Прокачка тормозов велосипеда своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Использование гидравлических тормозов целесообразно на горных велосипедах, предназначенных для движения по гористой местности, езды по ухабам и кочкам. Гидравлика обеспечивает быстроту реакции и высокую степень надежности. Кроме того, скоростные велосипеды также оснащаются данной системой, поскольку её использование позволяет быстро сбросить скорость.

Сила трения в гидравлических тормозах значительно ниже по сравнению с механическими аналогами. Достигается это за счет использования тормозной жидкости и цилиндропоршневых групп, что, кроме прочего, увеличивает срок выработки системы.

Несмотря на все плюсы, гидравлика не лишена недостатков, одним из которых является плохая ремонтопригодность. Например, пробой гидравлической магистрали при отсутствии соответствующих инструментов починить невозможно и единственное, что можно сделать — это прокачать тормоза на велосипеде.

Как устроена гидравлическая тормозная система

Конструкция любого гидравлического тормоза состоит из соединенных магистралью цилиндров с поршнями. Магистраль представляет собой шланг, способный выдерживать высокое давление. При нажатии на тормоз, тормозная жидкость под действием поршня вытесняется и направляется из главного цилиндра в рабочий. Здесь поршни выдвигаются под давлением и давят на колодки, которые трутся о ротор. Именно так наступает торможение.

Диагностика и ремонт гидравлических тормозов на велосипеде

Первым признаком того, что тормозная система неисправна является ее спонтанное притормаживание. Причиной тому может быть попадание воздуха в систему, заклинивание рабочего поршня или размыкание цепи гидравлики. Кроме того, тормоза нуждаются в срочном ремонте, если тормозная ручка потеряла упругость или вовсе не реагирует на нажатие.

Чтобы выявить неисправность, необходимо демонтировать то колесо, где появилась проблема, а затем снять тормозные колодки. После того, как доступ к рабочим поршням откроется, их необходимо вдавить с помощью отвертки и нажать на ручку тормоза. Если один из поршней заклинило, это является сигналом для смены ремкомплекта. В заключении, нужно провести осмотр всей гидравлической линии — она не должна иметь повреждений, а их присутствие указывает на необходимость замены линии.

Прокачка тормозов на велосипеде — завершающий этап ремонта

После того, как все детали системы полностью проинспектированы и собраны остаётся только долить тормозную жидкость и грамотно осуществить прокачку гидравлики. Эта процедура осуществляется в целях избавления от воздушных пузырьков, которые могут скапливаться в цилиндрах и трубках системы и препятствуют её правильной работе.

Итак, как прокачать велосипед? Сделать это под силу каждому, кто хоть что-то понимает в технике и умеет обращаться с инструментами. Способов осуществить прокачку довольно много, мы рассмотрим самый простой и проверенный из них.

Нам понадобятся:

  • бутылка или банка;
  • масло или тормозная жидкость, в зависимости от системы;
  • ключи;
  • чистая ткань для протирки системы;
  • шланг из прозрачного материала, диаметр которой подходит по размеру к болту прокачки.

В первую очередь, необходимо одеть один конец прозрачной трубки-шланга на болт для прокачки, а другой его конец поместить в бутылку с небольшим количеством налитой в нее тормозной жидкости. Затем бачок с жидкостью нужно открыть и убедиться в его полной наполненности. Обратите внимание, для каждой модели велосипеда подходит определённый тип тормозной жидкости. Смешивать или заменять их нельзя.

Второй шаг — прокачка дисковых тормозов. Нажав несколько раз на тормозную ручку и зафиксировав ее в нажатом положении, открутите винт на тормозной машинке. В процессе Вы уведете воздушные пузырьки, исходящие из трубки. Сразу после этого закрутите винт, а затем отпустите ручку. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока система не станет исправно работать.

Как видите, в прокачке гидравлических тормозов на велосипеде нет ничего сложного. Эта простая процедура поможет устранить неисправности тормозной системы.

Правила и особенности прокачки гидравлических велосипедных тормозов

Во время покупки байка обязательно учитывается особенности имеющегося навесного оборудования. К нему относится и тормозная система, которая может быть ободной или дисковой. Если выбираются дисковые тормоза, то они могут быть механическими или гидравлическими. Самыми надежными считаются системы с гидравлической линией. Такое оборудование появилось недавно, но быстро стало популярным за счет положительных параметров. Велосипед с гидравлическими тормозами используется как новичками, так и профессиональными велосипедистами. Они обеспечивают точность, оперативность и надежность торможения. Но при этом важно проводить прокачку системы, если она ремонтируется или обслуживается. Прокачка гидравлических тормозов обязательна для оптимальной и бесперебойной работы оборудования.

Прокачка гидравлических тормозов

Конструкция системы

В качестве основы гидравлических тормозов выступает 2 цилиндра, оснащенных поршнями. Они соединяются с рукояткой руля специальными гидравлическими линиями, напоминающими обычные резиновые шланги. Эти линии легко справляются даже с самым высоким давлением. Внутри шлангов располагается жидкость, давящая на цилиндр при нажатии на ручку, что ведет к передаче усилия к устройствам. Поршни выдвигаются под давлением, что передает усилие на колодки, которые останавливают тормозные диски.

Внимание! Скорость сбрасывается за счет стандартной силы трения.

Принцип действия гидравлического тормоза понятен для каждого велосипедиста. Конструкция состоит из цилиндров, обладающих разными размерами. Они подразделяются на следующие виды:

  • Рабочие. Такие цилиндры воздействуют непосредственно на тормозные колодки, поэтому отличаются значительными размерами.
  • Главный. Он находится на ручке велосипеда, поэтому именно на него приходится нажимать во время торможения.

Прокачка гидравлических тормозов

Несложно разобраться в том, как работает гидравлический тормоз, что позволяет легко самостоятельно выполнить прокачку при необходимости. Благодаря использованию цилиндров и гидравлической линии обеспечивается легкость торможения, поскольку для остановки велика не приходится прикладывать существенные усилия.

Причины частых поломок

Процесс прокачки тормозов требуется довольно редко, поскольку процедура проводится после ремонта. Поскольку гидравлическая система тормозов считается надежной, долговечной и качественной, то она ломается довольно редко. Не приходится перед каждой поездкой настраивать систему, но велосипедисты часто сталкиваются с распространенными поломками. К ним относится:

  • провал ручки тормоза, из-за которого велосипед не останавливается при нажатии на рукоятку;
  • поломка гидравлической линии, что требует оперативной замены шланга;
  • истирание тормозных колодок;
  • повреждение уплотнительного кольца, которое располагается на калипере;
  • тормозная жидкость или масло теряют свои основные характеристики.

Прокачка гидравлических тормозов

Проблемы с тормозной системой очень легко выявить, поскольку появляются сложности с быстрым и резким торможением. Наиболее часто проблема заключается в попадании воздуха в систему. Из-за него разжимные пружины не справляются с разжиманием колодок и диска. Воздух может попасть в систему по следующим причинам:

  • падение велосипеда;
  • во время создания тормозной системы использовалось слишком маленькой количество масла или тормозной жидкости;
  • размыкание цепи;
  • жидкость, находящаяся в системе, закипает.

Прокачка гидравлических тормозов

При попадании в систему воды заклинивает рабочий поршень. Воздух необходимо обязательно устранить, поскольку такое состояние тормозов негативно влияет на износ колодок и дисков. Во время катания придется прикладывать существенные усилия для торможения. Определить поломку довольно просто, поскольку появляется неприятный скрип. Если велосипедист обнаруживает скрип, то необходимо отрегулировать тормозную систему, для чего осуществляется прокачка гидравлических тормозов на велосипеде.

Подготовительные этапы

Перед началом прокачки рекомендуется выполнить предварительные действия, которые позволяют выявить причину повреждения, а также подготовить инструменты. Процесс делится на этапы:

  • изучается схема гидравлических тормозов, что позволяет определить их составные элементы;
  • демонтируется колесо, на котором предположительно имеется неисправность;
  • если элементы тормозной системы загрязнены, то их нужно хорошо почистить, для чего актуально пользоваться зубной щеткой;
  • демонтируются колодки;
  • проверяется работоспособность поршней, для чего их нужно немного вдавить, выжимая тормозную ручку;
  • если во время данного процесса поршни одновременно перемещаются, то это свидетельствует об отсутствии поломок;
  • если же элементы заклинивают, то начинается процесс ремонта, для чего иногда приходится заменять уплотнительные кольца или поршни;

Прокачка гидравлических тормозов

  • перед прокачкой рекомендуется защитить колодки и диски от возможного попадания масла, для чего они покрываются обезжиривателем и накрываются ветошью;
  • колодки детально проверяются, поскольку если имеются сколы, трещины или заусенцы, то их придется полностью заменить;
  • для прокачки гидравлических тормозов нужно проверить состояние ротора, поскольку диск надо заменить, если он сильно поврежден;
  • с колодок и ротора устраняются остатки масла или загрязнения;
  • проверяется надежность затяжки болтов, с помощью которых тормозная система прикрепляется к колесу;
  • изучается состояние гидравлической линии, поскольку не допускаются утечки, а иначе придется заменять шланги.

Внимание! Гидравлические тормоза на велосипеде Shimano работают на минеральном масле, а другие крупные компании, занимающиеся производством великов, предпочитают пользоваться тормозными жидкостями DOT.

Процесс прокачки

Процедура легко выполняется своими руками, но важно следовать правильной инструкции, чтобы не нарушить целостность дорогостоящего оборудования. Как прокачать гидравлические тормоза? Для этого выполняются следующие действия:

  • прокачка выполняется только после ремонта гидравлических тормозов;
  • заливается тормозная жидкость или масло;
  • прокачка необходима для удаления воздуха из системы, поскольку он создает препятствия для нормального функционирования тормозов;
  • на калипере выкручивается верхний болт, после чего механизм перемещается вверх примерно на 10 градусов, что предотвращает вытекание жидкости;
  • извлекается уплотнительное кольцо из резины;

Прокачка гидравлических тормозов

  • в отверстие вставляется трубка подходящего диаметра, причем с внешней стороны прикрепляется шприц или бутылка из пластика, в которой будет скапливаться масло, выходящее из системы вместе с воздухом;
  • другой шприц заполняется маслом;
  • из трубки выгоняется воздух, после чего ее свободный конец прикрепляется к штуцеру для прокачки;
  • немного вывинчивается болт для прокачки, после чего из шприца в систему постепенно вводится жидкость;
  • во время работы рекомендуется простукивать несильно гидравлическую линию, что позволит ускорить процесс выхода воздушных пузырьков;
  • в конце процесса болт завинчивается на суппорте, после чего устраняется шланг со шприцом;
  • устанавливается ручка для создания вакуума, а только после этого отсоединяется шприц и монтируется уплотнительное кольцо;
  • закручивается фиксирующий болт.

Прокачка гидравлических тормозов

Процесс считается оперативным и легким, а также идеально подходит для заднего гидравлического тормоза. Во время работы учитывается техника безопасности, поэтому необходимо надеть защитные перчатки и очки. Тормозная жидкость содержит кислоту, которая становится причиной ожога при попадании на кожу. От нее нужно защищать не только руки, но и тормозной диск, а также колодки.

Заключение

Любой велосипедист справится с прокачкой гидравлического тормоза велика, если будет пользоваться правильной инструкцией. Процесс выполняется после ремонта оборудования. Он позволяет удалить лишние воздушные пузырьки из системы. Без этой процедуры снижается срок эксплуатации дорогостоящего оборудования.

Гидравлические тормоза на велосипеде обеспечивают прогнозируемую скорость реагирования, абсолютную точность, и они намного мощнее механических, поэтому устанавливаются в основном для экстремального и скоростного вида катания.

Механизм действия гидравлики похож на механический: тормоза начинают работать в результате натяжения тросиков, но в гидравлической системе вместо тросов работает тормозная жидкость, а рычажок и эксцентрик заменны на цилиндропоршневую группу.

Поэтому гидравлическими тормозами намного легче тормозить, ведь при торможении затрачивается меньше усилий, чем в механических.

Но, в отличие от механики, гидравлические тормоза намного сложнее поддаются ремонту, при пробое гидролинии невозможна починка системы в походных условиях, единственное, что можно предпринять без профессионального оборудования, – прокачать тормозную систему.

О том, какие бывают велосипедные тормоза, Вы можете прочитать в отдельной статье.

Строение гидравлики

Тормозная реакция начинается в результате нажатия на рычаг тормоза, который приводит в движение поршень, а он в свою очередь выдавливает жидкость из основного резервуара и направляет ее по гидравлической линии в рабочую область.

В цилиндре под напором жидкости приходят в движения поршни и воздействуют на колодки, в результате трения происходит торможение.

гидравлический тормоз велосипеда

Цилиндрический механизм в тормозной машине всегда больше по размеру чем в рычаге управления, поэтому давление на тормозные колодки производится в усиленном размере, намного превышающем давления на рычаг.

Также нагрузка усиливается при установке нескольких тормозных цилиндров.

как обслуживать гидравлические тормоза велосипеда

Поломка механизма

Это происходит вследствие появления пузырьков воздуха в гидросистеме, из-за падения, понижения уровня жидкости или разрыва связной цепи внутри гидравлики.

Воздух при попадании внутрь сжимается, создает давление, приводит в движение поршни и запускает механизм.

Для выяснения причины сбоя необходимо исключить обычное загрязнение, для этого снимается колесо и колодки, прочищается тормозная машинка.

После этого поршни вдавливаются спецприспособлением: нажимается на тормозной рычаг до полного выдвижения обоих поршней, если они заклинили – изношена цилиндрическая система, в этом случае меняются поршни и специальные уплотнительные кольца, заменяется масло в системе.

Также самостоятельное срабатывание тормозов может произойти в результате заклинивания тормозного поршня после попадания воды.

Гидравлику необходимо ремонтировать даже при незначительных сбоях.

Кроме механических повреждений оболочки, со временем тормозная жидкость или гидравлическое масло меняет свою консистенцию и начинает впитывать воздух и влагу через микроскопические зазоры.

В результате жидкость меняет свой цвет, тормозной рычаг проваливается, снижается эффективность системы.

гидравлические тормоза велосипеда

Проникновение воздуха также возможно из-за расширения бачка, такое происходит если дергать рычаг на перевернутом байке.

Для возобновления нормальной работы необходимо провести техническое обслуживание гидравлических тормозов на велосипеде: полностью прокачать гидросистему.

Продувание гидравлики

Жидкость для гидросистемы различается у разных производителей.

В гидравлической системе велосипедов фирмы Shimanu, Tektru, Maguru – минеральные или полусинтетические масла, все остальные фирмы используют тормозную жидкость ДОТ.

Также необходимо учитывать, что в гидравлике Avit и Formulu нет соединительных трубок для прокачивания, поэтому понадобится шприцевой комплект со втулкой М5/0,8.

как обслуживать гидравлические тормоза велосипеда

Кроме этого минеральные масла химически не агрессивны и не причиняют вред пластмассе или лакокрасочному покрытию велосипеда.

Способы обслуживания

Существуют два способа обслуживания гидравлических тормозов велосипеда:

Прямое прокачивание

При прямой прокачки гидросистемы масло вливается непосредственно в расширительный бачок и после зажатия рычага направляется вниз по гидросистеме.

В процессе работы необходимо постоянно прослеживать показатель уровня масла и подливать новую порцию жидкости чтобы не допустить опорожнения бака, при этом постукивая ключом или отверткой по бачку и гидролинии, чтоб выгнать воздух из системы.

Во время прохождения жидкости шланг перекрывается, после этого несколько раз опускается до предела рычаг и открывается вентиль. Под воздействием давления воздух проходит в трубу, удерживается тормозной рычаг и перекрывается вентиль.

В расширительный бачок подливается жидкость и так продолжается до появления масла однородной консистенции и без пузырьков воздуха.

В конце операции добавляется тормозная жидкость, и бак закрывается.

как обслуживать гидравлические тормоза велосипеда

Обратная прокачка

  1. Шприц с объемом 200 мл вводится через короткую трубку на вентиль калипера;
  2. Перекрывается рычаг и всасывается воздух из суппорта и гидравлического шнура;
  3. Перекрывается вентиль калипера, отсоединяется шланг с шприцом, выдавливаются воздушные пузыри;
  4. Шприц вставляется на место и процедуры повторяется до полного очищения гидравлики от воздуха;
  5. Следующий этап – полное заполнение гидравлической системы тормозной жидкостью.

Данным способом удобно закачивать жидкость в в тормоза, если не удается выдавить весь воздух из системы при прямой прокачке. И прокачка первым способом требует большего количества времени.

Также, таким способом выкачивается воздух из противоположной половины суппорта без собственного вентиля.

Как прокачать дисковые гидравлические тормоза?

Прокачка дисковых гидравлических тормозов — это серьезная и ответственная работа поэтому подходить к ней нужно подготовленному.

Основные симптомы, что вам нужно прокачивать тормоза следующие:

1. Когда вы нажимаете на ручку тормоза, она достает почти до грипсы, а тормоз при этом не схватывает, но при этом колодки в нормальном состоянии.
2. Ручка просто проваливается при нажатии.
3. Если резко нажать тормоз, после того как он сработает, ручка все равно будет плавно идти дальше.

Причина этих симптомов — воздух, который попал в гидролинию. Это может произойти из-за повреждения гидролинии, перегрева калипера и закипания масла, резкого перепада температуры, неполного расширительного бачка или открутившегося штуцера на калипере.

Перед началом прокачки дисковых тормазов, вам нужно проверить гидролиню на предмет трещин, подтеков масла и т.д. А так же проверить износ тормозных колодок. Если все в порядке можно приступать.

Важно.

Будьте аккуратны, если тормозная жидкость попадет на тормозной диск или колодки, тормозные свойства ухудшатся.

Прокачка гидравлических тормозов.

1. Поставьте тормозную ручку так, что бы расширительный бочек был горизонтально и смотрел вверх.


2. Оденьте кембрик на болт прокачки и опустите его в бутылку или другую емкость, для сбора излишков тормозной жидкости.


3. Открутите крышку расширительного бочка (обычно для этого требуется звездочка на 3-4)

4. Аккуратно налейте тормозную жидкость до уровня МАКС.

5. Плавно несколько раз нажимайте на ручку пока не почувствуете, что она нажимается туго, нажмите и удерживайте ручку.

6. Ключом на 7 (в разных моделях по разному) слегка открутите болт прокачки (на который вы одели кембрик) и сразу зажмите. Ручку при этом не отпускайте. Не забывайте доливать жидкость в расширительный бачок.

7. Повторите П. 5 и 6 до тех пор пока ручка не станет туго ходить.

8. Закрутите расширительный бачок.

Велосипеды на дисковых тормозах очень эффективны в плохих погодных условиях и в условиях жесткой эксплуатации. Следите за работой тормозной системы и вы всегда сможете вовремя остановить свой велосипед.

Читайте также: