Проливка для миниатюр своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

В данной статье мне бы хотелось коснуться основ покраски миниатюр акриловыми красками. Все описанное в этой статье – результат моего личного опыта покраски миниатюр, у вас может быть другая точка зрения.

В первую очередь я хочу сказать о том, что для того чтобы заниматься художественным моделизмом, нет необходимости быть великим художником или скульптором. Все на первый взгляд сложные техники постигаются при помощи старательности и практики. Занимаясь покраской миниатюр, полезно изучать работы других мастеров, читать их статьи и постоянно самосовершенствоваться. Огромную роль играет не только навык покраски, но и художественное восприятие, видение в целом вашей модели. Прикладывайте усилия, и вы поймете, что недостижимых вершин не бывает.

1. Разводите краску

Не используйте краску, не предназначенную для покраски миниатюр – например, акрил для ткани. Или же более дешевые аналоги. Эффективнее всего использовать краски от производителя миниатюр, они обладают всеми необходимыми свойствами.

Разводить краску с водой можно в различных пропорциях. Для того чтобы нанести базовый слой цвета, нет необходимости сильно разбавлять его. Но запомните, что лучше нанести два более тонких слоя, чем один густой. В покраске сильно разведенной краской тоже есть свой минус, так как такие миниатюры гораздо более чувствительны к повреждениям (образуются сколы краски, при ударах, случайных царапинах).

Всегда хорошо мойте кисточку, особенно перед работой с новым цветом. Не мойте кисточку в той же воде, где отмывали краску после металликов (акриловая краска, имитирующая металл) или чернил, если не хотите придать вашей миниатюре нежелательный блеск.

2. Необходимо всегда подготавливать миниатюру к покраске.

Прежде чем заняться покраской миниатюры, вам предстоит обдумать, как вы будете собирать ее. Естественно, для большинства моделей есть возможность разнообразить позиции, для миниатюр из металла таковых почти нет. Важно то, что хотя металлические миниатюры чаще всего красивее, чем сделанные из пластика, качество литья на многих из них оставляет желать лучшего. Поэтому такие миниатюры будет гораздо труднее красить не только из-за повышенной детализации, но и из-за неровностей литья. Для простоты сборки вы можете представить, чем в данной момент занимается солдат с миниатюры на поле боя – кидает он гранату или бежит в укрытие, или замахивается прикладом. Большинство ситуаций может быть смоделировано простым изменением поз или несложными конверсиями, обзор которых выходит за рамки данной статьи. Скажу только, что на деле конверсии – весьма интригующее занятие, в самом начале не требующее навыков лепки, но вносящее приятное разнообразие в ваше хобби.

Также на данном этапе необходимо представить себе, как будет выглядеть база миниатюры. Многие бояться заниматься оформлением баз, хотя на деле это очень простой и увлекательный процесс. Для оформления базы годятся различные декоративные элементы как, например, брошенное оружие (оставшиеся битсы), обломки зданий, камни, трупы врагов и прочее. Представьте, где в данный момент находится герой вашей миниатюры. Может, он шагает через поле боя по трупам убитых врагов. Может, он стоит на обломках только что разрушенного здания или упал в гнилое болото (а возможно, он в нем и обитал). Не бойтесь фантазировать, черпать вдохновение с различного арта, а также заимствовать какие-то элементы у других художников и миниатюристов. Тем самым вы вдохнете в вашу миниатюру жизнь. Материалы, которые годятся для оформления базы: оставшиеся от миниатюр битсы, другие миниатюры, модельные камни и модельный песок, модельная трава (что не мешает вам песка, камней и вяленой травы набрать у себя во дворе – результат от этого не станет хуже). Можно использовать пробковое дерево или пенопласт для имитации более крупных камней или обломков стен. Также годится и натуральное дерево, да и практически все, что соответствует размерам миниатюры и вашей задумке. Возможно, для скрепления всех составляющих потребуется воспользоваться грин стаффом (Green Stuff) или другими модельными средствами, которые при застывании образуют твердую массу – но тут уже решение за вами.

В конечном итоге, действия многих событий происходят в альтернативных мирах, где возможно все: красная вода, фиолетовая трава и т.п. Экспериментируйте!

Вам необходимо знать, что то, что вы соберете в качестве базы для своей миниатюры, необходимо будет покрасить. Камни, песок - все это нуждается в покраске. Возможно, только траву можно оставить в покое. Но это уже на ваше усмотрение. Если вам кажется, что пластмассовая трава выглядит ненатурально, то, вооружившись кисточкой, вы легко можете превратить ее в мох, сильно залив при этом краской.

Чаще всего при оформлении подставки я пользуюсь техникой сухой кисти - драйбраша (Dry Brush), которая будет описана ниже. Что позволяет мне быстро и эффективно раскрашивать камни и песок. Также я советую полностью собирать миниатюру и приклеивать ее к подставке перед началом покраски. Вам может показаться, что так будет сложней красить, но зато впоследствии вы сможете рисовать блики на миниатюре и прочие вещи правильно.

3. Наложение цветов

3.1. Грунт

Для начала загрунтуйте миниатюру, т.е. покройте одним цветом, можно использовать любой, но чаще всего используются черный, белый или серый цвета. Это можно сделать, как из баллона (специальный баллон-аэрозоль с грунтом), так и при помощи кисточки. Имейте в виду, что баллон создает непереносимую для не моделиста вонь в помещении, поэтому будьте осторожны. Не подносите баллон слишком близко к миниатюре, а то краска начнет стекать. Старайтесь держать миниатюру в облаке краски, а еще лучше грунтуйте сразу несколько моделей. Баллон сильно распыляет краску, поэтому грунт ложится очень ровно, в чем и заключается преимущество подобной грунтовки.

Я предпочитаю использовать черный грунт, так как действую методом последовательного высветления, оставляя черный только в местах наиболее густой тени. Запомните, что чистые цвета крайне редко встречается в природе, поэтому то, что может вам казаться черным – всего-навсего темно-серый цвет. На черный можно нанести и белый цвет аккуратно. Но для этого придется на черный последовательно наносить все более светлые цвета, закончив белым. В конечном итоге, вы вольны использовать любой цвет в качестве грунта, только учтите, что белый цвет имеет отвратительную укрывающую способность, поэтому вам придется нанести несколько слоев белого, прежде чем материал миниатюры перестанет проглядывать через него. В целом светлые оттенки гораздо сложней для работы. Новичку сложно сохранить аккуратность при нанесении большого количества слоев.

3.2. Высветления и затемнения

После того, как вы загрунтовали вашу модель, нанесите на нее базовые цвета, тем самым покрыв всю поверхность миниатюры. Например так - доспехи красного цвета, конь серый, плащ синий, украшения золотые. Старайтесь сделать это аккуратно, не забывая при этом разводить краску. Многим кажется, что в этом и состоит весь процесс покраски. Это не так. На любой поверхности присутствуют как более темные, так и более светлые области. Как я говорил ранее, я действую методом последовательного высветления.

Приняв за самый темный цвет на поверхности базовый, сильнее разводя краску, нанесите следующий более светлый оттенок на чуть меньшую поверхность, чем та, которую занимает базовый цвет. Пропорции разведения где-то 3 части воды на одну часть краски – такие методы разведения краски вы впоследствии постигните интуитивно, просто будете чуть больше или чуть меньше разбавлять краску, в зависимости от ситуации. Следующим этапом нанесите еще более светлый оттенок все по тем же правилам. Повторяйте, пока не подойдете к самому светлому участку (то есть к тому, расстояние между которым и источником света наикратчайшее). Вначале не сильно мучайте себя поиском этого расстояния до источника света, просто примерно определите для себя, с какой стороны падает свет. Источников может быть несколько, что может для вас чуть усложнить задачу – например, лава под ногами и мерцающий плазменный пистолет в руке. Для начала представляйте себе это так – если вы рисуете наплечник рыцаря, старайтесь, чтобы самая светлая область – конечный результат наших высветлений – находилась примерно посередине наплечника. Для высветлений достаточно использовать три цвета. Например – темно-синий базовый, синий и светло-синий. В принципе, достаточно иметь только синий и белый цвета. Добавляя немного белого в синий, можно получать все более светлый оттенок. Смешивать цвета необходимо на палитре. В этом нет ничего сложного, просто в общую массу синего цвета с каждым новым слоем добавляйте примерно одинаковое количество белого. Таким методом можно получить достаточно плавный переход между цветами. Так же можно выполнить затемнение, добавляя в базовый цвет черный.

3.3. Тонирование

После того, как вы нанесли на всю поверхность миниатюры высветления и затемнения, вы обнаружите, что места, где соприкасаются различные оттенки цвета, достаточно четко видны. Они могут быть видны еще сильнее, если вы плохо разбавляли краску. Для того чтобы избежать неровностей в местах перехода цвета существует метод тонирования, или глазировки, как его еще называют. Сильно разбавив, к примеру, базовый цвет до состояния чуть подкрашенной воды, нанесите этим цветом несколько слоев по поверхности, где вы только что наносили высветления и затемнения. Особенность акриловой краски заключается в том, что при достаточно сильном разведении, слои, находящиеся внизу, будут хорошо видны, но граница перехода между цветами размоется и станет слабо различима. При надлежащем старании и использовании достаточного количества слоев у вас может получиться достаточно ровный переход между цветами. Этим способом также можно пользоваться для того, чтобы совместить между собой два или более различных цветов – например, зеленый и красный.

3.4. Проливки и работа с чернилами

Иногда, для того, чтобы подчеркнуть места тени и придать миниатюре большую контрастность, используют метод проливок (вошинг, washing). Он чем-то похож на тонирование, но его отличие в том, что сильно разведенная краска должна не ровно ложиться на поверхность, а затекать в углубления. Для этого необходимо наносить слои не на всю поверхность миниатюры, а только в углубления. Та же техника используется при работе с чернилами (inks). Но в отличии от чернил, проливка обычной краской более универсальна, хотя чернила и более удобны в работе. Для того, чтобы убрать с чернил нежелательный блеск, после того, как они высохнут, требуется их пролить сильно разведенной черной краской. Старайтесь не лить слишком много чернил на вашу миниатюру, иначе вам придется сглаживать слишком контрастные выделения, оставляемые ими.

3.5. Метод сухой кисти (Dry Brush)

Метод сухой кисти, или драйбраша, заключается в следующем. Вы берете на кисточку достаточно малое количество неразведенной краски, вытираете кисть об бумагу. Краски много, если при проведении по неровной поверхности (например, песок) краска затекает в углубления. Она должна ложиться строго на те места, по которым прошла кисть. Сама техника заключается в том, чтобы быстрыми движениями кисти наносить почти высохшую краску на поверхность, будто растирая ее. Чем сильнее ваш нажим – то есть чем ближе вы будете держать кисть к поверхности, тем меньше у вас останется областей, не покрытых краской. Эффект техники заключается в том, что краска не попадает в углубления, создавая иллюзию объема. Этот метод хорош для рисования камней, песка и прочих шероховатых поверхностей, но совершенно не подходит для таких поверхностей, как человеческая кожа, так как оставляет за собой неровный, неконтролируемый и зернистый слой краски. Вроде того, что оставляет неразведенная краска. Поэтому воздерживайтесь от использования этого метода, кроме тех случаев, в которых он действительно необходим. На самом деле достаточно велик соблазн использовать метод сухой кисти для быстрого придания вашей миниатюре объема, но ничто не сравнится по результату с многослойными высветлениями и затемнениями сильно разведенной краской.

3.6. Нанесение дополнительных цветов на миниатюру

Порой высветления и затемнения одного цвета бывает недостаточно, особенно, когда вы хотите от вашей миниатюры нечто большего, чем игровая покраска. В целом это соответствует идее о том, что в природе не существует чистых цветов. Наш глаз имеет удивительную способность смешивать цвета, воспринимая изображение как совокупность объектов, а не каждый объект по отдельности.

В результате можно создавать подобные дополнительные объекты, чтобы гармонизировать восприятие миниатюры. Здесь вы будете использовать описанное выше качество акрила, которое позволяет наложенным выше тонким слоям краски просвечивать через нижние. Иногда вы будете перекрывать находящиеся внизу слои, для достижения определенных объектов. Ниже я постараюсь это объяснить.

Свойствами любой миниатюры является не только объем, создать который можно при помощи стандартных высветлений и затемнений, но также материал, из которого сделана та или иная часть миниатюры – например, прогнивший доспех и отполированный доспех будут сильно различаться по восприятию. Вы должны решить для себя, если вы рисуете доспех, то какой он будет – чистый, грязный, из темного или яркого металла. Если вы рисуете кожаный ремень, то должны решить – это износившийся ремень, который служит хозяину уже многие годы, или же это новый ремень из лакированной кожи и т.д. Вы должны научиться выявлять для себя свойства объектов, которые изображаете. Вы должны представить себе, если рисуете война, сколько дней идет битва, в скольких сражениях участвовал воин. Чем больше подобных свойств будет вами выявлено, тем более реалистично и зрелищно будет выглядеть ваша миниатюра.

Объясню на конкретном примере. Если ваш персонаж стоит на подставке, имитирующей пыльную дорогу, то на его ногах и одежде должна быть изображена пыль, соответственно больше на ногах и меньше на одежде. Это может быть пыль различного цвета – если действие происходит на какой-нибудь фантастичной планете, то пыль может быть не только серо-коричневатого оттенка, но и красная, зеленая и пр. Как нанести пыль? Вы должны понять, что пыль имеет свойства забираться в углубления, а также держаться на шероховатых поверхностях лучше, чем на гладких. Используйте для этого методы проливок и тонировки, а также на поверхностях рисуйте пыль сильно разведенной краской. Помните, что пыльные или грязные поверхности хуже отражают свет, поэтому не старайтесь делать слишком много контрастных высветлений. К примеру вы можете смешивать серые и коричневые оттенки, для того чтобы добиться нужного цвета (это нужно делать на палитре), или же последовательно наносить слои определенными цветами, пользуясь прозрачностью краски.

Если вы хотите рисовать ржавчину или потеки масла, вам могут помочь чернила. К примеру ржавчину можно нарисовать следующим образом. Нанесите слой чернил, затем коричневый цвет, высветлите его и добавьте тонкий слой оранжевого либо на всю поверхность, либо только в каких-то отдельных местах.

В данной статье были приведены только основные техники покраски. Когда вы будете учиться применять их на практике, не бойтесь экспериментировать, что-то менять, так как не существует одного решения для всех возможных ситуаций. У каждого художника есть свой собственный стиль, а соответственно комбинации и особенности использования тех или иных приемов покраски. С ростом вашего потенциала, вы будете испытывать потребность в освоении новых техник, поэтому никогда не стойте на месте, постоянно старайтесь двигаться вперед. А мне остается только пожелать вам успехов и творческого вдохновения при создании ваших работ.


Источник: Games Workshop

Редактор: Шон Гизатулин

Введение



Даже используя проливки поверх белой грунтовки, вы можете убедиться, как естественно они находят все углубления на миниатюре и скапливаются там, слегка затеняя её и придавая рельефности, причём в углублениях Тень становится насыщеннее.



Наверняка вы слышали о технике глейзинга (тонирования) в нашем хобби. Может быть вы хотели узнать, что такое глейзинг? Я не знаю, как правильно это объяснил бы профессиональный учитель рисования или художник, но я постараюсь объяснить это по мере своих сил.

В любом случае, вы меняете свойства цвета слоя, которые оказывается под слоем новой полупрозрачной краски. Уверен, что есть более удачное объяснение, но я думаю в общих чертах я понятно объяснил.

Три примера использования Citadel Glaze на один базовый цвет.

Зачем тонировать миниатюры?

Как уже говорилось выше, глейз изменяет цвет. Так почему же сразу не рисовать краской того цвета, который вы хотите получить в итоге?

Ответить на это довольно сложно.

Основная идея глейза в том, что используется очень прозрачная краска, что означает, вы можете видеть предыдущий слой сквозь нее. Соответственно, вы можете делать небольшие изменения.

Может быть цвет, по которому вы выполняете глейзинг, нуждается лишь в небольшом изменении в тоне. Вместо того чтобы перекрашивать его полностью в нужный тон можно попробовать просто тонировать уже имеющийся цвет. Это быстрее и проще.

Выкраска Citadel Glaze - можно примерно понять как работает тонирование.

Прелесть использования глейзов в том, что вам не нужно перекрашивать все. Нет необходимости наносить базовый слой, добавлять слои, и хайлайты. Я просто добавляю глейз поверх всей работы.

Дополнительный бонус — тонировка помогает с блендингом. В примеры выше с красным цветом, красный глейз, который я нанес, помог мне объединить по тону слои и хайлайты в одно целое. Еще одна причина, почему глейзинг это отличный прием.

Примеры глейзинга

Иметь возможность немного сменить цвет с помощью тонирования также нужно принимать во внимание.

Скажем, вы красите несколько миниатюр зомби, и хотите использовать разные оттенки кожи. Мы все видели самых разнообразных зомби в кино, комиксах, сериалах. Оттенки кожи зомби стремятся к зеленым, пурпурным, серым. Все цвета которые дают впечатление, что что-то мертво.

Для достижения этого вы можете покрасить кожу всех зомби каким-то светлым цветом, очень бледным. Затем можно нанести легкий глейз чтобы сдвинуть тон кожи к другому цвет — зеленому, пурпурному, любому другому.

Вот несколько примеров этого. Это фигурки зомби из моей команды по Блад Болу.

Чтобы получить такие оттенки кожи я сделал то, что описал выше. Отмечу, что я добавил шаг с проливкой кожи. Я покрасил кожу очень бледным цветом, пролил ее чтобы получить глубину шейдинга, и затем применил глейзинг.

Другой пример — это террейн, над которым я работал для Warhammer Underworlds. Я загрунтовал его белым, а затем использовал проливки и глейзы. Проливки дали мне глубину, а глейзы — цвет.

Это очень простой способ покраски, который прост и довольно интересен в процессе.

Террейн Warhammer Underworlds, пример глейзинга - Туториал по глейзингу

Заметили интересные тона на полу? Это мои эксперименты с различными глейзами. В смысле здесь все покрашено глейзами, но пол наиболее четко дает понять, какой эффект может дать тонировка.

И вот еще несколько примеров того, как я покрасил силовой меч с помощью глейзов.

Силовой меч, пример глейзинга - Туториал по глейзингу

По сути, я наносил слои глейзов поверх белой базы, чтобы получить такой эффект.

Где достать краску для тонировки?

Раньше Games Worshop (бренд красок Citadel) выпускали целую линейку красок Glaze. Сейчас ее нет, даже не знаю почему. В отдельных магазинах ее еще можно купить, но в основном это уже история.

Citadel Glaze - Waywatcher Green

Если линейки красок у других производителей (как правило они отмечены словом Clear), но по ним я точно пока сказать не могу.

Сейчас для себя я делаю глейзы сам, и об этом ниже.

Как самому сделать глейзы?

Сделать свои глейзы довольно просто. Вам нужен медиум (связующее), и краска, которую вы хотите превратить в глейз.

Что делает медиум — он разбавляет краску, при этом сохраняет ее вязкость. Другими словами, он делает ее жиже, при этом сохраняет свойства акрила.

Vallejo Glaze Medium (70.596)

Если разводит краску водой, тогда вы заметите, что краска ложится неравномерно. Это потому, что вода разрушает связи в акриловом связующем.

Все что вам нужно чтобы сделать свой глейз — это добавить глейз медиум в краску. Вот и все!
Как правило я использую такие соотношения: 2 части медиума, и 1 часть краски. Если мне нужен более легкий эффект — я добавляю больше медиума. Если нужно менее прозрачный глейз — добавляю больше краски.

Проливки также отлично идут с глейзами. Сделайте то же самое — добавьте медиум в проливку, и вы получите глейз.

Как тонировать миниатюру?

Итак, как же нам применить глейзинг (тонировку) к миниатюре? Легко!

Скорее всего вы уже умеете работать с проливками. Если нет — вот здесь есть туториал по проливке.

Три простых шага для тонирования.

1. Возьмите глейз на кисть

Обмакните кисть в глейз. Слишком много не нужно, вы не хотите заливать всю модель.

2. Нанесите глейз на миниатюру

Нанесите тонкий слой глейза на место, которое вы хотите покрыть. В отличии от проливки, вы не хотите заливать миниатюру краской. Вам нужен аккуратный тонкий слой.

3. Нанесите дополнительные слои по необходимости

Возможно вам придется нанести несколько слоев, чтобы получить желаемый эффект. Повторите шаг 2 столько раз, сколько требуется.

Применение глейзов очень похоже на применение проливок. Вы берете краску на кисть и наносите ее на миниатюру. В отличии от проливки вы наносите небольшое количество краски. Вам нужно нанести тонки равномерный слой на поверхность.

Если вы посмотрите видео ниже, вы увидите, сколько краски используют художники, и как они наносят ее на фигурки. Если вы просто изменяете тональность — то можете делать это быстрее, но с блендингом и глейзингом вам надо быть очень аккуратными.

Видеоуроки по глейзингу (тонировке) миниатюр

Видео на английском языке, но из них можно увидеть реальную технику применения глейзинга, или тонировки.

Видео от Games Workshop

Видео от Miniac

Очень хорошее видео от Dana Howl (рекомендую все ее видео, очень качественный контент)

Видео о покрасе Найтхонтов техникой глейза

Заключение

Это вкратце о глейзинге, или тонировке. Здесь приведена основная информация, которая будет пополняться по ходу наполнения сайта.

Вы однозначно должны попробовать поиграть с глейзами в своей работе. Это так просто, но при этом может иметь довольно эффектные результаты. Хорошее рисование это не только отличные техника и умения, но и все прочие мелочи в работе с моделью, чтобы сделать ее более живой.

В результате предыдущих стадий покраса я получил на руки 10 моделей, задутых из аэрографа в разные оттенки желтого, с небольшими тенями.

IMG_20150103_140510

Для чипинга требуется губка – обычный поролон, обычная мочалка вполне сойдет. Намешав на палитре смесь из самого светлого желтого (Lemon Yellow) и белого (White Scar от ГВ), я получил очень светлую краску, нечто среднее между белым и желтым. Смачивая в нее оторванный кусочек поролона (его нужно именно оторвать, а не отрезать, чтобы царапины были не столь симметрично расположены), я вытирал его о лист бумаги, а потом, легкими прикосновениями, наносил краску на модель. Вот как выглядит модель после этого:

IMG_20150103_210244

IMG_20150103_210207

Таким образом, я получил подложку для отображения самих прорех в краске брони. Теперь берется кисть и внутрь пятен светло-желтого цвета аккуратно проставляется контрастный цвет. В моем случае это был темно-коричневый, но всё зависит от цвета брони. Если бы она была черная – то поролоном я бы наносил серый, а кистью внутрь него – металлический, сталь. Вот что получилось:

IMG_20150103_214007

Таким образом, быстро, дешево и сердито на броню нанесена текстура, что, безусловно, будет модели в плюс.

Затем начинается деталировка модели – делается всё кистью, краска обязательно разбавляется водой (в моем случае водкой, потому что это лучше). Собственно, прокрашиваются соответствующие детали в соответствующие же цвета. Требуется аккуратность, чтобы не было заездов. Если заезд случился - никто не безгрешен, - его можно быстро устранить жесткой кистью, смоченной в водке. Также в процессе используются кисти, подходящие под размер детали. Вещи покрупнее я красил при помощи Citadel Standard Brush, мелочи - Citadel Fine Detail Brush.

IMG_20150109_133111

IMG_20150109_133058

IMG_20150109_133053

На этой стадии применяется наибольшее количество цветов краски. Перечислять их не вижу особого смысла - они очевидны, а в случае, если кому-то будет интересно уточнить, всегда можно спросить.

Как видно, в итоге "что-то начало вырисовываться", но данную модель нельзя и примерно считать оконченной. Как я и писал в первой части, не хватает густых теней. Для них берутся так называемые проливки. Самой тонкой кистью эти краски наносятся в углубления, по возможности, без заездов. Для желтой брони применяется Reikland Fleshshade - красно-коричневая проливка ГВ, которая обычно применяется при рисовании лиц. Для красного шлема - коричневая проливка Agrax Earthshade. Для металлических частей - черная Nuln Oil.

IMG_20150111_170309

IMG_20150111_170250

IMG_20150111_170234

Следующая часть гайда будет окончанием, в ней про то, как довести миниатюры до логического завершения.

Читайте также: