Приставки для бас гитары своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 17.09.2024


Хорус (chorus) – это звуковой эффект, который, как следует из названия, призван имитировать хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии, сдвинутой по времени на 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется с инфранизкой частотой: от долей герца до нескольких герц.

Многие промышленные педали хорусов используют линию задержки, выполненную на микросхеме MN3007, либо близких аналогах. Однако, учитывая относительную труднодоступность, а также значительный процент фальсификата данной микросхемы, радиолюбители вполне успешно освоили и расхожую ИМС процессора эхо-сигналов – PT2399, которая, как выяснилось, звучит в хорусах ничуть не хуже MN3007.


Рис.1 Схема и разводка платы хоруса "Little Angel" mini Chorus от Rick Holt

Сначала по схеме: обозначение N/C в данном случае – это no contact, т. е. – никуда не подключено.
Диод D1 на плате (которого нет на схеме) – это некая изуверская защита от переполюсовки источника питания. Спасёт от неправильного подключения батарейки посредством её замыкания и полного разряда. При подключении сетевого адаптера – либо выведет его из строя, либо выгорит сам, а вместе с ним и вся остальная схема. В существующем виде к впаиванию не рекомендуется!

Главной плодотворной находкой Холтона явилась подача управляющего сигнала, регулирующего время задержки PT2399, не на предназначенный для этих целей вывод 6 микросхемы, а на вывод 2, который обеспечивает внутреннее смещение ОУ, входящих в состав ИМС.

Нижняя (по схеме) половина ОУ NE5532 представляет собой генератор инфранизких частот с формой сигнала, отдалённо напоминающей синусоиду. Потенциометром 100 кОм можно регулировать частоту генератора, а переменником 470 кОм – амплитуду, поступающую на управляющий задержкой вход PT2399.

Верхняя половина ОУ NE5532 – это обычный усилитель с Ku = 2 и входным сопротивлением около 400 кОм.
Сигнал с выхода этого ОУ (прямой сигнал) суммируется с выходным сигналом PT2399 (14 вывод – задержанный сигнал) посредством резистивного сумматора и поступает на выход примочки.
Использование такого пассивного сумматора подразумевает наличие у устройства, подключаемого к хорусу, высокого входного сопротивления (не менее 100 кОм). В противном случае амплитуда сигнала упадёт.

Резистор 100 Ом, подключенный к 6 выводу PT2399, обеспечивает время задержки – около 30 миллисекунд, что вполне нормально для таких устройств, как хорус. Однако datasheet на микросхему гласит: "We do not recommend the R value below 1KΩ when power on", что буквально означает: "Мы не рекомендуем в момент подачи питания пытаться величину R делать меньшей, чем 1кОм". В противном случае тактовый генератор микросхемы может просто не запуститься!

Как избавиться от этой опасности мы рассмотрим в следующей разработке, свободной от некоторых недостатков конструкции, описанной выше.


Схема Deep Blue Delay + Chorus

Рис.2 Схема педали "Deep Blue Delay + Chorus"

Построение данного эффекта хорус базируется на схеме модели "Deep Blue Delay" от известной Финской компании "Mad Professor". А поскольку схема хоруса отличается от оригинала только введением дополнительного генератора инфранизких частот, управляющего временем задержки, то и как дилэй это устройство (при соответствующих положениях регуляторов) также будет нормально трудиться.

Давайте углубимся в схемотехнику эффекта.

Слева – генератор инфранизких частот, построенный на двух ОУ. В отличие от предыдущей схемы обладает более симметричной формой сигнала.
Потенциометр "Rate" регулирует частоту генератора, "Intensity" – амплитуду, а соответственно, и глубину эффекта. Так же как и в хорусе "Little Angel", сигнал генератора, управляющий задержкой, подаётся на 2 вывод PT2399.

Верхний левый ОУ представляет собой усилитель входного сигнала с Ku = 2, правый – это активный микшер, суммирующий прямой и задержанный сигналы.

Поскольку "Deep Blue Delay + Chorus" – это не только хорус, но и дилэй, то у него обязан быть регулятор времени задержки. Эту функцию выполняет потенциометр "Delay". В режиме Chorus этот переменник должен находиться в нижнем по схеме положении, т. е. иметь нулевое сопротивление.
А для того чтобы при таком положении регулятора PT2399 нормально запустилась, в схему введён транзисторный ключ, который в начальный момент включения питания закрыт нулевым напряжением на базе, поэтому 6 вывод подключён к земле через 100 Ом + 2,2 кОм. По мере заряда электролита (47 МкФ) транзистор переходит в открытое состояние и замыкает резистор 2,2 кОм на землю.

Защита от переполюсовки источника питания организована таким же манером, как и в "Little Angel". Правда в данном случае ограничительный резистор 33 Ома не позволит диоду накрыться тазом при неправильном подключении сетевого адаптера. Однако, учитывая, что при максимальных значениях частоты дискретизации потребление PT2399 может приближаться к сотне миллиампер, то падение напряжения в 3 вольта на резисторе явно не очень положительно повлияет на работу устройства. Поэтому, если всё ж таки есть желание организовать такую защиту, то включите диод шоттки (в прямом направлении) в разрыв шины питания. Резистор в этом случае, естественно, надо убрать, равно как и диод, изображённый на схеме!


О некоторых приставках для получения подобных эффектов и пойдет рассказ. Все они рассчитаны на работу как с промышленными звукоснимателями, устанавливаемыми на обычную гитару, так и с самодельными, изготовленными по описаниям в популярной радиолюбительской литературе.

Примочка гитары. Бустер приставка

Сигнал с датчика электрогитары поступает на разъем XS1, а затем на предварительный усилитель, выполненный на полевом транзисторе VT1. Со стока транзистора сигнал поступает через конденсатор С4 на разъем XS3, к которому подключают основной усилитель электрогитары.

В предварительном усилителе использовано два резонансных контура, поэтому частотная характеристика приставки неравномерна. Контур L1C1, включенный в стоковую цепь транзистора, настроен на частоту примерно 2800 Гц, в результате чего усиление приставки на этих частотах возрастает в 10. 15 раз. Контур L2C3 в истоковой цепи настроен на частоту около 500 Гц, и сигналы такой частоты ослабляются приставкой в 2. 3 раза. На более низших частотах усиление приставки близко к единице.

Питается приставка от источника GB1, который подключается к усилителю при вставленной ответной части разъема XS2.

Настройка приставки заключается в подборе резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы ток стока транзистора составлял 0,8. 1 мА.

Примочка гитары. ВАУ приставка


Примочка гитары. Схема ВАУ приставки

Полосу пропускания усилителя и усиление каскада регулируют переменным резистором R2: чем ниже по схеме находится движок резистора (т. е. чем больше введено сопротивление резистора), тем меньше усиление каскада и уже полоса пропускания.

Датчик электрогитары подключают к разъему XS1, а с разъема XS2 сигнал подают на основной усилитель.

Транзистор может быть другой — из серий КТ315, КТ342В или аналогичный высокочастотный транзистор с коэффициентом передачи тока не менее 100. Конденсатор С2 — К50-6, остальные конденсаторы могут быть МБМ, КЛС. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменные — СП-I группы Б (с обратной логарифмической зависимостью изменения сопротивления от угла поворота оси). Разъемы и выключатель питания — любой конструкции.


Примочка гитары. Схема варианта ВАУ приставки

Когда понадобится отключить все эффекты, достаточно нажать кнопку SB1 и извлекать звуки обычным медиатором или пальцами.

Конструктивно приставка может быть выполнена в виде небольшого корпуса с ручками управления на передней панели или в виде педали с ножным переключением режимов.


Примочка гитары. Схема упращенной ВАУ приставки

Чтобы работа приставки меньше зависела от разницы в выходном сопротивлении различных датчиков или устройств, включаемых между датчиком и приставкой, на входе стоит согласующий резистор R1. Приставка хорошо работает при входном сигнале амплитудой около 5 мВ. Увеличение амплитуды вдвое может привести к появлению заметных на слух нелинейных искажений.

С целью уменьшить уровень собственных шумов транзисторы приставки работают в режиме малого тока. Это позволило также снизить потребляемый приставкой ток от источника питания до 0,3 мА.

Транзисторы КТ312Б можно заменить любыми из серии КТ315, а вместо МП42Б применить любой другой маломощный германиевый транзистор структуры p-n-р. Источник питания GB1 — батарея 3336 либо три элемента 332, 343, соединенные последовательно. Остальные детали — таких же типов, что и в предыдущей конструкции.

Детали приставки монтируют на плате, чертеж которой нетрудно составить самим, воспользовавшись чертежом платы предыдущей конструкции и расположением на ней аналогичных каскадов.

Налаживание приставки сводится к подбору режима транзисторов усилителя. Резистор R2 подбирают с таким сопротивлением, чтобы ток эмиттера транзистора VT1 был равен 40. 50 мкА, а ток эмиттера транзистора VT3 — 250. 300 мкА. Если усилитель склонен к самовозбуждению, следует зашунтировать резистор R5 конденсатором емкостью 10. 150 пФ.

Для работы этой гитарной примочки не используется металлический медиатор. Примочка гитары содержит два узла. С одним из них вы уже знакомы — это управляемый RC-фильтр, выполненный на транзисторах VT3, VT4 и содержащий Т-мост в цепи отрицательной обратной связи. Работа его ничем не отличается от подобных узлов предыдущих конструкций. Сигнал на фильтр поступает с разъема XS1, а снимается на основной усилитель электрогитары с разъема XS2.

Второй узел приставки — автоматического управления, собран на транзисторах VT1, VT2, VT5 — VT7. Работает он только при показанных на схеме положениях подвижных контактов секций переключателя SA1, когда через секцию SA1.1 на узел поступает питающее напряжение, а через секцию SA1.2 управляемый фильтр подключается к узлу-автомату.

Проследим за работой второго узла. Сигнал со звукоснимателя электрогитары поступает на предварительный усилитель автомата, выполненный на транзисторах VT1, VT2. Усиленный им сигнал выпрямляется диодами VD1, VD2. Образующееся при этом на конденсаторе С7 постоянное напряжение подается На ждущий мультивибратор, выполненный на транзисторах VT5, VT6. Мультивибратор срабатывает, и на нагрузке одного из его плеч — резисторе R16 формируется импульс положительной Полярности амплитудой около 1,2 В и длительностью 0,1 с. Через цепочку Cl 1VD3C12R17C13 он поступает на базу транзистора VT7. Сопротивление участка коллектор-эмиттер этого транзистора изменяется, в результате чего изменяется и частота управляемого фильтра.

Большинство деталей приставки монтируют на плате (рис. 96), размеры которой определены из расчета использования указанных деталей (в частности, резисторы МЛТ-0,25, оксидные конденсаторы К50-6).

Если возникнут трудности в получении нужных результатов работы автоматики, следует проверить напряжение на эмиттере транзистора VT2 — оно должно быть около 3,8 В. В случае значительного отличия измеренного напряжения нужно заменить транзистор VT1 другим такого же типа, с меньшим или большим обратным током коллектора. Определить точнее, какой нужен транзистор, можно так: если напряжение на эмиттере транзистора VT2 больше заданного, понадобится транзистор VT1 с большим обратным током коллектора, и наоборот.

В эмиттерной цепи транзистора стоит резистор R5, обеспечивающий отрицательную обратную связь по переменному напряжению. На этот резистор поступает через конденсатор С2 переменное напряжение с генератора синусоидальных колебаний, выполненного на транзисторах VT2, VT3. Частота колебаний зависит от номиналов резисторов R7 — R10 и конденсаторов СЗ — С5 и может изменяться переменным резистором R9 в пределах от 3 до 30 Гц. Амплитуду подаваемого на усилитель сигнала с генератора можно плавно регулировать переменным резистором R6.

Поскольку через резистор R5 протекает общий ток каскада, изменения его благодаря подаче переменного напряжения отразятся и на сигнале, снимаемом с коллектора транзистора. Иначе говоря, сигнал на коллекторе окажется промодулированным сигналом генератора. Глубину модуляции изменяют переменным резистором R6, частоту — переменным резистором R9. А чтобы выходной сигнал приставки не искажался, рабочую точку транзистора можно подобрать точнее подстроечным резистором R2.

Часть деталей смонтирована на плате, ее укрепляют в небольшом корпусе. На передней панели корпуса устанавливают переменные резисторы и выключатель питания, на задней — разъемы.

Возможно, в процессе работы приставки из-за снижения напряжения батареи появятся искажения звука. Их можно устранить или уменьшить подстроечным резистором либо заменой источника питания.

Этот эффект — один из популярных и часто употребляемых в эстрадной музыке. Сущность его состоит в том, что сигнал с датчика электрогитары усиливается и ограничивается с обеих сторон, в результате чего на выходе появляются частоты, кратные основной частоте колебаний. Иначе говоря, появляются гармоники, обогащающие звучание электрогитары.

Чтобы приставка вступила в действие, нужно перевести подвижные контакты переключателя SA1 в противоположное по сравнению с показанным на схеме положение. Теперь поступающий от датчика сигнал подается через конденсатор С1 на усилитель, выполненный на транзисторах VT1 и VT2. Это обычный усилитель с непосредственной связью между каскадами, он лишь усиливает сигнал с датчика до нужной амплитуды.

С резистора R7, являющегося регулятором громкости, сигнал поступает на фильтрующую цепочку из конденсаторов С5, С6 и резисторов R8 — R10, снижающую высокочастотные составляющие спектра сигнала (они несколько ухудшают звучание гитары с данной приставкой).

Схема состоит из генератора инфранизких частот и модулятора. Генератор выполнен на транзисторе VT1 по схеме самовозбуждающегося избирательного каскада с двойным Т-образным мостом (R1R4C2 и C1R2R3C3) в цепи отрицательной обратной связи. Переменным резистором R2 можно плавно перестраивать частоту генератора в небольших пределах. Режим работы каскада, обеспечивающий его надежное самовозбуждение, подбирается резистором R5.

С нагрузки каскада (резистор R7) сигнал генератора подается через конденсатор С5 на переменный резистор R9 — регулятор глубины модуляции. С движка резистора сигнал поступает на модулятор, выполненный на транзисторе VT2. Этот транзистор включен в цепь делителя, составленного резисторами R10, R11. Когда на базе транзистора VT2 нет сигнала или он мал для открывания транзистора, сигнал с датчика электрогитары поступает через входной разъем XS2, резистор R11 и выходной разъем XS1 непосредственно на основной усилитель. Когда же амплитуда переменного напряжения на базе транзистора VT2 достигает значения, при котором транзистор открывается, резистор R10 оказывается подключенным к общему проводу, и поступающий на разъем XS1 сигнал уменьшается в несколько раз — при указанных номиналах резисторов R10 и R11 — в 4 раза, без учета входного сопротивления основного усилителя. Иначе говоря, в такт с инфранизкой частотой транзистор VT2, подобно ключу, будет замыкать и размыкать левый по схеме вывод резистора R10 и общий провод.



Привет! Это вторая, заключительная, часть статьи о двух несложных приставках для электрогитары с корпусами в формате amPlug.
Приставки выполнены на полевых транзисторах и основное их назначение - согласование по сопротивлению выхода электрогитары с последующими устройствами, имеющими относительно низкое входное сопротивление.

Содержание / Contents

↑ Собираем Zvex SHO (Super Hard On)

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.



Оказалось, что очень даже стОит. Звучание электрогитары стало более чётким, ярким, звонким.

↑ Немного об особенностях схемы Zvex SHO

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Характеристика регулятора может быть линейная или антилогарифмическая. Я поставил линейный переменник 4,7 кОм — регулирует нормально. Можно сделать два выхода, как на схеме, например, для подключения двух параллельных цепей эффектов, или комбиков. Я оставил один выход. Также я зашунтировал цепи питания электролитом на 47 мкФ.

↑ Плата и корпус

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

↑ О внешнем оформлении

Красил из баллончика чёрной акриловой краской.
Надписи я раньше печатал на бумаге, затем — на самоклейку, и сверху — скотчем. Теперь же решил попробовать по другой технологии. Надписи сделал в проге Front Designer, напечатал на самоклеящейся прозрачной плёнке для лазерников. Переднюю сторону корпуса покрасил из баллончика серебрянкой (края предварительно заклеил скотчем, чтобы не покрасилось остальное). Когда краска высохла, убрал скотч и наклеил сверху вырезанный кусок плёнки с надписями. Затем весь корпус покрыл двумя слоями прозрачного лака (того же типа и производителя, что и краска).


Цепочка записи следующая:
Musima Lead Star IV --> SHO --> Boss CS-3 --> Focusrite Scarlett 2i2 --> Adobe Audition 3.
Датчик — бриджевый хамбакер в режиме отсечки. Сначала байпас, затем Super Hard On. Регулятор не помню, в каком положении, кажется, где-то посередине.

Теперь приблизительно оценим усиление бустера. Датчик — сингл. Сначала байпас, затем включаю эффект и постепенно прибавляю уровень от минимума до почти максимума (на максимуме уже ограничение).

Послушаем, как звучат флажолеты. Датчик — бриджевый хамбакер. Вначале байпас, затем SHO на почти максимальном усилении.

↑ Несколько советов и рекомендаций

Для избежания повреждения статикой полевых транзисторов, используйте для пайки низковольтный паяльник, включенный в сеть через понижающий трансформатор. Я пользовался 24-вольтовым паяльником.

При нарезании резьбы метчиком будьте осторожны, чтобы не сломать его, иначе вы не вытащите обломок метчика, и придётся делать сначала. Обязательно используйте смазку (я применяю обычное сало).

Если у вашей электрогитары выходное гнездо расположено на лицевой панели, как например, у Fender Stratocaster, придётся продумать конструкцию так, чтобы устройство можно было без проблем в него вставить.

↑ Итоги

Оба устройства можно использовать в качестве direct box при записи чистого звучания электрогитары в линию (если нет настоящего ди-бокса, звуковой карты с инструментальным входом, процессора и т. д.). Также с их помощью устраняется влияние длины кабеля от электрогитары на качество сигнала. Ну и бустер, конечно, можно использовать по его прямому назначению — для усиления слабого сигнала (особенно при сингловых датчиках).

Достоинства устройств: простые схемы, доступные для повторения начинающими радиолюбителями, низкий уровень шумов, малый потребляемый ток — повторитель потребляет 0,5 мА, а бустер от 0,3 до 1 мА в зависимости от усиления.
Про недостатки я уже говорил.

Обе приставки предъявляют повышенные требования к технике звукоизвлечения, так как становятся заметны малейшие нюансы игры. Хорошо слышны не приглушенные, или случайно задетые струны. Можно применять при работе над техникой игры.

Ну и ещё несколько фотографий устройств, подключенных к электрогитаре. Обратите внимание: шнур, подключенный к выходу приставки, перекидываем через гитарный ремень. Тогда за счёт жёсткости шнура приставка не будет крутиться вокруг оси джека во время игры.





Немного не продумал я расположение кнопки байпаса на бустере (это расплата за компактность), тумблер был бы удобнее. Но в принципе, доступ к кнопке не сильно затруднён.


Когда-то давно делал своими руками гитарную примочку, но получилось не то, что хотелось, из за небольших знаний в радиотехнике. Недавно я обнаружил свою самоделку и решил довести дело до конца.

Сначала нашёл ИСХОДНЯКИ СХЕМ и собрал несколько вариантов на макетной плате для сравнения.

Второй вариант будет рассмотрен в моей статье, но немного ниже.

Автор не привел точных номиналов деталей объясняя это тем, что собирал примочки с большим разбросом номиналов. В принципе примочка дубовая и работает без наладки, но я на всякий случай привожу схему как собрано у меня:

Регулятор громкости R5 нужен будет лишь в том случае, если примочка стоит далеко от комбика и есть необходимость часто крутить звук.

Монтаж на плате:

примочка 003

Рядом с разъёмом питания виден диод, защищающий схему от переполюсовки. В принципе его ставить не обязательно, но перестраховка не помешает, ведь примочка будет запитываться от различных БП.

За основу была взята половинка корпуса от умершего джет-фазера советского просиводства (фото из интернета):

джет-фазер

Монтируем начинку в корпусе:

примочка 004

Все провода (кроме питания) должны быть экранированные, заземлять минус на корпус не стал, т.к. из за этого фонит. Светодиод сигнализирует о том, что полярность БП правильная. Выключатель питания имеет смысл ставить тогда, если предусмотрена возможность работы от батарейки, но тогда нужно отключить светодиод, т.к он потребляет ток больше, чем сама примочка.

По поводу размерности платы и корпуса не пинайте — меньшый корпус было делать лень. При желании эту схему можно уместить в корпус размером с сигаретную пачку.

От покупного адаптера примочка работала нестабильно, исправляем это установкой стабилизатора напряжения.

Корпус блока питания был скреплён саморезами с хитрой головкой:

примочка 006

примочка 007

примочка 009

И собираем всё обратно:

примочка 010

В итоге получаем стабилизированный блок питания.

Читайте также: