Пробил диффузор динамика отверткой как отремонтировать

Обновлено: 07.07.2024

Недавно я наткнулся на объявление о продаже динамика за 500 рублей, который раньше стоял в сабвуфере от аудиосистемы 5.1, на данный момент она стоит порядка 27000 рублей. А так как динамик лежит без дела, то хозяин решил его продать, низкая стоимость была обусловлена отсутствием подвеса, но в остальном он полностью рабочий.

Я заинтересовался предложением и решил приобрести динамик, чтобы восстановить его и использовать по назначению под сборку домашнего сабвуфера.

Динамик выглядит неплохо, но от подвеса остались только куски резины и следы клея.

Резиновый подвес подошел как заводской, главное приклеить его правильно, чтобы не было хрипов.

Приклеивать подвес я буду при помощи резинового клея, он легко наносится тонким слоем и при необходимости его можно отклеить, если слегка нагреть. Но перед приклеиванием нужно удалить остатки старого клея и часть подвеса на диффузоре. (Листаем галерею).

Колонки, содержащие в себе и сателлиты, и сабвуфер, рассчитаны на наиболее высококачественное воспроизведение звука. Соответственно, диффузор сабвуфера должен быть мощнее, больше по площади, толще, например, иметь прорезиненный технологический слой и изготавливаться из высококачественного картона со специальной полимерной пропиткой.

Чем больше площадь, тем выше и диаметр диффузора.



Разновидности

Бумажный диффузор в обязательном порядке пропитывается особыми компонентами, в состав которых входят полимерные наполнители. Они герметизируют материал, из которого состоит целлюлозный диффузор. Достоинство бумажного (или картонного) диффузора – низкий коэффициент искажений: звук передаётся наиболее естественно.




Недостатки – ограничение мощности (не больше десяти с лишним ватт), чувствительность к осадкам и сырости. При плохой погоде в ходе эксплуатации таких колонок на улице динамики с бумажными диффузорами быстро сминаются и выходят из строя.

Композитные, металлические, кевларовые, полипропиленовые (или полиуретановые), углепластиковые диффузоры лишены всех этих недостатков. Частотные характеристики у них заметно отличаются, но это не мешает производителям улучшать характеристики путём изменения общей конструкции динамика.

В наушниках, к примеру, бумажные диффузоры никогда не использовались – они заменены пластиковыми мембранами.

Пропитка

Чтобы обезопасить, например, бумажный динамик от разрыва диффузора, используют пропитки, приготовленные на основе органических растворителей. Так, для центральной части, ответственной за высокие частоты, применяют прозрачный пластик, растворённый в дихлорэтане.

Для промежуточной, ответственной за средние частоты, – резиновый клей в уайт-спирите (по массе клея – четверть от общего веса состава). Крайняя же часть пропитывается составом на основе автомобильного герметика. Перемешав компоненты, пропитайте диффузор так, чтобы на его поверхности не оставалось капельных выступов – покрытие должно быть равномерным и однородным.



Нельзя наносить минеральные масла, битум, вазелин и другие пропитки. Здесь даже клей ПВА бы не помог. В лучшем случае результат окажется нулевым, в худшем – динамик можно необратимо испортить некачественной или неподходящей пропиткой. Высококачественная пропитка должна быть как минимум двухслойной.




Особенности ремонта

Вначале вырезается заплатка нужного размера – она должна с запасом перекрыть разрыв. Поверхность места разрыва должна быть очищена от грязи и посторонних частиц, можно также её обезжирить, например, этиловым спиртом. Склеиваемые поверхности должны быть неподвижны, убедитесь перед началом работ, что колонка (или сам динамик в системе) временно отключён. Мощные динамики заклеиваются при помощи нескольких слоёв бумаги или даже картона.




После приклеивания бумагу покрывают полимерным составом, обладающим достаточной эластичностью, так как затвердевающее до жёсткого состояния покрытие может ухудшить частотные характеристики диффузора. Важно, чтобы диффузор стал водонепроницаемым – это убережет его от повторных замятий и разрыва бумажной оболочки.

Не факт, что у вас получится, используя сырую резину, выполнить, к примеру, с первой попытки вулканизацию при помощи паяльника. Приклеивание же кусков резины не только внешне обезобразит динамик, но и не восстановит его исходное звучание до заводских характеристик.

О том, что зависит от материала диффузоров акустики, смотрите в следующем видео.

ремонт динамиков своими руками-01

Выполнить ремонт динамиков своими руками достаточно просто, для этого не нужны специальные инструменты или глубокие технические знания, достаточно понимать принцип работы громкоговорителя, и уметь работать с паяльником. Однако такая работа требует хорошей подготовки и навыков, то есть необходимых знаний для этого дела.

Ремонт автомобильных динамиков своими руками

Чтобы отремонтировать и убрать хрипы динамика нам понадобится:

  • Отвертка
  • Ацетон
  • Двухсторонний скотч
  • Фотопленка
  • Нож или скальпель
  • Батарейка 3 вольта
  • Клей для Момент
  • Шприц
  • Ножницы
  • Небольшой лист ватмана

ремонт динамиков своими руками-1

Смотрите здесь по шагам, как сделать ремонт динамиков своими руками

Сразу хочу напомнить, что речь в этой статье пойдет об автомобильных динамиках, которые были установлены в машине, и в следствие долгой эксплуатации теперь начали хрипеть. Я решил не отдавать их в сервис, а сделать ремонт акустики самостоятельно, так как было самому интересно понять весь процесс ремонта, да к тому же экономия средств. Поэтому, если кто-то готов своими руками восстановить вышедшие из строя динамики, то возможно мой опыт вам пригодится.

Итак, пожалуй начнем! Первым делом набираем в шприц ацетон и смачиваем клеевой шов уплотнительной резинки, а также нижнюю часть диффузора. Делается это для того, чтобы клей стал мягким и можно было легче разъединить детали. Аккуратно скальпелем поддеваем верхнюю мембрану, и одновременно ацетоном смачиваем клеевое соединение. Такую же операцию проводим и с нижней частью диффузора.

Паяльником отпаиваем звуковые косички от контактных клемм. Далее, нужно выкрутить винт крепления магнита и осторожно демонтируем всю конструкцию. В случае, если катушка сгоревшая или имеет серьезные механические повреждения, тогда следует ее перемотать, используя один из двух вариантов: перемотать катушку самостоятельно или нанять специалиста.

Приводим катушку в надлежащий вид, удалив с нее все инородные частицы, пыль и прочее.

На следующим шаге необходимо притереть ее вокруг сердечника. Чтобы выполнить эту операцию, потребуется двухсторонняя клейкая лента. Вырезаем узкую полоску плотного картона и на него приклеиваем клейкую ленту, и вот этим нехитрым инструментом убираем различные соринки изнутри.

Теперь проверяем центровку сердечника, который должен располагаться абсолютно по центру, то-есть, во время установки катушка должна быть отцентрирована точно по центру.

В моем случае проблема заключалась в том, что в динамике слышалось шуршание, так как наружная часть катушки цепляла за сердечник. На снимке отчетливо видна потертость.

Центровку выполняем старым проверенным способом — используем фото-пленку. Пленку нужно поместить в сердечник таким образом, чтобы она была точно по его размеру, размещаем ее там, но так, чтобы была возможность ее потом вынуть.

На этом этапе освобождаем поверхности от старых остатков клея и смазываем их новым клеем. Вначале нижнюю часть, там где располагается мембрана, устанавливаем ее и опять выполняем проверку правильность центровки, используя при этом батарейку. Если замкнуть контакты, то мембрана втянется во внутрь.

Теперь даем время высохнуть клею, после чего проверяем мембрану, которая должна быть прижата, но не трогаем ее, дабы не нарушить выполненное центрирование. Далее выполняем склеивание верхней части. Наносим клей и оставляем прижатым каким либо грузом сохнуть на 24 часа.

Когда вся конструкция полностью высохнет, извлекаем фото-пленку и опять проверяем на предмет трения катушки об сердечник. Затем все припаиваем на свои места.


Для начала хочу рассмотреть причины поломок:
-обрыв провода между клеммой и катушкой, для начала проверяем целостность провода между контактом и на диффузоре возле катушки не разбирая
-сгорела катушка, сложный случай мало шансов на восстановление так-как придется искать провод и каркас
-сорвало катушку, вот этот случай ремонта я сейчас опишу


Если не все провода слезли (как на фото) то перекошенные тоже удаляю для того чтоб намотать правильного диаметра катушку и она не сузилась я подложил флакон из под капель с намотанным на него несколькими витками бумаги для подгонки диаметра. Мотаю провод руками первый слой фиксирую при помощи лака, лака для ногтей :) через 5 минут ложу второй слой, и покрываю его лаком.


На фотке намотан первый слой катушки, провод зафиксировал вот таким не хитрым способом - иглой, чтоб не размоталась катушка пока я буду обрабатывать лаком и сушить.


А это самый важный элемент внутри ))) каркас, если диаметр не правильно подберешь считай пропало
каркас должен быть гладким, или стекло или полированный метал или подобное
чтоб не оторвать его вместе с катушкой, когда его надо будит вынимать.


Мой небольшой опыт показывает что нужно разбирать динамики именно так как на фотографии
почему? назад собирается точно все на свое место и если я не ошибся с диаметром каркаса то играет как новенький
а вот если немножечко чиркает надо смотреть либо еще раз мотать или дать ему как-бы сказать копоти, работает у меня один такой сейчас хорошо (нагрузил я ему 45 ватный усь и на целый день в селе на огороде дискотека).

На последок я хочу сказать что у меня не все получаются сразу удачно бывало по 2 раза мотал, так что если не получилось не растраивайтесь, пару штук намотаешь - придет и опыт и некоторые нюансы по отдельным моделям.
жена про лак не знает :) я использовал бесцветный

Читайте также: