Презентация мартинички своими руками поэтапно

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Конспект по изготовлению традиционной народной куклы по календарным славянским праздникам. В конспекте изложена история куклы мартинички и описан ход выполнения куколки.

Содержимое публикации

к плановому занятию для обучающихся

творческого объединения

Дошкольники.

Тема: Календарные праздники весны.

Возраст обучающихся: 6 лет

педагог дополнительного образования:

Хромова Наталья Александровна

Пояснительная записка.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждается раскопками под Новгородом.

Кукла – это знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках.

Цель: Знакомить учащихся с историей Руси, культурой поведения, календарем славянских праздников. Развивать мелкую моторику, умение логически мыслить.

Учить выполнять самостоятельно поставленные задачи;

Учить работать с линейкой, карандашом;

Учить работать ножницами;

Развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие, ловкость;

Развивать логическое мышление;

Развивать образное и пространственное мышление

Развивать положительные эмоции

Воспитывающие:

Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду

Материалы, инструменты и приспособления:

Шаблон из картона

Форма занятия очная, групповая. Занятие плановое. Занятие проходит в группе детей дошкольников. Возраст детей 6 лет. Время занятия: 2 занятия по 30 минут и 10 минут перерыв.

Занятие делится на: 1. Вводная часть (2 мин.)

2. Основная часть (20 мин.)

3. Практическая работа (30мин.)

4. Заключительная часть (8 мин.).

Ход занятия:

Вводная часть.

Вот такая замечательная история, связанная с этими красивыми нитяными куколками. Теперь давайте приступим к изготовлению нитяных куколок.

Практическая часть занятия.

На картонную основу намотать сначала красной нитки, разрезать с одной стороны и снять с шаблона. Затем намотать белую нитку, разрезать с одной стороны и снять с шаблона.

-Ребята, у всех получилось? (ответы детей: ДА!)

- Хорошо! Теперь возьмем нитки и перевяжем наши заготовки ровно посередине. (а кто мне скажет как найти середину? Ответы детей). Молодцы. У всех получилось. А теперь возьмем ножницы. Кто расскажет мне технику безопасности при работе с ножницами?(ответы детей)

- Молодцы ребята! Обрежем ниточки. Заготовки для куколок готовы.

Этап 2. Намотать на наш шаблон сначала красной нитки, витков делаем в два раза меньше, чем для изготовления основы куколки. Обрезать с двух сторон и снять с шаблона. Затем намотать белую нитку, обрезать с двух сторон и снять с шаблона.

Формируем ручки нашим куколкам. Для этого просто перевяжем наши заготовки нитками с двух сторон.

Этап 3. Формируем наших куколок. Одна красная, вторая белая.

Этап 4. Из красной и белой нити делаем обережный пояс и соединяем наших куколок вместе.

Все! Наша кукла готова!

Заключительная часть занятия.

Домашнее задание: рассказать родителям о том, что вы узнали на занятии сегодня. Показать куколок. Посмотреть, какие еще бывают обрядовые куколки.

- Мне было приятно, что вы сегодня посетили мое занятие.

Ребята, вам понравилось на занятии?

Хотели бы вы прийти еще на занятие по изготовлению традиционных народных кукол ко мне?(ответы детей)

Скоро отступят зимние морозы и метели, придет долгожданная весна, природа проснется после зимней спячки. Так давайте встретим весну радостно, с подарками. Устроим праздник Весны и в первый весенний день подарим близким людям и друзьям кукол Мартиничек.

Ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал " Сад вокруг ". Это позволит нам публиковать больше интересных огородных статей.

Откуда появились Мартинички?

Традиция делать Мартинички зародилась еще в древности, куколка – древний славянский талисман, символизирующий весну и новую жизнь. Одну куколку делают белого цвета – символизирует уходящую зиму, а другую красного – приходящая весна.

В давние временами Мартинички использовались для проведения языческого обряда по зазыванию весны. Люди в этот день напевали определенные песни – заклички, и в качестве подарка преподносились друг другу нитяных куколок. Кончики поделок украшали монетами, бубенчиками. В первый весенний день порадуйте родных и близких людей подарком, при дарении куклы пожелайте счастья, здоровья и добра. Но Мартиничку дарили не только 01 марта, таких куколок преподносили в дар тем, у кого родился ребенок, в качестве оберега для малыша.

Кроме функции оберега, эта куколка станет вашим помощником. Возникает вопрос: “Каким образом?” Ответ простой – с изготовлением Мартинички справится даже ребенок, так что смело привлекайте детей к ручному труду.

Необходимые материалы и инструменты

– нитки белого и красного цветов (мулине, шерстяные, льняные);
– картон (размер 9*6 см, можно и другой размер), чем больше размер картона, тем больше куколка;
– ножницы.

Итак, материалы приготовили, не забудьте взять с собой хорошее настроение. Даже не смотря на то, что это поделка не живая, Мартиничка впитает всю вашу любовь, доброту.


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

Презентацию на тему "Мартинички" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Технологии. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

2. Народные традиции По традиции, Мартинички прикалывали на одежду Близким людям 1 марта, и носили до тех пор пока не удастся увидеть первого аиста. После чего их пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадывая желания. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даж

2. Народные традиции По традиции, Мартинички прикалывали на одежду Близким людям 1 марта, и носили до тех пор пока не удастся увидеть первого аиста. После чего их пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева загадывая желания. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, Мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.

3.Что символизирует кукла? Делали их обязательно две: одну красную, а другую белую. Кукла из белых ниток – символ уходящей зимы, а из красных – символ весны и солнца. Такие пары кукол развешивали на деревьях, где их раскачивал ветер, привлекая весну.

3.Что символизирует кукла? Делали их обязательно две: одну красную, а другую белую. Кукла из белых ниток – символ уходящей зимы, а из красных – символ весны и солнца. Такие пары кукол развешивали на деревьях, где их раскачивал ветер, привлекая весну.

4. Ритуальное значение куклы. Кроме этого они имели и второе ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече неразлучников. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовал

4. Ритуальное значение куклы. Кроме этого они имели и второе ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече неразлучников. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.

5. Сувенир на счастье. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для “рождественских яслей” и для украшения елки.

5. Сувенир на счастье. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для “рождественских яслей” и для украшения елки.

6.1. Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки на шаблон (по длине) 20-25 витков пряжи. Это будут голова, туловище и ноги.

6.2. Оставшимся длинным концом, пропущенным под пряжу по сгибу сделайте стягивающий петельный узел.

6.2. Оставшимся длинным концом, пропущенным под пряжу по сгибу сделайте стягивающий петельный узел.

6.3. Снимите “навой” с шаблона. По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезать.

6.3. Снимите “навой” с шаблона. По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезать.

6.4. Изготавливаем ручки: Намотайте нитки на картон по длине (количество витков 10-15), сделайте стягивающий петельный узел по сгибу, а затем снимите “навой” с шаблона. Другим цветом пряжи (длиной 5см), отступив 1см от узла, сделайте двойной петельный узел. Так же стяните пучок с другой стороны.

6.4. Изготавливаем ручки: Намотайте нитки на картон по длине (количество витков 10-15), сделайте стягивающий петельный узел по сгибу, а затем снимите “навой” с шаблона. Другим цветом пряжи (длиной 5см), отступив 1см от узла, сделайте двойной петельный узел. Так же стяните пучок с другой стороны.

6.5. Изготавливаем голову: Под связанный сгиб заложите горошину, бусину или ручку. Нитью, другого цвета, под ручкой затяните двойной петельный узел.

6.5. Изготавливаем голову: Под связанный сгиб заложите горошину, бусину или ручку. Нитью, другого цвета, под ручкой затяните двойной петельный узел.

6.6. Пучок разложить на две части. Между прядями пучка уложить меньший пучок (руки), под которым нитью другого цвета обе разложенные пряди стянуть.

6.6. Пучок разложить на две части. Между прядями пучка уложить меньший пучок (руки), под которым нитью другого цвета обе разложенные пряди стянуть.

6.8. Изготовление куклы мужчины Вторую куклу изготавливаем так же, только нижнюю часть разделяем на двое, другим цветом пряжи (длиной 5см), отступив 1см от, сделайте двойной петельный узел. Так же стяните пучок с другой стороны.

6.8. Изготовление куклы мужчины Вторую куклу изготавливаем так же, только нижнюю часть разделяем на двое, другим цветом пряжи (длиной 5см), отступив 1см от, сделайте двойной петельный узел. Так же стяните пучок с другой стороны.

Кукла готова!

было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… меня удивило… мне захотелось…. Рефлексия

было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… меня удивило… мне захотелось…

Автор: Горбачева Ирина Вячеславовна

Населенный пункт: Московская область, г. Ногинск

2. Технология изготовления куклы.

3. Куклы своими руками.

Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Кукол люди создавали с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в куклы.

Куклы. на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию.

Мир народной куклы интересен и разнообразен. На сегодняшний день сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти совсем, полностью исчезла из повседневного быта. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.

• познакомить детей и родителей с одной из русских традиций – тряпичными куклами;

• Выбрать оптимальную модель тряпичной куклы

• Научить детей делать куклу своими руками.

• Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

• установить тесный контакт и взаимосвязь между родителями и детьми.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Кукла своими руками – часть народной тржадиции. Изготавливая такую куклу, ребёнок знакомится с историю своего народа. Занимаясь с детьми изготовлением народной куклы поможет просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии мира кукол, его истории.

Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечаает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, знает эту действительность на столько, насколько знает её ребенок. В игре с народной куклой ребенок закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

- Вызвать интерес детей к изучению истории тряпичной кукле.

- Активизировать участие родителей в жизни детей и мастер классах по изготовлению тряпичных кукол совместно с детьми.

• Подготовить беседу о видах тряпичных куклах.

• Подготовить презентацию о тряпичных куклах.

• Подготовить и подобрать материал для изготовления кукол.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, художественно – эстетическую, коммуникативную и познавательную.

- Беседы о видах тряпичных куклы.

Работа с родителями:

В процессе работы над проектом была заметна активность и желание детей и родителей в изготовлении тряпичных кукол. Изучено и рассказано много нового и интересного о тряпичных куклах.

Проведя исследования и изучив историю тряпичной куклы пришла был сделан вывод,что:

1.В давние времена у тряпичной куклы было несколько предназначений:

• она была одновременно и игрушкой для ребёнка, и его оберегом.

• народ считал, что куклы-обереги способны защитить от болезней, избавить от бессонницы, отвести от близких зло и беду.

2.Тряпичных кукол можно подразделять по назначению на три вида:

Работая над этой темой,я поняла: в глубокой древности у людей не было возможности покупать кукол они создавали их своими руками. Поэтому они с любовью и трепетом относились к своим вещам. Древние куклы были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Изготавливая игрушку, ребенок вкладывает в нее душу и получает трудовые навыки.

Первые согревающие лицо лучики солнца, щебетание птиц, прилетевших с юга, проталины в снегу с подснежниками вызывают небывалый подъем энергии, прилив оптимизма и хорошего настроения. А для того, чтобы весна побыстрее набирала сил и делали так называемые заклички, которыми закликивали весну, то есть зазывали, приманивали, привлекали, заманивали.

Зимняя кукла Мартиничка

Кукла Мартиничка – парная кукла, в этом ее особенность. Всегда делали одну фигурку белого цвета, в честь снежной зимы, а другую - красного, как знак весны, пробуждающейся жизни и солнечного тепла. Обе фигурки были соединены двуцветным шнурком, давая понять, что зима с весной всегда вместе, рядом, также, как сон и явь или жизнь и смерть. Готовых Мартиничек подвешивали на плодовые деревья, желая им раннего цветения и хорошего урожая. Кроме этого, этих кукол использовали в качестве украшений. Их прикалывали в виде броши на одежду, делали браслеты с маленькими Мартиничками, девушки крепили к куклам ленты и заплетали в волосы.

В последнее время таких кукол дарили любимым, как символ соединения мужского и женского начала, а также использовали для гаданий. Куклу закрепляли на ветке дерева в лесу и загадывали желание, через пару недель приходили проверять – если Мартинички были в целости и сохранности, то желание сбудется, если же кукол не было или их сильно повредили, то придется подождать.

Весенняя кукла Мартиничка

2. Технология изготовления куклы.

Для изготовления потребуется:

- пряжа красного и белого цвета;

- шаблоны из картона (размер шаблона зависит от размера куклы).

1. Наматываем нитки на шаблон по длинной стороне.

2. Снимите моточек ниток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать середину.

3. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.

4. Изготовление ручек.

Наматываем нитки на картонный шаблон по узкой стороне.

5. Снимаем с шаблона моточки и под головку вкладываем ручки.

6. Далее, делаем куколкам талию. Перевязываем ниткой и закрепляем.

7. Связываем по краям ручки. И разрезаем края.

9. Теперь работаем со второй красной куколкой – это будет мальчик. Для этого юбочку делим пополам, внизу пучки нитей обвязываем, как и ручки. Получились ножки.

10. Берём красную и белую нить, связываем с обеих сторон и перекручиваем, чтобы получился красивый шнурок.

К большому сожалению, за много лет люди успели позабыть то что умели наши предки, много лет назад. Многие традиции русского народа забыты. Наблюдая за современными детьми, за игрушками в которые они играют. Делаешь вывод о том, что ребенок ориентирован на игрушки западных стран. Нужно возвращать традиции. Восстанавливать связь времен. Поэтому уитывая значимость куклы, как игрушки для ребенка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.

6. Шайдурова Н. В. Методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой. –Барнаул: Алт ГПА, 2010 г.

Читайте также: