Провода для тонарма винилового проигрывателя своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

С учетом активного роста популярности аналогового звука и, в частности, виниловых проигрывателей многие интересуются тем, что такое тонарм, как его правильно настроить? Изначально следует отметить, что качество звучания напрямую зависит от связки таких конструктивных элементов, как тонарм, картридж и игла. При этом основные агрегаты и узлы по большому счету обеспечивают равномерное вращение носителя (пластинки).

Что это такое?

Тонарм для винилового проигрывателя представляет собой рычаг, на котором располагается головка картриджа. С учетом важности данного элемента к нему предъявляются определенные требования, а именно:

  • максимальная жесткость;
  • отсутствие собственных резонансов;
  • предотвращение воздействия внешних резонансов;
  • чувствительность к неровностям винила и возможность совершения вертикальных движений, чтобы их огибать.

На первый взгляд функции, выполняемые тонармом, выглядят достаточно просто. Однако этот элемент проигрывателя является сложным и высокоточным механизмом.

Устройство и характеристики

Внешне любой тонарм – это рычаг с закрепленной на нем головкой. Этот элемент картриджа устанавливается на специальной крепежной площадке, именуемой шелл. Она также предназначена для соединения при помощи провода головки звукоснимателя с тонармом. Так как столы оснащаются разными по размерам рычагами для картриджей, под них делают съемную платформу (армборд).

Изучая строение тонарма, стоит выделить следующие ключевые характеристики одного из важных элементов конструкции проигрывателя для винилов.

  • Форма (прямая или изогнутая).
  • Длина, варьирующаяся в диапазоне 18,5-40 мм. Чем длиннее рычаг, тем меньше угол между касательной к дорожке пластинки и продольной осью самого механизма. Идеальная погрешность при этом стремится к нулю, при которой тонарм располагается практически параллельно с дорожкой.
  • Масса в пределах 3,5 – 8,6 г. Устройство должно быть максимально легким, чтобы минимизировать давление на иглу и сам носитель (пластинку). В то же время из-за слишком малого веса тонарм может подпрыгивать на неровностях винила.
  • Материал. Как правило, речь в данном случае идет о карбоне и алюминии.
  • Навес, то есть расстояние от места установки на тонарме картриджа до пластинки, определяет, какие именно картриджи могут быть установлены на тонарме.
  • Антискейтинг. На иглу в процессе эксплуатации проигрывателя постоянно действует сила, возникающая при ее трении о стенки канавки и направленная к центру винилового диска. В такой ситуации для компенсации указанного эффекта требуется обратное действие, которое поворачивает механизм к середине вращающегося носителя.

Помимо всего уже перечисленного, следует вспомнить о таком параметре, как эффективная масса. В данном случае имеется в виду вес трубки от картриджа до оси крепления. Не менее важными характеристиками являются прижимная сила, а также податливость картриджа (комплианс). Кстати, между данными величинами существует обратная зависимость. Единицей измерения compliance являются микрометры на миллиньютоны, то есть, мкм/мН.

Ключевые параметры податливости можно представить в виде таблицы, имеющей следующий вид:

низкая5-10 мкм/мН
средняя10-20 мкм/мН
высокая20-35 мкм/мН
очень высокаябольше 35 мкм/мН

Обзор типов

Все существующие на сегодняшний день устройства можно условно разделить на два основных вида. С учетом конструктивных особенностей тонармы бывают радиальными (поворотными) и тангенциальными. Первая разновидность является наиболее распространенной и хорошо знакомой многим пользователям. Поворотный, одноопорный рычаг с картриджем является конструктивным элементом большинства виниловых проигрывателей.



Радиальные

К данной категории относятся устройства, у которых ключевые элементы (трубка и головка) двигаются вокруг стационарной оси, располагающейся на самом виниловом проигрывателе. В результате подобных перемещений картридж изменяет свое положение вдоль носителя (грампластинки), двигаясь при этом по радиусу.

Радиальный тип перемещения звукоснимателя относят к главным минусам рычажных моделей.

Результатом поиска альтернативных решений стало появление тангенциальных тонармов.

Чтобы оценить достоинства и недостатки рассматриваемой разновидности рычагов, необходимо учесть один важный нюанс. Это расположение иглы звукоснимателя в момент воспроизведения записанной на пластинке фонограммы. Дело в том, что она должна находиться по отношению к дорожке, как располагался резец рекордера в процессе записи.

При использовании рычажных устройств головка перемещается не вдоль радиуса винилового диска, а по дугообразной траектории. Кстати, радиус последней – это расстояние от иглы до оси тонарма. Из-за этого при движении иглы от внешнего края пластинки к ее центру постоянно меняется положение контактной плоскости. Параллельно происходит отклонение от перпендикуляра, которое называют ошибкой или же погрешностью слежения.

Все рычажные тонармы функционируют по одному принципу. Невзирая на это, они могут существенно отличаться друг от друга. При этом ключевыми моментами будут следующие.

  • Материал, из которого выполнена сама трубка. Речь может идти о металлах и сплавах, а также полимерах, карбоне и даже дереве.
  • Возможность замены шелла, являющегося съемным.
  • Материал, из которого изготовлена проводка, расположенная внутри.
  • Наличие и качество демпфирующих элементов.

Помимо всего перечисленного, также следует принимать во внимание конструктивные особенности поворотного механизма. Стоит напомнить, что именно от него напрямую зависит свобода перемещения рычага с картриджем.

Тангенциальные

Именно эта категория устройств считается универсальной и совершенной с позиции так называемой правильности алгоритма воспроизведения звука. И речь идет не о качестве звучания, а об отсутствии ошибки слежения, упомянутой выше.

Стоит отметить, что при неправильно настроенном тангенциальном тонарме звук будет хуже по сравнению с проигрывателем, на котором используется хорошо отрегулированный рычажный механизм.

Основание тангенциальной конструкции включает в себя две опоры, установленные на шасси аппаратуры. Между ними располагаются направляющие для трубки с картриджем. За счет такой конструктивной особенности в движение приводится весь рычаг, а не одна его часть. Параллельно к преимуществам таких моделей можно также отнести отсутствие так называемой скатывающей силы, характерной для радиальных устройств. Это, в свою очередь, исключает необходимость периодически подстраивать систему.

Лучшие модели

Даже с учетом такого фактора, как консервативность, рынок виниловых проигрывателей и комплектующих для них продолжает развиваться. В подобных условиях на нем периодически появляются новинки, а производители расширяют свой ассортимент. С учетом рекомендаций специалистов и отзывов пользователей можно выделить следующие наиболее популярные модели тонармов.

  • Ortofon TA110 – 9-дюймовый рычажный тонарм карданного типа с алюминиевой трубкой. Эффективная масса и длина устройства составляют 3,5 г и 231 мм соответственно. Показатель прижимной силы варьируется в диапазоне от 0 до 3 г. Тонарм S-образной формы с углом смещения 23,9 градуса имеет статическую балансировку.
  • Sorane SA-1.2B – это алюминиевый тонарм рычажного типа с размером 9,4 дюйма. Вес картриджа в комплексе с шеллом может варьироваться от 15 до 45 г. одной из главных особенностей модели стало использование подшипников для подвеса и перемещения в вертикальной плоскости всей системы. Подобным образом разработчикам удалось объединить ключевые плюсы карданных и одноопорных конструкций. В основе сборки модели лежит модульный принцип, а ее составными частями являются трубка, корпус подвеса, подшипники и ось противовеса. На последней устанавливается шелл для картриджа.
  • VPI JW 10-3DR. В данном случае речь идет об одноопорном 10-дюймовом устройстве с полностью задемпфированной изнутри трубкой из композитного материала. Эффективная длина и масса тонарма составляют 273,4 мм и 9 г. Созданная на 3D-принтере с применением передовых технологий модель представляет собой яркий пример современной системы для виниловых проигрывателей.
  • SME Series IV – 9-дюймовая модель карданного типа с эффективной массой от 10 до 11 г и трубкой, выполненной из магниевого сплава. Допустимая масса картриджа звукоснимателя варьируется в пределах 5-16 г, а эффективная длина тонарма составляет 233,15 мм. Данная модель от большинства конкурентов отличается своей универсальностью, что позволяет интегрировать ее со многими вертушками и картриджами без подбора базы.

Пользователь может настраивать прижимную силу, антискейтинг, а также вертикальный и горизонтальный углы.

  • Graham Engineering Phantom-III – устройство, представляющее собой одноопорный, 9-дюймовый тонарм. Получило от разработчиков уникальную систему стабилизации, функционирующую за счет неодимовых магнитов. Устройство имеет титановую трубку, а допустимый вес картриджа составляет от 5 до 19 г.

Установка и настройка

В процессе установки и наладки тонарма можно столкнуться с определенными трудностями. В частности, речь идет о ситуациях, в которых устройство не опускается до нужного уровня, и игла при этом не касается поверхности винила. В таком случае понадобится регулировка тонарма по высоте. В отдельных ситуациях может потребоваться отрегулировать платформу механизма.

Качество звучание зависит от многих факторов, связанных с настройкой держателя для звукоснимателя, включая, к примеру, глубину посадки в патефоне.

Один из ключевых моментов – это угол бокового слежения. Для его регулировки потребуется распечатать специальный шаблон. На нем черной точкой будет отмечено место установки на шпиндель винилового проигрывателя.



После того как шаблон будет размещен, необходимо следующее.

  1. Установить иглу в центральной точке пересечения линий на дальней области решетки.
  2. Проверить положение головки звукоснимателя по отношению сетки (должна находиться параллельно).
  3. Разместить головку на ближней стороне.
  4. Проверить параллельность линиям сетки.

При необходимости следует ослабить затяжку двух винтов, фиксирующих головку на картридже.

После этого останется только выставить устройство под нужным углом. Кстати, в некоторых случаях может потребоваться замена крепежных элементов. Еще одним важным моментом является оптимальное давление тонарма на поверхность носителя (пластинки).

При установке прижимной силы требуется выполнить следующие действия.

Чтобы контролировать результаты, используют специальные весы для определения прижимной силы, имеющие точность до сотой грамма. С учетом данного параметра определяют величину антискейта. По умолчанию эти два значения должны быть идентичны. Для максимально точной регулировки используют лазер-диски.

После того как все ключевые параметры будут определены и выставлены, останется только подключить тонарм к фонокорректору или же к усилителю при помощи кабеля.

Важно учитывать, что правый и левый каналы обозначены красным и черным цветами соответственно. Также необходимо помнить о подключении провода заземления к усилителю.



В следующем видео представлен процесс настройки иглы и тонарма на виниловом проигрывателе.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Favorite

В закладки

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя



Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.


Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

  1. Положите зеркало на планшайбу.
  2. Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
  3. Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.


Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.


Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.


Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).


3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.


В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.


По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.


Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

1. Установите пластинку и подведите тонарм.

2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.


Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

Favorite

В закладки

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания. Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и.

Виниловый ренессанс - этот термин сегодня употребляют очень часто. После триумфа CD носителя и эры mp3, пришла эра lossless форматов и портативных проигрывателей, наличие в телефонах неплохих ЦАПов превратило для многих тему музыки в системе на тему музыка везде. Но, последнее время, постепенно, начала возвращаться тема аналогового звука.

Кто-то называет аналоговый вариант - настоящим, а цифровой звук назвали мертвым и не настоящим.

Кто-то просто любит большие (ламповые) винтажные системы.
А кто-то просто испытывает ностальгию по тем временам.

Так или иначе, но я увлекся аналоговым звуком, поставил дома проигрыватель 70-х годов который довел до ума, и родилась идея - сделать свой собственный проигрыватель.


Для начала надо было выбрать какой тип донора использовать. Современные дешевые моторчики и материалы корпуса показывали, как и звучание которое удалось послушать, всю свою несостоятельность, а брать донором дорогое современное оборудование глупо - его надо купить и слушать.

Поэтому выбор пал на винтажное изделие.
Пасиковый и роликовый приводы требовали сохранить конструктивно чашку шасси в которую вставляется непосредственно шпиндель диска, а так как вытачивать самому у меня пока негде, а готовые шасси слишком много влияния оказывают на звук, массу и форму - это привело меня к выбору Direct Drive моделей, у которых шпиндель двигателя и диска совпадают.

Дальнейшее исследование показало, что лучшим выбором в мире считается Dual 700 серии - его мотор считается самым тихим. Вторыми же по популярности были модели Micro Seiki. Дуал в продаже был в очень хорошем состоянии, что мне было ненужно, а вот оригинальный MS DD-24 был найден хоть и в приемлемом рабочем состоянии, но намного дешевле, так как корпус был обшарпан, а консрукция не подразумевала смену тонарма с базового на дорогущий, что и определило выбор.


Я бы сказал "корпус для проигрывателя своими руками".

Сделано не красиво и не аккуратно, так сказать "для себя". Переведено много материала с "гаражным" результатом, панель и сетка ужасны, работа с деревом на уровне тройки по труду. Ну неужели так сложно вырезать картонные трафареты для всех этих выборок, прикинуть что и как. Взять острые стамески что бы не колоть края. Сложить сперва "поленницу" и прикинуть друг к другу фактуру слоёв. Выровнять планки что бы не было щелей.

Можете в меня плюнуть, но критика обоснована, тут вроде и дуб и масло с воском, неплохой донор. А результат,- выкрасить и выбросить.

Читайте также: