Предусилитель звукоснимателя своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Предусилитель для эл. гитары

Надоело слушать шум гитары решил выбросить все китайские до смерти замученные предусилители, примочки.. попробую собрать что-то лучше. В нете много гитарных предусилителей но хочется выбрать не шумящий на столько на сколько это возможно. Может взять микрофонный усилитель от WM-60 .. в общем у кого какие предложения

Для начала. Какие у вас стоят датчики на гитаре? Дьюалсаунд, супер дисторшн.
И сама гитара, что из себя представляет, дека, полу-дека, доска?
Интересует также и Ваш стиль в музыке.
Насчет примочек, без проблем Но сразу предупрежу, никаких
цифр не будет, все только аналоговое. И еще. Если найдутся желающие, то могу сделать КИТы на примочки в виде отстроенной
платы. Корпуса ищите сами, у нас это очень дорогое удовольствие.

Шура . У моего сына Ибанез 1570 , с двумя обычными хамбакерами (не Дунканы. ) и синглом . Давно собирался "примочить" его чем нибудь ламповым - насоветуй . Играет он в основном , правда, на классике - ТАКАМИНЕ 128 . Но Флойдовские штуки из стены уже разучил , пробовал теперь уже его Такамину в Амстердаме в салоне, все деды замолчали , так пацан понравился им 12-ти летний !

Но Флойдовские штуки из стены уже разучил , пробовал теперь уже его Такамину в Амстердаме в салоне, все деды замолчали , так пацан понравился им 12-ти летний !

Поздравляю! Видимо правы были классики, когда говорили, что наши дети талантливее и в чем-то даже лучше нас!
Насчет ламповых вариантов, то в первую очередь комбик должен
быть обязательно ламповым, а остальное зависит от вкуса и предпочтений самого музыканта. О ламповых примочках, это разговор весьма диликатный и если можно так выразится, интимный Наверное, все же лучше его вначале обсудить е-майлом, чтобы не разводить флуд, а дальше видно будет.

О ламповых примочках, это разговор весьма диликатный и если можно так выразится, интимный Наверное, все же лучше его вначале обсудить е-майлом, чтобы не разводить флуд, а дальше видно будет.

Для начала. Какие у вас стоят датчики на гитаре? Дьюалсаунд, супер дисторшн.
И сама гитара, что из себя представляет, дека, полу-дека, доска?

Если не против отвечу jpgшками
В виду неопытности (пол года держу в руках эл гитару) в примочках разбираюсь плохо поэтому аналоговые так аналоговые. Да посмотрите на фотки а именно на 4тую все спаяно тонкими проводками слабо экранированными а к штекеру идет 2 обычных провода, резисторы жалкие хрюкают при повороте . Думаю стоит поменять провода только на какие?

Миниатюры

Миниатюры

В целом, все понятно. Первым делом нужно тщательно все заэкранировать. Для этого внутреннюю часть, где находятся потенциометры, обклеить фольгой и соединить ее куски между собой. К этому экрану нужно также присоединить корпуса потенциометров, корпуса звукоснимателей (если у них есть металлический экран), струны (если есть моталлический порожек, то можно использовать его), корпус джека. Монтаж пока можно оставить без изменений.

Для этого лучше всего использовать экранированный провод. И желательно, чтобы в нем центральная жила была одножильная. У такого варианта провода, меньше всего погонная емкость и он наиболее предпочтителен для использования с ламповой аппаратурой. Можно даже взять для этого, тонкий телевизионный кабель диаметром 2-3мм. Только нужно искать советский, а не китай. Как правило, после всего этого, фона не должно быть слышно при любых положениях регуляторов и на любых типах усилителей.

Ну вот сделан первый шаг все фольгой обклеил провода заменил на телевизионный кабель. Самое главное почувствовал результат вставил в микрофонный вход звучки напрямую без примочек а фона от гитары нет вот кабель длинный подводит. Думаю что готов сделать следующий шаг.

Отлично! Теперь сформулируйте, что хочет страждущая душа музыканта для полного счастья? И лучше загадывать не 3 желания, как обычно, а гораздо больше. А я уже сам расставлю все по-полочкам и выберу наиболее оптимальные варианты.

Ну вот сделан первый шаг все фольгой обклеил провода заменил на телевизионный кабель. Самое главное почувствовал результат вставил в микрофонный вход звучки напрямую без примочек а фона от гитары нет вот кабель длинный подводит.

А я свой инструмент обклеил пермалоем. Да и выход сделал симетричный, от него и примачиваю.
Очень даже нарядно получаетя.

Отлично! Теперь сформулируйте, что хочет страждущая душа музыканта для полного счастья? И лучше загадывать не 3 желания, как обычно, а гораздо больше. А я уже сам расставлю все по-полочкам и выберу наиболее оптимальные варианты.

Думаю, чтобы избавится от наводок в кабеле нужно предусилитель в корпус самой гитары заодно тембра блок заменить а то сейчас он очень слабенько меняет тембр. Можно кабель заменить на радиоканал. Также волнует вопрос, сколько кушать это все будет, на сколько батареек или аккумуляторов хватит. Так как я учусь играть и еще не запомнил весь ассортимент примочек и эффектов. В выборе полностью полагаюсь на вас.

Предусилитель в самой гитаре нужен в первую очередь, чтобы не испортить частотку и динамику, а также для согласования высокого выходного сопротивления звукоснимателей при работе на
длинный кабель. Естественно, что шумы и наводки при этом, будут значительно снижены. Большой Кус. при этом не нужен, вполне хватает в районе 2-х. Чтобы обеспечить все необходимые требования, при очень малом собственном шуме, лучше всего сделать предусилитель с высоким входным сопротивлением и низким выходным, на 2-х транзисторах. Ток потребления подобного
усилителя будет очень малым, порядка 1мА. Что обеспечит его работу от баттареи типа "крона" более чем на 1 год. Если устроит подобное энергопотребление, то я постараюсь в ближайшее время нарисовать схемку. Если нет, то есть варианты с еще более низким потреблением. Напряжение питания этого усилителя 3В. (один литиевый элемент) Ток потребления 30мка. Одного элемента хватит на 10-15 лет, при каждодневной игре в течении нескольких часов. По поводу тембра-блока в гитаре, выбирайте любой "на вкус" из перечисленных ниже фирменных. Если не сможете выбрать, то смогу предложить и свои, проверяные варианты
Gibson BB King Lucille 2xPick-up
Gibson - Les Paul Ace Frehley Signature
Gibson Nighthawk 2xPick-up
Gibson - Les Paul Joe Perry
Gibson - Les Paul Jimmy Page sign
Gibson SG Custom 2xPick-up
Gibson Nighthawk 3xPick-up
Gibson EB-1 Bass
Gibson Les Paul 2xPick-up
Ibanez - CAR300
Ibanez - FGM400,400QM
Ibanez - JEM555, JEM555LH
Ibanez - BL1025
Ibanez - RGxxx , RXxxx - wiele modeli
Ibanez - JPM100B,JPMP2,JPM100P2
Ibanez - RG1302,1702,1712
Ibanez - RGxxx , RXxx - wiele modeli
Ibanez - RG770, RG770G, JEM555
Ibanez - UV7, JEM7, JEM777, S540, RG3700
Ibanez - RG170,270,450,470,RX170,S470,240
Ibanez - PGM300,500,800
Ibanez - JEM7,10TH,UVTS
Ibanez - TC825,720
Ibanez - RG1308,RG2808,RG1608
Ibanez - SC620,420
Ibanez - RG3120
Ibanez - S540,S470,S370
Ibanez - RG1302,RG1702,RG1712
Ibanez - FGM300, 200
381JK John Kay Limited Edition
Ibanez - JPM100
Ibanez - RGxx , RXxx, Sxx, SVxx - wiele modeli
Ibanez - PGM300, PGM500
Ibanez - BL540,440,240
Ibanez -Sxx, SVxx - wiele modeli
Ibanez - JS600D, JS100D
Ibanez - RG620
Ibanez - BL840
Ibanez - RG1308, RG1508, RG1808
Ibanez - RX650,RX350,RX352
Ibanez - AR300, MC300
Ibanez - RX750
370_12RM Roger McGuinn Limited Edition
Ibanez - TC740
Ibanez - PGM30 (2)
Ibanez - RXxxx - wele modeli
Ibanez - RGR620 (2)
Ibanez - AS200,AS180
Ibanez - JS100
Ibanez - TC630,TC930
Ibanez - RG1504
Ibanez - RX20,20R,20L,TC420,SV420
Ibanez - ICJ100WZ (2)
Ibanez - RX20 SV420, TC420
Ibanez - AF200,AH200,GB10,GB100
Ibanez - AF120,AS120,80,GB10JS
Ibanez - RBM10
Ibanez - PGM30
Ibanez - CAR200
Ibanez - RGR620
Ibanez - IC300
Ibanez - JS700
Ibanez - AS200
Ibanez - PS10II (3)
Ibanez - PS10II (2)
Ibanez - TC530,630 do 930
Ibanez - JS600, JS100
Ibanez - TC620,TC920
Ibanez - ICJ100WZ
Ibanez - RX20, C420, PSH1, PSH2, AH1, AH2
Ibanez - AF120,80,AS120,80,R320,GRS20
Ibanez - IC300C, IC350C
Ibanez - IC300F, IC350F
Ibanez - GR220, JS700
Ibanez - PS10LTD , DT400,PS10LTD
Ibanez - RBM400,100
5 Control, 3 Pickup, Stereo
Ibanez - PS10II
5 Control, 2 Pickups, Stereo
5 Control, 3 Pickups, Mono
Ibanez - TC620,TC820,TC920
4 Control, 2 Pickups, Stereo, bass
5 Control, 2 Pickups, Dual Mono
5 Control, 2 Pickups, Mono
4 Control, 3 Pickups, Mono
4 Control, 2 Pickups, Mono
1 Dual Coil Pickup, Mono
4 Control, 2 Pickups, Mono, Phase Switch
Ibanez - PM20
Ibanez - PM100 (2)
Bas 3 controls 1 pickup
Control, 2 Pickups, Mono
Ibanez - PM100
2xpickup,2xregulacja

Умные люди давно уже подметили, что каждый формат записи достигает вершины своего развития аккурат перед тем, как сойти со сцены. Так было c катушкой, кассетой и мини-диском. То же, в общем, произошло и с винилом, с той только разницей, что за свою более чем 60-летнюю историю грамзапись пережила не один взлёт и провал.


Но у меня лично осталось ощущение, что чего-то в виниле я не распробовал, захотелось наверстать упущенное. Беда только в том, что в моём преде, который в остальном меня устраивает, корректор предусмотрен только для головок с подвижным магнитом (MM). Аналогичная, кстати, ситуация сложилась с большинством современных стереоусилителей (кроме тех, что претендуют на звание хай-энда), включая и AV-ресиверы. Мне кажется, кое-кому будет интересен опыт создания предкорректора, который включается между МС-головкой и фонокорректором, рассчитанным на работу с подвижной катушкой.

Шумовые характеристики согласованных пар транзисторов я свёл в небольшую табличку (табл. 1). Расчёт показывает, что с использованием буфера из трёх параллельных npn-пар удастся получить предкорректор с плотностью шума 0,5 нановольт, делённой на корень из герц. Если то же самое проделать с pnp-парой, то выйдет уже 0,4 nV/√ Hz — меньше, чем у 10-омного резистора. То есть такой усилитель позволит получить отношение сигнал/шум (по кривой А), приближающееся к 70 дБ. Естественно, при использовании операционного усилителя будет обеспечена и очень высокая линейность (к.н.и. около 0,01%), и хорошее подавление синфазной помехи по питанию.

Обозначение Типичная плотность шума, nV/Hz ½ (100 Hz) Типичная плотность шума, nV/Hz ½ (1 kHz)
LM394, SSM-2210, MAT02 (npn) 0,9 — 1,0 0,85
SSM-2220, MAT03 (pnp) 0,7 0,7

Зачем всё это надо? Действительно, бытует мнение, что независимо от субъективной оценки звучания качественные показатели записи на диск очень средние. Тогда позволю себе напомнить некоторые положения ГОСТа на параметры механической записи. Итак…

Неравномерность АЧХ записи в диапазоне от 50 до 12500 Гц ±1,5 дБ
То же, в диапазонах от 20 до 50 Гц и от 12500 до 16000 Гц +1,5/-3 дБ
То же в диапазоне от 16000 до 20000 Гц +1,5/-6 дБ
Относительный уровень помех канала записи -63 дБ
Переходное затухание между каналами в диапазоне от 250 до 8000 Гц ≥ 40 дБ

Особенно обидно всегда было за последний параметр, поскольку лучшие головки типа ММ не могли обеспечить переходное затухание выше 29 дБ (1 кГц), а чаще фигурировали значения 25 — 27 дБ.

Кажется, я отвлёкся. Мне не удалось с ходу найти ни одной из приведённых выше транзисторных сборок, по крайней мере, в розничной продаже. К счастью, есть ещё одна возможность построения предкорректора — с использованием ультрамалошумящих ОУ. Вот известные мне микросхемы в порядке их появления на рынке (табл. 2).

Обозначение Производитель Типовая плотность шума напряжения, nV/Hz ½ (1 kHz) Максимальная плотность шума напряжения, nV/Hz ½ (1 kHz) Типовая плотность шума тока, pA/Hz ½
LT1028/LT1128 Linear Technology 0,85 1,1 1,0
LT1115 Linear Technology 0,9 1,2 1,2
AD797 Analog Devices 0,9 1,2 2,0
CLC425 National Semiconductors 1,05 1,25 0,8

Как показывают приблизительные прикидки, одной микросхемы для получения желаемого отношения сигнал/шум недостаточно, то есть надо запараллелить хотя бы две. Выходное сопротивление двух (трёх — тем более) параллельных микросхем будет меньше 1 кОм, поэтому для выходного буфера надо взять ту же AD797.

Теперь рассчитаем шумы усилителя. Эквивалентное сопротивление источника по двум входам для каждого входного ОУ вычисляется как сумма из параллельно соединённых R6 и R7, а также R1 и Rs, где Rs — сопротивление источника сигнала. Чтобы соотнести расчёт с измерениями усилителя в режиме холостого хода, будем считать, что головка не подключена, и тогда Req = 100 + 14,5 = 115 Ом. Эквивалентная плотность шумовой э.д.с. rn вычисляется при температуре 25 градусов Цельсия как 0,13 х √ Req . В нашем случае реальная температура усилителя будет 40 градусов или чуть ниже. Пересчитывая коэффициент пропорциональности, получим

rn = 0,14 х √ 115 = 1,5 nV/√ Hz .

Шум напряжения ОУ en = 0,9 nV/√ Hz .

Напряжение шумов, вызванное токовым шумом ei = i Req = 0,001 х 115 = 0,115.

Теперь надо учесть, что при параллельном включении N ОУ шумы напряжения уменьшаются в корень из N, а шумы тока во столько же растут. (Вот поэтому имеет смысл параллелить операционники только тогда, когда сопротивление источника Req мало.)

Получим e1 = 1,23 nV/√ Hz . Чтобы из плотности шума получить его напряжение, надо умножить этот показатель на корень из ширины полосы в герцах. Возьмём полосу в 200 кГц — примерно так будет ограничивать входной конденсатор C1 при типичной L головки 80 мкГн. Получим 1,23•10 -3 х 447 = 0,550 мкВ. Умножив на коэффициент усиления, получим шум на выходе 17,7 мкВ. Если соединить параллельно не два, а три ОУ, общий уровень шумов уменьшится на 1,5 дБ, это притом, что каждая микросхема AD797 у нас стоит не намного меньше 10 у.е. Нужно ли платить 600 кровных рублей за 1,5 дБ шума — это уже решать каждому для себя.

Детали. AD797 продаются в корпусах SOIC (где только можно) и Mini-DIP (это поискать). Конечно, Mini-DIP удобнее при ручном изготовлении, но места занимают больше. Я, в частности, стремился до предела сократить габариты усилителя, чтобы его можно было без проблем установить в мой пред, и использовал 4 штуки в корпусе SOIC (на входе) и две — в Mini-DIP. Печать получилась размером 72,5 х 50 мм, и плата встала прямо внутрь кожуха родного корректора MМ. Две пары золочёных перемычек на входе нужны для обхода усилителя при работе с ММ-головкой.

Все резисторы — металлоплёночные однопроцентные. Дело здесь не столько в точности (что, впрочем, никогда не вредно), а в том, что они вносят заметно меньше (по сравнению с угольными) фликкер-шума. Резисторы R2 — R5 угольные, здесь важна их низкая индуктивность, поскольку они призваны демпфировать индуктивность выводов фильтрующих конденсаторов C2 — C5. Кстати, фильтрующие электролиты желательно использовать только танталовые — у них ESR ниже. Если конкретно, то с алюминиевыми электролитами в фильтрах входных ОУ измеренное выходное напряжение шума (в полосе 200 кГц) составило 26 мкВ, а после замены их танталовыми — 17 мкВ. Вот так, даже несколько ниже, чем было предсказано теорией. Кстати, многое зависит от источника питания. Оно должно быть только стабилизированным с напряжением пульсаций не больше 5 мВ. А вообще параметры получились такие:

Коэффициент передачи в режиме холостого хода 32,0
Шум на выходе (невзвешенный) 17 мкВ
То же, взвешенный (IEC A) 5 мкВ
Отношение сигнал/шум (при входной э.д.с. 200 мкВ) 62 дБА
Полоса частот с допуском +0/-0,5 дБ 10 — 25000 Гц
Нелинейные искажения (выходное напряжение 12 мВ = +6 дБ
относительно номинальной чувствительности)
0,009%
Переходное затухание (1 кГц) 64 дБ

Как и все малошумящие схемы, устройство не страдает отсутствием аппетита, потребляя 53 — 54 мА от источника ±15 В. Поэтому в источнике питания вашего преда должен быть резерв в 1,65 Вт, исходя из чего, кстати, в расчёте шумов я брал температуру 40 градусов Цельсия — для него это самый рабочий режим.

Резисторы 0,25 Вт
Обозначение Номинал Тип
R1 100 Металлоплёночный
R2 — R5 2,2 Углеродные
R6, R8 470 Металлоплёночные
R7, R9 15 -//-
R10, R11 1,5к -//-
R12 -//-
R13 470 -//-
Конденсаторы на рабочее напряжение 35 В или выше
Обозначение Номинал Тип
C1 10000 Плёночный
C2 — C5 10 мкФ Танталовые
C6 — C9, C12, C13 0,1 мкФ Керамические
C10, C11 47 -//-
C14, C15 4,7 мкФ Танталовые
Микросхемы D1 — D3 типа AD797N или AD797R

Встроенный Дифференциальный Гитарный Усилитель Для Хамбакеров

Приветсвую всех форумчан! Хочу поделится с вами результатами своей работы.

Встроенный дифференциальный гитарный усилитель для хамбакеров.

Давно хотел попробовать включить свои хамбакеры в дифференциальный усилитель. Как результат появился этот проект.
Предпосылки и ожидания были следующие:
1. При электронном суммировании сигналов катушек хамбакера, не происходит снижение (почти в два раза) частоты резонанса звукоснимателя. В результате AЧХ звукоснимателя становится более широкополосной.
2. Гитарный провод и входной каскад усилителя не влияют на АЧХ звукоснимателя,
3. За счет усиленного сигнала меньше помех от электросети в проводе.
4. За счет разбалансировки моста усилителя меньше подавляется полезный сигнал
5. В моем экземпляре гитары есть отсек для батареи, но активной электроники (кроме светодиодов ? ) нету
6. Пробывал схему включения хамбакера с отсечкой, звук понравился, но не устраивал уровень помех)
Минусы вижу такие
1. Зависимость от кроны (как вариант -тумблер переключения актив-пассив)
2. Несколько пропадает магия гитарного кабеля, и входного усилителя (но зато больше магии в самой гитаре, намного больше. )
Забегая вперед, скажу, что результат оказался очень впечатляющим. Звучание гитары меняется в корне, и в лучшую сторону. Однако инструмент должен быть более менее приличным. Если гитара не звучит, то никакие звукосниматели это не исправят.

Важно! Не забывайте, что в этой схеме хамбакеры должны включаться фазно, в отличие от пасивного способа включения.

Несмотря на падение популярности аналоговых пластинок, многие еще имеют проигрыватели с магнитным звукоснимателем. Для правильной работы с усилителем низкой частоты необходим соответствующий корректирующий предусилитель.

Магнитный звукосниматель является скоростным преобразователем, что обозначает, что величина передаваемого им напряжения зависит от частоты колебаний иглы. Характеристика записи пластинок такова, что при воспроизведении высокие тона были бы слишком подчеркнуты, а низкие -ослаблены.

Корректирующий усилитель на транзисторах для звукоснимателя, схема

Для того чтобы характеристика воспроизведения была линейной, используются корректирующие предусилители. Описываемый предусилитель производит коррекцию, действие которой состоит в уменьшении усиления с ростом частоты сигнала.

Технические характеристики предусилителя: входное напряжение (при Uwy = 0,5 В и f = 1 кГц) 3 мВ;

  • входное сопротивление 47 кОм;
  • нелинейные искажения 0,05%;

Предусилитель в стереофонической версии выполнен на одной печатной плате. Монтаж следует начать с пайки пассивных элементов. Поскольку печатная плата спроектирована таким образом, что правый канал является зеркальным отражением левого, следует обратить особое внимание на правильный монтаж транзисторов.

Корректирующий усилитель на транзисторах для звукоснимателя, схема

Для лучшей читаемости схемы она представлена только одним каналом -второй идентичен. Его элементы обозначены так же, как и в правом, но со знаком *. Конденсатор С9 общий для обоих каналов. В связи с большой чувствительностью предусилителя рекомендуется поместить его в металлический корпус для экранирования.

Устройство следует питать от источника питания с хорошо отфильтрованным напряжением 24 В. Потребляемый ток не превышает 10 мА. Корректирующий предусилитель может работать совместно с регулятором тембра, приведенным на стр. 30.

Читайте также: