Проект по физике мыльные премудрости почему мыло делает тарелки чистыми и как сделать лучшие пузыри

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Бабурина Анастасия Викторовна

Населенный пункт: Свердловская область, город Асбест

Пояснительная записка

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем и младшем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать детишек, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Вид проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие), атрибуты для с\р игр.

Продукт проекта:

Работа воспитателя:

Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по экспериментированию с мылом, пеной.

Подбор материала о мыльных пузырях.

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформировалисьэлементарные навыки поисковойдеятельности, знания о свойствах пены. Заинтересованность детей темой
  2. Врамках реализации проекта удалосьвызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
  3. Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Этапы реализации проекта.

Деятельность участников процесса

Подготовительный этап

Дни недели

Педагоги

Дети

Родители

Основной этап реализации проекта:

Ознакомление со схемой мытья рук.

Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.

Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.

Просмотр презентации.

На ладошке подержать!

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод – пеной можно рисовать.

Чтение потешек и сказок(приложение).

Заключительный этап

Приложение.

Потешки про водичку.

От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!

Водичка-водичка,
Умой Анюте личико,

Аня кушала кашку,
Запачкала мордашку.
Чтобы Анечка была
Чистой, чистенькой всегда,
Помоги, вода-водичка,
Умыть Анюте личико.

Ладушки, ладушки,
Моем с мылом лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Теплою водою
Чисто руки мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.

Мы проснулись-потянулись,
Нежно маме улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться уже пора!
Прозрачная водичка
На заспанное личико,
Волшебный ручеёк из сказки
Нам на носик и на глазки,
А, водичка из кадушки
На наши щёчки и на ушки,
Вот и дождичек из лейки
Нам на лобик и на шейку.
Тёплый ливень с тучки
Нам на маленькие ручки.
Вот какой я стал чистюля!
Поцелуй меня, мамуля!

Саша, Настенька и Женька,
Мойте ручки хорошенько.
Не жалейте, дети, мыла.
Я вам стол уже накрыла.

Мыться нужно непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.

Ручки, Ваня, мой перед едой,
Грязные ручки грозят бедой.

Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —
Будут уши лучше слушать.
Почему блестят глаза?
С мылом умывался я.

Мне нужна еще сноровка,
Чтобы чистить зубки ловко.
Любят волосы расческу,
Хороша моя прическа.

Чище мой ручки, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана.
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.

Буль, буль, буль, карасики.
Купаем Катю в тазике.
Рядом с Катей лягушата,
Рыбки, утка и утята.

Кто тут будет купаться – куп-куп,
В водичке плескаться – хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
Вся грязь куда-то денется.

Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро.

С Настей мы пойдем купаться,
Весело в воде плескаться,
Будем брызгаться, резвиться,
Будет Настя с мылом мыться.
Мы помоем Насте ножки
Нашей милой Насте-крошке,
Чисто вымоем ручонки
Нашей маленькой Настёнке,
Моем личико и ротик,
Моем спинку и животик —
Стала Настя чистая,
Кожа бархатистая

Кран, Откройся!
Нос, Умойся!
Мойтесь Сразу,
Оба Глаза!
Мойтесь, Уши,
Мойся, Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, Мойся,
Обливайся!
Грязь, Смывайся!
Грязь, Смывайся.

Чистим-чистим трубочиста —
чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
чист-чист, чист-чист.

Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
— Надо умыться.
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится неряха!

Ай, ладушки-лады
Мы не боимся воды,
Мы чисто умываемся,
И маме улыбаемся.

Знаем-знаем, да-да-да
Где ты спряталась, вода!
Выходи, беги водица,
Настенька пришла умыться!

Лейся, лейся на ладошку
Понемножку, понемножку.
Вода-водичка лей- посмелей,
Насте умываться веселей!

Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы Катины глазки заблестели,
Чтобы Катины щёчки порозовели,
Чтобы Катины губки улыбались,
Чтобы Катины зубки кусались.

Зайчишки, зайчата,
Мылись вы, ребята?
Мыли лапки? Мыли!
Мыли ушки? Мыли!
Мыли хвостик? Мыли!
И теперь вы чистые

КАРТОТЕКА. ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

5. Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.

7. Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.
Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду

8. Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.
Содержание и оборудование: воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

9. Цель: научить детей мыть посуду для кукол.
Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям.напоминает, что делать это надо аккуратно.

10. Цель: знакомство детей с разноцветной водой.
Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью.при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

11. Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.
Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.

Задачи:

  1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
  2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
  3. Разучить потешку.
  4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
  5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
  6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.

Ход действий:

Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть
Надо с мылом и водой дружить

Кто знает зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки — повернув их ладошкам1и вверх, вы видите там микробов (Ответы детей). Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.

Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Что же детям пригодиться,
Чтобы начисто умыться?
Нам нужна водица.
Что с рук грязь смывает?
Мыло детям помогает.
Чисто-чисто умывались.
Чем же дети вытирались? Полотенцем.
В умывальник мы идем,
Мыло и полотенце сейчас найдем!

Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки — приложи тыльной стороной к щеке.

(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)

Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

  1. Чтоб в грязнулю и неряху
    Мне не превратиться,
    Обещаю каждый день чисто-чисто (мыться)
    Быть хочу я очень чистой,
    А не чёрной галкой,
  2. Обещаю я дружить с мылом и (мочалкой)
  3. А ещё, два раза в сутки
    Обещаю чистить (зубки)
  4. Обещаю всем кругом
    Быть послушным малышом.
    Ходить чистым и опрятным,
    Очень, очень (аккуратным).

Завершаю беседу предложением разучить потешку:

Мойся мыло не ленись
Не выскальзывай,не злись,
Ты зачем опять упало,
Буду мыть тебя сначала.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТАЙНЫ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Теоретическая часть 5

1.1. Происхождение мыльных пузырей 5

1.2. Теоретические аспекты изучения мыльных пузырей 6

1.3. Сферическая форма мыльных пузырей 8

1.4. Оптика мыльного пузыря 9

1.5. Свойства мыльных пузырей на морозе. 12

2. Практическая часть 15

2.1. Методика приготовления мыльных пузырей 15

2.2. Эксперимент 16

Библиографический список 19

Приложение 1. 20

Приложение 2. 22

Приложение 3. 24

Приложение 4. 25

«Мыльный пузырь, пожалуй,

самое восхитительное и самое

Актуальность.

Я очень люблю пускать мыльные пузыри. Мне нравится любоваться их круглой формой и переливающейся разными красками поверхностью. Мне всегда хотелось, чтобы у меня получился пузырь не похожий на шар, чтобы форма его напоминала форму куба или голову какого-нибудь животного. Но, к сожалению, мыльные пузыри у меня получались всегда только круглые.

Почему же мыльные пузыри имеют круглую форму, как шарики? Быть может, если использовать для надувания пузыря определенные каркасы то, получится пузырь другой формы? А можно ли в домашних условиях приготовить раствор для выдувания пузырей? Почему они так легко разрушаются? Рассмотрим проблему получения круглых мыльных пузырей.

Исходя из описанных противоречий мы обозначили объект, предмет и цель нашего исследования.

Объект исследования: мыльные пузыри.

Предмет исследования: форма, состав и свойства мыльных пузырей.

Я выдвинула следующую гипотезу: используя разные каркасы, можно приготовить мыльные пузыри некруглой формы.

Цель моего исследования: выявить свойства мыльных пузырей и способы их приготовления.

Поставленную цель я достигну, решая задачи:

собрать информацию о приготовлении, свойствах и форме мыльных пузырей;

приготовить раствор для изготовления мыльных пузырей в домашних условиях и получить из него мыльные пузыри;

проанализировать теоретические и практические результаты получения мыльных пузырей, их свойств и формы.

Этапы исследования:

собрать информацию о форме и свойствах мыльных пузырей (спросить у родителей, прочитать в книге, найти в Интернете);

купить каркасы разной геометрической формы для выдувания пузырей;

приготовить раствор для мыльных пузырей;

определить какой раствор для приготовления пузырей самый лучший;

попытаться выдуть пузыри разной геометрической формы;

сравнить теоретический и практический результат изготовления мыльных пузырей;

разработать рекомендации по приготовлению мыльных пузырей в домашних условиях.

Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ.

  1. Теоретическая часть
    1. Происхождение мыльных пузырей

    День рождения мыльного пузыря и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев выдувающих мыльные пузыри. Видимо, у них были свои секреты производства мыла.

    В 19 веке выпускали открытки с изображением мальчика пускающего пузыри.

    Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри.

    Автор картины Жан Батист Шарден, живший во Франции в XVIII веке.

    Дети, пускающие мыльные пузыри. Автор картины А. М. Иванов.

    Не позднее 1839.

    Таким образом, мыльные пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.

      1. Теоретические аспекты изучения мыльных пузырей

      Мыльный пузырь — это тонкая пленка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью.

      Пленка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями молекул, чаще всего мыла (рисунок 1).

      Рисунок 1. Схема строения пленки мыльного пузыря.

      А и С – слой молекул мыла; В – слой молекул воды

      Однако, пузырь, сделанный только из воды, нестабилен и быстро лопается. Для того чтобы стабилизировать его состояние, в воде растворяют поверхностно-активные вещества, например, мыло и глицерин.

      Рисунок 2. Схема строения молекул имеющих гидрофильные и гидрофобные части.

      Прямыми измерениями было установлено, что поверхностное натяжение воды понижается в два с половиной раза: от 7 ∙10 -2 до 3∙10 -2 Дж/м 2 .

      Когда мыльная пленка растягивается, из её объёма на поверхность будут выходить оставшиеся молекулы мыла, достраивая частокол. Таким образом, мыло избирательно усиливает слабые участки пузыря, не давая им растягиваться дальше. Когда же все молекулы поверхностно активного вещества выйдут из объёма плёнки, её дальнейшее растяжение приведёт к разрушению пузыря. Плёнка мыльного пузыря представляет собой одну из самых тонких вещей, какие доступны невооружённому зрению.

      Пузырь существует потому, что поверхность любой жидкости (в данном случае воды) имеет некоторое поверхностное натяжение. Наличие сил поверхностного натяжения делает поверхность жидкости похожей на упругую растянутую пленку, с той только разницей, что упругие силы в пленке зависят от площади ее поверхности (то есть от того, как пленка деформирована), а силы поверхностного натяжения не зависят от площади поверхности жидкости.

      Мыльные пузыри являются физической иллюстрацией проблемы минимальной поверхности, сложной математической задачи. Несмотря на то, что с 1884 года известно, что мыльный пузырь имеет минимальную площадь поверхности при заданном объеме, только в 2000 году было доказано, что два объединенных пузыря также имеют минимальную площадь поверхности при заданном объединенном объеме. Эта задача была названа теоремой двойного пузыря.

      Сферическая форма может быть существенно искажена потоками воздуха и, тем самым, самим процессом надувания пузыря.

      Однако если оставить пузырь плавать в спокойном воздухе, его форма очень скоро станет близкой к сферической. Геометрия мыльных пузырей до сих пор озадачивает математиков.

      С точки зрения физики, пузырь сферический лишь в том случае, если сила тяжести не вынуждает перемещаться жидкость в объёме плёнки пузыря, и, следовательно, не приводит к тому, что плёнка внизу оказывается толще, чем вверху, и форма искажается.

      Горит, как хвост павлиний.

      Каких цветов в нем нет!

      Лиловый, красный, синий,

      Зеленый, желтый цвет.

      Взлетает шар надутый,

      Внутри его как будто

      Огнями на просторе

      Играет легкий шар,

      То в нем синеет море,

      То в нем горит пожар.

      Один из величайших физиков Томас Юнг, который своими исследованиями обосновал волновые представления о свете и, в частности, о природе явлений интерференции, о цветах тонких плёнок.

      Удивительно - пленка из бесцветной жидкости, раствора мыла в воде, освещенная белым светом, расцвечивается всеми цветами радуги. Посмотрим, почему это происходит.

      Окраска мыльных пузырей объясняется интерференцией волн отраженных от наружной и внутренней поверхности пленки. Ход лучей в тонких пленках изображен на рисунке 4.

      Интерференцией световых волн называется сложение двух когерентных волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление результирующих световых колебаний в различных точках пространства.

      Рисунок 4. Интерференция световых лучей на поверхности мыльного пузыря.

      Мы выяснили, как появляется окраска мыльных пузырей, но почему же одни имеют радужную окраску, а другие – нет?

      Сомненье, вера, пыл живых страстей

      Игра воздушных мыльных пузырей:

      Тот радугой блеснул, а этот - серый

      И разлетятся все

      Вот жизнь людей.

      Сначала плёнка бесцветная, так как имеет приблизительно равную толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщённой и верхней утончённой плёнки появляется радужная окраска.

      Чтобы закончить рассказ об оптике мыльного пузыря, обязательно надо сказать о чёрных полосках и пятнах в его окраске. Пузырь лопнет именно в этом, наиболее тонком и слабом месте. Если толщина плёнки очень мала по сравнению с длиной волны, то лучи будут гасить друг друга. А это означает, что возникает чёрная окраска плёнки.

      Итак, мыльные пузыри приобретают радужную окрасу благодаря явлению интерференции световых волн отраженных от наружной и внутренней поверхности пленки.

      1.5. Свойства мыльных пузырей на морозе.

      Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки. Пленка оказывается не хрупкой, она обнаруживает пластичность. Пластичность пленки оказывается следствием малости ее толщины.

      При выдувании пузырей на сильном морозе –20°C ,–25°C сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и, наконец, сливаются в единую картину, по красоте, не уступающей морозным рисункам на окне.

      Применение мыльных пузырей

      Ранее рассмотренный механизм строения мыльных пузырей позволяет понять процесс удаления грязи с помощью мыльной воды. Гидрофильная часть моющего вещества взаимодействует с водой, проникает в воду и увлекает с собой частицу загрязняющего вещества, присоединенную к гидрофобному концу.

      В метеорологии и аэронавтике прототип мыльного пузыря — аэростат (воздушный шар) — используется для разведки погоды и увлекательных воздушных путешествий. В оболочке мыльного пузыря находится горячий воздух, который (как известно) обладает меньшей плотностью, чем холодный и собственно, поэтому пузырь способен подниматься вверх. По такому же принципу взлетает в небо аэростат.

      Мыльная плёнка, натянутая на каркасы, может принимать самый невероятный, казалось бы, вид. Этим свойством широко пользуются архитекторы и конструкторы.

      В горной промышленности с помощью пузырьков, но воздушных, проводят флотацию: процесс обогащения горных руд. Пузырьки в растворе обволакивают частички руды и поднимают её на поверхность, а пустая порода остаётся на дне.

      Также мыльные пузыри используются в нефтеперерабатывающей промышленности. Чтобы превратить нефть в различные материалы, необходимые человечеству, ее приходится перерабатывать. Для эффективной переработки нефти российские ученые предлагают использовать мицеллы - по сути, мыльные пузыри. Эти и другие исследования ПАВ поддерживаются российскими и международными грантами. Ученые московского Института химической физики РАН одни из первых выяснили, что если в уже очищенную нефть добавить воды и поверхностно-активные вещества, то в нефти образуются стабильные "мыльные пузыри", наполненные водой. Оказалось, что в этих пузырьках, которые ученые назвали "мицеллами", могут происходить различные химические реакции. Ученые сконструировали такие "микрореакторы" для окислительной переработки углеводородного сырья. Так называемое жидкофазное окисление углеводородов позволяет превратить нефть в органические кислоты, эфиры, мономеры. Именно из этих веществ потом получают полимеры, красители, лекарства и многое другое.

      Вот ведь, оказывается, какой он удивительный, простой пузырь, и сколько принёс людям пользы!

      1. Практическая часть
        1. Методика приготовления мыльных пузырей

        На самом деле, рецепт приготовления мыльных пузырей с использованием жидких моющих средств, мыла и воды очень прост. Вода должна быть мягкая или, еще лучше, дистиллированная.

        Какое моющее средство применить? Любое, хозяйственное мыло, всевозможные сорта туалетного мыла, шампуни и т.д.

        Для пузырей­ долгожителей рекомендуется добавление в получившийся раствор 1/3 обьёма чистого глицерина. Как долго живёт пузырь, зависит от того, как долго он будет оставаться влажным. Глицерин отлично замедляет время высыхания. Так же действует и водный раствор сахара с желатином.

        Пропорции растворения мыла сильно зависят от вашей местности и текущего времени года, так как такие факторы, как температурный режим, влажность воздуха и подобные — сильно влияют на качество пузырей. Средний диапазон — 10 частей воды к одной части мыла. Пропорции глицерина добавляют от 1/5 до 1/3 частей по отношению к объёму мыльной смеси, либо 1/4 части раствора сахара с желатином.

        Рекомендуемая смесь для очень больших пузырей — 2 части мыла, 4 части глицерина и 1 часть сиропа, разведённые в 8 частях воды.

        Простейшая проволочная петля. Берёте отрезок тонкого но жесткого провода и формируете на одном из его концов петлю приблизительно 4 см. в диаметре. Для использования, окунаете петлю в раствор и мягко дуете.

        Коктейльные соломки дают неплохой результат. Эффект будет лучше, если сделать на одном из концов 4 коротких разреза (примерно 3см) и развести их в разные стороны, как ромашку.

        Воронка кухонная для переливания жидкостей.

        Мы с мамой и папой дома проделали следующие опыты:

        Опыт 1. Приготовление раствора для изготовления мыльных пузырей.

        Опыт 2. Формирование пузырей с помощью разных инструментов и изучение их окраски.

        Из жидкости, приготовленной в опыте 1, мы попытались выдуть пузыри разной формы с помощью коктейльной трубочки, воронки и специальных каркасов разной геометрической формы для выдувания пузырей, купленных в магазине. Мы внимательно смотрели на окраску пузырей

        Наблюдения: выдуваемые мыльные пузыри имеют только круглую, сферическую форму. Сначала все пузыри были прозрачные, а при попадании на них лучей света они становились разноцветными (приложение 2).

        Опыт 3. Мыльный пузырь вокруг предмета.

        В тарелку мы налили мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм, в середину положили игрушку-смурфика и накрыли воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дули в её узкую трубочку, когда же этот пузырь достигал достаточных размеров, наклоняли воронку в сторону, высвобождая из-под неё пузырь.

        Наблюдения: маленькая игрушка оказывалась внутри мыльного пузыря (приложение 3). Было очень красиво.

        Опыт 4. Воздух вытесняется стенками мыльного пузыря.

        Мы зажгли свечу. Используя воронку из предыдущего опыта, мы надули пузырь и направили воронку к пламени свечи.

        Наблюдения: пламя свечи заметно уклонилось в сторону (приложение 4).

        Опыт 5. Кристаллизация мыльных пузырей.

        Мы вышли на балкон, там температура воздуха была -10 градусов. Мы выдували пузыри на холоде.

        Наблюдения: мыльные пузыри у нас не кристаллизовались, хотя в литературе мы нашли утверждение, что они кристаллизуются при температуре -7 градусов.

        В ходе своего исследования я сформулировала следующие выводы:

        1. Мыльный пузырь при надувании может быть только круглой формы, так как силы поверхностного натяжения стремятся придать мыльному пузырю форму шара.

        2. Мыльные пузыри из бесцветной жидкости, освещенные белым светом, расцвечивается всеми цветами радуги за счет явления интерференцией световых волн.

        4. Плёнка мыльного пузыря всё время находится в натяжении и давит на заключённый в ней воздух, так что сила тончайших пленок не так уж ничтожна.

        5. Можно выдувать мыльные пузыри вокруг предметов. Это очень интересно.

        Гегузин Я.Е. Пузыри - М.: Наука, 1985.

        Гигантские мыльные пузыри. Устройство для выдувания мыльных пузырей патент РФ № 2139119

        Шварц А., Перри Дж., Берн Д ж., Поверхностно-активные вещества и моющие средства - М., 1960

        Опыт 1. Приготовление раствора для изготовления мыльных пузырей.

        Отмеряем и наливаем воду

        Приливаем моющие средства и шампунь

        Опыт 2. Формирование пузырей с помощью разных инструментов и изучение их окраски.

        Мыльные пузыри это не только веселое, но еще и научное времяпрепровождение! Давайте посмотрим, какие эксперименты с участием мыльных пузырей можно показать детям? Наверняка дети не догадываются, что помимо собственно надувания, пузыри еще можно подбрасывать, замораживать, делать их квадратными, наполнять туманом и заставлять светиться в темноте!

        1|| Собственно создание раствора для мыльных пузырей

        Рецепт с кукурузным сиропом: 1 стакан теплой, лучше дистиллированной воды, 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды, 1-2 столовые ложки светлого кукурузного сиропа. Смешать все ингредиенты.

        Рецепт с глицерином: 1 стакан теплой воды, 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды, 1 столовая ложка глицерина. Глицерин обычно можно найти в любой аптеке или отделе для мыловаров - он используется при изготовлении мыла. Смешайте все ингредиенты вместе в контейнере.

        Рецепт с сахаром: 1 стакан теплой воды, 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды, 2 столовые ложки сахара. Смешайте сахар в теплой воде, пока она не растворится. Затем добавить жидкость для мытья посуды.

        Всем наведенным растворам лучше дать время для настаивания, чтобы ингредиенты лучше смешались друг с другом. Хотя бы сутки. А потом можно начинать тестирование на определение лучшего раствора и проведение с ним других экспериментов. Какие пузыри дольше держатся? Из какого раствора пузыри получаются больше? Повлияет ли большее количество глицерина или кукурузного сиропа на прочность мыльной пленки и ее эластичность?

        2|| Подпрыгивающие мыльные пузыри

        Что происходит с мыльным пузырем, если он падает нам на руку? Он лопается. Но если вы наденете шерстяные перчатки и подставите руки, то пузырь не лопнет, он будет лежать у вас на руке или отскакивать от нее при мягких толчках. Как это возможно? Все дело в том, что при соприкосновении с шерстью контакт пузыря с поверхностью не плотный - он удерживается на мелких ворсинках, между которыми находится воздух. Получается, что и сам пузырь словно находится в воздухе.

        3|| Светящиеся мыльные пузыри

        Если детям приходилось бывать на шоу мыльных пузырей, то они наверняка видели светящиеся в темноте мыльные пузыри. Это обычный номер программы таких шоу. Предложите детям самим стать повелителями светящихся мыльных пузырей. Все, что вам понадобится сделать - добавить в раствор люминофор, специальный порошок, делающий жидкости светящимися в темноте. В продаже есть такие порошки (100 г сухого порошка примерно 500-600 рублей), но вы можете поступить и более дешевым способом: вылейте в раствор мыльных пузырей жидкость из светящихся браслетов или выдержите в растворе желтый текстовыделитель, чтобы его жидкость перешла в раствор. Типичный текстовыделитель - флуоресцентный жёлтый, окрашенный пиранином. Опыт с такими пузырями нужно проводить при лампе черного цвета. В полной темноте, возможно, вы вообще ничего не увидите.

        Однако, не спешите настраивать детей, что опыт получится с первого раза и будет впечатлять сильным свечением. Скорее всего, светиться будут стенки пузыря при соприкосновении с поверхностью или друг с другом. Все дело в том, что сам раствор может действительно ярко светиться в темноте за счет концентрации люминисцентных частиц, но в пленке пузыря их окажется гораздо меньше. А значит, и свечения будет меньше.

        4|| Кубические мыльные пузыри

        5|| Замороженные мыльные пузыри

        Зимой мы уже рассказывали про то, как делать замороженные мыльные пузыри на улице в мороз . Мыльная пленка замерзает уже при температуре ниже 10С. Но весной и даже летом тоже можно заморозить парочку пузырей. С помощью морозильной камеры, конечно. Вам понадобится хороший мыльный раствор, например, глицериновый, смочите им поверхность плоской тарелки и выдуйте на нее несколько пузырей. Делайте это рядом с открытой морозилкой, чтобы иметь возможность побыстрее в нее поставить тарелку с пузырями.

        Будьте осторожны - не совершайте резких движений при переносе и закрытии дверцы морозилки, чтобы пузыри не лопнули от воздушной волны. Оставьте на час, а потом достаньте пузыри - тоже осторожно, ведь замороженная пленка все еще очень хрупкая. Кстати, пленка может и не сохраниться, может просесть, потерять сферическую форму, разрушиться. На это влияет воздух внутри пузыря, который при охлаждении будет уменьшаться и, соответственно, влиять на напряжение мыльной пленки.

        6|| Дымные мыльные пузыри

        Подготовка к этому эксперименту потребует от вас некоторого времени, поэтому запланируйте опыт на вечер, в котором у вас действительно есть пара свободных часов. Но этот опыт очень эффектный, его можно успешно демонстрировать на научных выставках! Вам понадобятся: 2-литровая пластиковая бутылка, теплая вода, сухой лед, длинная трубка, небольшая воронка, пластиковый стаканчик, в дне которого нужно сделать отверстие, сухая шерстяная перчатка, раствор для мыльных пузырей. Соедините трубкой воронку и пластиковый стаканчик, в местах соединений не должно быть зазоров, чтобы воздушная струя не терялась.

        7|| Мыльные пузыри-матрешки

        Чтобы получилась мыльная матрешка, вам нужна ровная поверхность без царапин и трещин. Смочите стол самим мыльным раствором, а затем прямо на него выдуйте один большой пузырь. Он не лопнет! От соприкосновения с обычной поверхностью, сухой, не смоченной предварительно мыльным раствором, пузыри лопаются, но подготовленная поверхность минимизирует их разрушение, так как связи молекул в мыльном растворе со всех сторон одинаковы и достаточно эластичны. Ну а также дети заметят, что все пузыри совершенно одинаковы, они стремятся к идеальной сферичной форме, если не встречают препятствия.

        Главная картинка

        Мыльные пузыри вызывают восторг у детей всех возрастов. С их помощью превратить в праздник можно любой, даже самый скучный, день. Водные шарики бывают совсем маленькими и огромными. Прочность, стойкость к прикосновениям, летучесть и количество получаемых прозрачных игрушек зависят от материала для выдувания. Необязательно покупать раствор для мыльного шоу в магазине, его легко приготовить самостоятельно дома из простых ингредиентов.

        Из этой статьи вы узнаете

        Полезные советы

        Подготавливая сюрприз, родителям нужно соблюдать некоторые рекомендации, в этом случае праздник будет удачным:

        За это время осядет лишняя пена, ингредиенты хорошо смешаются, раствор получится качественным.

        Важно! Помните о том, что мыльный раствор щиплет глазки. Если неприятная ситуация произошла, не пугайте малыша. Промойте веки водичкой и успокойте ребенка. Но лучше всего рассказать, что так бывает, заранее.

        Посмотрите еще 15 лайфхаков для надувания мыльных пузырей:

        Раствор из хозяйственного мыла (классический)

        Это самый простой рецепт мыльных пузырей в домашних условиях. Вам понадобится:

        • натертое или нарезанное мелкими кусочками мыло – 10–20 г
        • глицериновый спирт – 2 ч. л.
        • полстакана горячей воды.

        Действуйте следующим образом:

        1. Натрите кусочек мыла, сложите в широкую емкость.
        2. Залейте кипятком, хорошенько перемешайте.
        3. Дождитесь полного растворения.
        4. Процедите.
        5. Насыпьте глицерин или тетраборат натрия. Сначала 2 ч. л.
        6. Проверьте прочность шариков. Если пузырек лопается быстро, то добавьте еще 1–2 ч. л. глицерина.
        7. Если глицерина нет, воспользуйтесь сахаром, желатином.

        Их добавляйте в равных пропорциях: по 10 г, потом еще, если потребуется.

        Важно! Внимательно подойдите к выбору мыла. Нельзя использовать ароматизированное моющее средство. Возьмите хозяйственное, глицериновое. В них нет лишних добавок.

        Рецепт раствора без глицерина

        Глицериновый спирт есть в магазинных пузырях. Для самодельного домашнего варианта это необязательно. Его заменяют другие составляющие:

        • жидкое средство для посуды – 70 мл
        • сахар – 50 г
        • вода – 70 мл
        • гель для душа (без аромата) – 70 мл.

        Это интересно! Чтобы добавить в игру радугу, воспользуйтесь натуральными красителями. Насыпьте цветной колер для окраски пасхальных яиц в мыльную болтушку. Для максимально шикарного эффекта разлейте смесь по маленьким бутылкам и окрасьте в разные оттенки.

        Раствор из жидкости для мытья посуды

        Это идеальный вариант для выдувания пузырей-гигантов. Приготавливать раствор так:

        1. Вскипятите воду, 400 мл. Остудите ее до 30–35°С.
        2. Влейте Fairy, не меньше 100 мл. Практика показывает, оно пенится и пузырится лучше всего.
        3. Досыпьте в раствор сахарный песок – 2 ч. л.
        4. Размешайте готовую смесь.

        Важно! Безопасным для малышей считается только обычное средство для мытья посуды. Жидкость для посудомоечных машин не используйте. Она не пенится и содержит активные химические компоненты.

        Раствор из шампуня

        В пошаговой инструкции есть секрет. Если использовать детский шампунчик без слез, то глазки при попадании раствора щипать не будет. Сделайте такие пузыри для игр в группе детского сада, когда малышей много. Они толкаются, мыльная жидкость брызгает в глаза. Но подойдет и взрослый шампунь.

        Наводите смесь так:

        1. Разведите 200 мл шампуня в 400–500 мл воды.
        2. Вспеньте, дайте настояться сутки.
        3. Добавьте глицерин – 6 ст. л. или сахар-песок – 6 ч. л.
        4. Подержите в холоде пару часов.
        5. Ставьте мыльный эксперимент с малышами любого возраста без страха за глазки.

        Это интересно! Жан-Батист Шарден первым среди известных художников изобразил мыльные пузыри на холсте. Работа датируется 1734 годом. На ней изображен мужчина, выдувающий прозрачный шарик из трубочки, и ребенок, который с восхищением наблюдает за происходящим.

        Раствор из пены для ванн

        Изготавливайте мыльные шарики в ванне во время купания. Этим часто занимаются малыши. Воспользуемся их опытом.

        Раствор для мыльных пузырей своими руками из пены для ванны готовится легко, а шарики не лопаются долго. Смесь будет состоять из простых ингредиентов:

        • кипяченая вода – 100–120 мл;
        • пена для купания – 250–300 мл.

        Если хотите, чтобы пузырики были стойкими к прикосновениям, добавьте 30–40 г глицерина. Настаивать смесь не нужно.

        Важно! После кипячения в воде остается осадок (накипь). Старайтесь не добавлять его в мыльную жидкость. Лучше аккуратно слить воду или процедить, не разбалтывая. Хлопья накипи мешают пузырям формироваться.

        Шарик просто не надуется из-за тяжести раствора.

        Раствор из жидкого мыла

        Простой способ создания мыльного шоу дома. Им заменяют классический рецепт с хозяйственным мылом. Используйте жидкий вариант средства, чтобы не ждать растворения кусочков в воде. Шарики на основе текучего мыла будут надуваться легко, иметь приятный аромат. Для опыта подойдет детское средство или любое другое без цвета и сильного запаха.

        Разводить смесь нужно так:

        1. Возьмите воду – 20 мл.
        2. Добавьте в емкость 100 мл мыла в жидком варианте.
        3. Смешайте, поставьте в холодильник на нижнюю полку на 2–4 часа.
        4. Капните немного глицерина – не больше 10 капель.
        5. Пускайте прозрачные шарики дома, во время прогулки.

        Это интересно! В Самаре ежегодно 10 мая проходит праздник мыльных пузырей. Участники детского шоу соревнуются в выдувании самого большого, прочного и красивого пузыря. Праздник проходит весело, а местные малыши приходят в неописуемый восторг.

        Раствор из стирального порошка

        Пузыри из порошка для ручной стирки получаются большими и крепкими. Их удается подержать на ладони пару секунд. Производство раствора длительное, но конечный результат стоит того.

        Приготовьте следующие ингредиенты:

        • горячая вода (от 45°С) – 500–600 мл;
        • 20 г стирального порошка (без добавок Lenor, антистатиков);
        • нашатырный спирт– 2 ч. л., или 20 капель.

        Смешайте порошок, воду, взболтайте. Затем капните нашатырный спирт и уберите емкость в холод на четыре дня. После отстаивания процедите смесь через мелкое сито.

        Раствор готов для экспериментов.

        Важно! Такую смесь нельзя давать малышам до 3–5 лет для самостоятельного опыта надувания шариков. Порошок и нашатырный спирт могут попасть в ротик крошки, если профессионализм пользования трубочкой для пузырей еще не на высоком уровне.

        Раствор с сахаром

        Перед изготовлением волшебной смеси придется сделать сахарный сироп своими руками. Это несложно:

        1. Возьмите сахар – 5 частей и теплую воду – 1 часть.
        2. Смешайте.
        3. Получится тягучая смесь.

        Теперь можно вернуться к пузырям. Смешайте следующие составляющие:

        • сахарный сироп – 100 мл;
        • натертое мыло – 200 мл;
        • глицериновый спирт – 200 мл;
        • вода (35–45°С) – 800 мл.

        Соедините компоненты, взболтайте, оставьте для настаивания на 12 часов. Перед использованием уберите лишнюю пену сверху.

        Это интересно! Сахар необходим в пузырях для крепости и долговечности в полете. Он играет роль укрепляющей смазки на поверхности.

        Как сделать огромные пузыри

        Большими считаются пузыри диаметром от 1 метра. Для их изготовления используются разные способы.

        Рецепт с гелем-лубрикантом

        • вода – 1 литр;
        • Fairy – 230 мл;
        • Гель-лубрикант (техническая смазка) – 120–150 мл;
        • глицерин – 120–130 мл.

        Смешайте все, кроме воды. Затем подогрейте воду и влейте в смесь. Взбивать пену не нужно.

        Теперь начинается чудо. Дети испытывают неописуемый восторг от всего огромного. А мыльные пузыри-гиганты просто поражают их воображение.

        Это интересно! Рекорд по выдуванию пузыря колоссального размера поставила американская компания Beeboo Big Bubble Mix в 2005 году.

        Объем шарика из мыла составил 3000 кубических метров. Это был мастер-класс в мировом масштабе, поскольку фирма продает оборудование для мыльных шоу по всей планете.

        Рецепт с желатином

        Приготовление мыльных шариков с желатином проходит в несколько этапов:

        1. Растворите 25 г желатина в теплой воде (500 мл). Возьмите железную чашку, посуду придется подогреть чуть позже на плите.
        2. Уберите лишнюю воду – слейте ее, оставив в емкости густую массу желатина.
        3. Добавьте сахар-песок – 25 г.
        4. Поставьте кастрюльку подогреваться.
        5. Растопите, но не кипятите.
        6. Влейте 400 мл воды.
        7. Добавьте глицерин – 50 мл, Fairy – 100 мл.
        8. Быстро размешайте. Не взбалтывайте до пены.
        9. Раствор для пузырей-гигантов как в магазине готов.
        10. Запуск мыльных шариков начинайте сразу после остывания смеси до комнатной температуры.

        Это интересно! С научной точки зрения мыльный шарик – это многослойная структура с полостью внутри. Вода в разных слоях притягивается молекулами за счет всем известных физических законов (притяжения и прочих.). Если слои слишком толстые, то атомы Н2О схлопываются, образуя единое целое – каплю. Глицерин оттягивает этот момент, не позволяя молекулам воды притягиваться.

        Посмотрите советы в этом видео:

        Как сделать прочные пузыри

        Тугие пузыри не изготавливаются на мыльной основе. Для прыгучести и долговечности потребуются другие ингредиенты:

        1. нагретая до 50–60°С вода – 300 мл;
        2. порошок для стирки – 25 г;
        3. нашатырный спирт – 1 ч. л;
        4. глицерин – 150 мл.

        Чтобы водные шарики не лопались, поставьте смесь компонентов в холод на 2–3 суток.

        Пропустите через сито и еще остужайте 10 часов. Шарики из смеси глицерина и спирта можно держать на ладони, играть, как прыгуном.

        Это интересно! Валерий Коваль – российский школьник – придумал новую технологию выдувания прочных пузырей огромного размера. Он добавил в раствор резиновый клей. В результате получился мыльный шарик диаметром более двух метров.

        Еще один интересный рецепт прочных пузырей вы можете посомтреть в этом видео:

        Чем можно надувать

        Классическим приспособлением для создания праздника из мыльных шариков является трубочка и соломинка. Сегодня шоумены, да и просто находчивые дети и родители используют для такого занятия более современные варианты:

        • покупной бутылек с палочкой;
        • трубка от шариковой ручки;
        • пистолет с механизмом надувания пузырьков;
        • пластиковые бутылки (от газировки) без дна;
        • теннисная ракетка;
        • хлопушка для выбивания ковров;
        • самодельная палочка из проволоки;
        • пластиковая воронка.

        При желании можно найти множество приспособлений и способов выдуть самый большой, самый прочный фигурный и классический пузырь.

        Включайте фантазию и играйте!

        Развлечения с пузырями

        Существует масса групповых и индивидуальных игр с мыльными шариками. Их можно использовать на детских праздниках, дома для поднятия настроения грустными зимними вечерами.

        Мыльная матрешка

        Понадобятся соломинки для коктейлей, мыльный раствор, блюдце. Играйте с детьми так:

        1. Налейте жидкость для мыльных пузырей в блюдечко.
        2. Вставьте в лужицу соломинку. Надуйте большой пузырь. Он остается на тарелке.
        3. Выньте соломинку, потом вставьте опять внутрь шарика, сделайте еще один пузырь меньшего размера.
        4. Повторите несколько раз. Пузыри должны дуться внутри предыдущих, прячась, как в матрешке.
        5. Устройте соревнование на количество составных частей внутри главного шарика из мыла.

        Мыльная война

        Купите генератор мыльных пузырей. Это специальный механизм для выдувания водных шариков разных размеров. Для компании дошколят подойдет механический вариант, который удобно держать в руках. Внутри пистолета есть емкость для заправки раствором. Крохи нажимают на клавишу, а пистолет выпускает серию мыльных шариков.

        Задача детей: поразить противника пузырями. Заправлять емкость при большом количестве играющих детей придется часто. Но игра точно всем понравится.

        Заморозки

        Это научный опыт в домашних условиях. Зимой выйдите с детьми на балкон или играйте на улице. Выдувайте шарик осторожно, не делайте его большим. Если температура вокруг будет меньше –7ºС, то он замерзнет и разрушится. Детям понравится наблюдать процесс замораживания шарика.

        Рисунки мыльными пузырями

        Шарики-кораблики

        Запуск водных кругляков в ванне доставит детям массу удовольствия.

        Мыльный прыгунец

        Это игровой набор: перчатки и раствор для пузырей. Ребенок надувает эластичный мыльный шарик, с помощью перчаток играет с прыгунцом длительное время. Сильно бить нельзя, иначе пузырек быстро лопнет. Задача ребенка: научиться рассчитывать силу удара, интуитивно угадывать, куда приземлится шарик, и подставлять ладонь ему навстречу.

        Увлеченность детей разного возраста мыльными пузырями трудно объяснить. Легкие водные шарики завораживают, увлекают мальчиков и девочек. Научитесь изготавливать пузыри в домашних условиях из простых ингредиентов и сделайте домашним сюрприз.

        Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

        Читайте также: