Пособия по сенсорной интеграции своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Соколова Лилия Анатольевна

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Румянцева Ольга Владимировна

Населенный пункт: г. Белгород

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. [1, стр. 22]

Дети с РАС, как правило, испытывают трудности с обработкой сенсорной информацией. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. [1, стр. 24]

Многие проблемы поведения и обучения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать, то есть объединять сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную, целостную картину реального окружения.

Каждому специалисту, работающему с детьми с РАС, необходимо:

– иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;

– понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;

– понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);

– уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;

– организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;

– подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы. [3, стр. 7]

Анализ сенсорных профилей позволил выявить особенности каждого ребенка: повышенную или пониженную чувствительность к сенсорным стимулам, а также наличие самостимулирующего поведения, которое может быть обусловлено различными причинами. Полученные данные дали возможность определить пути помощи в каждом конкретном случае.

Дети, имеющие сенсорные дисфункции, нуждаются в специальных занятиях, цель которых заключается в том, чтобы:

  • дать возможность ребенку получить необходимые ему ощущения, чтобы уменьшить стереотипность поведения, мешающую обучению и социализации;
  • снизить или повысить чувствительность к сенсорным раздражителям;
  • обеспечить возможность расслабиться и предотвратить сенсорные перегрузки.

Мы предположили, что в зависимости от особенностей сенсорного профиля ребенка необходимо использование различных форм активностей, которые будут обеспечивать воздействие на ту или иную сенсорную сферу Коррекционные занятия с использованием методов сенсорной интеграции проводили 1-2 раза в неделю по 20-30 минут.

При организации занятий использовали различные виды активностей, с целью воздействия на различные сенсорные системы.

Например, для нормализации тактильной чувствительности

  • Предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка.
  • Использование уверенных интенсивных прикосновений.
  • Подбор комфортной в ношении одежды, удаление ярлыков с одежды.
  • Обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции.
  • Растирание поверхности тела ребёнка губкой или полотенцем перед неприятными для него процедурами (одеванием, купанием, причёсыванием, стрижкой), что позволяет снизить чувствительность.
  • Утяжелители (жилеты, одеяла, браслеты).
  • Сквишбоксы (SquishBox) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
  • Тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой, пластилин, массы для лепки, жвачка для рук).
  • Игры с мячом (гимнастические, массажные)
  • Сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин).
  • Растирание поверхности тела ребёнка тканями различной текстуры.
  • Массаж.
  • Обеспечение чувства давления (плотная одежда, тяжёлое одеяло, спальный мешок, мешочки с песком, бинтование, гимнастические ленты).

Нормализация проприоцептивной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, кресле-качалке (быстрое горизонтальное или вертикальное ускорение)
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • . Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната).
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Межсенсорное усиление через горизонтальное или вертикальное ускорение (гамак, сова-лента, сова-няня и др.
  • Легкая опосредованная тактильная информация (вибромассажеры, машина для обнимания и др.)
  • Медленное и равномерное ускорение (разные виды качелей)

Нормализация вестибулярной чувствительности

  • Снижение требований к скорости и точности выполнения движений.
  • Частые перерывы для отдыха в течение дня.
  • Покачивание на гимнастическом мяче, качели, гамаке. Катание на велосипеде, прыжки на батуте.
  • Малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.
  • Игры с воздушными шарами.
  • Создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов).
  • Оборудование помещения полосой препятствия, выделение зоны для прыжков и бега.
  • Ношение утяжелителей (специальные жилеты, пояса).
  • Физическая нагрузка (толкание тяжёлых предметов, растягивание эластичных лент, перетягивание каната, закатывание в маты, придавливание подушками).
  • Занятия спортом, танцами.
  • Участие в работе по дому и на приусадебном участке.
  • Шумные подвижные игры.

Нормализация слуховой чувствительности

  • Исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (скрип передвигаемых стульев, гудение ламп или компьютеров, бытовые шумы).
  • Сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голоса.
  • Использование наушников, силиконовых беруш в шумной обстановке с целью звуковой изоляции.
  • Прослушивание любимой музыки.
  • Игры шепотом.
  • Спокойные игры с ритмами (хлопки в ладоши, пропевание и проговаривание стихотворений-потешек и др.).

Своей работой по применению методов сенсорной интеграции при дисфункции сенсорных систем у детей мы увлекли и родителей, так как очень важно, чтобы коррекционная работа осуществлялась дома. Для этого мы регулярно проводили консультации, мастер-классы, обучали их основам сенсорной интеграции и стимуляции, предоставляли видеозаписи занятий в ДОУ. Родители начали использовать сенсорные тренажеры (гамаки, доски, балансиры, фитболы, батуты и т.п.) дома и отмечали положительный эффект от применения сенсорных тренажеров и методов сенсорной интеграции.

В результате использования занятий с применением методов сенсорной интеграции, мы получили следующие результаты: улучшение чувствительности к тактильным, вестибулярным, слуховым стимулам; осознание своего тела в пространстве; снижение уровня двигательного беспокойства; улучшение мышечного тонуса; улучшение двигательной координации, моторных навыков; улучшение концентрации внимания; развитие способности к обучению и коммуникации; нормализация эмоционального фона.

Анализ проведенной работы подтвердил предположения о важности того, что у методов сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Мы считаем, что ребенок постепенно проходит процесс обучения интерпретации разных сенсорных откликов и начинает быстрее адаптироваться к новым, более высоким уровням, которые ранее были ему недоступны. Сенсорная интеграция эффективна в применении и в учебном процессе.

Это достаточно простой, доступный в использовании, и весьма эффективный метод может быть использован при работе не только с детьми с нарушениями аутистического спектра, как специалистами, так и непосредственно родителями.

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями физического и или психического развития. Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции. Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной.

Содержимое публикации

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами Л. А. Хоекман: 1 ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; 2 ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.

Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Т. о., дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения.

Общая характеристика метода сенсорной интеграции

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух направлениях:

1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции. Во-первых, следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему выбор широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы. Ребенок с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему ношением определённого предмета в кармане это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка. Когда ему будет нужна помощь в концентрации или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может опустить руку в свой карман. По аналогии ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуется всегда иметь при себе специальный ароматизированный предмет. Ребёнку с гипофункцией слуховой системы могут предлагаться наушники для прослушивания музыки. Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям может помочь тяжелая одежда, утяжелители на руки и или ноги. Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь раскачивание в гамаке, на качелях, вращение на каруселях. Во-вторых, зная, что ребенок с ТМНР может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется устранить болезненные раздражители или научить ребёнка приспосабливаться к ним. Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у воспитанника наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания. Для прикасаний могут использоваться также различные материалы например, махровым платком или шерстью, которые зачастую более нейтральны, чем прикасания рукой. Полезным является непрерывный поток прикасаний руки не убираются с тела, а остаются на нём. Если ребенок не может заниматься в шумной обстановке, ему следует помочь найти тихое место или рекомендовать использовать наушники для блокировки лишнего звука. Ребёнку с повышенной зрительной чувствительностью предлагаются специальные очки с защитными фильтрами.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств. Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,

2 тактильная — слуховая — зрительная,

3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР. Коррекционно-развивающую работу в данном направлении можно проиллюстрировать следующим комплексом специальных игр и упражнений. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. В выполнении данных упражнений ребёнку отводится активная роль, в отличие от метода базальной стимуляции.

Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Вращение по кругу

Раскачивание на качелях или в гамаке

Перекатывание со спины на живот

Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги

Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий

Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом

Растягивание эластичных лент

Балансирование на гимнастических мячах

Катание на животе на роликовой доске

Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности

Лазание по тренажёрным стенкам

Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку

Прыжки с маракасами в руках

Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки

Имитация движений животных

Движения под музыку, пение песен с движениями

Подражание позам и очерёдности движений

Футбол бумажным пакетом

Броски в цель бумажных снежков

Игры с мыльными пузырями

Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек

Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами

Организация сенсорной комнаты для детей с ТМН

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая Сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях Сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции. Комплектация Сенсорной комнаты содержит следующие элементы.

Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.

Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.

Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.

Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.

Степень эффективности Сенсорной комнаты можно значительно усилить, применяядополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов:

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.

Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.

Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Сенсорная комната проектируется индивидуально в соответствии с размерами комнаты, задачами по её использованию, возрастом детей, финансовыми возможностями учреждения образования. Как известно, в специальных образовательных учреждениях по проекту не предусмотрено создание Сенсорной комнаты, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило, адаптации. Рекомендуется: — обеспечить максимальную территориальную и звуковую изоляцию Сенсорная комната не должна быть проходной или смежной с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы, при необходимости Сенсорная комната оборудуется двойной дверью; — закрыть окна светонепроницаемым материалом — окрасить стены Сенсорной комнаты в спокойные пастельные тона белый, кремовый и т.д., Цвет пола, мебели, портьер подобрать спокойных и нейтральных тонов голубой, зеленый — установить регулируемую в широком диапазоне интенсивность освещения от яркого освещения до полного затемнения — положить на пол мягкое покрытие — соблюдать температурный режим помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с ТМНР синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать поведение.

целью данного мастер- класса было :расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с детьми, выявить, как сделать игру более созидательной. Познакомить с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств.

Метод сенсорной интеграции в работе дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику .

Сенсорная интеграция - это способность:

• Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств

• Вычленять наиболее значимую информацию

• Вырабатывать соответствующую ответную реакцию .

Цель мастер класса : расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с особенными детьми, понять, как можно подключиться к игре, как сделать ее более созидательной. Научиться расширять рамки восприятия ребенком окружающего мира.

В ходе мастер-класса участники познакомятся с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств. Каждый желающий сможет принять участие в игре, превратиться в ребенка и окунутся в атмосферу собственных ощущений. Узнаете, как о привычных, так и о неожиданных свойствах различных предметов, научитесь владеть собственным телом и взаимодействовать с внешним миром.

В мастер-класс включены упражнения на все основные области сенсорной системы:

- вестибулярная (баланс, ориентация собственного тела в пространстве)

- тактильная (стимуляция кистей рук, стоп, лица, поверхности тела);

- зрительная ( развитие зрительного восприятия );

- обонятельная (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности);

- вкусовая (презентация вкусовых раздражителей);

- проприоцептивная (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства, ощущение собственного тела).

Рекомендации по использованию игр и упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции

Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.

Перед началом упражнений необходимо повести

оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.

Необходимо постепенно вводить в игровую деятельность ребенка упражнений сенсорно-интегративной коррекции.

Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.

Игры можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)

Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развит, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную , вестибуляторную .

Целью этого процесса является планирование и выполнение соответстующих действий в ответ на сенсорный раздражитель - внешний или внутренний.

Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Интеграционные игры и упражнения для вестибулярной системы.

Интеграционные упражнения для тактильной системы

Различные игры с использованием сенсорных коробочек с разными наполнителями. (ПОДНОСЫ)

Игры с искусственным снегом. Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности . Ход игры: Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика! Я для детей высыпала этот снег в большой поднос, так у них теперь то гонки по зимней трассе, то танковые сражения на снегу.

Интеграционные игры и упражнения для гравитационной системы

Хождения по гимнастической скамейке.

Интеграционные упражнения для зрительной системы

Интеграционные упражнения для слуховой системы

Интеграционные упражнения для обонятельной системы

Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

II . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5. Развитие пространственных представлений.

1.Рисование кремом или пеной

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.

Задачи: Знакомим с частями лица, Ориентировка в пространстве, развитие зрительно - моторной координации.

Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица другого глядя на себя в зеркало .

Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало. Проговорите вместе с ребёнком, какие у него волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция, происходит положительная динамика в развитии ребенка.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

целью данного мастер- класса было :расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с детьми, выявить, как сделать игру более созидательной. Познакомить с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств.

Метод сенсорной интеграции в работе дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подобранному игровому оборудованию и направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику .

Сенсорная интеграция - это способность:

• Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств

• Вычленять наиболее значимую информацию

• Вырабатывать соответствующую ответную реакцию .

Цель мастер класса : расширить поле профессионального зрения, получить новые инструменты для работы с особенными детьми, понять, как можно подключиться к игре, как сделать ее более созидательной. Научиться расширять рамки восприятия ребенком окружающего мира.

В ходе мастер-класса участники познакомятся с методами и приемами работы с детьми по коррекции сенсорных расстройств. Каждый желающий сможет принять участие в игре, превратиться в ребенка и окунутся в атмосферу собственных ощущений. Узнаете, как о привычных, так и о неожиданных свойствах различных предметов, научитесь владеть собственным телом и взаимодействовать с внешним миром.

В мастер-класс включены упражнения на все основные области сенсорной системы:

- вестибулярная (баланс, ориентация собственного тела в пространстве)

- тактильная (стимуляция кистей рук, стоп, лица, поверхности тела);

- зрительная ( развитие зрительного восприятия );

- обонятельная (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности);

- вкусовая (презентация вкусовых раздражителей);

- проприоцептивная (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства, ощущение собственного тела).

Рекомендации по использованию игр и упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции

Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.

Перед началом упражнений необходимо повести

оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.

Необходимо постепенно вводить в игровую деятельность ребенка упражнений сенсорно-интегративной коррекции.

Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.

Игры можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)

Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развит, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную , вестибуляторную .

Целью этого процесса является планирование и выполнение соответстующих действий в ответ на сенсорный раздражитель - внешний или внутренний.

Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Интеграционные игры и упражнения для вестибулярной системы.

Интеграционные упражнения для тактильной системы

Различные игры с использованием сенсорных коробочек с разными наполнителями. (ПОДНОСЫ)

Игры с искусственным снегом. Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности . Ход игры: Невероятно воздушный, мягкий и шелковистый, а самое главное — холодный на ощупь снег. И что очень понравится вашим деткам, что из него можно лепить! Например, попробуйте слепить маленького снеговика! Я для детей высыпала этот снег в большой поднос, так у них теперь то гонки по зимней трассе, то танковые сражения на снегу.

Интеграционные игры и упражнения для гравитационной системы

Хождения по гимнастической скамейке.

Интеграционные упражнения для зрительной системы

Интеграционные упражнения для слуховой системы

Интеграционные упражнения для обонятельной системы

Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

II . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5. Развитие пространственных представлений.

1.Рисование кремом или пеной

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.

Задачи: Знакомим с частями лица, Ориентировка в пространстве, развитие зрительно - моторной координации.

Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица другого глядя на себя в зеркало .

Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало. Проговорите вместе с ребёнком, какие у него волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция, происходит положительная динамика в развитии ребенка.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Читайте также: