Проект по русскому языку 2 класс в словари за частями речи как сделать
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 04.10.2024
Способствовать развитию умения пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов; создать условия для нахождения необходимой информации в словарях, составления собственных заданий с использованием словарей, участия в презентации подготовленных заданий
Решение частной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; владеют учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения
учебной задачи с использованием словарей; постановка и решение проблемы – формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее решения.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, оформляют свои мысли в устной
и письменной форме
I. Мотивирование к учебной
деятельности.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Вырабатывают калли-графический почерк
III. Постановка учебной задачи
Знакомит с темой и целями
урока
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
IV. Закрепление знаний и способов действий.
Работа со словарями. Решение грамматических задач (учебник,
Предлагает воспользоваться словарями и решить грамматические задачи
Работают со словарями. Отвечают на вопросы, выполняют грамматические задачи
Пользуются толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов; находят
необходимую информацию в словарях
Самостоятельное составление заданий и подготовка их к презентации
– Составьте свои задания
по любому из словарей.
Подготовьте их к презентации
задания по любому
из словарей. Готовят презентации
Придумывают собственные задания с использованием
словарей для презентации
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи:
Задания из учебника "Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г."
Проект "В словари за частями речи" для 2 класса можно выполнить так:
- Смекалка - отвечает на вопрос что? и это имя существительное. Оно означает сообразительность, умение найти выход из ситуации. Однокоренное слово Смекалистый, это прилагательное. Предложение со словом Смекалка: Мальчик проявил смекалку и решил трудную задачу.
- Открываем орфографический словарь. Выписываем названия растений, это все имена существительные. Запишем их и выделим орфограммы: БЕреза, ЗемлЯника, МОрковь, КАпуста, Осина, МАлина, ЩАвель, ЯблОня. Разделить эти слова можно по группам: Деревья: Береза, Осина, Яблоня. Ягоды: Земляника, Малина. Овощи: Морковь, Капуста, Щавель.
- Находим в словаре синонимов имена прилагательные: Голубой-Лазурный, Оранжевый-Апельсинов ый, Желтый-Золотой, Синий-Васильковый, Зеленый-Изумрудный, Красный-Алый, Фиолетовый-Лиловый. Чаще мы используем в речи пары Красный-Алый и Зеленый-Изумрудный. Предложение с этими синонимами: На зеленой траве стоял изумрудный дом.
- Открываем словарь антонимов и находим в нем пары глаголов: Любить-Ненавидеть, Мирится-Ссорится, Наказывать-Поощрять, Одобрять-Осуждать, Встречать-Провожать, Говорить-Молчать, Запрещать-Разрешать, Радовать-Огорчать. Помогать - значит оказывать помощь, а мешать - значит препятствовать этой помощи. Одобрять- показывать, что что-то нравится, осуждать - выражать недовольство, осуждение. Предложение: Мы поехали встречать Мишу, но пришлось провожать Алешу.
- Открываем орфоэпический словарь. Находим слова: Директор-ДиректорА, Столяр-СтолярА, Инженер-ИнженерА, Шофер-ШофЕры. Это имена существительные, которые употреблены в единственном и множественном числах
- Открываем словарь однокоренных слов. Выписываем слова: Зима, Зимовье, Зимний, Зимовать. Здесь Зима и Зимовье - существительные, Зимний - прилагательное, Зимовать - глагол. Предложение: В этом году зима выдалась суровой. Подлежащие Зима подчеркиваем одной чертой, Сказуемое Выдалась - двойной.
Иллюстрации к проекту:
Презентацию или доклад по предмету "окружающий мир" для 2 класса на тему "Город России.Екатеринбург" можно выполнить по плану:
- Общие сведения о Екатеринбурге;
- Где находится город Екатеринбург;
- Достопримечательност и;
- История города;
- Климат.
Екатеринбург является центром Свердловской области и Уральского федеральный округа. Население Екатеринбурга составляет приблизительно 1 миллион 400 тысяч человек, это четвертый город России по численности населения. Кроме этого Екатеринбург - это центр культурного, делового, политического и научного региона, который так же называют столицей Урала. Расположен Екатеринбург на восточном склоне Уральских гор, на берегу реки Исеть и находиться он более чем в полутора тысячах км. от Москвы.
На территории города расположено множество заводов, фабрик и различных производств. По своему статусу Екатеринбург можно назвать промышленным городом, но здесь так же можно найти образовательные и культурные учреждения, исторические памятники, театры, музеи и другие достопримечательност и. В общей сложности территория города занимает 500 кв.км.
Годом основания Екатеринбурга считается 1723 год. В этом году, по указу Петра I, на берегах Исети началось строительство железнодорожного завода. Свое название Екатеринбург получил в честь императрицы Екатерины I. Она дала статус уездного города приморской губернии. В это же время через Екатеринбург проложили Большой Сибирский тракт и обнаружили богатейшие месторождения золота в его пределах.
Екатеринбург принадлежит к климату, для которого характерны резкие перепады температур. Средняя температура зимой составляет -12 градусов. Снег выпадает очень часто, возможны даже зимние грозы. Лето теплое, средняя температура воздуха +20.
Проект "Города России. Москва" по окружающему миру для 2 класса можно сделать по плану:
- Общие сведения о Москве;
- Достопримечательност и и население;
- История;
- Климат.
Москва - это столица Российской Федерации и город федерального значения, так же Москва является центром Московской области, но в ее состав не в ходит. По населению это самый крупнейший город России, население Москвы составляет 12 506 468 человек. Так же Москва самый населенный из городов в Европе и входит в первую десятку городов мира по численности населения. В Москве находятся органы государственной власти РФ.
Находится город на одноименной Москве-реке в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит Москва с Калужской областью. Этот город привлекает туристов, здесь находятся такие достопримечательност и как, Красная площадь, Московский Кремль, Церковь Вознесения, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Москва - это важный транспортный узел, в этом городе находиться 9 железнодорожных вокзалов, 6 аэропортов и 3 речных порта. Кроме этого в Москве есть метро, которое работает с 1935 года. В общей сложности территория города составляет 2561,5 км². Климат Москвы ярко выражен по сезоном, с прохладной зимой и жарким летом. Зимняя температура может −20 °C ночью, лето теплое с температурой выше +20 °C.
Конспект открытого урока-исследования, показанного для родителей. Использовалась во втором классе.
Содержимое разработки
Ход урока: (исследование индуктивного типа)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.
На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)
Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы
1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами.
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)
В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.
На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание
- Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?
Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?
Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.
- Все вы думаете по-разному.
Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?
Какова же будет цель нашего исследования?
Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.
-Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)
-Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:
25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит
-Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)
- Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями. Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? ( лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию .
Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.
- Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему).
2. Исследование в малых группах
- Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.
1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!
2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!
3. Не бойся высказывать свое мнение!
4. Работай тихо , не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. отвечай у доски громко, четко, кратко.
- Определим план исследования ( найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.
1. внимательно прочитать рассказ.
2. сделать нужные записи.
3. подготовиться к выступлению.
На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)
-Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.
1. Мы прочитали о __________________________________________________.
2. Выяснили, что ____________________________________________________
3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для
Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)
3.Обмен информацией и ее организация
- Стоп! Исследование в малых группах закончено.
- Как вы думаете, что надо сделать с добытой информацией? (поделиться, рассказать всем).
- Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.
4. Обмен информацией
- Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)
Задания мы будем выполнять все вместе.
_У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).
Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.
5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)
Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?
- Что это за слово? (Спасибо. Находят значение слова в этимологическом словаре)
Правда (найдем в этимологическом словаре)
Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.
6. Связывание информации, обобщение.
Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.
Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).
- Что можно сказать о каждом из словарей?
-Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).
-Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.
- А кто создает словари? Этом нам расскажет______
- Созданием словарей занимаются лексикографы.
-Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.
Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.
-Когда вышел самый первый словарь?
- А каким должен быть примерный словарный запас человека?
- Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.
Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.
- Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)
- Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
На доске прикрепляются картинки:
- Я хочу рассказать о том, что узнал другим
- было скучно и неинтересно
- А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.
-Многие из вас оставили магниты на второй картинке.
7. Хотите побыть в роли автора словаря? Составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем:
Слайды и текст этой презентации
В словари – за частями речи!
2. Смекалка – смекалистый (однокоренные слова)
Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня
Деревья: берёза, осина, яблоня
Ягоды: земляника, малина
Овощи: морковь, капуста
Травы: щавель
Задание: найди в орфографическом словаре слова с двойными согласными.
1. Красный – алый, синий – васильковый, жёлтый – золотой, зелёный – изумрудный, оранжевый – апельсиновый, голубой – лазурный, фиолетовый – лиловый.
2. Из этих слов в своей речи я чаще употребляю имена прилагательные красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый.
3. В саду расцвела алая роза.
Я снял с дерева красное яблоко.
Задание: подберите синонимы к словам ключ, друг, идти.
1. Встречать – провожать, говорить – молчать, хвалить – ругать, помогать – мешать, запрещать – разрешать.
2. Помогать – оказывать помощь, мешать – создавать препятствия в чём-нибудь, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать – выражать неодобрение.
3. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной они возвращаются в родные края.
Дире́ктор, директора́, инжене́р, инжене́ры, стол́яр, столяры́, шофёр, шофёры.
Слова относятся к именам существительным.
Единственное число: директор, инженер, столяр, шофёр.
Множественное число: директора, инженеры, столяры, шофёры.
Задание: найдите слова, в которых сочетание чн читается как [шн].
Словарь однокоренных слов
1. Зима (сущ.), зимний (прил.), зимовье (сущ.), зимовать (гл.).
2. Наступило зимнее, морозное утро.
__________________________
Краткое описание: Одна из главных задач обученияязыку является обогащение словаря учащихся. На уроках русского языкареализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – это словарнаяработа и рассматривается она как составная часть системы развития речи учащихся.Все это п
Смекалка - существительное, неодушевлённое, женский род,
Боец со смекалкой воюет и с палкой.
Где не возьмет топор, там возьмет смекалка.
На войне нужны закалка да смекалка.
Берёза , земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина.
Овощи: морковь, капуста.
Травы: щавель.
Голубой, лазурный; жёлтый, золотой; зелёный, изумрудный; красный, алый; оранжевый, апельсиновый; синий, васильковый; фиолетовый, лиловый.
Я чаще употребляю в речи слова: голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый,
В голубом небе ярко сияло солнышко. В лазурном небе пел жаворонок звонкий.
Встречать - провожать, говорить - молчать, запрещать - разрешать, любить - ненавидеть, наказывать - поощрять.
Помогать - оказывать помощь, мешать - создавать помехи; препятствовать чему-либо, одобрять - считать хорошим, правильным, осуждать - высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо.
Читайте также: