Проект осень 2 класс литературное чтение своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность. Осень – удивительное время года. Она не перестает восхищать нас своим непостоянством, изменчивостью, буйством красок, сменой настроения. Не так давно нас радовала золотая осень. Сентябрь оказался на редкость теплым и сухим. Дети наблюдали за разноцветным ковром опавших листьев, грелись под теплыми солнечными лучами, ловили летающую паутину. Незаметно подкрался октябрь. Ах, какой он молодец! Соревнуясь с сентябрем, он не залил нас холодным дождем, а подарил теплую солнечную погоду. Невозможно усидеть дома, так и тянет пойти на прогулку в лес. Деревья уже стоят голые, разве что на некоторых веточках еле держаться последние листочки. Они оторвутся, когда подует легкий ветерок. Опавшие листья потеряли свою былую яркость, пожухли и тихо хрустят под ногами. Но как чудесен аромат прелых листьев! Удивительно, но молодые побеги травы, наперекор всем холодам, рвутся вверх к солнцу. Тишина в лесу такая, что ты слышишь каждый шорох. Но вдруг пролетит какая – то птица, вскрикнет тревожно и спрячется. Ее неспокойное настроение чувствуешь и ты, понимая, что скоро наступит ноябрь, который принесет холодный, пронизывающий ветер и первые заморозки. В такие минуты успокаивает то, что поздняя осень проходит быстро. Природа, постепенно засыпая, готовится к приходу зимы.

Как прекрасен мир вокруг! Надо только научить наших детей видеть эту красоту, наслаждаться каждым мгновением этого великолепия и величия природы, выражать свои чувства и эмоции. Наша задача в условиях образовательного процесса расширять и укреплять связь детей с природой, развивать взаимодействие, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей.

Задачи проекта : расширять и систематизировать знания детей об осени. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Расширять представления о неживой природе. Развивать воображение, познавательные способности, активность, любознательность, коммуникативные навыки, совершенствовать умения и навыки в продуктивных видах деятельности.

Формировать навыки исследовательской деятельности, умение обобщать анализировать полученные результаты.

Воспитание чувства любви к родной природе, бережного отношения ко всему живому.


Ожидаемые результаты. Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Этапы реализации проекта.

I этап Подготовительный



Составление перспективного плана совместной работы с детьми и родителями. Подбор информационного материала, методической литературы, художественных произведений и дидактических игр, атрибутов для сюжетно – ролевых игр и занятий, музыкального, иллюстративного материала, подготовка презентаций. Сбор природного материала, изготовление поделок. Оформление папок передвижек, консультаций для родительского уголка по теме проекта.



II Этап. Практический

Познание. Формирование целостной картины мира.


Познание. Развитие познавательно – исследовательской деятельности



Чтение художественной литературы

Художественно – эстетическое развитие.







Социализация, развитие общения, нравственное воспитание


Сбор листьев, каштанов, желудей, шишек, семян для поделок

Взаимодействие с родителями




III этап. Презентация проекта.

Альбомы детских рисунков



Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть ваши радостные лица, ребята. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.
Ход урока:
Учитель: Ребята предлагаю вам отгадать загадку:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ:(Осенью)
Учитель: молодцы ребята, сегодня мы поговорим с вами о времени года "Осень".
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
(автор Ю. Каспарова)

Кто мне ребята назовет осенние месяцы?
Ответы ребят (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Учитель: правильно, молодцы. Но у этих месяцев раньше были еще и другие названия.
Сентябрь - хмурень






подумайте, обсудите в группах и ответьте на вопрос "В чём красота осени?". На обсуждение вам дается 4 минуты.
Заслушиваются ответы каждой группы



Учитель:
Существует много пословиц про осень, вот несколько из них:
-Упал с дерева один лист – жди осени
- От осени к лету повороту нету.
- Осень хвастлива, а весна справедлива.
- В сентябре синица просит осень в гости
А также загадки про осень (слайд презентации)



Учитель:Ребята давайте подумаем как изменяется неживая природа осенью?
Ответы ребят:(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)
Солнце (положение над горизонтом). Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.
Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Небо все чаще затягивают облака и тучи.
Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.
Вывод: В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)
Учитель:
Природа осенью щедро дарит нам свои дары.
Назовите дары осени.
Ответы ребят: ягоды, грибы и т.д.



Ежегодно во всем мире проводят различные осенние конкурсы, например поделки из природного материала, как и в нашей школе тоже. А есть еще конкурсы на самый большой фрукт или овощ, выращенный на своем огороде.


ИТОГ:
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы ребят
Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Если да, то на листе бумаги нарисуйте солнышко, если нет, то тучку.
Домашнее задание: собрать гербарий из осенних листьев.

У осени красивая улыбка,
В ней женщины добрейшее лицо,
И в ее платьях, золотом расшитых,
Сверкает счастье — радостно, легко.

Ложатся листья шелком на дороги,
В осеннем парке бродит ребятня,
Ты обойди знакомые пороги,
Позолоти пустые берега.

Сияй звездой волшебной среди ночи,
Не торопись пожалуйста уйти,
Ведь ты прекрасна золотая осень,
Тебе не зря написаны стихи.

Твой аромат кружится и дурманит,
Тобой пьянеют люди без вина,
И путник проходящий не оставит —
Оценит взглядом ласковым тебя.
(автор: Елена Степанова)

Вот как сделала с маленькой дочкой книжку Надежда: передаю ей слово.

Книжка про осень своими руками: материалы и инструменты

Для выполнения книжки нам понадобится:

— два альбомных листа формата А 4,

— листики с деревьев,

— гелевая ручка и фломастер.

Книжка про осень своими руками: пошаговый мастер-класс

Шаг 1. Возьмем белые листы бумаги и создадим фон для нашей книжки про осень. Для этого в секцию палитры нужно поместить чайную ложку гуаши (мы брали гуашь жёлтого цвета), добавить в нее столовую ложку воды и размешать всё кисточкой. Этим бледным раствором с помощью кисточки закрашиваем наши белые листы формата А4 . Ждем 5-10 минут, чтоб краска подсохла.

knizhka-pro-osen-foto

Далее оформляем обложку книжки — верхний лист.

Шаг 2. Подписываем название книжки.

Шаг 3. Украшение книжки.

Затем приступаем к приклеиванию цветочков и листочков на наши листы. Расположение деталей и формирование композиции были исключительно моими, а вот в нанесении клея ПВА и приклеивании деталей участвовала дочка. При этом я читала стихи про осень из книжечки.

Шаг 4. Подписываем издательство на обложке.

Отвлеклись на 30 минут от аппликации (побегали и поели) и в хорошем настроении приступили к оформлению второго листа нашей книжки.

knizhka-pro-osen-2

Оформляем второй лист книги.

Шаг 5. Делаем второй лист книжки по аналогии с первым листом — рисуем фон, пишем стишок про осень, приклеиваем листочки и лепестки осенних цветков для имитации волн у речки (мы использовали белые лепестки и затем красили гуашью синего цвета)

Соединяем листы в книжку. Мы поместили наши работы в отдельные файлы и с огромным удовольствием сфотографировались с новой книжкой!

knizhka-pro-osen-3

Всем творческих успехов!

Поскольку книжка в файле и не сшиты — то ее всегда можно дополнить ее новыми страничками или поменять их местами.

Мини- книжка про осень своими руками

А если Вы хотите сделать мини-книжку с картинками, то Вам поможет техника оригами. У Вас получится очень маленькая, компактная карманная книжка — подружка, которую можно взять с собой на прогулку.

В такой книжечке на каждой страничке находится картинка или фотография одного объекта (например: лужа, береза, туча, осенний лес и т.д.), которую можно рассматривать с ребенком. Для старших дошкольников можно нарисовать в книжке слоговые или звуковые схемы слов и подписать картинки.

Я нашла в дополнение к статье два пошаговых и очень понятных видео о том, как можно сделать основу книжки в виде книжки — оригами.

Для первого способа Вам понадобится всего лишь два листа альбомной бумаги формата А 4: один для страничек, а второй для обложки мини-книжки.

Еще один способ сделать основу книжки — малышки про осень в технике оригами из одного листа А 4 Вы увидите в этом видео. В книге будет меньше листов, но они будут больше по размеру.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Эти сочинения про осень были написаны учениками вторых классов. Прочитай их и оцени, понравилось ли тебе какое-нибудь из сочинений.

Сочинения про Осень для 2 класса

Вариант №1

Вот наступила сказочная осенняя пора. Снег ещё не выпал, но уже пролетает. Листьев на деревьях осталось очень мало. А листья, которые упали, лежат под деревьями разноцветным лоскутным ковриком и радуют глаз.

Птицы поют уже не так весело. Они уже съели все яблочки с деревьев и подлетают к жилищам людей, чтобы выманить вкусные крошки хлеба.

И хотя осенью солнышко светит не так ярко, как летом, и греет не сильно, всё равно осень радует нас своими удивительными красками и свежим воздухом.

Мне нравится 51

Вариант №2

Осень — моё любимое время года. Пора позолоченной листвы на деревьях и время расставания с перелётными птицами. Они улетают к себе в тёплые края. Осенью поспевают овощи и фрукты, которые надо успеть собрать до первых морозов, чтобы были запасы еды на зиму.

Осенью всё больше дней становятся пасмурными и дождливыми. Солнышко уже не светит ярко. Дни становятся прохладнее.

Но осенью очень красиво из-за разноцветных листьев на деревьях. И ещё это пора, когда дети идут в школу и получают знания.

Мне нравится 34

Вариант №3

Как прекрасна осенняя пора — пора созревания фруктов и овощей на огородах и в садах. Осенью самые красивые цветы, потому что они дозрели и распустились.

Небо осенью синее-синее. По нему плывёт больше облаков, чем летом. Потому что они собираются пролить на землю осенние дожди. Земля должна быть пропитана влагой, чтобы зимой под сугробами снега земля не размёрзлась.

Осеннее время года самое прекрасное. На деревьях листья перекрашиваются в разные оттенки жёлтого и красного цветов. Из осенних цветов можно собирать букеты. И они будут такими же красивыми, как букеты цветов.

Я люблю осень и всегда с нетерпением жду её.

Мне нравится 40

Вариант №4

Осенняя пора грустная. Уже не так тепло, как летом. Дни становятся короче и прохладнее. Солнце уже не обогревает землю своими лучами. Поэтому листья на деревьях становятся жёлтыми и коричневыми и начинают падать на землю, медленно кружась в воздухе.

Осенью приятно бродить по лесу. Листья под ногами шуршат и на рябине покраснели гроздья полезных ягод.

Животные начинают готовиться к зимовке. Они утепляют свои жилища — гнёзда и норки и натаскивают в них припасы, чтобы зимой было что кушать.

Ещё осенью некоторые птицы собираются в большие стаи и готовятся к полёту, а потом улетают в края, где зима не такая суровая, как у нас. Но они обязательно запомнят путь, которым полетят. А с наступлением тёплых дней вернутся обратно.

Мне нравится 48

Вариант №5

Осень прекрасна своими красками. Осенние листья перекрашиваются в разные яркие цвета. Как красиво осенью на природе! И хотя цветы уже завяли, но на земле лежат прекрасные разноцветные листья. Если собрать их в букет, то он будет такой же красивый, как букет цветов.

Осенью бывают редкие тёплые и солнечные дни. В такие дни приятно гулять, зная, что скоро на землю упадёт снег. И можно будет только вспоминать об осенних деньках.

Мне нравится 37

Вариант №6

1. Как изменяется небо осенью.

2. Как выглядит осенний пейзаж из окна.

3. Дерево у окна.

4. Моё отношение к осени.

Когда наступает осень, дни становятся прохладными, часто дует ветер. Небо заволакивают тяжёлые тучки и идут холодные дожди.

В такую погоду не хочется выходить на улицу. Но всегда интересно смотреть, как изменяется окружающий мир в это время года.

Я частенько усаживаюсь у окна в своей комнате и смотрю на улицу. Осень за окном выглядит очень красиво. Деревья своими разноцветными листочками, как ладошками, машут мне.

А потом поднимается ветерок и отрывает листочки. Но они не сразу падают на землю, а некоторое время танцуют на ветру прямо в воздухе. За таким сказочным хороводом очень приятно наблюдать из окна, из тёплой комнаты.

Возле моего окна растёт рябина. У неё очень красивые резные листочки. С наступлением осени они желтеют и тоже после очаровательного танца на ветру падают под дерево.

Вот такая чудесная осень из моего окна.

Предложения про Осень

Во втором классе иногда учитель даёт задание: написать 5 предложений про осень.

Я предлагаю воспользоваться следующими фразами.

  1. Осень — красавица, всем на свете нравится.
  2. Золотая осень уже стоит у порога.
  3. Осенью природа наряжается в самые лучшие и красочные свои наряды.
  4. Осенние деньки — радость для души.
  5. Солнечная осень радует.
  6. Дождливая осень побуждает к размышлениям.
  7. Осень — пора сказочная и волшебная: зелёные листики превращаются в жёлтые и красные.
  8. Осень шуршит под ногами сухой листвой.
  9. У осени самые яркие краски.
  10. Осень — художница: раскрашивает природу в пёстрые цвета.

Здесь я написала не 5 предложений про осень, а немного больше. Предлагаю дополнить мой список через комментарии. Напишите, что вам больше всего нравится или не нравится в осени.

А зачем? Ведь там сотни, тысячи, если не миллионы детей уже скачали все стихотворения про осень. Это будет массовое сочинение одного стиха что ли?

А не лучше ли придумать своё собственное, из сердца вычерпнутое стихотворение.

Нужно взять несколько осенних слов: существительных, прилагательных, глаголов. Выписать их в два-три столбика, а затем напротив каждого слова написать рифму к нему.

Выглядеть это будет примерно так:

осень — восемь
придут — опадут

Перемешивая слова по смыслу и ставя рифмованные в конец строчки, мы получаем четверостишие, например, такое:

Дней так через восемь
К нам примчится осень.
Скоро дождики придут,
А там и листья опадут.

Проект осень 2 класс

Окружающий мир

Уж сколько замечательных художественных сцен подарила нам красочная осень в природе. На окружающем мире во 2 классе начинается знакомство детей с особенностями этой поры, а именно с переменами во внешнем виде растений, поведением животных и колебанием погоды. Работая над сочинением по этой теме, ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и насыщает речь литературными словами.

Поэтическое пора

Осень — расцвет года. Её воспевают, о ней слагают стихи и, конечно же, на её описании развивают писательский талант. Это россыпь красок, которые так и просятся на страницы лирических произведений.

Осень в природе (окружающий мир 2 класс)

Такой стиль легко определить по наличию эпитетов и метафор, которые придают образам особой красочности и эмоциональности. Существуют ряд видеоуроков, поясняющих принципы этого художественного приёма. Но для его полноценного использования необходимо вдохновение и открытое мышление, способное находить новые варианты интересных сравнений.

Описание осени — необъятный плацдарм для творчества и работы лириков. Профессионалы полагаются на свой опыт и яркую фантазию, молодым же творцам для удачного текста необходим план.

Рассказ об осени 2 класс

Образцовый кластер описания состоит из нескольких частей:

  • общие перемены в природе;
  • преимущества и недостатки осени;
  • визуальная картина;
  • личное отношение.

Опираясь на план, необходимо написать образцовый рассказ об осени во 2 классе. Можно заимствовать некоторые приёмы из известных произведений или красноречивых сочинений неизвестных авторов.

Сентябрь — ещё немного тепла

Сентябрь открывает осеннюю пору. Солнечные лучи всё ещё ласкают тёплым светом и в расцвете дня прогревают поверхность земли так, словно вновь вернулось лето. В воздухе парят белоснежные паутинки, а небо озаряет волшебная синева.

Перемены ощущаются постепенно, сокращая длительность дня, и продлевая продолжительность ночи. Температура, показатели которой держатся на высокой отметке днём, в тёмное время суток существенно понижается. Люди вынуждены доставать из шкафа лёгкую верхнюю одежду.

Сбор урожая

Цветы день за днём теряют свою свежесть, а травы истощаются и приобретают желтоватый оттенок. Более крупные растения облачаются в золотистые наряды и величественно тянутся за порцией тёплого солнечного света.

Сентябрь знаменуется сбором урожая, именно поэтому этот месяц пользуется особым почётом у народа. Сочные наливные фрукты и овощи радуют изобилием.

Перелистнув на календаре половину месяца, можно обнаружить изменения погоды. Небо приобретает более суровые очертания, а на его фоне периодически появляются облака. Иногда собираются большие серые тучи, которые, накопив влаги, низвергаются дождём.

Октябрь — фестиваль красок

Для этого месяца характерны следующие перемены:

Осенние заморозки

  1. Зелёный цвет полностью исчезает, сменяясь жёлтым и багровым. Леса переливаются красками.
  2. Ближе к завершению месяца деревья постепенно обнажают, готовясь к периоду обновления.
  3. У температуры воздуха повышается контраст: при дневном свете всё ещё чувствуется тепло, а с наступлением сумерков резко холодает.
  4. Вторая половина октября характеризуется первыми заморозками. По утрам на ветвях и крышах домов можно заметить иний. Лужи затягивает хрустящий лёд.
  5. Ветер становится частым гостем. Постепенно его характер становится хмурым и неприветливым.
  6. В предвкушении резкого похолодания насекомые спешат покинуть поверхность земли и спрятаться в её глубинах. Птицы же отправляются в регионы с более гостеприимным климатом.

Ноябрь — переменчивый художник

Этот месяц всё чаще скупится на солнечные лучи, и отдаёт предпочтение капризам надвигающейся зимы. Для ноября характерен холодный дождь, сменяющейся мокрым снегом и укрепление корки льда на водоёмах. Борьба пестрой осени с неприветливой зимой начинается уже с середины месяца. Ближе к его завершению холод одерживает победу.

День значительно сокращает свою длительность и отдаёт преимущество ночи. Часто небо не имеет просвета, отчего ночи кажутся чёрными. Но когда снег впервые покрывает землю, небо проясняется.

Снег в ноябре

На окнах то и дело появляются причудливые хрустальные рисунки, которые тают от прямых солнечных лучей.

Красота растительности больше недоступна для взора. Деревья обнажены, цветы и трава истощились и высохли. Лишь жизнь сосен и елей не подвержена изменениям с приходом морозов. Они всё так же пестрят зеленью. Животные нарастили пышный мех, устойчивый к низким температурам. Некоторые из них устроились на зимнюю спячку.

Реферат для начальных классов

Несколько возможных примеров:

Осенний дождь

Еж

Осеннее время

Осень календарь

  1. Осень — красочная пора. Листва на деревьях приобретает разные оттенки: жёлтый, красный и коричневый. От такого зрелища невозможно оторвать взор. Некоторые листья опадают и весело шуршат под ногами. Из них можно плести красивые венки.
  2. Небо осенью необыкновенно синее. Во время дождя на нём появляется сказочная радуга. Это самое восхитительное украшение, которое могла придумать природа. Некоторые птицы решают улетать на юг. Другие же верны своему дому и готовы пережидать холода в месте, где родились.
  3. Погода осень меняется и становится менее приветливой. Всё чаще дует ветер, иногда вместе с ним приходит дождь. Солнце перестаёт радовать. Его тепло уже не такое, как летом.
  4. На смену лету пришла красочная осень. Она раскрашивает деревья, будто у неё есть карандаши. Но красота деревьев непостоянна. Как только ударит мороз, они скинут свой праздничный наряд.
  5. Когда осень стала главной, деревья обрели новый наряд. Они сменили зелёный цвет на жёлтый, оранжевый и красный. Иногда эти цвета смешиваются на одном листе. Животные запасаются орехами и сухими овощами, чтобы зимой не беспокоиться о еде. А медведи готовят берлогу к длительной спячке.
  6. Осенью растения изменили свой вид. Трава стала коричневой и больше не растёт. Цветы потеряли летние краски и ломаются от прикосновения. А деревья ожидают прихода снежной зимы, чтобы завернуться в пушистые белые платья.
  7. Осень приносит и грусть, и радость одновременно. Глаз радует золотой оттенок на деревьях. И небо приобрело сочность. Да и цветы на полях пестрят разнообразием. Но вот только злой ветер сдувает солнце, а на его месте появляются тучи. Они уныло свисают над головой и поливают дождём. А так хочется вернуть тепло!
  8. Дождевые капли стали частым гостем, а солнце всё чаще скрывается за объёмными тучами — значит, пришла осень. Эта пора заставляет зверей задуматься о заготовке запасов. Белки спешат собрать жёлуди и орехи, ежи рыщут в поисках грибов, а полевые мыши и кроты наполняют нору зерном. Медведь особенно тщательно готовится к зиме, ведь в это время его активность очень низкая. Среди его запасов можно найти и корни, и плоды деревьев, и даже насекомых. А пока не настали холода, животные нежатся на солнышке.
  9. Осень украла солнце. Без него небо стало хмурым и неприветливым. Время от времени крупные капли дождя опускаются на землю, образуя вместе большие лужи. Чтобы не намокнуть, все прячутся по домам. В порывах ветра больше не ощущается тепла. Сейчас он похож на холодного вестника зимы.
  10. Осенью дни отдают часть времени ночи. Цвета этой поры сначала блещут яркими красками, затем тускнеют, а к завершению ноября и вовсе пропадают. Облака теряют свою приветливость, превращаясь в угрюмые тучи. Они не собираются радовать жителей земли своей красотой. Их цель — затмить солнце и отстранить его от правления на небесном пространстве.
  11. Наступает осень, а значит вскоре нежные лучи солнца сменят холодные и скользкие капли дождя. Птицы, которые так звонко пели летом, сменили тон. Теперь в их песнях чувствуется беспокойство о холоде, который вскоре накроет землю. А пока стоит насладиться необыкновенным преображением леса, который сменил однотонные зелёные рубахи на пёстрые жёлто-красные тона.
  12. Осенняя пора вызывает смешанные чувства. С одной стороны, яркие цвета листвы вдохновляют и вызывают улыбку, с другой — проливные дожди, сырость и холод заставляют хмуриться и грустно предвкушать приближающуюся зиму.
  13. Осень — это пора, когда можно прыгать по лужам в резиновых сапогах и нырять в гору разноцветных листьев. Можно собирать в парках распустившиеся цветы и вплетать их в косы. Осенняя пора вдохновляет своей красотой и изобилием красок. Даже дождь не способен испортить её величие.

Многие творцы открыто восхищаются осенними пейзажами, перенося свой эмоциональный всплеск на страницы произведений. Безмятежность и взрыв красок, едва уловимые ароматы и предвкушение перемен вдохновляют на красивые строки.

Осень начинает украшать землю, своими хрупкими кусочками ослабевшего золота.

Тересита Фернандес.

Такие реплики позволяют посмотреть на обычные вещи глазами художника и развивать в себе творческий потенциал.

Читайте также: