Профилактика велосипеда после зимы своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Обслуживание велосипеда после зимы

Прогулки на велосипеде дарят незабываемые ощущения: общение с друзьями, созерцание красот природы, радость движения и ощущение свободы. Даже зимой на велопрогулки отправляется большое количество людей (нужно только для этого купить специальные покрышки).

Подготовка байка к сезону

Известно, что, если байк законсервирован на зиму правильно, с наступлением весны с ним будет все в порядке, и ремонт не потребуется. Обслуживание велосипеда ограничится подкручиванием отдельных деталей. Тем не менее, чтобы быть уверенным в своей безопасности, осмотреть велосипед нужно.

Нюансы обслуживания велосипеда:

В каких случаях обслуживание требует помощи мастера

Обращаться к специалистам советуют при следующих неисправностях, обнаруженных во время обслуживания байка:

Рекомендуем:

  • О смазке для велосипеда подробно дома своими руками
  • Уход за вилкой велосипеда

Советы профессионалов

  • От ржавчины пострадают металлические детали, а распрощаться с ней не так легко, следовательно, о продолжительном сроке службы придется забыть.
  • Боится перепадов температуры и резина колес, поэтому морозы на ее состоянии отражаются негативно.
  • Резина лишается эластичности, что приводит к появлению трещин.

Важно правильно определить место, где хранить байк

Помимо мороза, на транспорт негативно влияют: солнце и влага, поэтому неправильно хранить его на балконе. Помещение, где он чувствует себя хорошо, обязано быть сухим и теплым. Прямые солнечные лучи не должны попадать на байк. Только так, весной вы сможете встретиться с железным другом, который не потерял внешней привлекательности, т.е. он не заржавел, не облезла на нем краска.

Байк нуждается перед зимой в консервации. Обслуживание велосипеда предусматривает протирку деталей влажной тряпкой, смазку уязвимых мест (в первую очередь, цепи). Использовать для этого можно специальную машину, помогающую произвести смазку, не снимая цепь с байка. Если такой у вас пока нет — используйте щетку.

Цепь рекомендуется обрабатывать смазкой, изготовленной на основе тефлона, или машинным маслом. Помимо этой важнейшей детали, смазки требуют тросики и звездочки. Переключатели передач установить правильнее на звездочки маленькие, чтобы предотвратить растягивание.

Кожаное седло поможет защитить смазка жиро-восковая, а пластиковое – обработка влажной ветошью. Седло рекомендуют хранить отдельно от байка.

Полироль на восковой основе защитит лак и краску, покрывающие раму. Если храниться байк в квартире, достаточно нанести один слой. Для транспортных средств, отправляемых на хранение в гаражи и сараи, слоев наносится больше.

Стойка или крепление велосипеда для хранения или ремонта его дома

Выполняя приведенные рекомендации, с наступлением теплых дней с байком не возникнет проблем, а прослужит он дольше. Поэтому, берегите стального друга. А он будет радовать техническим состоянием и адекватной работой.


Весна практически на излете, хоть погода и не балует, а значит, пришло время велосипедистам выводить своего железного коня из зимней спячки. И прежде чем вы отправитесь в свою первую поездку, подготовьте его к покатушкам. Набор обслуживания – стандартный. О нем мы бы и хотели напомнить. На что обратить внимание, какие узлы проверить, какие гайки подкрутить. Обо всем этом вы можете узнать из сегодняшнего материала.

Внимание! Если вы опытный велосипедист, в этом материале вы не найдете для себя новых открытий. Скорее это обобщающая инструкция для обычных или начинающих пользователей. Последним же как раз будет важно узнать некоторые простые, но не очевидные нюансы в деле настройки велосипеда перед первой поездкой за полгода. Как минимум с той точки зрения, что предсезонную подготовку нужно делать. Это очевидно не для всех.

На что обратить внимание на велосипеде перед началом велосезона


Начните с тщательного осмотра велосипеда. Проверьте, насколько изношены шины, не пора ли менять колодки, не забыли ли вы перед зимней консервацией почистить цепь, и обратите внимание на ряд других нюансов – вроде тросиков и так далее.

Возможно, придется обратиться к профессиональным веломеханикам (разумеется, как только откроются веломастерские после режима самоизоляции), например, в тех случаях, когда у велосипеда вышел из строя электронный блок (допустим, батарея электровелосипеда) или электронная система синхронизированного переключения передач заднего переключателя Shimano DI2 в топовой линейке XTR, если мы говорим об электронной трансмиссии (применяется на шоссейных велосипедах хай-энд-уровня).

Во многих остальных случаях обслуживание перед велосезоном не вызовет трудностей и подразумевает наличие простейших инструментов. Вам понадобятся:

Лопатки для монтажа шин (можно воспользоваться подручными пластиковыми инструментами или сильными пальцами рук);

Набор стандартных инструментов (шестигранники, рожковый или накидной ключи на 14 и 15 мм);

Смазка для цепи;

Мягкая ткань без ворса.

Как мыть велосипед в домашних условиях, и зачем это делать


На зимней консервации он должен быть чистым. Об этом вы должны были позаботиться перед зимней парковкой. А вот то, что после долгого хранения байк запылится, это факт. Перед обслуживанием пыль нужно стереть. Смахните пыль с рамы, колес, руля и педалей – отовсюду, а затем протрите элементы мягкой влажной тканью.


Если все же ваш велосипед действительно грязный, не обойтись без водных процедур. Лучше всего взять ведро воды с небольшим количеством растворенного в ней жидкого мыла или чистящего средства и тряпку (мойку высокого давления настоятельно рекомендуем не использовать, чтобы вода не проникла в подшипники. Уплотнения здесь достаточно слабые).

Обмывать стоит весь велосипед, включая цепь. Цепь моем в последнюю очередь. После нее на тряпке будет большой слой грязи и масла, и ее придется выбросить.

Как накачать колесо велосипеда правильно

За время длительного простоя даже герметичные шины стравят воздух. Их нужно подкачать. Тем более что во время длительного хранения рекомендуется немного стравливать давление в покрышках, примерно до 60-50%.

Возьмите велосипедный насос. Убедитесь, что вы используете правильный переходник – велосипедный (Presta) или автомобильный, толстый ниппель (Schrader). Снимите пластиковый защитный колпачок, но не потеряйте его.

Обратите внимание, что для ниппелей Presta перед накачкой требуется для начала открутить небольшой наконечник. Чтобы проверить, что клапан открыт, нажмите на верхушку ниппеля. Услышите шипение – он готов к накачке:

Внимание! Перед началом накачки шин обратите внимание на рекомендуемый диапазон давления. Он измеряется в фунтах на квадратный дюйм PSI, барах или килопаскалях. К примеру, на борту покрышки могут быть выпуклые значения: 35-65 PSI, 250-450 KPa, 2.5-4.5 Bar.


фото: Emily Long

Присоедините насос к штоку ниппеля, зафиксируйте его и накачайте до рекомендуемого давления, ориентируясь на манометр на вашем насосе. Манометр в домашнем насосе должен быть; это в походном варианте им можно пренебречь, дома – нельзя!

Если вы чувствуете сильное сопротивление во время накачки или замечаете, что воздух не поступает внутрь, отрегулируйте насадку насоса. Скорее всего, клапан не открылся.

Как только вы достигнете нужного давления, снимите насос и завинтите наконечник клапана в исходное положение на ниппелях Presta. С автомобильным типом ниппеля – широким – просто снимите насадку насоса и оденьте защитный колпачок.

Внимание! Возьмите за правило проверять давление в шинах перед каждой поездкой. Так же, как на автомобиле, низкое давление неэффективно во время поездок (сложнее крутить педали) плохо для долговечности велосипедных шин.

Ремонт прокола на велосипеде

Если шины/шина оказались полностью спущены, вам нужно будет заменить камеры. Для этого понадобятся новые камеры и съемник покрышки. Убедитесь, что они имеют правильный размер для вашей шины, – вы найдете диаметр и ширину на боковой стенке рядом с рекомендуемым psi.

Снять покрышку можно и без подручных средств, но это не всегда бывает просто. Некоторые шины так тяжело снять, что нужно иметь очень прокачанные и хваткие пальцы. Плюс без съемников можно получить травму. Например, защемить палец…


фото: Emily Long

Ремонт при помощи заплаток можно производить без снятия колеса – достаточно, выявив прокол и разбортировав покрышку, вытащить камеру и добраться до отверстия для устранения проблемы. Для замены камеры воспользуйтесь следующей инструкцией:

  • Снимите колесо с проколом, ослабив ободные тормоза (если тормоза дисковые, этого делать не потребуется) и эксцентрик оси или открутив два болта на втулке. Если вам нужно снять заднее колесо, сначала переключитесь на самую маленькую звезду.
  • Снимите пластиковый колпачок (если он у вас есть) со старого ниппеля и круглую гайку клапана (только для ниппеля типа Presta). Убедитесь, что из камеры полностью выпущен воздух.
  • Вставьте монтажку между ободом и краем шины (бортовым кольцом) напротив ниппеля. Надавите на съемник от себя. Зафиксируйте съемник за спицу при помощи крючка. Продолжите съем резины вторым пластиковым демонтажным устройством.

Цель состоит в том, чтобы одна сторона шины слезла с обода; при этом не снимайте ее полностью.


фото: Emily Long

  • Продавите ниппель в обод и снимите камеру.
  • Проверьте камеру и шину на наличие каких-либо повреждений. Камеры могут изнашиваться с течением времени, но снижение давления чаще вызвано проколом камнем, стеклом, другими острыми объектами или повреждением клапанов (воздух стравливает сам ниппель). Аккуратно пройдитесь пальцами и осмотрите визуально внутреннюю часть шины – не застряло ли там инородных объектов? Если торчит стекло или другой предмет, удалите его.
  • Также виновником прокола может быть лента обода (флиппер). Скажем, она слишком узкая. Вам также нужно будет заменить ее во избежание последующих проблем. Или заклеить внутреннюю часть обода плотной изолентой.

Сборка колеса

  • Возьмите новую камеру и поднимите в ней давление несколькими качками. Это нужно для того, чтобы после установки стенку камеры не зажало между ободом и покрышкой. Если этого не сделать, камера может очень сильно взорваться. Неприятный момент;
  • Вставьте шток клапана в отверстие, а остальную часть камеры – между ободом и покрышкой;
  • Снова установите край шины (бортовое кольцо) внутри обода, начиная с противоположного штока клапана. Последние несколько сантиметров при монтаже часто бывают самыми сложными. Хорошенько зажмите шину и используйте большие пальцы или четыре пальца рук для нажатия. Здесь поможет развитой щипковый хват ;
  • Убедитесь, что края камеры не торчат из-под шины, а покрышка полностью вошла в пазы на ободе.


фото: Emily Long

  • Накачивайте камеру медленно, периодически останавливаясь, чтобы убедиться, что камера и покрышка правильно сели на обод;
  • Поставьте колесо обратно на велосипед и накачайте его до нужного давления.


Смазка велосипедной цепи

Трансмиссия велосипеда – это то, что заставляет ваш велосипед ехать. В первую очередь она. В нее входит:

цепь;

передняя звезда (чейнринг);

задняя кассета или звездочка.

Шатуны, педали, подшипники каретки тоже входят в список, но речь сегодня не о них.

Если эти части будут изношены, трение сделает их менее эффективными, а также быстрее выведет из строя. Чистка и смазка цепи помогут приводу работать без огрехов.

Как измерить износ цепи при помощи штангенциркуля

Первое: проверьте цепь на износ – если она изношена, она быстро уничтожит другие компоненты трансмиссии.

Чтобы точно узнать износ цепи, потребуется штангенциркуль. Установите 119 мм на шкале и губками для измерения внутреннего размера войдите между звеньями цепи. После этого растяните их до упора. Результаты могут быть следующие:

  • 119,7 до 120,6 мм – цепь не изношена;
  • 120,6 до 120,9 мм – цепь начала изнашиваться, и ее пора менять;
  • Если же расстояние между звеньями больше 120,9 мм – сигнал к немедленной замене велосипедной цепи.

Как смазать велосипедную цепь

Предположим, износ цепи небольшой и замена не требуется. Тогда ее нужно смазать.

Поставьте велосипед на подставку или переверните его колесами вверх. Возьмите мягкую безворсовую ткань или тряпку. Оберните ткань вокруг цепи и медленно вращайте педаль, чтобы аккуратно стереть грязь и жир. Для увеличения эффекта нанесите на тряпку обезжириватель (керосин, например).

Если цепь очень грязная, лучше всего снять ее и положить в пластиковую закрывающуюся тару (можно в бутылку из-под газировки), залив небольшим количеством керосина.

Если цепь не очень грязная, протерев ее, сделайте следующее. Возьмите смазку для велосипедной цепи и, медленно крутя педали, нанесите по одной капле смазки на каждое из звеньев. Протрите цепь еще раз, чтобы удалить лишнюю смазку.

Мы специально не упомянули про смазку цепи при помощи парафина. Этот вариант не подходит для неопытных райдеров. Главное – не использовать подручные химикалии: отработку с двигателя, WD-40 и другие суррогаты!


фото: Emily Long

Регулировка тормозов велосипеда

Все зависит от того, какие тормоза установлены на велосипеде. Сегодня самыми распространенными стали два типа тормозов: V-Brake (ободные тормоза) и дисковая механика или гидравлика.

Если на велосипеде установлены ободные тормоза или дисковая механика, тогда необходимо:

  • попробовать усилие на тормозной ручке (не слишком ли легко она ходит);
  • не залипает ли при нажатии;
  • осмотреть тросы – есть ли ржавчина.

Если ржавый налет присутствует, но по работе узла нареканий нет, достаточно будет побрызгать в рубашки WD-40. При этом их можно не снимать, просто отодвинув фланец-заглушку для доступа внутрь. Главное, чтобы средство не попало на рабочую поверхность колодок.

Проверьте состояние тормозных колодок – если выработка более двух третей от тела колодки (неважно, это ободные колодки или колодки дисковых тормозов), они пойдут под замену. Если не уверены в своих силах, обратитесь в веломастерскую для замены.

В остальных случаях вы можете просто проверить, что ваши тормоза установлены правильно (чтобы они не терлись об обод колеса) и при этом не отстоят от обода на слишком большом расстоянии. Переверните велосипед и зажмите тормозные рычаги, чтобы убедиться, что тормоза эффективно выполняют свою работу.

То же самое касается и дисковых тормозов.

На этом общий курс обслуживания для среднестатистического велосипедиста окончен. Конечно, можно было бы сказать и о подшипниках, и об обслуживании и замене жидкостей в амортизационной вилке, и о подтяжке спиц на колесах, и еще обо многом. Но как показывает практика, люди даже не моют велосипед после и перед велосезоном. Смысл концентрировать внимание на то, о чем почитают и забудут?

Поэтому если вы будете следить за своим железным конем хотя бы в рамках вышеописанных четырех пунктов – уже большое дело!


P. S. И напомним еще об одном важном пункте – протяжке болтов и соединении. После зимы (неважно, где хранился велосипед) пройдитесь шестигранником по всем болтам и гайкам рожковыми и шестигранными ключами. Подтяните то, что ослабло, обращая особое внимание на рулевое (вынос, якорь рулевой колонки) и тормоза (не ослабло ли крепление каллипера). Этот пункт хоть и написали последним, но он очень важен. Хорошего вам велосезона!

Подготовка велосипеда к сезону

Подготовка велосипеда к сезону – важнейшие процедуры в жизни каждого любителя покатушек на двухколесных конях. Правильное проведение подготовки байка к весне – залог катания без поломок в течение всего года и получения удовольствия от использования железной лошади.

Далее в материале рассказывается о том, как правильно осуществить все процедуры, которые предшествуют первому выезду на велопрогулку в случаях, если велосипед:

  • хранился в хороших условиях;
  • хранился в плохих условиях;
  • был куплен в магазине;
  • использовался в холодное время года.

комплектующие велосипеда

При хранении в хороших условиях

Для подготовки велосипеда к сезону при хранении в темном сухом помещении с температурой +15…+25 °C на специальном креплении в комнате или на теплом балконе с приспущенными колесами и ослабленными тросиками тормозов и переключателей скоростей нужно произвести следующие операции:

Протереть

Снять чехол с байка и протереть влажной тряпкой все его поверхности, чтобы железный конь сиял и радовал прекрасным внешним видом владельца.

Надеть цепь

Надеть цепь на звезды. Если деталь хранилась в смазке, больше ничего делать не нужно. Если она была на велосипеде, ее нужно очистить от пыли ветошью и смазать специальным составом или хотя бы обычной смесью ВД-40. Нужно не забыть произвести тщательный осмотр цепи и при обнаружении сколов, трещин и других неисправностей отдать деталь веломеханику для ремонта.

Застегнуть и подтянуть тормоза

Застегнуть тормоза, если байк оборудован вибрейками, и подтянуть все болты на механизмах тормозов. При этом щетки или колодки должны сохранять свое первоначальное положение. Проверить работу тормозов можно посредством приподнимания велосипеда, раскрутки колес (по очереди) и нажима на соответствующие тормозные ручки. Если механизмы работают нормально, щетки или колодки должны за 1-2 секунды останавливать велосипед.

Установить седло

Отрегулировать руль

Поставить вынос на одну линию с покрышками и рамой велосипеда и осмотреть деталь. В случае обнаружения повреждений следует обратиться к механику. Руль нужно протереть, предварительно сняв с него все приборы (звоночки, фонари, сумки). При наличии сколов и трещин на руле лучше заменить эту часть байка.

Проверить исправность колес

Педали и шатуны

Шатуны нужно прокрутить вперед и назад. Если при вращении чувствуются вибрации, нужно лучше затянуть болты, которые есть на этих деталях, или прибегнуть к помощи веломеханика. Педали нужно вкрутить (если они были убраны на зиму) и проверить на ровность вращения, на наличие трещин. При необходимости эти детали можно быстро заменить самостоятельно.

Настроить переключатели скоростей

Настройка переключателей скоростей – дело очень тонкое. Оно требует наличия у велосипедиста определенной сноровки. Начинающим любителям байков лучше доверить эту процедуру веломеханикам.

Подготовить световые приборы

Протереть линзы фонарей и других световых приборов, которые установлены на байк. Лучше это делать специальными бархатками, которые продаются в магазинах очков и оптики. На тряпочки необходимо побрызгать одеколоном или другой жидкостью, которая содержит спирт и быстро высыхает.

способы хранения байка

При хранении в плохих условиях

При подготовке велосипеда, который хранился на улице, не застекленном балконе или в сарае, в список обязательных процедур входит мойка байка. Никогда не нужно отвозить велосипед на автомойку. Вода, которая льется под большим давлением, может попасть во втулки, каретку и некоторые другие детали велосипеда. Влага может вызвать преждевременное окисление металлов и ухудшение технических характеристик двухколесного коня.

Все компоненты велосипеда нужно чистить только собственными руками, желательно ветошью или специальными средствами, которые можно приобрести в магазинах велоаксессуаров. Чтобы убрать с деталей байка толстый слой смазки или пыли, можно прибегнуть к помощи керосина или бензина. После чистки нужно выполнить операции, описанные в разделе выше.

плохие условия хранения

При покупке нового велосипеда

После приобретения нового байка необходимо сделать всего 3 операции:

  • Выдвинуть подседельный штырь на нужную высоту. Чтобы сделать это, нужно сесть на байк. Когда педаль установлена в нижнем положении, нога должна быть чуть согнута и ни в коем случае не должна касаться земли (пола).
  • Проверить все болты. Если они ослаблены, стоит затянуть.
  • Настроить переключатели, если это не было сделано в магазине. Выполнить это действие может только профессионал. и для правильной настройки лучше отвезти железного коня к механику.

При использовании велосипеда зимой

Если велосипед активно использовался в холодное время года. для подготовки к весне требуется:

  • Поменять шины или убрать с них шипы в случае применения специальных антигололедных покрышек.
  • Посредством протирания убрать со всех механизмов зимнюю смазку и нанести летнюю, предназначенную для работы при температуре от +10 до +40°C.
  • Снять каретку и втулки, тщательно перебрать их и очистить от влаги, которая могла попасть в эти детали во время катания по снегу. Для выполнения этой операции лучше отвезти велосипед к опытному механику.

велопрогулка зимой

В заключение

Нужно уметь правильно пользоваться велосипедами и готовить их к сезону. Только хорошо вычищенный и смазанный байк доставит удовольствие своему владельцу и позволит посетить немало неизвестных мест.

Зима утомительна, и в последние дни холода и слякоти, хочется поскорее достать велосипед, стряхнуть с него пыль и умчаться в закат. Однако время, проведенное в заточении, может оказаться для байка губительным, а его неправильное хранение зимой может негативно сказаться на техническом состоянии транспортного средства.

Именно поэтому мы рекомендуем внимательно проверить основные узлы, а также провести основательную подготовку велосипеда к сезону. Если байк зимовал в теплой квартире, то нужно лишь подкачать колеса, смазать цепь, стряхнуть с него пыль и открыть сезон. Хуже, если велосипед простоял на незастекленном балконе, в неотапливаемом гараже или вообще на улице.

Подготовка велосипеда к катанию

Скажем сразу, полностью разбирать велосипед не придется. Достаточно осмотреть основные детали и механизмы, проверить состояние рамы и колес, взглянуть на цепь и звезды, а также проверить тормоза и переключатели передач. Если вы не знаете, как подготовить велосипед к сезону после зимы, лучше обратиться в сервисный центр, где опытные специалисты сделают все, как положено. Кстати, некоторые владельцы байков так и поступают: отдают железного коня на зимовку, где он хранится в подходящих для него условиях, а потом забирают полностью подготовленного к эксплуатации.

Подготовка велосипеда к сезону после зимы начинается с чистки. Байк следует протереть от пыли, снять защитную пленку (если вы клеили ее на раму), аккуратно почистить цепь и звезды. Только после этого можно переходить к внимательному осмотру основных узлов и механизмов.

Проверяем раму велосипеда

Самое главное, осмотрите внимательно раму – нет ли на ней трещин, сильных вмятин или глубоких царапин. Трещины могут в любой момент привести к поломке и травмам в поездке, поэтому такой осмотр желательно делать регулярно и в течении всего сезона.

Неправильное хранение велика

Если велосипед со стальной рамой и обнаружена трещина – идите к знакомому сварщику или в автосервис, они заварят ее.

Для алюминиевой рамы, любой сварщик уже не поможет, нужен специалист по сварке алюминия, который просто так не варится.

Если в карбоновой раме велосипеда есть глубокие трещины, расслоения или сильные вмятины, на мой взгляд, лучше с ремонтом не связываться. Хотя есть специалисты, утверждающие, что починят любую раму, но я бы не стал рисковать – ездить то на нем самому. Есть желание попробовать и рискнуть – ну это право каждого.

Про велосипед с титановой рамой говорить ничего не будем. Я не встречал в интернете историй о треснутых рамах из титана и сам ни разу такого не видел.

Трещина в раме велосипеда

Стальные рамы осмотрите на предмет появления ржавчины, особенно если байк провел зиму во влажном помещении или мог подвергнуться воздействию воды. Если нашли ржавчину – лучше сразу удалите ее и закрасьте это место, для исключения ее появления в будущем.

Проверка колес

Проверьте, как оно закреплено в дропах и как крутится. Возьмите колесо руками за края и, покачивая его поперек продольной оси, проверьте отсутствие люфта.

Проверка колес

Если во втулках слышны посторонние скрипы, возможно, ее нужно почистить и смазать. Делать это самому, при отсутствии знаний и опыта, я бы не советовал. Тут лучше обратиться к специалистам в сервис или купить новое колесо.

Про спицы в колесе

Лучше всего проверить звучание спиц следующим образом.

Поставьте байк на руль и седло, выключите все внешние звуки и аккуратно, не очень сильно, стукните чем-то железным (гаечным ключом, отверткой) в центр каждой спицы и слушайте звук.

Если спица имеет низкий и глухой звук – она ослабла и ее нужно подтянуть.

Если же наоборот, спица звучит высоко – она перетянута и может лопнуть. Такую спицу нужно ослабить до получения такого же, как у остальных звука.

Для натяжки спиц используйте специальный спицевой ключ. В детстве мы использовали велосипедный гаечный ключ или плоскогубцы.

Проверка спиц

Ну а вообще, для любителей точных наук, можно использовать для проверки натяжения спиц специальные инструменты – тензометры, которые бывают как механические, так и электронные.

Про камеры и покрышки

Тут важно, чтобы на покрышках не было трещин.

Если велосипед при хранении стоял на колесах и они спустились, то, скорее всего, на покрышках появились трещины. Опять же, перепад температур в помещении, где хранился байк, не очень хорошо влияет на сохранность велорезины.

Внимательно осмотрите покрышку, чтобы из нее не торчало никаких проволочек, если есть трещины или покрышка явно слишком старая – меняйте ее на новую.

Разбирать колесо, чтобы осмотреть камеру – конечно лень, поэтому просто накачайте его чуть сильнее, чем обычно, но не выше чем максимально возможное давление, указанное на покрышке, и оставьте на некоторое время. Посмотрите, не очень ли сильно колеса спускают воздух. Если нет, с камерой все нормально.

Накачайте ее до того давления, которое нужно.

Да, не забудьте проверить нипели – не перекошены ли они и не травится ли через них воздух. Для этого просто поплюйте на палец и смажьте слюной сам нипель и посмотрите не появляются ли пузырьки воздуха.

Покрышки

Еще один нюанс с резиной. Если чувствуется, что покрышка за зиму задубела, для ее размягчения можно на тряпочку выдавить сок половинки лимона и протереть шины (только чистую резину). Лимонная кислота размягчит задубевшую покрышку и улучшит сцепление с дорогой.

Трансмиссия, и ее подготовка

Трансмиссия – это звезды системы (передние), кассеты (задние звезды), цепь, переключатели.

Пощелкайте манетками переключения передач, чтобы проверить, как работает переключение скоростей, не заржавели ли тросики. Если при хранении велосипед подвергался перепадам температур или сырости, то тросики могут покрыться белым налетом. Их можно снять и залить в рубашки WD40.

Проверьте работу механизмов переключения скоростей. Посмотрите на состояние роликов заднего переключателя. Обратите внимание на то, что цепь не должна касаться скобы заднего переключателя, а само переключение было плавным и четким.

Посмотрите, чтобы на переключателях не было грязи и ржавчины. Если обнаружили её – удалите.

Необходимо проверить цепь

Цепь – если цепь изношена и при постановке велосипеда на хранение, Вы не заменили ее, то придется проделать эту операцию перед новым сезоном.

Проверка и подготовка тормозов

Рассмотрим подготовку тормозов их по основным типам:

Как проверить вибрейки (V-brake) .

Здесь все просто.

Регулировка тормозов

Проверка и подготовка к сезону дисковых тормозов

При проверке дисковых тормозов нужно так же выполнить пункты 1-3, как и при проверке вибрейков.

Толщина колодок должна быть как минимум более 1 мм, если тоньше – меняйте их.

Далее проверьте ротор, он должен быть ровным и при вращении колеса не должно быть никакого биения. Смотрите, чтобы пружинки, которые разжимают колодки не касались места контакта с диском.

Дополнительные моменты при подготовке гидравлических дисковых тормозов

Если на велосипеде установлены гидравлические дисковые тормоза, внимательно посмотрите, нет ли подтеков тормозной жидкости. Если с гидравликой есть проблемы лучше сразу обращаться в сервисные центры. Их ремонт требует специальных знаний и оборудования.

Если байк хранился в подвешенном за переднее колесо состоянии, в тормозную систему мог попасть воздух. Если в помещении для хранения было сыро, то тормозная жидкость могла вобрать в себя влагу. Если так, то нужно будет делать прокачку системы.

Учтите, что нажимать на ручки тормоза гидравлических тормозов при перевернутом вверх ногами велосипеде нельзя, так как в гидролинию могут попасть пузырьки воздуха и придется, опять же, прокачивать всю систему.

Ножные или барабанные тормоза

Самые простые и надежные. Просто проверьте – работают или нет.

Если работают все в порядке, если не работают – скорее всего, придется менять все заднее колесо. Хотя случаи, когда они перестают работать – большая редкость.

Менять только заднюю втулку или перебирать ее – не очень простая операция и не каждый сможет это сделать самостоятельно. При этом нужно снимать спицы, потом ставить и натягивать их снова – часто проще купить новое колесо.

Проверка шатунов и педалей

Проверьте, что бы на шатунах и педалях не было люфтов ни в продольной, ни в поперечных плоскостях. Вращаться они должны плавно, без рывков, не скрипеть. При необходимости смажьте их.

Обязательно тщательно прочистите зону педалей. Подшипники в них нечасто, но всё же иногда тоже нуждаются в чистке, регулировке и смазке. Если байк хранился в сыром месте, тем более в грязном состоянии после осеннего катания, высока вероятность, что придётся отдать его в сервис-центр мастеру, чтобы тот перебрал втулки. Это можно сделать и самостоятельно, процедура несложная: раскрутить втулку, очистить её от грязи специальными промывками, протереть подшипники, смазать и собрать обратно.

Необходимо подстроить седло

Седло

Прежде всего посмотрите на надежность крепления седла и его настройку. Особенно это касается детских велосипедов. Ведь ребенок за зиму немного подрос, и кататься на неотрегулированном велике ему будет не удобно.

  1. Самое главное проверьте положение руля. Он должен быть строго перпендикулярен переднему колесу.
  2. Удостоверьтесь, что он поворачивается плавно, и при этом нет никаких люфтов, хорошо ли затянуты болты крепления выноса руля, рулевой колонки. Руль не должен двигаться в креплении на выносе. Если руль крепиться в выносе 4-мя болтами (часто это на детских и подростковых моделях), то их лучше подкручивать по очереди, по диагонали, как показано на рисунках.
  3. Сядьте на седло и проверьте, правильно ли настроена высота руля, комфортно ли Вы себя чувствуете.
  4. Хорошо ли закреплены ручки переключения скоростей и тормозов, удобно ли за них браться.
  5. Если грипсы на руле прокручиваются, то их нужно снять, тщательно протереть поверхность руля под ними и сами грипсы изнутри. Дать им как следует высохнуть, обезжирить и затем снова одеть на место.
  6. Если установлены рога, проверьте угол их установки и крепление на руле.

Проверка регулировки руля

Амортизационная вилка

Её обслуживание зависит от типа вилки. У пружинных и пружинно-эластомерных нужно промазать зазор между ногами и штанами. У масляных и воздушно-масляных нужно 1-2 раза в год менять демпфирующее масло, воздушных – подкачивать давление воздуха.

Если обнаружились какие-либо проблемы лучше сразу обращаться в веломастерскую.

Болты и гайки

В заключении рекомендуем проверить и подкрутить все болты, гайки, эксцентрики, чтобы они не болтались и не имели никаких люфтов.

Нужно затянуть эксцентрики

Это требуется для болта, зажимающего подседельный штырь и болта под самим седлом – так чтобы оно было расположено параллельно земле и не съезжало под вашим весом. Затяните эксцентрики на колёсах – с некоторым усилием, но не переусердствуйте, иначе колесо может лопнуть при езде. Закрутите боковые болты, передние болты крышки выноса и верхний болт выноса. Переднее колесо и вынос должны находиться на одной прямой. Если руль на вашем велосипеде прямой, подтяните болты, которые держат тормозные ручки и манетки.

При хранении в плохих условиях

При подготовке велосипеда, который хранился на улице, не застекленном балконе или в сарае, в список обязательных процедур входит мойка байка. Никогда не нужно отвозить велосипед на автомойку! Вода, которая льется под большим давлением, может попасть во втулки, каретку и некоторые другие детали велосипеда. Влага может вызвать преждевременное окисление металлов и ухудшение технических характеристик двухколесного коня.

Все компоненты велосипеда нужно чистить только собственными руками, желательно ветошью или специальными средствами, которые можно приобрести в магазинах велоаксессуаров. Чтобы убрать с деталей байка толстый слой смазки или пыли, можно прибегнуть к помощи керосина или бензина. После чистки нужно выполнить операции, описанные в разделе выше.

При использовании велосипеда зимой

Если велосипед активно использовался в холодное время года, для подготовки к весне требуется:

  • Поменять шины или убрать с них шипы в случае применения специальных антигололедных покрышек.
  • Посредством протирания убрать со всех механизмов зимнюю смазку и нанести летнюю, предназначенную для работы при температуре от +10 до +40°C.
  • Снять каретку и втулки, тщательно перебрать их и очистить от влаги, которая могла попасть в эти детали во время катания по снегу. Для выполнения этой операции лучше отвезти велосипед к опытному механику.

Велосипед зимой

В конце для проверки возьмете велосипед двумя руками за руль и седло и потрясите его. Если он не издает никаких лишних звуков, щелчков, скрипов – значит все подтянуто и ничего не болтается.

Если Вы все проверили и считаете, что все отлично – катайтесь. Если есть сомнения лучше обратиться в веломастерскую и пусть там все проверят и подстроят.

Нужно уметь правильно пользоваться велосипедами и готовить их к сезону. Только хорошо вычищенный и смазанный байк доставит удовольствие своему владельцу и позволит посетить немало неизвестных мест.

29 Апреля 2019 14:36 749 0

Фото блюда

Как подготовить велосипед после зимы

Блок автора

Наконец, наступают тёплые деньки, и многие из нас, особенно любители прогулок на свежем воздухе, достают запылившиеся за несколько месяцев велосипеды, которые ещё осенью были отправлены на зимнее хранение. К сожалению, не многие задумываются о том, что их экологически чистое транспортное средство нуждается в тщательном уходе.

Конечно, оно готово послушно стоять всю зиму там, куда его поставил владелец и даже на протяжении всего этого времени быть заваленным многочисленными вещами, но перед тем, как снова вернуться к его эксплуатации, необходимо всё же проявить некоторую заботу.

Важно здраво оценить, что может произойти, если вовремя не позаботиться о нуждающейся в корректировке детали велосипеда. И вот на каких элементах должно заостряться внимание.

1. Трансмиссия

Прежде всего, нужно подготовить к предстоящей активной эксплуатации трансмиссию. Следует проверить работоспособность каждой её составляющей.

Сначала рекомендуется снять цепь и смазать её ацетоном. Также обработку можно провести и другим веществом – уайт-спиритом. Проще всего вообще снятую цепь положить в ёмкость с каким-либо из этих веществ и подождать, пока она как следует не отмокнет.

Через некоторое время можно доставать цепь, высушивать её и возвращать на законное место. После этого не помешало бы на каждое звено капнуть по одной капельке специального велосипедного масла, предназначенного для защиты от негативного влияния слякотной погоды


Тросы

Далее можно начинать проверять тросы. Стоит обратить внимание на то, нет ли на них ржавчины. А, возможно, на их поверхности будет присутствовать белый налёт. И то, и другое, следует удалить.

Лучше всего снять тросы, а в рубашки залить WD40. Солидол или какие-либо другие аналогичные вещества для смазывания велосипеда применять не нужно.

Переключатели

Следует осмотреть также оба переключателя: как задний, так и передний. Этот механизм не нуждается в смазке. Главное, убедиться в том, что на нём нет ржавчины и других загрязнений.

2. Тормозная система

Тормоза у велосипеда могут быть либо ободными, либо гидравлическими. Поэтому и способов проверки и восстановления нормальной работоспособности этого элемента велосипеда также существует два. Ободные тормоза – это классический вариант, поэтому с него и начнём.

Ободные

При проверке ободных тормозов нужно лишь обратить внимание на то, как ходят тросы. Ход их должен быть плавным, при этом ручка после нажатия должна легко возвращаться в своё исходное положение. Если при проверке никаких проблем не наблюдается, то можно оставить всё как есть. Если же наблюдаются какие-то проблемы, то поможет всё та же WD40.

Гидравлические

А гидравлические тормоза устроены чуть сложнее, поэтому и серьёзных проблем с ними может возникнуть больше. Дело в том, что в них может попасть воздух.

Первым делом, нужно проверить, хорошо ли ходят тормозные ручки. Они должны плавно двигаться как в одну, так и в другую сторону. Если с этим имеются какие-то проблемы, то можно воспользоваться таким методом, как прокачка.
Впрочем, гидравлические тормоза может испортить не только воздух.

Проникнуть в систему способна также вода. С такой проблемой часто приходится сталкиваться тем, кто все эти несколько зимних месяцев хранил своё транспортное средство в помещении, в котором преобладает повышенная влажность воздуха. Решить данную проблему можно заменой тормозной жидкости и прокачкой тормозов.


3. Подшипники

У тех моделей велосипедов, которые выпускаются сегодня, отсутствуют насыпные подшипники. А каретка обычно представляет собой неразборный картридж. Поэтому проверять и тем более обрабатывать владельцам таких транспортных средств ничего не приходится.

Но модели старого образца (а также недорогие новые) насыпных подшипников не лишены. Счастливым (или несчастливым) обладателям таких велосипедов перед началом эксплуатации транспортного средства нужно почистить эти подшипники и смазать их.

4. Амортизация

С поверхности амортизирующей вилки сначала должна быть удалена пыль. Затем её нужно тщательно смазать силиконом или тефлоном.

5. Колёса

Проверять готовность колёс к новому велосипедному сезону довольно просто: нужно лишь раскрутить каждое из них в воздухе и обратить внимание на то, как они движутся. Ход их должен быть плавным, во время движения не должен быть слышен громкий шум.

Если возникает ощущение, что в подшипниках втулки присутствует ржавчина, то следует сдать велосипед в ремонт. Откручивать их самостоятельно не рекомендуется, особенно тем, кто плохо разбирается в конструкции велосипеда.
Шины после нескольких месяцев хранения, несомненно, будут спущенными. Это даже и проверять не нужно. Лучше сразу взять насос и подкачать их до нормального состояния.

Заодно следует проверить покрышки и обратить внимание, нет ли на них каких-либо видимых дефектов. Например, из них наружу могут вылезать кордовые нити или проволока. Также на поверхности шин могут быть трещины или порезы. Если будет обнаружено много дефектов, то лучший вариант – это замена покрышек.


6. Сиденье

Вообще при условии, если велосипед хранился в тёплом и достаточно сухом помещении, с сиденьем за полгода не должно произойти ничего страшного. Правда, это касается только тех из них, которые изготовлены не из кожи. В случае же, если седло кожаное, рекомендуется выполнить его обработку средством Proofide. По сути, оно является телячьим жиром и идеально подходит для ухода за кожаным сиденьем.

Сначала нужно обработать тыльную сторону, используя для этого как можно больше средства. А потом уже можно переходить к лицевой стороне. Для её обработки можно брать смазки поменьше.

Правила хранения

Возможно, кому-то подготовка велосипеда к новому сезону покажется долгой и изнуряющей. Это произойдёт в том случае, если у каждой его детали будут обнаружены какие-либо недостатки. Тогда, конечно, потребуется много времени на то, чтобы их устранить. Единственный способ сократить это время заключается в соблюдении правил хранения велосипеда.

Так, если перед тем, как оставлять транспорт на хранение, не помыть его, то следует быть готовым к тому, что многие его детали по весне придётся заменять.

Также множество проблем возникнет весной, если для хранения велосипеда было выбрано помещение, в котором прохладно и преобладает повышенная влажность воздуха.

При соблюдении же правил хранения всё, что останется сделать владельцу перед началом нового сезона – обработать цепь, подкачать шины и ещё раз всё проверить, дабы лишний раз убедиться, что нет никаких проблем.

Использование зимой

Многие вовсе не сталкиваются ни с проблемами длительного хранения, ни с трудностями перед началом нового сезона. Они просто используют велосипед круглый год. И это делать никто не запрещает, достаточно лишь приобрести специальные зимние покрышки. Но для подавляющего большинства любителей велопрогулок зимняя езда на велосипеде всё-таки покажется слишком экстремальной.


Заключение

Тщательно подготовленный к новому сезону велосипед принесёт много удовольствия своему владельцу. А, главное, он даст ему возможность посетить большое количество новых мест.

Читайте также: