Протяжка спиц на мотоцикле своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Как понимать когда пора подтягивать?
Есть ли определённое усилие затяжки?
Чем измерять?
Поделитеська.

Ответы в тему

Дата рождения : 2.7.1973

Дата рождения : 2.7.1973

Дата рождения : 7.2.1994

По своему опыту езды с коляской могу посоветовать проверить и подтянуть разболтавшиеся спицы до того как они перестанут болтаться потом доварот 90 градусов. С биением колеса если таковое имеется могу посоветовать в месте биения ослабить спицы с одной стороны, а с другой натянуть (при биении яйцом, необходимо подтягивать и ослаблять спицы которые идут с обеих сторон ступицы).

Дата рождения : 2.7.1973

По своему опыту езды с коляской могу посоветовать проверить и подтянуть разболтавшиеся спицы до того как они перестанут болтаться потом доварот 90 градусов. С биением колеса если таковое имеется могу посоветовать в месте биения ослабить спицы с одной стороны, а с другой натянуть (при биении яйцом, необходимо подтягивать и ослаблять спицы которые идут с обеих сторон ступицы).

что-то похоже на действия при исправлении восьмёрки на велике) То что называют восьмёркой на велике, на моте — это яйцо?

Дата рождения : 7.2.1994

Принцип один, а биение есть двух нипов боковое (восьмерка), и радиальное (яйцо) следовательное вверх, вниз. оно более часто распространено на мотоциклах урал, днепр

Дата рождения : 28.4.1969

протяжка спиц необходима по мере изменения кривизны обода или (и) при глухоте при простукивании металлическим предметом (мы подвешиваем колесо и проводим гаечным ключом по спицам, там где она ослаблена будет глухой а не звонкий звук), но тут тоже надо быть осторожным ведь сильно перетянутая спица звенит натужно. Потом отметив сомнительные спицы мы смотрим на кривизну обода в этом месте (например относительно стойка амортизатора или вилки) подтягиваем не спеша ключом на 8, буквально по четверти или половине оборота, а сильно перетянутая спица наоборот ослабляется. Когда звук при апробации становится более равномерным делаем контрольную проверку на кривизну обода. Важно не перетягивать спицу более 2-х оборотов, иначе она входит в глубь обода и может повредить покрышку… если есть ещё мнения просим вас поделиться.

Как понимать когда пора подтягивать?
Есть ли определённое усилие затяжки?
Чем измерять?
Поделитеська.

Дата рождения : 2.7.1973

протяжка спиц необходима по мере изменения кривизны обода или (и) при глухоте при простукивании металлическим предметом (мы подвешиваем колесо и проводим гаечным ключом по спицам, там где она ослаблена будет глухой а не звонкий звук), но тут тоже надо быть осторожным ведь сильно перетянутая спица звенит натужно. Потом отметив сомнительные спицы мы смотрим на кривизну обода в этом месте (например относительно стойка амортизатора или вилки) подтягиваем не спеша ключом на 8, буквально по четверти или половине оборота, а сильно перетянутая спица наоборот ослабляется. Когда звук при апробации становится более равномерным делаем контрольную проверку на кривизну обода. Важно не перетягивать спицу более 2-х оборотов, иначе она входит в глубь обода и может повредить покрышку… если есть ещё мнения просим вас поделиться.

Как понимать когда пора подтягивать?
Есть ли определённое усилие затяжки?
Чем измерять?
Поделитеська.

Дата рождения : 7.2.1994

да я пользовался и таким методом) хороший метод, но к сожалению при езде с коляской спицы постоянно расшатываются и настраивать спицы таким образом каждую неделю, или две. черезвычайно утомительно).


С ободами и втулками все проще - купил и нет проблем, главное что б количество отверстий совпадало. Со спицами сложнее - они должны подходить по длине, так как ни короткие, ни длинные спицы не есть хорошо при сборке колес.

2. Набор колеса - спицовка

Преимущественно все колеса-самосборы собираются тангенциальным методом, т.е. крестами. Крестов может быть от 1 до 5 в зависимости от количества спиц.
Колеса на 32 и 36 спиц преимущественно собираются в 3 креста, 36 - можно в 4.
Для сборки некоторых колес использую шайбочки DT Swiss, которые находятся между фланцами втулок и головками спиц. Шайбочки центруют спицу в отверстии и добаваляют прочности этому соединению.


так выглядят шайбочки в уже натянутом колесе


как набирать колесо я рассказывать не буду, об этом почитать можно тут , но добавлю свое примечание - ниппеля желательно накрутить равномерно по резьбе, это позволит получить сразу ровное колесо уже на этапе предварительной сборки.

3. Предварительная сборка.

Предварительна сборка включает в себя в первую очередь размещение обода по центру между краями втулки, т.е. зонт.



Выставив зонт, далее необходимо проверить радиальное биение, т.е. яйцо. Нормой считается радиальное биение не более 0,5 мм(на стыке может быть больше) и 0,2-0,3 мм боковое биение(восьмерка), хотя при эксплуатации даже 0,5 мм восьмерка не приносит никакого дискомфорта. На этой этапе в сборку колеса подключатся индикаторы ИЧ, которые показывают радиальное и боковое биения.



так выглядит диаграмма натяжения на этапе предварительной сборки


4. Натяжка колеса
Этой этап где осуществляется натяжение спиц до максимального их значения.
Натягиваются спицы с каждой стороны поочередно, т.е. делаются проходы по правой и левой стороне по 1/2 оборота ниппеля поочередно. При приближении к максимальному натяжению оборот ниппеля уменьшается до 1/4 и 1/8.
На этом этапе так же необходимо следить как за радиальным, так и за боковыми биениями и выравнивать при необходимости.
По окончанию этого этапа мы получаем равномерное натяжение и такую диаграмму на выходе


5. Финальная протяжка.

На этой этапе остается лишь еще больше выравнять натяжение и получить ее более ровные диаграммы, сохранив биения в пределах 0,5 мм и меньше для радиального, и 0,2 и меньше мм для бокового. Иногда этот этап становится самым долгим.


6. Снятие напряжения со спиц.

Все кто садился на только собранные колеса, слышали треск ниппелей. Что б этого не было, нужно на этапе финальной протяжки снять напряжение со спиц и убрать скручивание со спиц. Для этого берется уже готовое колесо, ложится на пол и двумя руками, прикладывая свой вес(в разумных приделах) на периметр обода диаметрально, и так с двух сторон. Тут и слышны те самые щелчки. Далее вставляем колесо в станок и видим что боковое биение выросло до 0,3-0,8 мм. Выравниваем, но с небольшим возвращением ниппеля(т.е. если провернули ниппель на 1/4 оборота, его нужно вернуть обратно на 1/8). После этой процедуры получаем полностью готовое колесо.


Еще одна функция моего станка - приблуда для выравнивания роторов


Примечания и наблюдения:
1. Чем легче обод - тем сложнее сделать равномерное натяжение.
2. Чем тоньше спица - тем сложнее сделать равномерное натяжение.
3. На склепанных ободах на стыке всегда есть скачок радиального биения, и бывает скачок бокового биения.
4. На сварных ободах зачастую стык ровный, но бывают и скачки.
5. Если обод не пистонированный, ZTR к примеру обязательно узнать рекомендации производителя по натяжению.
6. 120-130 кг натяжения в основном достаточно для большинства колес
7. на ударенном ободе вероятность получить равномерное натяжение очень сильно уменьшается или вовсе отсутствует.
8. Если на этапе предварительной сборки получилось большое яйцо - не стоит пытаться его вытянуть - распускаем ниппеля и тянем заново.

Комментарии

IOleg

спасибо за интересную и практичную статью, отличные фото, ясные объяснения, побольше бы таких статей на форуме.(читал еще по ссылке в вк, хорошо, что оформили на ХТ).

Heitaver


на главной http://tourist.kharkov.ua в правом нижнем углу есть "добавить статью". Там дальше вроде все понятно, думаю, простое "копировать-вставить" сработает.
Прочитал статью. Написана хорошо, просто и видно, что со знанием дела. Только не "зонд", а "зонт"
вопросы:
- чем мажешь ниппеля?

ниппеля желательно накрутить равномерно по резьбе, это позволит получить сразу ровное колесо уже на этапе предварительной сборки.


- то есть ты считаешь кол-во сделанных витков, или на глаз по резьбе?
- что за софт от парктула?
- ну и интересно конечно узнать примерную цену инструментов и твоей работы (за вилсет), и сколько у тебя это времени занимает.

ниппеля мажу. любой густой смазкой, в данном случае мазал финишлайном

Heitaver

да я просто в Николаеве живу тут меня съядят если больше буду просить.

ну а если серьезно, то пока-что так. Но думаю со временем, цены подниму, пока меня устраивает так.

забыл ответить, если работать без спешки то 2 колеса за день получается. Если поднатужится то 3.
на одно колесо в среднем уходит 3-4 часа времени

перенести можно, но мне хотелось бы что б и в технозоне было, хотя сам как модер понимаю, что правильно что б было в одном месте

anatoly-alex

IOleg


в общем, в стиле anatoly-alex: подробно, обстоятельно, доходчиво, и, понятно после недавних баталий, что сборка колес-таки дело тонкое.
но вот вопрос-а что, в передних дисковых мтб колесах зонт одинаковый?

Denis XC

FAQ по сборке колес

ИМХО, ничего нового, интересного, передового в Ваших постах, Слава, нет.
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

Heitaver

FAQ по сборке колес

ИМХО, ничего нового, интересного, передового в Ваших постах, Слава, нет.
Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

В теме не веломании я отписывался и узнал много для себе. еще с год назад.
Денис, для тебя может нового ничего и нет. Но радиалка 0,5 мм это норма, но конечно стараюсь делать менье. И так как ты имеешь аналочичный инструмент то должен был видеть ситуации когда радиалку, боковое и равномерное натяжение бывает тяжело держать все в пределах нормы. Или ты так и не дошел до парктуловской проги?


равномерное накручивание ниппелей не столь сложная задача, я пробовал вашим способом. но для меня так дольше.
насчет локтайта и прочих фиксаторов - я против их использования - далее очень затрудняется любая правка колеса. Ну и я понял вы софтом никаким не пользуетесь. Я у меня бывало что приходилось выкручивать ниппеля на уже натянутых колесах, при закручивании обратно. даже если выставить на этой натяжение как было, на соседнних спицах натяжение менялось уже.
Дотяжка и отпуска - так само.
я не делаю колеса, натяжку, когда злой или хочу спать

Heitaver

Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.


на той же веломании есть ссылка на док, где говорится про 0,5 мм.
+ я проверил не одну пару заводских колес - 0,2 там и близко не было, 0,35-0,45 мм везде.

Арчебальд

Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?

Heitaver

Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?


нет, никак.
пальцами можно почувствовать разве что очень ослабленную спицу, и то если она конкретно болтается

Арчебальд

Я вот стесняюсь спросить:) сам собрал уже пару тройку колес вроде и не плохо,но вот вопрос.,Можно ли каким то народным методом проверить натяжку спиц без этих специальных приблуд?


Тут говорили, что нельзя. Один способ все же есть. Правда, его точность инструментально не доказана и им можно проверить прежде всего равномерность натяга. Саму силу им проверить сложнее, хотя тоже можно. Способ называется "на слух". Нужно бренчать на спицах, как на арфе, и добиваться одного тона. Высота звука у спиц одинаковой толщины (в ровно собранном колесе) - полный эквивалент силы натяжения. Приличный музыкант легко различит несовпадение высоты тона при частотном разнобое в 0,01%.
Кто-то из классиков (не то Браун, не то Ринард), будучи умеренно музыкальным, при натяжке применял всякие камертоны.

Саша Kherson

Человек знает свое дело, ясно и понятно.
Неоднократно собирал у Heitaverа колеса.
Все разы был доволен на все 100.

Саша Kherson

А по сути вопрос знатокам. Радиальное и боковое биение в 0,2 мм долго ли будет держатся?
Что то мне подсказывает что 1 выезд в паковом режиме и 0,2 далеко не будет.
И кажется что если колесса накачать то тоже 0,2 не останется.

А если рубить на колесах и катать кантри?

Heitaver

А по сути вопрос знатокам. Радиальное и боковое биение в 0,2 мм долго ли будет держатся?
Что то мне подсказывает что 1 выезд в паковом режиме и 0,2 далеко не будет.
И кажется что если колесса накачать то тоже 0,2 не останется.

А если рубить на колесах и катать кантри?

Саша Kherson

andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

Heitaver

andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.


Об этом я из приличия умолчал (почти): в самом деле, слух более точен, чем тензометр. Хотя, конечно, такая точность избыточна.

Саша Kherson

andr
При 100% одинаковом натяжении, спицы звучат по разному.
Ребята с тензометрами проведите експеримент.

Для этого не нужно иметь абсолютный слух, достаточно скачать полноценный хроматический тюнер.

Я думаю не существует идеальных спиц, а изменение натяжения на пару грамм меняет полностью ноту.

Именно поэтому я это и написал, т.к. звучали все (струны) спицы по разному.

andr слух точнее, но слух и натяжение это ведь совсем разные вещи.

Саша Kherson

з.ы. не выдержал, взял тюнер и пошел к колесам. На мое удивление теория верна.

десяток спиц звучал примерно +- 20-30 гц в нотах ЛЯ(А) и СИ(А) .
звучат они попарно. т.е. спицы которые пересекаются дают одну ноту.

Интересно бы провети полноценный експиремент.

andr Часть своих слов беру обратно.

palermo2400

По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте.

Heitaver

Радиалка 0.5мм - это много, спокойно можно делать меньше. Кроме Вашей собственной рекламной компании ничего больше не прочитал.

что б не думать не гадать и не слушать таких как я и ты, я написал в NoTubes и получил ответ

Hello. I will build wheels with ZTR Arch EX Rims. I build wheels with tensiometer. What
I'm interested in - what radial and lateral movement must be in wheels? I know about 0.2 mm to lateral
movement and 0.5 mm to radial movement, am I right?

Dear Vyacheslav,
We build to .4mm lateral and .3 mm radial, but it is not necessary to be this accurate. 1mm lateral and 1mm radial are fine for most wheels.
Sincerely,

По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте.

anatoly-alex

Проверять натяжение на звук - отличный способ, если есть музыкальный слух. А вот если слух - так себе - так пригождается камертон, а если совсем поганый - вот тут уже или тензометр, или использовать микрофон и какую нибудь программку анализа высоты тона звука - в инете их хватает. Мне - проще использовать тензометр.
НО действительно, при одинаковых спицах на звук - равномерность натяжения проверяется точнее.

Числовое значение биений - давно уже не заморачиваюсь. В конце концов ни обод никогда не идеален, ни колесо не бывает абсолютно жестким. Если вел на ровном спуске идет без вибраций - этого более чем достаточно для меня.

palermo2400

По слуху тоже не согласен, определять по слуху немного точнее чем руками, на айфон даже приложение такое есть.
Да и качественные спицы в принципе калиброваны, но звучат по разному из-за разной плотности соприкосновения в крестах к примеру это как на гитаре одну и туже струну прижать к грифу в разном месте.


У меня наверное нет слуха, но я опробовал данный способ при помощи гитарного софтового тюнера - ну. где-то рядом. погрешности велика но это лучше чем голыми руками. еще хочу попробовать записать звук с помощью какойнит audacity, разложить на гармоники и померить частоту главной.
К стати тензики тоже бывают разные, механические-рычажные типа парктул тм1 намного хуже чем механические с подшипниками скольжения и микрометрической головкой типа этого -
В данный момент я творю оба прибора, но отзывы о втором просто супер и его легче сделать да и делают их все кому не лень. вот пример импровизации на коленке - .

palermo2400

We build to .4mm lateral and .3 mm radial, but it is not necessary to be this accurate. 1mm lateral and 1mm radial are fine for most wheels.
Sincerely,

Heitaver

palermo2400


К строению нет но к выпуску да, тебе отвечал менеджер а не механик, которому к стати установили рамки по качеству дабы он мог сделать в 10 раз больше колес чем если бы он их делал как хотел или как положено

sergomortinelli

Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?

ProninS

Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.

Heitaver

Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?

palermo2400

Зачем такой труд на 36 спицах? Мне вот интересно обмерить мой сбор и посчитать процентную разницу)).
Когда спиц гораздо меньше там этот инструментарий и методология гораздо оправдание.
Я на полную сборку трачу около 3-4 часов это почти на колене. Интересно сколько занимает твоя ?


Время сборки колес это практический опыт каждого, профи с бородой может собрать колесо за 40 минут, такого качества которое вы не соберете и вовсе
Если нормальный станок оборудованый индикаторами то на сборку адекватно тратить до 1 часа, если в руках тензик это займет немного больше, если собирать на колене то почему-то быстрее 2х часов не выходит.
А что когда в колесе 36 спиц это плохо? Такие колеса выводятся в абсолютные нули и по надежности превосходят любые колеса с меньшим количеством спиц.
Спицы это последнее на чем стоит экономить, это удел дешманских колес.

motor418

Я пользовался услугами данного человека, остался очень доволен) 100% знает свое дело, ответственно подходит к этому вопросу)


Наливаем вкустного , дешёвого пива .


. внимательно смотрим в район гаек и выбираем с какой начать


Берём специальный ключ и откручиваем по очереди каждую спицу



В принципе их не плохо бы полирнуть что бы они заблестели . Не вопрос . Так выглядит спица до процедуры .

и после( она же ). Оказывается данная процедура оказывает на спицу положительный эффект каким то образом и она от этого начинает почему то блестеть


Смазываем резьбу на спице пластичной смазкой .


. закручиваем обратно гайку спицы и затягиваем её с определённым моментом ( белый поясок на краю гайки это выдавленная лишняя смазка )



Да не , одного раза достаточно , но хорошей смазкой или ещё как вариант "железный " - антикоррозийкой Тектил для скрытых полостей . Она жидкая в баллончиках - хрен потом водой вымоешь и коррозию останавливает . Реальная фигня , когда высохнет и в пластилин превратится

GERCOGSPB, Боюсь на фотке не видно будет если издалека колесо . Ща сфоткаю и выложу лучше одну и туже спицу до и после . Сниму её максимально близко . Надеюсь будет видно Я спицы снимаю по кругу , по одной , максимум по паре для того что бы удобно вытащить . Центровка раньше не сбивалась
Фотки добавил выше в фотоотчёт . Разницу видно

4. После вытаскивания одной / двух спиц колесо не " искривляется " , а если и произойдёт так , то его не сложно вернуть обратно ( но это другая технология . Ссылок нет )


klr650, после вытаскивания 1-2 спиц не "искривляется", но здесь же речь о всех спицах и это же FAQ, так что зачем лишнюю работу делать и еще и на место их потом возврщать(причем мало кто знает как )
Я тут схематично и доходчиво нарисовал смысл мною выше сказанного, в связи с чем все-таки рекомендую всем людям проделывать данную процедуру со спицами "НА КРЕСТ", а не "подряд по кругу", чтобы потом на форуме не появлялось таких тем как: "Помогите советом, еду по ровному асфальту, а ощущения будто еду по лесенке(при езде по настоящей лесенке ощущения не меняются)"


ИЖ Планета5 -> Suzuki Bandit400 -> Suzuki GSX750R -> DRZ400S(17/17) -> DRZ434S(17/17,21/19) -> HondaXR650R -> CRF450X+CRF250R

Важно держать спицы равномерно натянутыми, это избавит вас от искривления обода и поломанных спиц.
Как правильно протянуть спицы на колесе питбайка?

Подтягиваем спицы на колесе питбайка



Нам потребуется специальный ключ для спиц
либо рожковый ключ на 5мм или 6мм в зависимости от размера нипеля спицы.
Далее ставим питбайк на стенд, вывешивая оба колеса.

  1. Подтягиваем спицы через одну, начиная от нипеля камеры.
  2. Тянем с равномерным усилием на каждую спицу. Не перетягиваем.

А вот и видео-инструкции

Комментарии: 0

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт питбайков. Правильная обкатка и настройка мотоцикла. Советы производителей, инструкции пользователя. Поломки и способы их устранения. Ремонт в домашних условиях. Где купить запчасти. Советы новичкам.

moto032

Для тех в чьей жизни мотоцикл навсегда

Регулировка натяжения спиц(Иж)

С помощю этой инструкции и программы можно качественно подтянуть спицы. Также, она может помочь установить на обод новые спицы (особенно это приемлемо для самодельщиков).
В файле с программой лежит пример текстового файла со значениями - это для проверки программы. Ещё там есть реальный пример подтяжки - экселевский файл. Обратите внимание на графики.

Читайте также: