Программа кружка подарок своими руками 5 6 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) — М. : Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО, 2010 г.

7. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП СОО).

8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).

9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).

10. Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.

11. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).

Программа кружка разработана на 1 год занятий с детьми 1-4 классов и 5-9 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России. Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. Кроме того формируются и закрепляются практические трудовые навыки. На занятиях создаются условия для развития усидчивости, аккуратности, творческой активности, художественного вкуса.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.

создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.

• развитию разносторонней личности ребенка

• помощи в его самоопределении;

• освоению различных техник при работе с бумагой, тканью и нитками.

• обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,

• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;

• обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;

• знакомству с историей материалов и техник, используемых на занятиях

• формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного

• формировать умения обрабатывать бумагу, текстильные материалы, работать с акриловыми

контурами и бисером с целью создания изделий;

• формировать умения работать с различными инструментами и приспособлениями для

обработки используемых материалов

• познакомить детей с историей техник.

• развивать память, внимание, творческие способности, фантазию, воображение,

самостоятельность, абстрактное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;

• развивать умение планировать собственную деятельность

• создать условия для возникновения интереса к познанию;

• развивать коммуникативные навыки.

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;

• воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

• создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

• помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;

• учить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, моделей и т. п. При выполнении практических работ дети приобретают навыки экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут создаваться условия для формирования:

• учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

• навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

• способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

• основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

• эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

• эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

• адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;

• работать с бумагой, тканью, нитками в 1-4 классах и акриловыми контурами, бисером, бумагой и тканью в 5- 9 классах, приобретая навыки создания панно;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

• осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой, тканью акриловыми контурами и бисером;

• развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

• художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,

• формированию целостной картине мира;

• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.

• создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

• понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;

• более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять совместную продуктивную деятельность;

• сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

• формировать собственное мнение и позицию.

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;

• прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей;

• находить оптимальные композиционные решения;

• разрабатывать эскизы, учитывая закономерности цветовых сочетаний;

• изготавливать изделия из бумаги, ткани и нитей, работать с акриловыми контурами и бисером используя изученные техники

Требования к уровню подготовки

В результате освоения программы кружка ученик должен

• теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний, построения орнамента; историю изученных техник;

• названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;

• названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

• простейшие правила организации рабочего места;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

• приёмы разметки (линейка, шаблон);

• правильно организовывать своё рабочее место;

• пользоваться простейшими инструментами ручного труда;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

• создавать правильно оформленные и логически законченные работы

• делать презентацию своих работ

Календарно-тематическое планирование раздела кружка

№ Тема урока Кол-во часов

Бумагопласт ика

1. Вводное занятие 1

2-4. Плоская аппликация. Путешествие в подводный мир. 3

5-10. Оригами (основные приемы). Журавлики счастья 4

11-17. Объемная аппликация (нетрадиционные методы)

- аппликация из ватных дисков

- карандашница улитка 8

Квил инг

24-27. Составление однорядного панно 4

Работа с нитками. Изон ить

36-37 Игрушки из помпонов 2

Работа с тканью. Ф етр

46-47 Обметочные швы 2

Волшебная паути нка

52-53 Игрушка из шара 2

54-55 Изделия с разрезной техникой 2

56-61 Выполнение панно в смешанной технике 6

62-68 Выполнение изделия на выбор 6

Календарно-тематическое планирование раздела кружка

№ Тема урока Кол-во часов

Точечная росп ись

1. Вводное занятие 1

2-4 Знакомство с техникой. Выполнение контура по готовому рисунку 3

7-10 Роспись по непрозрачной основе (тарелка, кружка) 4

11-16 Роспись изделия на выбор. Самостоятельная разработка эскиза 4

Би сер

17-20 Вышивка бисером 6

21-22 Знакомство с основными видами плетения 2

23-26 Цветы из бисера. (тюльпаны) 4

31-34 Плетение сложных объемных изделий 4

35-38 Ювелирные изделия из бисера (браслет) 4

39-42 Выполнение изделия на выбор 4

Интерьерные игру шки

43 Знакомство с историей игрушек. 1

44-45 Игрушка из фетра 2

46-47 Простая игрушка - подушка 3

]53-54 Знакомства с техникой. Изготовление вазы 4

55-58 Декупаж коробки 2

59-62 Папье-маше 4

63-68 Выполнение изделия на выбор 6

Список используемой литературы

2. Кожина О. А. Декоративно-прикладное искусство. - В сб. : Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.); под ред. В. А. Горского - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, с. 30-32.

3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт. -сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

4. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт. -сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.

5. А. В. Козлина. Уроки ручного труда. Конспекты занятий. 2000

7. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997

9. Материалы сети Интернет

Сценарий новогоднего утренника для учащихся 1–4 классов Автор: Батуро Наталья БорисовнаСценарий новогоднего утренника для 1- 4 классов Зал красочно украшен. В середине стоит елка. Дети становятся.

Тренинговое занятие на сплочение коллектива для учащихся 5–6 классов Тренинг на сплочение в 5 классе Тренинг на сплочение классного коллектива клас[ 1. Упражнение на знакомство. Упражнение (5 мин.) Цель:.

Краткое описание: Данная программа направлена на развитие творческих способностей учащегося в области декоративно-прикладного творчества.Программа рассчитана на один год обучения, на основе еженедельного двухчасового занятия.Программа не дублирует общеобразовательную программу по пр

Возрастная категория учащихся 11-13 лет

Срок реализации 1 год

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Глубокие перемены, происходящие в современном обществе и системе образования, выдвигают на передний план проблему развития творческого мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся индивидуальностью и неповторимостью.

Под творчеством принято понимать создание того, чего ещё не было на основе того, что уже создано человеческим разумом и личностными творческими способностями. Применительно к творческим способностям ребёнка это индивидуальные психологические особенности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа разрабатывалась как авторская. Она имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Программа кружка рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет. Группа работает 2 часа один раз в неделю, всего 68 часов в учебном году. Практические занятия составляют основную часть программы.

Рекомендуемый состав группы - 10 - 15 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

экологическое воспитание обучающихся;

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы,в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстрации; наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой - организация работы в группах;

индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы обучающиеся сами могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы, технологии.

Проверка усвоения программы производится в форме участия в конкурсах, выставках, творческих ярмарках.

В результате обучения по данной программе учащиеся

- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику - декупаж;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- будут создавать композиции с изделиями;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся:

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах;

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом индивидуальных способностей и интересов. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережное отношение к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами творческих техник.

Программа рассчитана на 1 год.

1. Холодный фарфор, солёное тесто (10 ч.)

Лепка является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из различных пластичных материалов. Медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев лепные фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста, тонко украшали посуду холодным фарфором.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Фетр - замечательный материал для творчества, перспективный и многогранный. Из него можно создавать, то есть шить и клеить, самые разнообразие элементы декора интерьера, аксессуары и украшения. Игрушки из фетра вообще получаются особенными - очень яркими, душевными и необычными. Материал хорошо поддается обработке. Работая с этим материалом, ребёнок приобретает швейные навыки, тренирует мелкую моторику рук, развивает фантазию, создавая любимых героев сказок и воплощая в жизнь свои собственные идеи.

Торговые сети предлагают большой выбор данного материала. Его основными свойствами являются не осыпаемость кромки, лёгкость прокола, небольшая толщина, яркость расцветки. В вопросе цены на фетр есть возможность выбора, в зависимости от толщины и химического состава материала, в сторону экономии. Предлагаемый размер листов и технологические свойства материала делают его экономически выгодным, с точки зрения использования в процессе творчества даже самые мелкие из оставшихся обрезков.

3.Папье - маше (14 ч.)

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия данных предметов.

Доступность и сравнительная дешевизна необходимых материалов играет немаловажную роль при выборе данной техники.

4. Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Современные дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, дети вовлекаются в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомятся с растительным миром, учатся бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала на крымском полуострове представлены очень широко. Они являются одним из основных направлений сувенирной отрасли туристического бизнеса. Близость морского побережья позволяет упростить сбор материалов для творчества (морские камни, песок, водоросли) Учащиеся смогут ознакомиться с особенностями заготовки природных материалов, художественными приёмами изготовления поделок и картин.

5. Декупаж ( 10 ч.)

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка - уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

Данная техника удобна и доступна благодаря невысокой цене на используемые материалы и широкому применению вторсырья в качестве изделий, служащих основой для нанесения декупажа.

5. Гофрированная бумага (6 ч.)

Гофрированная бумага - отличный декоративный и поделочный материал для творчества, позволяющий создать подарки, цветы, праздничные упаковки и многое другое.

В данном курсе предлагается изготовление простейших цветов из гофрированной бумаги.

Читайте также: