Простой гидротрансформатор своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Ремонт гидротрансформатора автоматической коробки передач осуществляется с применением специального оборудования. Основная сложность ремонтных работ заключается в необходимости срезать корпус ГТ, затем заваривать или заменить его и отбалансировать. В домашних условиях выполнить указанные процедуры возможно, но сложно.

Что представляет собой гидротрансформатор АКПП ?

Данная лопастная система предназначена для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Помимо этого, гидротрансформатор позволяет без всякого даже косвенного участия водителя модифицировать и изменять момент и частоту вращения, поступающие на ведомые валы автомобиля. Зачастую, применение данного механизма распространяется с вариаторами или с автоматическими коробками передач.

Все вышеуказанные элементы располагаются в одном единственном корпусе. Сам этот корпус монтируется в автомобильный двигатель на маховик. Внутрь самого же механизма заливается специальный трансмиссионный состав.

Принцип работы гидротрансформатора автоматической коробки переменных передач достаточно прост. Обгонная муфта функционирует как соединитель, так как соединяет насосное колесо с корпусом устройства, а уже внутри самого устройства образуется непрерывный поток масла. Именно он вращает колесо статора, вследствие чего и турбину. Помимо этого в автоматическом режиме происходит блокировка реактора, если возникает существенное отличие между оборотами насоса и турбины.

В этот момент на само колесо поступает необходимый поток жидкости. Когда возникает повышение числа оборотов у двигателя, тогда статор начинает контролировать увеличение крутящего момента.

Для чего нужен и как устроен гидротрансформатор

Гидротрансформатор необходим для устранения педали сцепления, плавного разгона, увеличения крутящего момента при нем. Тем самым он оберегает от предельной нагрузки двигатель. Сцепление автоматической коробки передач с двигателем обеспечивается за счет гидротрансформатора, передавая крутящий момент между валами за счет давления масла. Очень часто сталкиваюсь с тем, что под АКПП понимают гидротрансформатор и саму коробку передач. ГТФ представляет собой 2 лопастные машины (центробежный насос и центростремительная турбина), между которыми находится реактор, являющийся направляющим аппаратом.


Принцип работы ГТФ: при выравнивании скоростей вращения выходного и входного валов, включается блокировка гидротрансформатора (кпд приравнивается к 100%!), останавливается вращение масла, валы и трансмиссии двигателя соединяются. Эта процедура весьма схожа с переключением скоростей на механической коробке. Достоинством гидротрансформаторной трансмиссии является удобство управления тягой машины.

Признаки поломки

Важно на самой ранней стадии заметить неполадки в трансмиссии. Тогда, при правильной диагностике, можно избежать сложного ремонта. Нормальной считается тихая и плавная работа АКПП. Признаков того, что с коробкой что-то не так, очень много. Чаще всего это посторонние звуки при переключении передач или во время роботы трансмиссии. Это может быть хруст, щелчки. Неприятный запах тоже говорит о проблемах. Он может появляться при длительной или кратковременной работе коробки. Хуже, если замедляется переключение скоростей, или одна из них вовсе не работает. Тогда требуется немедленное вмешательство.


Не ленитесь заглядывать под автомобиль, там должно быть чисто. Пятна красного цвета будут свидетельствовать об утечке масла из коробки передач. Регулярная проверка уровня масла – обязательная процедура. В норме оно должно быть полупрозрачным, красноватого цвета. Никаких запахов паленого или мутных оттенков! Если они появились – пора заменить масло.

Основные причины поломок

Неисправности автоматической коробки передач нередко возникают из-за неправильной эксплуатации. Трансмиссия приходит в негодность из-за недостаточного уровня масла или его перегрева. По этой причине происходит износ шестеренок, машина может совершать рывки при переключении скоростей. А в результате может выйти из строя любая деталь АКПП. Толчки при движении сигнализируют о перегреве масла и появлении проблем в гидроблоке.

Агрессивное вождение с резкими ускорениями и торможениями приводит к стиранию деталей. Не добавляет долговечности коробке и езда в пробках, буксование. Все это приводит к перегреву коробки и плохо сказывается на ее общем состоянии.

Все неисправности разделяются на две подгруппы. Они могут возникать в

  • электронной системе управления,
  • механической и гидравлической части коробки передач.


При возникновении неисправности АКПП переходит в аварийный режим, то есть становится на третью скорость и не переключается. На табло появляется соответствующий значок.

Если проблемы возникли с электроникой, то не получится их устранить ремонтом АКПП. Поэтому важно разобраться в характере неисправностей.

Общие характеристики


Гидродинамический трансформатор представляет собой узел герметично заваренный. Он передает вращательный момент от привода к коробке. Очевидно: гидротрансформатор заменяет сцепление. Давайте ознакомимся с принципом работы ГТ.

По указанному циклу смесь ускоряется пока скорости вращения колес насоса и турбины не сравняются, после этого гидравлический трансформатор перестает преобразовывать крутящий момент, а реактор вращается свободно, не препятствуя потоку жидкости.

Разница в скоростях вращения насосного и турбинного колес определяет ускорение рабочей смеси, которая вращаясь, начинает нагреваться, уменьшается КПД гидродинамического трансформатора — большое количество энергии расходуется на нагревание. Во время выравнивания скоростей вращения колес нет необходимости передавать крутящий момент с помощью жидкости из-за больших потерь. Поэтому к конструкции ГТ инженерами было принято решение внедрить блокировку ГД (элементы, работа которых основывается на действии силы трения), соединяющую входной и выходной валы, чтоб крутящий момент передавался напрямую. На современных машинах блокировка имеет электронное управление, управляется отдельным клапаном. Конструкций блокировок множество, но смысл в них один — соединение валов для временного исключения из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионной смеси.

Контроль работы гидротрансформатора осуществляется с использованием специального блока управления, который представляет собой автоматизированную систему, к ней поступают данные из датчиков, размещенных на гидравлическом трансформаторе и АКПП. В момент обнаружения неисправностей в работе указанных агрегатов электроника сигнализирует об ошибке. На отдельных моделях авто может полностью блокироваться работа гидротрансформатора — это приводит к отключению мотора при изменениях в работе АКПП. Множество поломок ГТ происходит со стороны механических элементов, поэтому при проведении диагностики затруднительно определить место возникновения неисправности, нужно разбирать поврежденный агрегат и выполнять визуальный осмотр, чтоб понять, почему ГТ перестал работать.

Рекомендуем посмотреть видео о ремонте ГТ автоматической коробки передач:

Признаки неисправности гидротрансформатора АКПП

1. Пи включении любой передачи слышится механический шум, который при больших нагрузках начинает исчезать. Таким образом неисправность заключается в самом гидротрансформаторе, а также упорных подшипниках.

2. Когда автомобиль движется не менее 60 км в час, и не более 90 км в час ощущается определенная вибрация, которая вызывается неисправностями в механизме блокировки. Именно такие поломки гидротрансформатора автоматической коробки переменных передач возникают из-за того, что продукты износа засоряют масляный фильтр.

3. Довольно распространенной проблемой является низкая динамика разгона транспортного средства. Данная неисправность свидетельствует о том, что из строя была выведена обгонная муфта.

Все вышеуказанные признаки будут указывать на определенные проблемы, которые непосредственно связаны с гидротрансформатором. Все эти неисправности могут значительно уменьшить комфортабельность, а самое главное – безопасность управления транспортным средством.

Инструкция по ремонту

Прежде чем приступить к ремонту транспортного средства следует провести его диагностику. Считаю нужным выделить в ней 3 этапа.

Что касается ремонта гидротрансформатора АКПП, лучше обратиться к специалистам при первых признаках неисправности, тогда Вас ожидают менее серьезные проблемы работы всей системы. Ремонт ГТФ заключается в его разборке, определении пороков деталей и их замена. Разбирается он путем срезания сварного шва корпуса. После того, как проверяются запчасти на дефекты, при необходимости они меняются. После сборки гидротнасформатора, заваривается его корпус. На данном этапе важным моментом является проверка корпуса на герметичность. Также всегда советую проверять надежно ли прикреплены детали, есть ли внутренний тепловой зазор.

Хочу заметить, что при ремонте неисправностей АКПП в обязательном порядке следует ремонтировать и ГТФ.

Провести ремонт гидротрансформатора АКПП самостоятельно у себя в гараже практически невозможно, хотя бы из-за отсутствия необходимого оборудования. Которое, кстати, не всегда имеется в автомастерских. Не говоря уже о том, что данная процедура требует определенных знаний и навыков. При неправильном ремонте гидротрансформатор доставит еще больше проблем, чем будучи неисправным.

Послеремонтный монтаж АКПП

Если все поломки устранены, производим монтаж АКПП. Момент ответственный, спешка здесь неуместна. При данных работах следует придерживаться таких рекомендаций:

  • При установке АКПП на свое место проверяется мембрана на торцовое биение при помощи индикаторной головки. Если такой дефект имеет место, то ее надо заменить.
  • Радиатор промывается до того времени, пока бензин не станет чистым. Затем заливают литр трансмиссионного масла в ГДТ и ставят его на первичный вал. Нужно добиться надежного соединения и полной посадки. Затем нужно состыковать двигатель с коробкой по направляющим центрующим штифтам. Картеры должны примыкать полностью.
  • Закручивание болтов в коробке – это следующий этап. После чего проверяется отсутствие зазоров по всей плоскости. После подключения всех магистралей проверяется правильность состыковок.
  • На завершающем этапе заливают масло и проверяют работу АКПП на малых оборотах двигателя.


Начиная монтаж коробки, обязательно проверьте наличие центрирующих штифтов на фланце картера двигателя — их должно быть два. Если нет хотя бы одного, крепить АКПП нельзя.

Ремонт и диагностика АКПП своими руками – непростая, но осуществимая задача. Выбирая автомобиль с коробкой-автоматом, начинающие автолюбители считают, что ее ремонт в домашних условиях невозможен. Это не так. Но перед тем как решиться на проведение таких ответственных работ в домашних условиях, нужно взвесить все свои возможности. Тогда вас не будут ожидать неприятные сюрпризы во время ремонта.

собственно легаси, автомат сняли, а бублик висит в упор не могу понять – он там на шлицах так держится, что аж двиг на подушках качается, а этот сидит?

Гидротрансформатор коробки автомат: как работает

Гидротрансфоматор АКПП

Работа гидротрансформатора, основанная на передаче крутящего момента от ДВС к трансмиссии, происходит без жесткой связи мотора и КПП. Усилие передается посредством рециркулирующего потока жидкости внутри ГДТ. Насосное колесо, вращаясь вместе с маховиком, создает поток жидкости и направляет его на лопасти турбины, обеспечивая передачу усилия.

Все составные элементы гидротрансформатора заключены в герметичный корпус, заполненный специальной трансмиссионной жидкостью ATF. Корпус представляет собой закрытую камеру тороидальной формы с расположенными внутри нее лопастными колесами (насосное, реакторное и турбинное колесо).

Основные неисправности гидротрансформатора: признаки

Современные гидротрансформаторы АКПП имеют полностью компьютерное управление, то есть многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри. Все это необходимо для срабатывания блокировки гидротрансформатора. Такое конструктивное усовершенствование привело к снижению надежности данного узла автоматической трансмиссии.

Если точнее, произошло явное уменьшение эксплуатационного срока при максимально жестких и даже средних в плане нагрузок режимах работы. Еще важно то, что возникающие со временем неисправности в ГДТ могут стать причиной проблем с ДВС и АКПП автомобиля. Поэтому очень важно быстро найти и устранить поломку.

Список основных проблем:

  • Износ промежуточного подшипника или опорных подшипников (работа трансмиссии без нагрузок сопровождается посторонним шуршащим звуком). Проблему устраняют путем разборки, дефектовки и замены изношенных деталей;
  • Загрязнение масляного фильтра (появление вибраций ГДТ практически на всех скоростных режимах). Проблему устраняют путем замены фильтра и трансмиссионной жидкости;
  • Повреждение или износ обгонной муфты (падает динамика разгона во время набора скорости). Проблему решают путем замены муфты;
  • Повреждение шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки (движение автомобиля невозможно). Решается проблема путем восстановления поврежденного соединения или заменой гидротрансформатора в целом;
  • Частичное или полное повреждение лопастей колес или реактора (появление металлического скрежета). Устраняется путем замены поврежденных элементов;
  • Некачественная ATF или недостаточное количество трансмиссионной жидкости, засорение системы охлаждения коробки (перегрев и выход из строя элементов гидротрансформатора). Устраняют проблему заменой поврежденных элементов, очисткой радиаторов, фильтров, проводят смену смазывающей жидкости и др.;
  • Нарушение в работе системы управления (самопроизвольное переключение передач). Проблему устраняют, проведя диагностику и замену электронных элементов;
  • Износ накладок блокировки гидротрансформатора. Результат — сбои в работе, рывки, пробуксовки, потеря тяги и т.д. Необходимо снятие гидротрансформатора, разборка, дефектовка и ремонт.

как снимать бублиК? замучался!

собственно легаси, автомат сняли, а бублик висит в упор не могу понять – он там на шлицах так держится, что аж двиг на подушках качается, а этот сидит? или я ослеп и гаек не вижу?

выручайте, как его выкурить?

legacy B4 RSK! (AT & MT) ’00 –> forester Sf5 ST/b ‘ 97 –> impreza 1,5 AT ’06 –> BMW e36 325-TD

ты имеешь виду гидротрансформатор ?

legacy B4 RSK! (AT & MT) ’00 –> forester Sf5 ST/b ‘ 97 –> impreza 1,5 AT ’06 –> BMW e36 325-TD

он снимается всегда вместе с коробкой , он прикручен 4-мя болтами , ключ на 12 , к демпферной тарелке которая крепится на кардан .

для того что бы открутить эти болты существует технологическое отверстие , если смотреть на двигатель с морды , то с левой стороны на стыке двигателя с коробкой под впускным колектором .

это отверстие обычно закрыто пластиковой заглушкой , она легко снимается .

потом либо можно подлезть к этим болтам , последовательно выводя их к отверстию вращая коленвал со стороны шкива , там по моему головка на 22 идет , или на 21 . либо надо будет снимать впускной колектор . на разных модификациях ежика по разному .

legacy B4 RSK! (AT & MT) ’00 –> forester Sf5 ST/b ‘ 97 –> impreza 1,5 AT ’06 –> BMW e36 325-TD

спасибо огромное! получилось!

идем дальше: маховик сменили, корзину со сцеплением повелсили. не лезет на него коробка. вроде порямо суем, не под углом, но всё равно валом в сцепление не можем попасть.. как не крутили только маховик. сцепление отцентрировано вроде.

может хитрость какая есть?

legacy B4 RSK! (AT & MT) ’00 –> forester Sf5 ST/b ‘ 97 –> impreza 1,5 AT ’06 –> BMW e36 325-TD

спасибо огромное! получилось!

идем дальше: маховик сменили, корзину со сцеплением повелсили. не лезет на него коробка. вроде порямо суем, не под углом, но всё равно валом в сцепление не можем попасть.. как не крутили только маховик. сцепление отцентрировано вроде.

может хитрость какая есть?

есть . берешь старую стойку , отпиливаешь от нее шток . сантиметров 15 , резьба на конце штока очень хорошо входит в подшипник на маховике , а сам шток по диаметру достаточно точно соотвествует отверстию в сцеплении .

им и отцентруй сцепу .

а иначе очень тяжело совместить точно .

хм.. вон оно как 🙂 спасиб ещё раз, завтра продолжаем 🙂

legacy B4 RSK! (AT & MT) ’00 –> forester Sf5 ST/b ‘ 97 –> impreza 1,5 AT ’06 –> BMW e36 325-TD

Как не убить гидротранформатор АКПП

Если информация была полезной для вас – ЖМИТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ, делитесь в соцсети. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ ! Придерживайтесь таких рекомендаций, а еще следуйте простым правилам чтобы продлить срок службы АКПП .

Принцип работы бублика АКПП

Чтобы понять все сложности ремонта, давайте начнем с роли гидротрансформатора, которую он выполняет в коробке передач.

Принцип работы

Гидротрансформатор АКПП служит преобразователем и передатчиком крутящего момента от мотора к автоматической коробке передач. Работает устройство следующим образом:

  1. Запускается мотор.
  2. В действие приходит насосное колесо.
  3. Центробежная сила, появляющаяся из-за вращения насоса, подымает вверх масло. Колесо вращается по часовой стрелке. Соответственно и трансмиссионная жидкость подается в верхнюю часть лопастей насосного колеса.
  4. Происходит переброс смазывающего средства на лопасти турбины.
  5. Турбинное колесо начинает вращение.
  6. Увеличивается частота вращения коленчатого вала. Увеличивается скорость вращения турбины.
  7. Масло от турбинного колеса движется в противоположную сторону и возвращается к насосу.
  8. Насос останавливается.
  9. Движение прекращается, и бублик превращается в гидромуфту. Теперь двигатель на прямую взаимодействует с планетарной передачей АКПП и колесам транспортного средства.
  10. Между турбиной и насосным колесом располагается реактор. Он помогает перенаправлять обратное движение масла в соответствующую сторону вращения насосного колеса.
  11. Таким образом увеличивается частота вращения и крутящий момент.

Внимание! Чтобы происходило автоматическое переключение из гидротрансформатора в гидромуфту в устройство устанавливают обгонную муфту. Задачами последней является удерживать реакторное колесо от вращения во время движения автомобиля на четвертой или последней передаче. А также обеспечивает свободное вращение, когда нужно использовать режим трансформации крутящего момента.

Этот метод назвали блокировкой ГДТ. Изначально блокировка происходил автоматически. Затем производители АКПП добавили дополнительный клапан для управления блокировкой.

Вы спросите, что же делает блокировка. Она отвечает за соединение входного и выходного валов для передачи момента напрямую. Теперь передача крутящего момента минует зависимость от вращения масла внутри системы.

Внимание! Современные инженеры добавили блокировку гидротрансформатора с третьей передачи. Ранее она происходила на последней. Это решение увеличило КПД от гидротрансформатора и число поставленных на ремонт бубликов.

Но снизился срок службы. Фрикционные детали быстро изнашиваются. Хоть ГДТ считается надежным устройством, при несоблюдении правил эксплуатации АКПП, он быстро выйдет из строя.


Гидротрансформатор, он же "бублик" (прозвище пошло от его формы), является непременным атрибутом любого "настоящего автомата". Не обходятся без него и мощные вариаторы, и даже в преселективную АКПП его поставили на некоторых моделях Honda (например на Acura TLX), чтобы обеспечить мягкость движения на малой скорости. И иногда он выходит из строя.

Казалось бы, это чисто гидравлический узел и ломаться там нечему, разве что протечь может… Но нет, современный гидротрансформатор много сложнее в устройстве, чем картинка в старом учебнике и скорее является узлом с ограниченным сроком службы, после чего должен пройти процедуру восстановления. Что же с ним происходит, что у него внутри и как это починить?

Как устроен "бублик"?

Основной задачей гидротрансформатора всегда было преобразование крутящего момента и оборотов: он работает как гидравлический редуктор, который умеет снижать обороты и повышать крутящий момент с коэффициентом трансформации до 2.4. Основана его работа на передаче энергии через поток жидкости — в данном случае трансмиссионного масла, которое мы все знаем как ATF (automatic transmission fluid).

Depositphotos_65117143_original.jpg

Коленчатый вал мотора связан с насосным колесом, которое разгоняет жидкость и отправляет ее на турбинное колесо. Турбинное колесо в свою очередь связано с коробкой передач. Жидкость раскручивает турбинное колесо и отправляется обратно на насосное. Но перед этим она попадает на лопатки направляющего аппарата, выполненного в виде колеса-реактора, которые ускоряют поток жидкости и направляют его в сторону вращения.

Таким образом поток жидкости ускоряется до тех пор, пока скорости вращения насосного и турбинного колес не выравниваются, и тогда гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты, при котором преобразования крутящего момента не происходит, а направляющий аппарат начинает свободно вращаться, не мешая току жидкости.

Чем больше разница скоростей вращения турбинного и насосного колес, тем больше ускоряется ток жидкости, но при этом она начинается нагреваться, а КПД гидротрансформатора падает — больше энергии уходит в нагрев. Когда же скорости вращения колес выравниваются, то в передаче момента через жидкость с большими потерями смысла нет.

Поэтому со временем в гидротрансформаторы стали внедрять элементы обычного фрикционного сцепления, основанного на трении. Называется это блокировкой гидротрансформатора. Суть блокировки — в соединении входного и выходного валов, чтобы передавать момент напрямую. Без нее старые машины с АКПП, как говорится, "не ехали".

На самых старых конструкциях блокировка срабатывала автоматически, за счет давления рабочей жидкости, но с появлением АКПП с электронным управлением функция стала управляться отдельным клапаном. Говорить же о способах реализации блокировки нужно в отдельной статье, потому что их великое множество. Но смысл один — соединять валы и временно исключать из цепочки передачи крутящего момента трансмиссионное масло.

А вскоре на фрикционы блокировки возложили задачи, сходные с задачами обычного сцепления механической КПП — при разгоне они немного смыкались, пробуксовывая и помогая передавать крутящий момент, а сама блокировка стала срабатывать очень рано, чтобы уменьшить потери в гидротрансформаторе. Собственно, современные гидромеханические "автоматы" уже нельзя назвать классическими — это уже некий гибрид.

Depositphotos_1660495_original.jpg

И чем мощнее становились двигатели, тем сильнее нагревалась жидкость в ГТД, тем сложнее было обеспечить его охлаждение, и тем больше работы по передаче крутящего момента старались переложить на сцепление блокировки.

Что ломается в гидротрансформаторе?

Раз есть сцепление внутри "бублика", значит, оно изнашивается — вечных фрикционных пар не бывает. К тому же продукты их износа загрязняют внутренности ГТД, поток горячей жидкости с абразивом "выедает" металл лопаток и других внутренних частей. Также потихоньку стареют, выходят из строя от перегрева или просто разрушаются уплотнения-сальники, а иногда выходят из строя подшипники или даже ломаются лопасти турбинных колес.

Продукты износа фрикционной накладки попадают и в саму АКПП, ведь охлаждение ГТД идет прокачкой масла через насос коробки и общий теплообменник. А в гидроблоке АКПП (о нем нужно рассказывать отдельно) есть еще много разных мест, где грязь может что-то забить или жидкость может проточить лишние отверстия, повредить соленоидные клапаны, замкнуть проводники…

В общем, со временем ГТД становится основным источником "грязи" в АКПП, которая обязательно выведет ее из строя. У некоторых АКПП проблема осложняется тем, что материал накладок "приклеен" к основе, и по мере износа в жидкость начинают попадать клеющие вещества, ускоряя процессы загрязнения в разы.

Таким образом, поживший "бублик" нужно менять или ремонтировать, пока он не сломал всю коробку передач. К слову, старые АКПП, у которых блокировка срабатывала редко, только на высших передачах или ее не имелось вовсе, имеют заметно большие интервал замены масла и ресурс.

Наиболее печальный случай

К чему это приводит, можно увидеть на примере широко распространенной 5-ступенчатой АКПП Mercedes 722.6. Она ставилась на несколько десятков моделей Mercedes-Benz, Jaguar, Chrysler, Dodge, Jeep и SsangYong c 1996 года и ставится по сей день.

В этой коробке передач гидротрансформатор блокируется на всех передачах, и специальный клапан регулирует его прижатие. Даже при плавном разгоне включается частичная блокировка, а при резком блокировка включается почти сразу. Машина получается экономичной и динамичной.




Плановый ремонт гидротрансформатора АКПП проводят при пробеге 100 — 150 тыс. км. К этому времени изнашиваются расходники, истирается фрикционная накладка. Поломку гидротрансформатора определяют самостоятельно по звуку, ощущениям, тестам. Сделать правильный вывод поможет знание устройства и принцип работы гидроузла.

Что представляет собой гидротрансформатор

Гидротрансформатор (ГДТ) АКПП — аналог сцепления в механике, предназначенный для переноса мощности двигателя в коробку передач. Водитель напрямую не управляет гидроприводом, но с нажатием педали газа усиливает вращение мотора, а значит и ГДТ. За счет конструкции гидротрансформатор способен усиливать крутящий момент.

Устройство гидротрансформатора

Устройство гидротрансформатора АКПП

Рабочие элементы бублика заключены в герметичный корпус, заполненный маслом ATF. Посмотреть внутреннее состояние, можно после разреза сварного шва.

Гидротрансформатор состоит из трёх лопастных колёс, механически не соединённых между собой. К одной половине чаши корпуса приварено насосное колесо. Оно жёстко соединено с маховиком двигателя, поэтому начинает вращаться вместе с запуском мотора.

Ремонт АКПП Тойота

Напротив насоса установлено турбинное колесо. В центре колеса ступица и подшипник, через которые турбина опирается на вал коробки передач. При запуске двигателя турбина неподвижна.

Турбина гидротрасформатора

Между колёсами расположено реактор с обгонной муфтой. Реактор предназначен для автоматического переключения режимов гидротрансформатора.

Большой объём масла в бублике приводит к трате энергии двигателя на перемешивание и нагрев жидкости, а значит и увлеченный расход топлива. Для компенсации потерь инженеры добавили в конструкцию муфту блокировки: пластину с фрикционной накладкой и демпфером крутильных колебаний.

Муфта блокировки бублика

Принцип работы

Работа гидропривода основана на превращении механической энергии в гидравлическую и обратно в механическую для передачи в трансмиссию:

  1. С запуском двигателя подключается масляный насос и начинает вращаться насосное колесо ГДТ.
  2. Под действием центробежных сил масло отталкивается от лопаток колеса и перекидывается на лопатки турбины. Форма лопастей подобрана так, чтобы скорость и направление потоков масла создавали максимальный КПД гидротрансформатора.
  3. С увеличением оборотов растёт сила давления на турбину, Она начинает вращаться и достигает скорости насосного колеса.
  4. Реактор перенаправляет потоки масла, помогая разогнать насос, увеличивая крутящий момент.
  5. Энергия передаётся по валу в механизм переключения передач, а затем колёсам.

Трансформирвоание крутящего момента двигателя

В новых моделях АКПП муфта блокировки ГДТ подключается уже на второй скорости или раньше по сигналу ЭБУ. Управление происходит путём сброса давления между плитой и корпусом ГДТ. Сила, давящая со стороны турбины, заставляет муфту сцепиться с поверхностью корпуса. В результате двигатель напрямую соединяется с коробкой передач.

Устройство и принцип работы гидромеханической коробки передач

Гидротрансформатор коробки автомат: как работает

Работа гидротрансформатора, основанная на передаче крутящего момента от ДВС к трансмиссии, происходит без жесткой связи мотора и КПП. Усилие передается посредством рециркулирующего потока жидкости внутри ГДТ. Насосное колесо, вращаясь вместе с маховиком, создает поток жидкости и направляет его на лопасти турбины, обеспечивая передачу усилия.

Основные неисправности гидротрансформатора: признаки

Современные гидротрансформаторы АКПП имеют полностью компьютерное управление, то есть многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри. Все это необходимо для срабатывания блокировки гидротрансформатора. Такое конструктивное усовершенствование привело к снижению надежности данного узла автоматической трансмиссии.

Список основных проблем:

  • Износ промежуточного подшипника или опорных подшипников (работа трансмиссии без нагрузок сопровождается посторонним шуршащим звуком). Проблему устраняют путем разборки, дефектовки и замены изношенных деталей;
  • Загрязнение масляного фильтра (появление вибраций ГДТ практически на всех скоростных режимах). Проблему устраняют путем замены фильтра и трансмиссионной жидкости;
  • Повреждение или износ обгонной муфты (падает динамика разгона во время набора скорости). Проблему решают путем замены муфты;
  • Повреждение шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки (движение автомобиля невозможно). Решается проблема путем восстановления поврежденного соединения или заменой гидротрансформатора в целом;
  • Частичное или полное повреждение лопастей колес или реактора (появление металлического скрежета). Устраняется путем замены поврежденных элементов;
  • Некачественная ATF или недостаточное количество трансмиссионной жидкости, засорение системы охлаждения коробки (перегрев и выход из строя элементов гидротрансформатора). Устраняют проблему заменой поврежденных элементов, очисткой радиаторов, фильтров, проводят смену смазывающей жидкости и др.;
  • Нарушение в работе системы управления (самопроизвольное переключение передач). Проблему устраняют, проведя диагностику и замену электронных элементов;
  • Износ накладок блокировки гидротрансформатора. Результат — сбои в работе, рывки, пробуксовки, потеря тяги и т.д. Необходимо снятие гидротрансформатора, разборка, дефектовка и ремонт.

Признаки неисправности

Водитель не ощущает работу исправного гидротрансформатора, поэтому появление новых звуков, вибраций, толчков сигнализирует о проблеме в бублике. Из косвенных признаков отмечают повышенный расход топлива, высокие обороты двигателя.

Если при ремонте поменять только деталь, которая из вышла из строя, то вскоре проблема вернётся. Чтобы ситуация не дошла до замены гидротрансформатора, нужно искать и устранять причину неполадки.

Ремонт гидротрансформатора АКПП


Примечание! Плановое обслуживание гидропривода выполняется каждые 100-200 тыс. км пробега. За это время успевают износиться расходники, потому механизм не способен корректно справляться со своими функциями.

Признаки неисправности

Самый явный симптом уже был обозначен выше — автомобиль не едет. Ни назад, ни вперед. Также есть ряд других признаков неисправности, хотя и не все они очевидны:

  • плохая динамика разгона (автомобиль хуже разгоняется и набирает скорость);
  • наличие металлического шума при переключении передачи (обычно он исчезает под нагрузкой, но в некоторых случаях сохраняется);
  • вибрация КП при езде на скорости около 60 км/ч;
  • на старте машина буксует;
  • при езде ощущаются рывки авто;
  • перегрев масляной жидкости в системе;
  • передачи переключаются с задержками;
  • мотор глохнет при движении или торможении двигателем;
  • неприятный горелый запах в салоне.

В интересах автовладельца — оперативно решить проблему. Это обусловлено трудоемкостью мероприятий, которые необходимо предпринять для починки.


Как отремонтировать гидротрансформатор?

Диагностика и ремонт

Лучше всего начать с проверки уровня масла в системе. Возможно, что его просто нужно долить, и проблема исчезнет. Еще можно поменять ATF (трансмиссионное масло) вместе с масляным фильтром.

Не помогло? В таком случае остается перейти к диагностике и полноценному ремонту. Процедура проводится следующим образом:

Первое. С помощью сканера — диагностирующее устройство подключается к БК авто и сканирует машину, выдавая коды ошибок. По ним можно определить, что поломалось.

Примечание! Начать обслуживание можно с использования сканера до проверки уровня масла и его замены.

Второе. Визуальный осмотр после демонтажа и вскрытия гидротрансформатора. У разных автомобилей снятие элемента может отличаться – например, расположением крепежных болтов. Общий алгоритм диагностики при этом важно проводить очень аккуратно:

Второй метод диагностики перетекает в ремонт. Если во время осмотра обнаружены детали с дефектами (трещины, сколы и т.п.), то их нужно заменить новыми.

Примечание! Поскольку визуальный осмотр узлов механизма не позволяет точно установить их работоспособность, то на СТО также проверяют элементы гидропривода на специальном оборудовании.

При отсутствии видимых повреждений в любом случае замене подлежат:

  • Резиновые и пластмассовые уплотнители (входят в ремонтный комплект, для каждой модели гидропривода продается свой набор);
  • фрикционные накладки и гидроцилиндры (в комплект не входят, приобретаются отдельно).

Далее элементы гидротрансформатора собираются в корпус, и он заваривается.

Читайте также: