приходящий стереофонический сигнал правого и левого каналов поступает на базы транзисторов Т1 и Т2. Оба транзистора работают на общую нагрузку R6, включенную в их эмиттерную цепь. Сигнал канала А с резистора R6 поступает на базу транзистора Т2 в противофазе с сигналом канала В. В результате на коллекторной нагрузке этого транзистора резисторе RT выделяется разность сигналов А—В.

Аналогично, сигнал канала В с резистора Кб поступает на базу транзистора Т1 в противофазе с сигналом канала А. И на нагрузочном резисторе R5 выделяется разность сигналов В — А. При равных сигналах каналов .4 и В напряжение на коллекторах транзисторов T1 и Т2 будет равно нулю. При отсутствии сигнала в одном из каналов, например, и канале В на выходе дифференциального усилителя будут напряжения, соответствующие сигналу А и —А.


Дифференциальный усилитель можно подключить к гнездам для записи на магнитную ленту основного усилителя. Но лучше подать на него напряжение непосредственно с гнезд основной акустической системы или головных телефонов, подавив излишнее напряжение с помощью делителя напряжения или балластного резистора. В этом случае все регулировки, производимые в основном усилителе будут происходить в усилителе дифференциального сигнала.

При подключении дополнительного усилителя и акустических систем следует внимательно следить за тем, чтобы сигнал А—В поступал на левую акустическую систему, а В—А на правую.

И в заключение, нужно заметить что поскольку пространственная информация в области низших звуковых частот незначительна, мощность дополнительного усилителя можно снизить до 1/4 от мощности основного. И еще. Хотелось бы предупредить слушателей, что поскольку объем пространственной информации, содержащейся в стерео сигнале, незначителен, на малых уровнях сигнала эффект квадрофонии проявляется слабо. С увеличением же громкости слушатель как бы приближается к источнику звука, перемещаясь с задних рядов зала на передние, наконец оказываясь в оркестре. Ощущение, которое испытывает при этом слушатель, очень похоже на ощущение, возникающее при прослушивании стереофонических программ на головные телефоны.

В статье рассмотрим достаточно распространённую микросхему, на основе которой можно сделать как стереофонический усилитель мощности звука, так и "квадро" - в котором сразу 4 независимых канала, и даже систему 2.1 - мощный сабвуфер и фронтальное стерео послабее.

Чудо-микросхема, на которой можно реализовать любой из трёх вариантов выше - TDA7377 .

Это микросхема, имеющая 15 ножек, загнутых в шахматном порядке, и широкий флянец с отверстием - для установки микросхемы на радиатор. А он обязателен, поскольку греется эта "малышка" прилично.

Квадро усилитель звука на одной микросхеме

В данном варианте вы будете иметь усилитель мощности с четырьмя независимыми каналами, имеющими следующие параметры:

выходная мощность 4 Вт на канал на нагрузку 4 Ома при искажениях не более 0,03% (6 Вт при THD = 10%) и 10 Вт на канал на двухомную нагрузку.

Да, указанный усилитель звука нормально переносит и, казалось бы, нагрузку с экстремально низким сопротивлением. Таким образом к нему можно подключить сразу 8 динамиков, сопротивлением по 4 Ома каждый, по два параллельно на каждый канал. Поэтому микросхема TDA7377 в таком включении популярна, например, в четырехканальных автомагнитолах бюджетного класса.

Стереоусилитель на одной микросхеме

Если по другому подключить входы и выходы, на TDA7377 можно собрать стереоусилитель с довольно приличной выходной мощностью.

При данном подключении мы получим на выходе:

Если совместить оба варианта подключения, можно собрать систему 2.1 на одной микросхем е TDA7377 .

В данном случае получается стереовыход для фронтальных колонок, мощностью до 2х6Вт на нагрузку 4 Ома, и один мощный выход до 20 Вт , например для сабвуфера.

Тем самым на TDA7379 можно собрать усилитель для активной акустики 2.1.

Питается микросхема постоянным током напряжением 9-18 вольт. Вывод 7 "ST-BY" можно подключить напрямую к "плюсу" питания, т. е. выводам 3 и 13. Конденсаторы на входе и выходе звука, как и сглаживающий конденсатор на входе питания к микросхеме, можно (даже рекомендую) взять ёмкостью побольше. Это благоприятно скажется на воспроизведении низких частот. Конденсатор с выхода 6 микросхемы на массу - рекомендую подбирать опытным путём на слух от 10 до 100 мкФ. Он влияет на частотный диапазон микросхемы. Можно применить небольшую хитрость:

Система пространственного звучания очень проста и позволяет получить псевдо-квадро эффект из стереофонического сигнала. Суть схемы состоит во временнной задержки тылового сигнала относительно фронтального. Система не имеет активных элементов и подключается напрямую к выходу УМЗЧ.

1

Глубину задержки сигнала, а значит и объем звучания можно регулировать при помощи сопротивления R1.

В связи с образовавшейся парой лишних колонок заинтересовался вот таким винтажным девайсом: адаптер с 2-х каналов на 4. Подключается к выходу усилителя, что-то типа регулировки уровня фронт/тыл. Но ещё обещают эффект "Hall" и "Surround". Судя по конструктиву чудес ожидать не стоит, но вдруг?
Кто-нибудь подобное слушал? Стоит платить за это чудо 5000 р.? Оно новое, с е-bay.

Изображение

Изображение

Изображение

Оно чо еще и пассивное Оно ничего не стоит - во всяких радивах и в помощь радиогубителю таких приставок кучу навыкладывали .. Так что 100 рублей за коробку красивую можно еще дать

Изображение

тс, вот так попробуй:

Изображение

ses-ms писал(а): тс, вот так попробуй:

Изображение

ses-ms писал(а): тс, вот так попробуй:

Да псевдо квадро эффект даже при подключении в тылу одной колонки получается, вернее псевдо трио будет.
Звучит не обычно, но нужно место для растановки колонок дополнительное, которого в жилищах итак обычно не хватка.

Т.е. пассивный? Дерьмо.

В "ранешное время" начинал собирать квадро УС, транс намотал, коробуху сваял.
А потом поразмыслил и понял, что настоящий "квадро" источник звука хрен достанешь.
Капиталисты удавятся за лишний цент, тем более, что прибавка качества звука по сравнению с
переходом от моно к стерео - очень мала.
Разобрал на молекулы УС.
Кстати, в Академе есть клиент, у коего имеется настоящий квадро винилокрут.
С колонками.
Хотел его выцыганить, но не получилось

nikvan58 писал(а): Да псевдо квадро эффект даже при подключении в тылу одной колонки получается, вернее псевдо трио будет. Звучит не обычно

Именно что "необычно", потому что с одной колонки получается чёрт-те что. А их надо две, тогда оно будет звучать обычно, только правильно. Это же никакое не псевдо-квадро, а всего лишь акустический способ расширения стерео-базы, причём абсолютно правильный способ. Настраивается расстояниями до колонок (до всех четырёх).

Всем спасибо, с покупкой обождем.
Для начала поробую с подключением поиграться. На ресивере есть возможность подключения двух пар акустики одновременно. Несколко смущает то, что при таком подключении нельзя регулировать уровень громкости тыла (ресивер 77 года) Но попробуем.



Есть вот такое квадро. стоит без дела, можем поменять, или продам.

Изображение

ses-ms писал(а): тс, вот так попробуй:

зачем вам жти проблемы? можно купить пласмасовый акаян годов 90 и там есть кнопачка surround, жмыкайте на неё и можете устраивать пьяные танцульки сколько угодно. вам чего стерева не хватает?.

nikvan58 писал(а): Да псевдо квадро эффект даже при подключении в тылу одной колонки получается, вернее псевдо трио будет. Звучит не обычно

Именно что "необычно", потому что с одной колонки получается чёрт-те что. А их надо две, тогда оно будет звучать обычно, только правильно. Это же никакое не псевдо-квадро, а всего лишь акустический способ расширения стерео-базы, причём абсолютно правильный способ. Настраивается расстояниями до колонок (до всех четырёх).

С тремя колонками или с четырьмя разница не большая. А вот слушатель должен находится строго наодном месте, даже не большой поворот головы растраевает баланс. Так, что лучше псевдо квадро наушники приобрести.

чтобы ссделать самое простое псевдоквадро это два усилителя и от одного уся к другому подсоединить кабель по длиннее будет небольшая задержка по времени

alexsan писал(а): чтобы ссделать самое простое псевдоквадро это два усилителя и от одного уся к другому подсоединить кабель по длиннее будет небольшая задержка по времени

Emperor Zurg писал(а): Всем спасибо, с покупкой обождем.
Для начала поробую с подключением поиграться. На ресивере есть возможность подключения двух пар акустики одновременно. Несколко смущает то, что при таком подключении нельзя регулировать уровень громкости тыла (ресивер 77 года) Но попробуем.

Да. чем провод длиннее . тем сураунд объемнее.

Тут alexsan в чем то прав.

Богдан писал(а): Да. чем провод длиннее . тем сураунд объемнее.

Тут alexsan в чем то прав.

у меня два усилителя R7111 и самодел и 4 колонки ,на второй ус подавал сигнал с лин. выхода R7111 кабелем 1,5м ,колонки расположены по углам комнаты ,присутствует объемность в звуке

Вполне.
Если от alexsan потянуть до вас . а потом обратно. то будет в самый раз.
Так что. alexsan в чем то прав.

Так вот с 1982г. и пользуюсь. 30 лет уже прошло. Не мешает.

Изображение

ses-ms писал(а): тс, вот так попробуй:


Если теоретически. допустим до Самары и обратно размотать провод то задержка то наверняка будет Но вроде проще с помощью радиопередатчика запустить сигнал через ионосферу и потом точно можно принимать его с задержкой до нескольких секунд
Более уже земной способ услышать ЧИСТО квадро сигнала был и есть-это примитивная 4х канальная портастудия на компакт кассете,1трек барабаны\2 бас гитара\3 электрогитара\4 клавишные.
Реально так.Только кассетные устарели а электронные дороги пока и рулить их напрячжно.
Как всегда есть оптимальный вариант, (сарраунд отдыхает) Вариант DSP процессор-снимается линейный
стерео сигнал с источника и обрабатывается (каждый канал отдельными настройками)и через второй стерео усь на вторую пару А\С.(за эталон берётся акустическая картина Домского собора)

Читайте также: