Пособия для развития тактильных ощущений своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Спасибо большое за методическую разработку. Данный материал будет полезен во всех группах ДОУ, так как сенсорное развитие неотъемлемая часть образовательной деятельности дошкольников. Детям очень нравиться работать с материалом, а выполнять интересные задания ещё охотнее. Конечно развитие тактильных ощущений способствует и развитию речи, что делает это пособие актуальным в первую очередь для логопедических групп.

Мамаева Татьяна Вячеславовна

Отличная работа. Браво автору! Проделана огромная работа. Сама занимаюсь с малышами развитием мелкой моторики. Многое возьму себе на заметку. Ведь увлекательные задания, предложенные автором, хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму и имеют непосредственно е значение для важных навыков самообслуживани я. Развиваются его психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховую, зрительную, тактильную, стимулируются мыслительные операции). Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка. Спасибо большое за материал!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Главная Развивающие занятия с детьми

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).
Развивающие занятия
Автор: Дубова Алёна Рудольфовна, Суднева Елена Алексеевна
12.09.2019 08:58

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (сделанные своими руками).

В сборнике представлены дидактические игры и пособия с сенсорным содержанием, изготовленные своими руками — результаты работы педагогов Дубовой Алёны Рудольфовны и Судневой Елены Алексеевны (МБДОУ № 93, г. Сыктывкар).

Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям (законным представителям) воспитанников.

Представленный сборник имеет практическую значимость, будет интересен педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и может быть рекомендован к публикации на муниципальном уровне.

Все пособия изготовлены из фетра различной толщины и плотности. Фетр — очень податливый и приятный на ощупь материал. Яркий, имеет много оттенков, прочный, но в то же время мягкий, края не нуждаются в дополнительной обработке, нетоксичный. Словом, фетр — идеальная ткань для творчества и поделок. Дети очень любят изделия из этого материала.

Такие и похожие пособия можно изготовить вместе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра, конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами,

замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры,

конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, паззлы; все пособия находятся в зоне доступности для детей.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений:

шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое другое.

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина

и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная

отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Дидактические пособия:

Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7.

Задачи:

  • Закрепить названия цветов спектра.
  • Учить детей считать до 7.
  • Расширять словарный запас детей.
  • Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с деталями

треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами

соответствующего цвета и количеством от 1 до 7.

фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок на

них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и

Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного

Возраст игроков: дети 3-4 лет.

Задача:

  • В игровой форме учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  • Закреплять названия цветов и оттенков.
  • Учить считать до 8.

Дидактические игры:

Цель: расширение знаний детей о морских обитателях.

Задачи:

  • Закрепить названия морских обитателей.
  • Закрепить знания цветов и их оттенков.
  • Расширять словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: игра представляет собой игровое поле (море с водорослями) и

20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри). К нему

прилагается магнитная удочка для ловли рыб.

Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского

обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди или

пока не поймают всех рыбок.

Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов.

Задачи:

  • В игровой форме познакомить детей с разнообразием продуктов.
  • Учить сочетать продукты между собой.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом.

Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием

продуктов из фетра.

Варианты игры:

- Ресторан или кафе.

Учимся:

Задания к игре:

  1. Как можно назвать одним словом то, что лежит на тарелке?
  2. Где растут овощи? Чем они отличаются от фруктов?
  3. Сосчитай морковки на тарелке.
  4. Сколько горошин находится в стручке?
  5. Что на тарелке зеленого цвета?
  6. Какого цвета морковки?
  7. На что похож помидор? Какого он цвета?
  8. Что можно приготовить из капусты?
  9. Разложи морковки на тарелки по одной штуке. Сколько понадобится тарелок?
  10. Сколько вареников ты видишь? Сосчитай их.
  11. Какого цвета вареники? Какой они формы?
  12. Какого цвета листья салата? Сосчитай их.
  13. Чего больше на тарелке – листьев салата или вареников?
  14. Сколько всего печений лежит на тарелке?
  15. Печений какой формы больше?
  16. Сколько круглых печений ты видишь? Сосчитай.
  17. Сколько прямоугольных печений на тарелке?
  18. Из какого количества слоев состоит прямоугольное печенье?
  19. Разложи печенье на тарелки по две штуки. Сколько понадобится тарелок?
  20. Какой формы целая пицца? На что она похожа?
  21. На сколько кусков разделена пицца?
  22. На какую геометрическую фигуру похож кусок пиццы?
  23. Сколько кусочков колбаски лежит на каждом куске пиццы? Какой они формы?
  24. Из каких продуктов можно сделать пиццу?
  25. Сколько кусков колбасы лежит на тарелке? Сосчитай.
  26. Разложи колбасу на тарелки. Сколько тарелок понадобится?
  27. Сколько пельменей лежит на тарелке? Сосчитай.
  28. Из чего делают пельмени?
  29. На что похожи пельмени? Какой они формы?
  30. Какого цвета пельмени?
  31. разложи пельмени на две тарелки поровну. Сколько пельменей будет лежать на каждой тарелке?
  32. Сосчитай, сколько рыбок на тарелке.
  33. Сосчитай листья салата.
  34. Чего больше — рыбок или листьев? Чего меньше – рыбок или листьев?
  35. Какого цвета рыбки? Какого цвета листья?
  36. Сосчитай сосиски на тарелке.
  37. Какой формы сосиски? Какого они цвета?
  38. Из каких продуктов состоит бутерброд?
  39. Сколько на тарелке бутербродов?
  40. Сколько на тарелке листьев салата, кусков сыра и хлеба?
  41. Какого цвета каждый продукт?
  42. Из чего сделаны настоящие макароны?

Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить детей определять разные материалы на вид и на ощупь и называть их.
  • Развивать тактильные ощущения у детей.
  • Учить находить пары одинаковых материалов.
  • Расширять словарный запас детей.

Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по количеству играющих детей) – взрослый помогает это сделать. Начинает игру ребенок,

выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот выигрывает.

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов.

Задачи:

  • Учить ребёнка одной рукой (на ощупь) определять форму и качество предмета, материал, из которого он изготовлен.
  • Учить называть предмет, не видя его.
  • Развивать тактильные ощущения детей младшего дошкольного возраста.
  • Расширять словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым рукавом-хоботом для доставания предметов.

Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки.

Дети играют по очереди.

Варианты предметов:

  • Объемные: геометрические формы (шарик, призма, кубик, брусок, кирпичик), игрушки (матрешка, елочка, машинка, кукла-пупсик, чашка, ложка, вилка, тарелка маленького размера), природные материалы (каштаны, желуди, шишки еловые и сосновые, камушки).
  • Плоскостные: предметы разной геометрической формы (пластины, треугольники, круги разного размера и т.д.)

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

Задачи:

  • Учить детей наматывать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать желание довести начатое дело до результата.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для

наматывания, украшенными фетровыми игрушками.

Правила игры:

  1. вариант. Нужно полностью намотать ленточку на стержень.
  2. вариант. Игра на скорость: выигрывает тот, кто первый успеет намотать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.

Играть можно одному ребенку (1 вариант) или компанией устроить соревнование (2 вариант).

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Возраст игроков: от 5 лет.

Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5 ноликов, 5 крестиков из фетра разного цвета). Поле с клетками – это и карман для хранения фишек.

Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и

следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки


Без преувеличения можно сказать, что маленький ребенок познает мир с помощью своих пальчиков. Прикасаясь к разным поверхностям, изучая разные текстуры, формы, ребенок активизирует свою мыслительную деятельность. Тактильное восприятие очень помогает малышу развивать воображение, координацию движений, внимание, память.

В самой природе младенца заложено стремление все пощупать, изучить, попробовать на зуб. Но не всегда дома у него есть такая возможность. Большинство предметов убирается из поля его деятельности для соблюдения безопасности. В таком случае, родителям надо позаботится о том, чтобы у ребенка была возможность получать информацию с помощью ощупывания руками и пальцами. Это могут быть игрушки (деревянные, пластмассовые, металлические), разные по своей текстуре и форме предметы.

Хорошим подспорьем по развитию тактильных ощущений являются сенсорные коврики, карточки или книги.

Предлагаем вам несколько идей по созданию тактильных книг своими руками

Странички таких книг можно наполнить содержимым по своему усмотрению: пуговицами, отрезками различных тканей, шершавыми и гладкими элементами, бусинами, крупными фасолинами и т.д.

Основой для книги могут служить: картон, ткань, фетр, флис. Листы можно сшить, а можно скрепить при помощи ленты.

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Тактильное восприятие

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Особенности восприятия

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

Тактильные ощущения

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Развивают тактильные способности пальчиковые игры для детей.

Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.


Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

свинка

  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.

крышки

Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.

плетение

  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.

своими руками

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!

сенсорная игра

  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.

мышки и ручки

Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

Читайте также: