Проекты по биологии своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

6 Весна – это не только пора яркого теплого солнца и любви, но и, к сожалению, сезон самых разнообразных заболеваний. Итак, какие же заболевания наиболее распространены весной и что мы знаем об их профилактике и лечении?

7 Распространенные заболевания и обострения хронических в весенний период ОРЗОРВИ Грипп Гайморит Цистит Аллергия

8 ОРЗ Острые респираторные заболевания (ОРЗ ) - общее название ряда клинически сходных острых инфекционных заболеваний, возбудители которых проникают в организм через дыхательные пути, репродуцируются преимущественно в клетках слизистых оболочек респираторной системы Распространенность: ежегодно 40 млн чел в мире Этиология: более 200 этиологических агентов вызывают ОРЗ Симптомы: лихорадка, общая инфекционная интоксикация, синдромы поражения респираторного тракта Диагностика: по локализации поражения дыхательных путей

9 Гайморит Гайморит - это воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи носа Распространенность: до 15% людей в мире страдают гайморитом Этиология : инфекции бактериальные и вирусные; болезни ЛОР органов; искривление носовой перегородки Симптомы: затруднено носовое дыхание, насморк, боли в области лба, повышение температуры, вялость Диагностика: Один из самых удобных методов – рентген околоносовых пазух

10 Поллиноз (пыльцевая аллергия) Аллергия - это повышенная или извращенная чувствительность организма к какому-либо аллергену - веществу, вызывающему аллергию. Распространенность: количество страдающих в мире доподлинно неизвестно Этиология : пыльца Симптомы : индивидуальны для каждого человека Диагностика : анализ крови; исчезновения аллергии после использования препаратов против нее

12 Профилактические меры Моем руки правильно! Не меньше 30 секунд! Нужно намыливать всю кисть, а не только ладони. После мытья не оставляйте ладони влажными Обратите внимание! Руки нужно мыть обязательно с мылом перед едой, после прогулки, посещения туалета и контакта с животными (даже домашними. )

14 Мифы о причинах и лечении простуды Причина заболевания - переохлаждение Мёд - незаменимое лекарство При ОРЗ нужны только антибиотики Во время болезни следует усиленно питаться Температуру надо сбивать Баня и сауна уничтожают инфекцию

17 Профилактика различных заболеваний в санаторной школе-интернат

18 Лечебная физическая культура

20 Занятия на свежем воздухе

Цель проекта: проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить опытным путём,- какие условия необходимы для прорастания семян.

Задачи проекта:

  • Подготовить необходимое оборудование для проекта
  • Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  • Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  • Оформить свои наблюдения в дневник
  • Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  • поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  • творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  • исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: семена огурцов, томатов, фасоль, пшеница.

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта: 12 октября 2017 года –14 ноября 2017 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое.

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили вопросы проращивания семян и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что семена бобов, огурца, томата, пшеницы, фасоли можно прорастить в домашних условиях. Для чистоты эксперимента использовался различный материал для посадки: опилки, почва, торфяные таблетки и гидрогель.

Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.


План реализации проекта

  • Уточнить условия прорастания семян. Этапы прорастания семян.
  • Выяснить эффективные методы проращивания семян в домашних условиях.
  • Наблюдать за развитием ростков.
  • Следить за соблюдением условий.
  • Вести дневник наблюдения.
  • Приобрести новые знания.
  • Получить конечный результат.
  • Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 5 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта, расширят свой кругозор, приобретут опыт в сфере растениеводства.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Leraleralera151515

1. \u041d\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043c \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434\u0435 \u043f\u0438\u0448\u0435\u043c \u0442\u0435\u043c\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430 \u0438 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430 (\u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u043b \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c, \u043f\u0438\u0448\u0435\u043c \u0438 \u0435\u0433\u043e)
2. \u041d\u0430 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434\u0435: \u0446\u0435\u043b\u0438 \u0438 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438 \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f. \u0418\u0445 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0438\u043b\u0438 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0438\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0435.
3. \u041d\u0430 \u0442\u0440\u0435\u0442\u044c\u0435\u043c \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434\u0435: \u0433\u0438\u043f\u043e\u0442\u0435\u0437\u0430 ( \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0435\u043c\u043e\u0435 \u0441 \u0446\u0435\u043b\u044c\u044e \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e-\u043b\u0438\u0431\u043e \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f.). \u0422\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043f\u0438\u0448\u0438\u0442\u0435 \u043a\u0430\u043a\u0443\u044e-\u043d\u0438\u0431\u0443\u0434\u044c \u0433\u0438\u043f\u043e\u0442\u0435\u0437\u0443, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \"\u0418\u0437 \u0433\u0443\u0441\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u0430\u0431\u043e\u0447\u043a\u0430 \u0432 \u0434\u043e\u043c\u0430\u0448\u043d\u0438\u0445 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u0445\", \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u043e\u043f\u044b\u0442\u043e\u043c \u044d\u0442\u0443 \u0433\u0438\u043f\u043e\u0442\u0435\u0437\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u0435\u0442\u0435.
4. \u0420\u0435\u0441\u0443\u0440\u0441\u044b: \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442, \u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430, \u044d\u043d\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u043f\u0435\u0434\u0438\u0438 \u0438 \u0442.\u0434.
5.\u041f\u044f\u0442\u044b\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434\u044b-\u044d\u0442\u043e \u0445\u043e\u0434 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b. \u0422\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435. \u0422\u0443\u0442 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0442\u0430\u0431\u043b\u0438\u0446\u044b, \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0444\u043e\u0442\u043e \u0438 \u0432\u0441\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435.
6. \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0442\u043e\u0433\u043e, \u043a\u0430\u043a \u0432\u0441\u0435 \u043e\u043f\u044b\u0442\u044b \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u044b, \u043f\u0438\u0448\u0435\u043c \u0432\u044b\u0432\u043e\u0434. \u0412 \u043d\u0435\u043c \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043c \u043e \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0433\u0438\u043f\u043e\u0442\u0435\u0437\u0430 \u043b\u0438\u0431\u043e \u0432\u0435\u0440\u043d\u0430, \u043b\u0438\u0431\u043e \u043d\u0435\u0432\u0435\u0440\u043d\u0430, \u043d\u043e \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435\u0440\u043d\u0443\u0442\u043e\u043c \u0432\u0438\u0434\u0435.
\u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434 \u0441 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u043c\u043e\u0439 \u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043e\u043f\u044b\u0442\u043e\u0432 \u0441 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438, \u041d\u041e \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0432\u044b\u0432\u043e\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u043b\u0430\u0439\u0434\u043e\u0432.
">]" data-testid="answer_box_list">

Leraleralera151515

Если в форме презентации:
1. На первом слайде пишем тему проекта и автора (если помогал учитель, пишем и его)
2. На втором слайде: цели и задачи исследования. Их может подсказать учитель или можно поискать в интернете.
3. На третьем слайде: гипотеза ( предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.). То есть пишите какую-нибудь гипотезу, например "Из гусеницы может появиться бабочка в домашних условиях", а потом с помощью опытом эту гипотезу проверяете.
4. Ресурсы: интернет, литература, энциклопедии и т.д.
5.Пятый и последующие слайды-это ход работы. То есть само исследование. Тут могут располагаться таблицы, описания, фото и все такое.
6. После того, как все опыты описаны, пишем вывод. В нем говорим о том, что гипотеза либо верна, либо неверна, но в развернутом виде.
Также можно добавить слайд с используемой литературой после опытов с конкретными авторами, НО после вывода не должно быть слайдов.

Leraleralera151515

Новые вопросы в Биология

ситуации 1. К каким последствиям приводит неправильное расхождение хромосом и кроссинговера? От чего зависит значение частоты обмена таких нарушени … й? Указать наследственную информацию организмов во время размножения. 2. Разрешение ситуации. Мы живем в Киеве. Родственников в селе нет. Как говорится, питаемся из магазина. Планируем иметь ребенка. Я читала о генетически модифицированных продуктах. Влияют ли они на организм человека? Влияет ли качество продуктов питания на разделение клеток, распределение генетического материала и наследование признаков, закодированных в генах? Что вы мне посоветуете?

помогите пожалуйста міжклітинна речовина посмуговано - м'язової тканини(на укр языке, мне завтра нужно лабораторку скинуть)​

3. Найдите желудок, кишечник, печень. Как усложнилась пищеварительная система рыб по сравнению с бесчерепными (ланцетник)срочно​

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по биологии "10 самых удивительных растений мира" включает много удивительного, интересного и даже шокирующее из жизни растений. На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов растений, многие из которых поражают своими качествами – от выживаемости и приспосабливаемости, до расцветки и размеров. Удивительными растениями являются Вельвичия, Раффлезия, Непентес, Фикус, Секвоя и другие. Данный проект можно использовать в рамках урока, как дополнительный материал к учебному или во внеурочной деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение Ореховская средняя общеобразовательная школа

Проект по биологии

Руководитель:

учитель географии и биологии,

I квалификационной категории

1.Десять самых удивительных растений мира

1.1.Вельвичия удивительная – дерево или куст?

1.4. Опунция Биджелоу

1.5. Карнегия гигантская

1.7. Венерина мухоловка

1.8 Фикус Бенгальский

1.9. Секвойя вечнозеленая

1.10. Пуйя Раймонда

На нашей Земле 90% биологической массы составляют растения, их почти полмиллиона видов. Без растений жизнь на земле была бы невозможна, так как они являются лёгкими планеты. Растения поглощают углекислый газ и другие вредные вещества и по ночам выделяют кислород, которым мы дышим. Я хочу рассказать Вам о самых удивительных растениях нашей планеты.

Цель: познакомиться с удивительными растениями Земли.

Изучить литературу по данному вопросу.

Составить описание редких и удивительных растений

Рассмотреть область применения растений.

Оформить работу и сделать презентацию

1) Работа с источниками информации: дополнительная литература, справочники, атлас-определитель.

2) Сравнение, анализ, описание.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов растений, многие из которых поражают своими качествами – от выживаемости и приспосабливаемости, до расцветки и размеров.

Десять самых удивительных растений мира

1.1.Вельвичия удивительная - дерево или куст?


Рис.1 Вельвичия удивительная

Растет на юге Африки, в пустыне Намибии. Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длинна листьев, может достигать 8 метров, а ширина 1,8 метров.

Род Вельвичия назван английским ботаником Джозефом Гукером в честь австрийского (словенского) ботаника и путешественника Фридриха Вельвича, который в 1860 году открыл это растение на юге Анголы.

Вельвичию можно культивировать как оранжерейное или комнатное растение. Делают это не из-за её высоких декоративных качеств, а по причине исключительной непохожести вельвичии ни на одно другое растение.

Вельвичия растёт очень медленно. Чувствительна к заморозкам. Требует хорошо дренированной почвы, слой которой должен быть достаточно глубок для её длинного главного корня. Для нормального развития необходим сухой климат, прямое солнечное освещение; дневная температура 21—23 °C, ночная — 10—12 °C. Поливать растение в период роста следует регулярно, но умеренно, без чрезмерной пересушки земляного кома; между поливами необходимо дать просохнуть верхнему слою почвы. Во время периода покоя растение не поливают.


Раффлезия - род удивительных растений, паразитирующих в основном на лианах. Представители рода Раффлезия не образуют листьев, стеблей и корней, проводя большую часть своего жизненного цикла в тканях растения-хозяина. Растение выделяется огромными размерами цветов, размеры которых могут превышать в диаметре 1 метр, а вес более 10 килограмм. Скопления этих цветов напоминают, какие-то инопланетные образования. Только насладиться ароматом этих цветков не удастся. "Аромат" этих цветков похож на запах тухлого мяса. Этот запах, как магнитом, притягивает основных опылителей растения - мух. Цветовая гамма цветка напоминает огромный кусок мяса с хрящами и прожилками.

У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски.

Проросток раффлезии внедряется в корни растения-хозяина с помощью корней-присосок (гаусториев). Части проростка, остающиеся вне растения-хозяина, постепенно отмирают. Предположительно, семена раффлезии, подобно семенам хорошо изученных растений-паразитов из семейства Заразиховые, пробуждаются к прорастанию под воздействием выделений потенциальных растений-хозяев. Эти же вещества ориентируют направление роста проростков.

Местные жители острова Суматра, в лесах которого была открыта раффлезия, издавна знали это растение и использовали его в лекарственных целях. В частности, экстракт из бутонов раффлезии применялся для восстановления фигуры у женщин после родов.


Эти растения бывают разных размеров — от маленьких до гигантских. Растут из подземных клубней размером с грейпфрут и весом около 5 кг, некоторые из корневищ или столонов. У этих растений имеется период покоя, некоторые из них — вечнозелёные травы.

Клубень сжато-шаровидной формы, иногда неравномерно цилиндрически удлинённый, реповидной или конусовидной формы

Род Аморфофаллус, также как и род Раффлезия славится своим "тонким ароматом" разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

Клубни Аморфофаллуса широко используются в традиционной японской кухне для приготовления супов или для добавления в тушёные блюда. Из них также делают муку для лапши и желатиноподобное вещество, из которого затем делают особые тофу.

Считается, что употребление в пищу блюд, в состав которых входят клубни аморфофаллуса, способствует очищению желудочно-кишечного тракта от шлаков и снижению веса. Это растение выращивают в Китае уже на протяжении 1500 лет и применяют клубни аморфофаллуса как диетический продукт для снижения уровня холестерина и сахара в крови.

В медицине клубни аморфофаллуса используются как сырьё для изготовления диабетических продуктов.

1.4.Опунция Биджелоу


Рис.4 Опунция Биджелоу

Опунция Биджелоу - это один из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. Это удивительные пушистые кактусы, высотой до двух метров.

Опунции распространены на обширных территориях Северной и Южной Америки, включая Вест-Индию. В Мексике, являющейся главным районом произрастания рода, сосредоточена почти половина видов опунции. Согласно легенде ацтеков, Теночтитлан (нынешний Мехико) был основан на месте, где росла опунция, на которой сидел орёл, поедающий змею. Эта сцена из легенды отображена на гербе Мексики. Как интроцуцированные растения некоторые виды опунции распространились в тропических и субтропических регионах всего мира.

Опунция возделывается ради своих плодов, а также в качестве корма для скота и живой изгороди.

На острове Мальта из плодов опунции производят ликёр (Ambrosia Bajtra 21 % vol.), являющийся национальным алкогольным напитком.

1.5.Карнегия гигантская


Рис.5 Карнегия гигантская

Карнегия гигантская (Сагуаро) ещё одно удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его большие размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

Род назван в честь Карнеги, Эндрю (1835—1919), американского предпринимателя, сталепромышленника и мультимиллионера.

Произрастает в Мексике, Калифорнии и Аризоне.


Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать "хищниками", которые получают необходимые недостающие питательные вещества, "переваривая" пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Внутренняя поверхность кувшинчика выстлана клетками, выделяющими нектар, который служит для привлечения насекомых, а также "клетками-волосками", делающими освобождение попавшего "в сети" насекомого невозможным. Поверхность "горлышка" кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью "переваривают" насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

Виды рода — большей частью кустарниковые или полукустарниковые лианы, произрастающие во влажных местообитаниях. Их длинные тонкие травянистые или слегка одревесневшие стебли взбираются по стволам и крупным ветвям соседних деревьев на десятки метров в высоту, вынося свои узкие конечные кистевидные или метельчатые соцветия к солнечному свету.

1.7.Венерина мухоловка


Рис.7 Венерина мухоловка

Венерина мухоловка - это ещё более удивительное "растение-убийца", которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья-"челюсти" этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

Русское название вид получил в честь Венеры — римской богини любви и растений.

1.8.Фикус Бенгальский


Рис.8 Фикус Бенгальский

Фикус Бенгальский — дерево семейства Тутовые, произрастающее в Бангладеш, в Индии и на Шри-Ланке. Разрастаясь, он способен превратиться в большое дерево, занимающее несколько гектаров, имеющее окружность кроны длиной 610 метров.

Образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые отпускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

Плоды растения поедаются птицами и млекопитающими.

1.9.Секвойя вечнозелёная


Рис. 9 Секвой вечнозеленая

Это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса - это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревье превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветренную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного "скрежета" и раскачиваний могучих стволов секвой.Произрастает в Калифорнии. Название роду было дано в честь Секвойи (Джорджа Гесса) (Sequoyah, ок. 1770 — ок. 1843) — индейского вождя племени чероки, изобретателя слоговой азбуки чероки (1826), основателя газеты на языке чероки.

1.10.Пуйя Раймонда


Рис.10 Пуйя Раймонда

Пуйя Раймонда.

Принадлежит к семейству Бромелиевых произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

Пуйя Раймонда является еще и чутли не самым редким растением на нашей планете. Когда-то давно, пуйя росла практически повсеместно в горных районах, а сейчас ее можно встретить только в перуанских и боливийских Андах на высоте 4000 метров над уровнем моря. Но даже в этих местах можно увидеть лишь одну пуйу на одном квадратном километре.

Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5-6 классах.

Учитель биологии

Иванова Елена Александровна

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на основной ступени общего образования, формирования познавательных универсальных учебных действий является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности, обеспечивающие сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

• эта деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

• тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

• деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. ;

• необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

• организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Учебный проект – это способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом; способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Если внимательно вчитаться в эти формулировки, то можно заметить, что для учителя самым ценным в методе проектов является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов. А учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.

Типология проектов по предметно-содержательной области

Монопроекты - разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты - затрагивают два-три предмета.

По продолжительности выполнения

Мини-проекты укладываются в один урок, или являющиеся фрагментом урока.

Краткосрочные проекты разрабатываются на 4-6 уроках.

Долгосрочные проекты реализуются в течение месяца или нескольких месяцев.

Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики

В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.

В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.

В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.

Подготовка к уроку (ам) – проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.

1. Подбор темы урока-проекта.

Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.

Определив методическую тему (по КТП, продумайте тему творческую, но её можно изменить по желанию учащихся.

2. Выбор соответствующих стандартов.

• Проанализируйте федеральные государственные образовательные стандарты по предмету, а также по смежным с ним предметам.

• Определите те УУД, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.

3. Разработка дидактических целей учебного проекта

• Просмотрите выбранные Вами стандарты и одновременно подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта.

• Просмотрите УУД. Прочитайте описание каждого УУД, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели.

• Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта.

• Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.

4. Разработка направляющих вопросов учебного проекта в соответствии с ФГОСами

Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов,проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

2.) Проблемные вопросы – вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3.) Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

5. Создание плана оценивания.

Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?

По каким критериям будут оцениваться ученики?

Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?

Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?

До начала проекта используйте оценивание для определения начальной точки,отвечая на следующие вопросы:

К какому начальному знанию мы должны обратиться?

Какие типы деятельности необходимы?

Как будут ученики объединяться в группы для совместной работы?

В ходе проектаиспользуйте оценивание для:

Обсуждения учебных целей и критериев

Обеспечения учеников возможностью ставить свои цели, строить планы и осмысливать обучение.

Наблюдение за прогрессом достижения поставленных целей

Наблюдение за обучением и пониманием

Усиление обратной связи между учениками

Определение того, может ли знание использоваться в новых ситуациях

После завершения проектаиспользуйте оценивание для:

Определения областей дальнейшего обучения

Планирования дальнейших возможностей для обучения

Постановки новых целей

6. Планирование деятельности.

Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.

Продумайте, как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им при решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?

7. Оформите план проекта.

Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.

Предлагаю примеры проектов для учащихся 5 класса.

Цель: создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)

1. Собрать материал о 15 представителях данного семейства;

2. Подобрать иллюстрации ;

3. Найти загадки, предания, стихи ;

4. Составить ребусы или кроссворд ;

5. Оформить книгу.

Цель: сформировать знания о грибах, их значении в природе и жизни человека.

Задачи проекта:

1. Научиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.

2. Сформулировать правила сбора грибов.

3. Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе.

Цель: сформировать знания о роли животных в природе и жизни человека

1. Изучить значение животных в природе.

2. Собрать информацию о первых домашних животных.

3. Изучить значение животных в жизни человека сегодня.

4. Узнать, какой вред могут нанести животные человеку.

Цель: изучить строение растительной клетки

1. собрать информацию на заданную тему

2. проанализировав информацию, сделать макет из цветной бумаги (пластелина) ;

3. построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Мини – проектное задание по биологии в 5 классе при изучении темы: «Разнообразие, распространение и значение растений"

1. Какие самые высокие растения?

2. Какие растения самые маленькие?

3. Какие растения имеют самые крупные листья, цветки, самые приятные ароматы?

Читайте также: