Проект линия жизни психология как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Чем больше работаю в психотерапии, тем больше восхищаюсь одной чертой нашего Бессознательного — оно обожает моделировать. Серьезно, хлебом не корми, дай помоделировать. Наиболее интенсивно это используется в открытой Т. Джеймсом терапии линии времени, в моем случае — работе с Обобщенной Линией Жизни (формализованная репрезентация линии времени в Нейротрансформинге).

Перевожу на русский язык. Если попросить наше Бессознательное смоделировать всю нашу жизнь в виде воображаемой линии на полу — оно вам это сделает. Для этого необходимо взять три маленьких бумажки-стикера и отмаркировать пространство в вашей комнате точками настоящего, рождения и зачатия. И — все! Линия жизни построена. У себя на полу расположилась ваша жизнь, с момента зачатия и до настоящего момента. Со всеми ее событиями — радостями и горестями, ситуациями, диалогами, принятыми решениями. Как ощущения? Мурашки идут? Проникнемся масштабностью мгновения и идем дальше дальше.

Итак, построили. Что нам это дало?

Очень многое. Обобщенная Линия Жизни (ОЛЖ) является мощным инструментом по работе с собственным Бессознательным. С ее помощью вы можете запросто определить откуда растут ноги у любой вашей проблемы… Для этого достаточно просто стать рядом с вашей ОЛЖ, повернуться к ней лицом и положить маркер на то место, где имел место породивший проблему инцидент. Как если бы вы знали. Положили? Отлично, ответьте быстро, не думая, сколько вам там было лет, что там произошло. При хорошем раппорте с собой ответы идут один за другим.

Пример из практики.
Клиент, 31 год. До смерти боится собак.
Работа с ОЛЖ определила возраст импринта — 3 года. Ребенок испугался большой собаки, которая на него лаяла.

Еще пример.
Клиентка, 37 лет. Хронически напряжена, не может расслабиться даже на отдыхе.
Психотравма состоялась в 5 лет, когда девочка осталась дома одна, испугалась скрипа дверей от сквозняка.

Таких примеров у меня целый мешок — Линия Жизни применяется в психотерапии систематически в целом ряде ситуаций. Она позволяет без многлетнего лежания на кушетке определять то, что человек уже давно забыл (или вытеснил из памяти), но что продолжает определять его поведение, состояния, убеждения, образы Я и отношения с внешним миром (см. Модель Мерседес-СК).

При этом грош цена была бы этой психотехнологии без ее терапевтических возможностей. При помощи Линии Жизни вы можете не только обнаруживать импринты, психотравмы и много чего еще. Вы сможете их убирать, то есть лечить себя, или других людей — если работаете с ними. Это делается просто и увлекательно.

Представьте, что это - Ваша жизнь, от начала оо сегодняшнего дня. Пожалуйста, обозначьте самые значимые, наиболее запомнившиеся события. Чем более приятное, радостное, позитивное событие, тем выше отмечайте его от центральной оси времени (поставьте точку и подпишите). И чем оно негативнее, печальнее, неприятнее, - тем ниже. На самой оси обязатезьно укажите, сколько Вам было лет, когда это событие произошло.

Заполнение производится с помощью ручки или карандаша на выбор испытуемого.

Последующая обработка производится с анализом количественных и качественных параметров:

Параметры 5-8 являются оригинальными и не участвовали в обработке у других исследователей, поэтому требуют объяснения. Выбирая их, мы руководствовались следующими задачами:

Объяснить данный факт и проследить характер взаимосвязи его с остальными параметрами стало нашей задачей.

2. Поскольку второй этап исследования был запланирован в ВУЗе, нами была поставлена задача

3. Тема отношений с противоположным полом оказалось частой в событиях испытуемых, особенно у девушек и женщин. Поэтому мы поставили задачу:

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Софья

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кругликова Софья

Особенности взаимосвязи ценностно-смысловых факторов и ценностных ориентаций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

This article notes the importance and thoroughness of the "lifeline" method in the scientific literature, analyzes the works presented in the framework of the cadet circle at the Department of pedagogy of the UNK PSD

4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности [Текст] : метод. указания / сост.: Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова, Е.А. Гаврилова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 40 с.

5. Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. [Текст] / Под ред. Ю. И. Александрова. -СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

Кругликова Софья, курсант 862 учебного взвода МосУ МВД России имени В. Я. Кикотя, (Москва, Россия)

Научный руководитель - д.пед.н. Ульянова И.В. Аннотация.

GOAL, ESSENCE, RESULT

Kruglikova Sofya, cadet 862 training platoon Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, (Moscow, Russia)

This article notes the importance and thoroughness of the "lifeline" method in the scientific literature, analyzes the works presented in the framework of the cadet circle at the Department of pedagogy of the UNK PSD.

самоанализ, конструирование жизненного пути. Наряду с этим у самих исполнителей-авторов рисунков, как показали опросы, стабилизируется самооценка, укрепляется самоуважение.

Вместе с тем в процессе выполнения данного задания стимулируется рефлексивная деятельность курсантов, что в последующем преподаватель переносит в повседневную педагогическую практику. Например, работая над решением какой-либо проблемной квазипрофессиональной задачи, обучающиеся говорят не только о конкретных дидактических аспектах, но и отмечают собственные эмоциональные реакции, актуализируют примеры, связанные с собственным жизненным опытом. Нередко они вспоминают примеры из педагогической, социально-педагогической практики своих школьных учителей, на основе чего, как правило, завязываются дискуссии, значительно обогащающие образовательный процесс в целом. На этой основе преподаватель периодически ставит акценты, связанные с возможными перспективами курсантов в научно-исследовательской деятельности.

1) Анализ прошлого, его место в проблемах сегодняшнего дня, условиях формирования личности, наработанных стереотипов разрешения конфликтов.

2) В отношении настоящего важно дезактуализировать значимые переживания, изменить форму реагирования на них.

3) Адресовываясь к субъективному будущему клиента, процесс консультирования способствует закреплению оптимизированного варианта реагирования на возможные в будущем конфликтные ситуации и структурированию ресурсов личности, направленных на достижение целей жизни клиента.

-Оценка точки настоящего позволяет выявить общую оценку текущего жизненного этапа, который связывается обычно с каким-либо конкретным событием, которое может восприниматься как положительное, отрицательное или нейтральное.

-Событийная временная ориентация, которая позволяет оценить содержательную наполненность событиями жизни прошлого или будущего в структуре жизненного пути личности.

- Преобладание прошлого или будущего в жизни личности по длительности линии жизни (графическая временная ориентация) позволяет оценить восприятие и осознание длительности отрезков жизненного пути личности.

- Анализ содержания смыслов событий жизни по выделенным сферам с оценкой их расположения (прошлое, настоящее или будущее) и аффективной оценкой. В результате произведенного анализа нами было выявлено следующее:

1.Во всех проанализированных работах ярко отражена положительная оценка текущего жизненного этапа (поступление в университет и начало обучения). У большинства курсантов это связано с приобретенным статусом полицейского.

2.В представленных работах мы четко видим ориентацию респондентов на настоящее и будущее по отношению к удельному весу событий прошлого, что объясняется устремленностью курсантов к обретению качеств, присущих статусу полицейского, а также стремлением достигнуть поставленных целей.

3.Все представленные работы курсантов сбалансированы относительно графической временной ориентации, что доказывается актуализацией каждого временного периода: прошлого настоящего и будущего; на временной шкале каждому периоду выделен равный отрезок. Все респонденты осознают значимость и длительность каждого жизненного периода.

В целом проведенный анализ позволяет отметить единство временных и смысловых аспектов жизненного пути личности курсантов, яркую положительную окрашенность текущего момента, ориентацию на настоящее и будущее, сбалансированность временной ориентации, а также значимость выбранной сферы деятельности.

3. Ульянова И.В. сСвременная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. - М.: РосНОУ, 2015. - 416 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ

Антонова Юлия, 5 курс, Психология служебной деятельности, СПб Университет ГПС МЧС России, (Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Т.В. Иванова, к.психол.н., доцент

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN COMMUNICATION OF CURSORS UNIVERSITY OF GPS STATE EMERCOM OF RUSSIA

Antonova Julia, fifth year student of the Saint Petersburg University of Fire service of the Russian emergencies Ministry, (Saint Petersburg, Russia)

Обучение в ВУЗе МЧС наполнено трудностями, что требует от курсанта привыкания к обстоятельствам и изменения образа жизни.

Курсанты в процессе обучения лишены привычных социальных контактов с друзьями, поэтому несмотря на свои желания вынуждены общаться друг с другом в группе при выполнении учебных и служебных задач. Эти процессы сопровождаются психологическими трудностями в группе, что оказывает влияние на процесс обучения и взаимодействие друг с другом.

При общении в таких условиях возникают психологические барьеры, которые снижают эффективность общения, препятствуя адекватному пониманию курсантами друг друга, что приводит к возникновению дискомфорта от контакта взаимоотношения вплоть до конфликта. Также непринятие сказывается на результатах учебной деятельности.

В связи с этим особое значение приобретает изучение сущности, содержания и причин возникновения психологических барьеров в общении курсантов СПб УГПС МЧС России, а также выявление возможностей их преодоления в процессе работы.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера

Психологический барьер — это состояние человека, которое не дает возможности осуществить желаемое действие и становится препятствием для проявления своей активности.

Очень часто, находясь в коллективе, курсанты не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.

Данное упражнение относится к нейро-лингвистическим практикам и техникам визуализации жизненных проблем.

ТЕХНИКА

Описание:

Вам нужно вспомнить события прошедших дней. Определите вектор Вашего сознания, на котором, по Вашему мнению, они появились.

Пофантазируйте о целях на далекое/близкое будущее. Где возникают эти мыслеобразы?

Представьте нить, соединяющую будущее и прошлое время. Это Ваша временная линия. Отметьте на ней дату Вашего рождения, поход в первый класс, выпускной, свадьбу, другие важные для Вас события, которые уже состоялись.

Наметьте на линии времени желаемые и ожидаемые события, например, рождение ребенка или приобретение дома.

ТЕХНИКА

Практика

Каждый сам определяет отношение к собственной жизни. Осознание временной линии поможет превознести или, наоборот, умалить любое событие.

Вы трепетно бережете воспоминания о лучшем друге детства и считаете это пустой тратой времени? Подумайте, что такие люди встречаются очень редко, и Ваша временная линия вовсе не пестрит десятками и сотнями встреч с интересными, благородными и умными людьми, к которым относится Ваш друг детства.

И на самом деле с тех пор было мало событий, способных затмить Ваше общение и приключения. Почему бы не попробовать встретиться с Вашим другом сейчас? Вносите яркие краски в Вашу жизнь и радуйтесь каждому мгновению.

ТЕХНИКА

Анализ:

К какой бы категории Вы не относились, для психического здоровья и достижения оптимального уровня управления стрессом важно уметь представлять будущее прямо перед собой, а прошлое - позади. Такая визуализация способствует осознанию незначительности и временности любых неприятностей.

Как можно чаще просматривайте собственную временную нить и отмеченные на ней даты и события. Вспоминайте, насколько волнующими для Вас были те или иные слова и поступки, и какими неважными и пустыми они кажутся сейчас.

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Цель: формирование способности видеть положительную перспективу жизни, формирование адекватной самооценки, осознание необходимости личностного роста, возможность оценивать свои уже совершённые поступки и будущие.

- активизировать ресурсы личностного роста;

- актуализировать, обобщать представления о прошлом, настоящем, будущем, о своих жизненных ценностях.

Вспомнить домашнее задание и закончить 3 предложения:

В ходе обсуждения, при наличии негативных, отрицательных высказываний, корректировать отношение ребёнка (но ведь было и что-то хорошее, ты сможешь, у тебя получится, не всё так плохо, как ты представляешь).

Затем каждое событие ранжируется по 10-бальной шкале (возможный вариант – ранжирование отдельно в прошлом, настоящем и будущем с целью диагностики самых значимых событий этих этапов жизни).

Затем эти события размещаются в виде точек на графике. Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зелёного и синего цвета на гистограмме. Наличие у подростка проблем с будущим указывает либо полное отсутствие зелёного, либо присутствие 1-2 точек, не привязанных к определённым годам жизни.

3. Ведущий: «Напишите письмо своему другу детства. Чтобы облегчить эту работу, используйте бланк письма, в котором нужно заполнить пропуски.

По желанию детей эти письма можно зачитать.

Рефлексия: представь, что лестница в будущее состоит из 12 ступеней, подумай и напиши в своём дневнике, на какой находишься ты в данный момент.

Домашнее задание: подумай, как ты будешь осуществлять задуманное тобой.

Цель:развитие умения планировать, подчинять сиюминутные интересы стратегическим целям, прояснение временной перспективы будущего.

Задачи: развивать позитивные представления о персональном будущем, формировать умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, умение реалистически оценивать свои возможности.

Оборудование: личные дневники.

Ведущий: «Так как же ответить на самый главный и самый трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своём сознании? Попробуем составить алгоритм [11].

1) Возьмите бумагу и карандаш, устройтесь удобно, почувствуйте себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких ограничений, нарисовать или описать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того, о чём вы мечтаете, кем хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 5-10 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королём. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

- Формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь.

- Будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, чем богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели.

- Постарайтесь составить ясное представление о результате, что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились.

- Важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда всё будет хорошо.

Эти правила надо помнить и учитывать при дальнейшей работе.

На данном этапе можно воспользоваться и другим эффективным приёмом – рисунком.

2) На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и определить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы всё то, о чём писали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдалённому будущему. Соответственно, в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором – о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем.

3) Из всего того, что вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. А затем напишите, почему вы точно уверены, что для вас так важно.

5) Составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете. Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, финансовые ресурсы. Уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете.

6) Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть всё, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведённого с друзьями. Припомните 3-4 таких случая. Какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали?

7) После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, или раскованным, уверенным. Опишите этого человека.

8) Сформулируйте в виде тезисов, что препятствует иметь всё, о чём вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает, что вас ограничивает?

9) На этом этапе надо для каждой из 4 выбранных целей составить черновик пошагового плана её достижения. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Как говорит Д.Карнеги, всё, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня.

Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, чего хотите, вы описали этот процесс, как в его конечном результате, так и на начальных стадиях, вы определили, какие стороны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели.

Задача следующего шага – разработка собственно стратегии достижения успеха. Попытаемся смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.

10) Воспользуйтесь такими моделями. Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цель. Запишите эти советы. А теперь проделайте следующее полезное упражнение. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещена эта картинка: справа, слева, вверху, посередине. Обратите внимание также на размер, точность, качество этой картинки, на те движения. Звуки, переживания, которые её создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину – что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте её того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому – более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые формулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей лёгкостью, чем уже пережитого.

11) Нарисуйте мысленно свой идеальный день. Кто с вами, чем вы заняты? Когда, как вы проснулись, что происходит дальше вплоть до самого вечера, когда вы снова ляжете спать? Что вы будете чувствовать, ложась в постель?

Цель: Формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от многообразия проявлений их индивидуальности.

Задачи:показать закономерность индивидуальных различий окружающих, формирование умения видеть ситуацию глазами другого человека.

Оборудование: листы с рисунками (облака и солнце), магнитофон, дневники.

Дети сидят на стульях по кругу. Предлагается встать:

- тем, кто сегодня чистил зубы;

- у кого имя начинается на гласную букву, на согласную;

- кто родился в Свечинском районе (любом другом);

- чья будущая профессия связана с техникой, людьми и т.п.

Часть вопросов желательно ориентировать на будущее:

- те, кто после училища планирует учиться дальше;

- для кого в будущей профессии самое важное – деньги;

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что есть качества общие для всех, а есть уникальные, которые делают человеческую натуру самобытной, неповторимой, индивидуальной.

2. Воспитанникам предлагается на рисунках с изображением неба на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом – имя, которым им бы хотелось, чтобы их назвали. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие ребенку и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Задание выполняется под оптмистическую негромкую музыку.

Заполнив лист, воспитанники передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчёркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя круг, возвращаются владельцу.

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных – доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-нибудь. Тому, чей подарок, похвала больше всего понравились стоящему в центре, он дарит свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, входит в центр круга, теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

4. Групповая дискуссия.

В ходе обсуждения цитаты предлагается поговорить о проблемах, возникающих в связи с тем, что окружающие могут воспринимать нас не так, как мы предполагаем.

- зачастую мы видим себя не так, какими нас видят другие;

- если человек не понимает вас, это не значит, что он непонятлив, попытайтесь объяснить ему ещё раз другими словами;

Читайте также: