Пособия для профилактики плоскостопия своими руками в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Малоподвижный образ жизни, современного человека, слабость мышц стопы и голени является основной причиной развития плоскостопия. Поэтому лечение плоскостопия не будет эффективным без выполнения упражнений лечебной физкультуры.

Все упражнения комплекса лечебной физкультуры при плоскостопии следует делать в медленном темпе, до появления ощущения легкой усталости. Количество повторений определяется индивидуально, в соответствии с возрастом и физическим развитием.

Начните занятия с массажа стоп. Затем приступите к выполнению следующих упражнений:

ЛФК при плоскостопии, разминка.

Для исключения статической нагрузки на слабые мышцы ног, начинать нужно с упражнений лечебной физкультуры, выполняемых в положении сидя или лежа. Это даёт возможность регулировать нагрузку на соответствующие мышцы голени и стопы.

Основная часть комплекса лечебной физкультуры при плоскостопии.

  • Поочерёдное разгибание и сгибание пальцев до соприкосновения с опорой (упр.4)
  • прокатывание теннисного мяча подошвенной поверхностью стопы. Упражнения выполняются поочерёдно, сначала одной, затем другой ногой (упр. 5);
  • захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног (упр.6);
  • перемещение стопы по ровной поверхности при помощи поочерёдного сгибания и разгибания пальцев стопы (упр. 7);
  • стопы подошвенной поверхностью вместе – максимальное сгибание и разгибание в коленных и голеностопных суставах (упр.8);
  • перемещение подошвенной поверхности одной стопы по внутренней поверхности противоположной голени (упр. 9);
  • сидя ноги согнуты в коленях, пятки плотно прижаты к полу, собирание матерчатого коврика движениями пальцев ног (упр. 10);
  • сидя, сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно (упр. 11);

Лечебная гимнастика при плоскостопии

ходьба по наклонной плоскости (упр. 12).

По мере укрепления мышечно-связочного аппарата, нужно переходить к группе дополнительных упражнений.

III. Дополнительные упражнения лечебной физкультуры (упражнения с балансировочной подушкой.)

Упражнения на балансировочной подушке укрепляют мышцы голени и свода стопы, тренируют вестибулярный аппарат, совершенствуя чувство равновесия.

Регулярное выполнение комплекса ЛФК при плоскостопии, одновременно с ношением удобной обуви с индивидуальными ортопедическими стельками, позволит на ранних этапах формирования стоп избежать их деформации. Совместно с общеукрепляющими упражнениями способствует формированию правильной осанки. В запущенных случаях, лечебная физкультура, поможет приостановить развитие плоскостопия, устранить болевые ощущения в мышцах и суставах ног, улучшить работу всего опорно-двигательного аппарата.


Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.

Плоскостопие – это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.

Диагностика плоскостопия

Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются, как правило, в области свода стопы, у внутреннего края пятки, под лодыжками. В голенях боли локализуются в икроножных или передних большеберцовых мышцах. Высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена, стопа удлинена и расширена в среднем и переднем отделах. Ладьевидная кость может обрисовываться сквозь кожу на медиальной стороне стопы. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть.



Рисунок 1 Рисунок 2

Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли…

Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажер Планта, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в ДОУ примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные ребенок не посещает ДОУ и стопы отдыхают.

При наличии дефектов стоп полезно использовать ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо проводить специальную коррекцию обуви.

Лечебная гимнастика при плоскостопии.

Целью лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Методика лечебной гимнастики

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Комплексы специальных упражнений для профилактики плоскостопия.

1. И.П. лежа на спине.

1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.

6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.

7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.

9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.

2. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.

1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием

стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.

3. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

4. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

5. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.

6. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.

8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.

9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.

10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

3. И.П. стоя

1. Подъем на носки.

2. Подъем на пятки

3. Полуприседы на носках.

4. Подъем на наружные своды стоп.

5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.

6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.

7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола

9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба на наружном крае стопы

4. Ходьба на носках в полуприседе.

5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

7. Ходьба по ребристой доске.

8. Ходьба по наклонной плоскости

9. Ходьба по следовой дорожке.

Самомассаж стоп.

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 – 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная – стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

1. И.П. сидя на стуле.

1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.


Здоровье — великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым, умным — это цель всех родителей и одна из главных задач медицинских работников и педагогов.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится ежедневно и где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации оздоровительной работы в условиях нашего детского сада особое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия). При ежегодном осмотре врачами-специалистами городской детской поликлиники установлено, что большинство детей-дошкольников имеют плоскостопие.

Когда малыш рождается, у него еще нет осанки, нет и сводов у стоп. С появлением первой самостоятельной опоры на ножки и первых самостоятельных шагов под действием физической нагрузки начинается процесс формирования сводов стоп.

Растут ножки, перестраиваются их анатомические особенности. К полутора годам уже можно увидеть начальное формирование сводов. Сам процесс формирования постепенный и длится несколько лет. У большинства детей он заканчивается к 4-5 годам. Но возможны как более ранние, так и более поздние сроки формирования. Зависит это как от конституциональных особенностей ребенка, так и от наличия у него отклонений со стороны костно-мышечной, нервной, эндокринной систем. К группе риска можно отнести малышей, у которых неврологи или ортопеды на первом году жизни находили отклонения в мышечном тонусе, особенно в его снижении, а также при выраженном недоборе или избыточном весе малыша.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.

В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,

На маленьку ножку

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия у дошкольников мы предлагаем упражнения, которые проводятся в определенной последовательности и в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения — вверх — вниз, вправо — влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используем упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаем разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаем упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке — массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используем деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе усложняем двигательные действия ребенка; используем различные приспособления универсального типа, усложняем способ перемещения ребенка на этих снарядах. Дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику — качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.


Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп.

В детском саду создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности используем различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повышает осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп применяем в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию — в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона дети выполняют упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, используем наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.


Специальные упражнения проводятся несколько раз в день по 2-3 упражнения:

- Ходьба по узкой дорожке (в качестве "узкой дорожки" можно использовать любую(10-15 см) доску, полоску на ковре)

- Ходьба на наружных краях стоп (Мишка косолапый)

- Ходьба по различным рельефным поверхностям (малыш может бегать босиком по песку и по жестким камешкам)

- Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя и стоя. (предложите малышу "поймать" мелкий предмет(карандаш, палочку) и удерживать его некоторое время)

- Собирание платочка пальцами ног захватывание и собирание ткани.

- Сидение в позе по — турецки (помогайте ребенку вставать, поддерживая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест на крест, меняйте их поочередно, так чтобы впереди была то правая то левая стопа)

- Приседание на полную стопу. При выполнение этого упражнения стопы не должны отрываться от пола (можно помогать ребенку, поддерживая его за руки или подмышки).

- Сидя на стуле положить обе стопы на небольшой мячик. Сильно надавливать на него ногами, покатать мячик по полу. Такое же самое упражнение можно делать и с механическим массажером, который очень похож на старинные счеты.

- Сидя на стуле, по очереди, сжимать резиновый мяч то правой, то левой стопой.

- Ежедневно, по пятнадцать минут в день, ходить по мелкодробленой крупе или песку, насыпанному в ящик или в большую миску, туда и обратно.

- Сидя на удобном стуле, необходимо выполнять движения стопой: поворачивать стопу внутрь, сгибать тыльную часть стопы, сгибать всю подошву, сгибать пальцы ног, вращать стопами, поочередно, то в одну сторону, то в другую, сгибать тыльную часть стоп с захватом маленьких предметов.

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, коррекция плоскостопия, ребенок, упражнение, дошкольный возраст, опорно-двигательный аппарат, палец ног, стопа, двигательная активность, детский сад.

Похожие статьи

Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия.

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

физическое воспитание, коррекция плоскостопия, ребенок, упражнение, стопа, палец ног, опорно-двигательный аппарат, дошкольный возраст, двигательная активность, детский сад.

Сауна — средство оздоровления и профилактики заболеваний.

физическое воспитание, коррекция плоскостопия, ребенок, упражнение, стопа, палец ног, опорно-двигательный аппарат, дошкольный возраст, двигательная активность, детский сад.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке. Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опоройдля скелета.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Ключевые слова: умственная отсталость, опорно-двигательный аппарат, коррекция, фитбол, упражнения.

Для коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата в виде плоскостопия можно применять следующие упражнения

Исследование плантограмм стоп детей младшего школьного.

физическое воспитание, коррекция плоскостопия, ребенок, упражнение, стопа, палец ног, опорно-двигательный аппарат, дошкольный возраст, двигательная активность, детский сад.

Предупреждение развития приобретенной патологии.

нарушение осанки, опорно-двигательный аппарат, ребенок, соединительная ткань, формирование осанки, заболевание, должная величина, дошкольный возраст, детский организм, грудная клетка.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими.

Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки, плоскостопие, кривошея, сколиоз) ответственна.

Перед тем, как лечить плоскостопие, ортопед изучает симптоматику и анамнез болезни, проводит пальпацию, визуальный осмотр и инструментальные исследования. Только после выяснения тяжести и причины патологии он подбирает оптимальный метод лечения.

Следует учесть, что полное выздоровление происходит только до 18 лет, когда стопа еще не полностью сформировалась. У взрослых людей можно только откорректировать стопу, чтобы остановить дальнейшее развитие болезни, устранить неприятную симптоматику и предотвратить возникновение осложнений.

Цели и задачи терапии

Лечение плоскостопия направлено на:

  • купирование боли и отечности;
  • устранение мышечных спазмов;
  • остановку деформирующих процессов;
  • восстановление метаболизма;
  • повышение прочности мышечно-связочного аппарата стопы;
  • формирование правильной походки;
  • укрепление иммунитета.

Методы лечения

При лечении плоскостопия в основном используют консервативные методы:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру;
  • массаж;
  • физиотерапию;
  • ортопедические приспособления.

При сильной деформации стопы, неподдающейся консервативной коррекции, ортопед может порекомендовать операцию.

Медикаментозная терапия

Лекарства используют, чтобы избавить от неприятной симптоматики. Вылечить болезнь они не могут.

Назначать лекарственные средства должен врач, так как они могут иметь противопоказания. Кроме того, при необходимости могут быть назначены рецептурные препараты. Врач может прописать:

Лечебная физкультура

Центральное место в лечении плоскостопия занимает лечебная физкультура, так как она устраняет причины деформации. Особое внимание уделяют упражнениям для укрепления мышц, связок и костей нижних конечностей, которые следует выполнять босиком. Необходимо вращать стопами, вытягивать носочки, сгибать пальцы, катать ступнями мячик, собирать пальцами ног мелкие предметы, ходить на носочках, пятках, наружной стороне стопы.

Лечение и профилактика плоскостопия

Комплекс упражнений должен подбирать врач, учитывая тип, стадию и степень патологии, возраст пациента, наличие других заболеваний, общее состояние здоровья.

Чтобы получить максимальный эффект, желательно делать гимнастику 2-3 раза в день. Нельзя допускать перерывов. Дополнительно можно заниматься йогой, танцами.

Лечебная физкультура тонизирует мышцы, укрепляет мускулатуру, повышает амплитуду движений, активирует циркуляцию крови, укрепляет иммунную систему.

Массаж

Массирование ступней избавляет от боли и отечности, тонизирует мышцы, активирует кровообращение и метаболизм, способствует поступлению к тканям питательных веществ и кислорода. Лучше всего обратиться к специалисту. Но можно делать массаж самостоятельно: руками либо используя массажеры.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры снимают мышечные и суставные боли, затормаживают патологические процессы, ускоряют выздоровление.

При плоскостопии обычно назначают электрофорез, фонофорез, миостимуляцию, магнитотерапию, гидромассаж, иглорефлексотерапию, грязелечение, парафиновые аппликации.

Ортопедические приспособления

На любой стадии заболевания эффективное действие окажут ортопедическая обувь, специальные вкладыши и стельки, бандажи, которые должны подбираться индивидуально. Они правильно распределяют нагрузку и оказывают амортизирующее действие.

Лечение и профилактика плоскостопия

Хирургическое вмешательство

Чаще всего проводят артроэрез – операцию, во время которой в определенный участок стопы устанавливают титановый имплант, поддерживающий свод стопы. Через несколько лет его удаляют.

Плоскостопие – характерная деформация стопы, при которой происходит уплощение продольного или поперечного свода. Основная причина патологии – слабость связочно-мышечного аппарата. Симптомы плоскостопия у детей проявляются изменением походки, что вызвано уменьшением или полным отсутствием свода стопы в положении стоя. Состояние считают доброкачественным педиатрическим плоскостопием, если переднюю часть стопы можно свободно перемещать вверх/вниз, а вальгусный угол исчезает, когда ребенок сидит или встает на цыпочки. Как правило, дети перерастают педиатрическое плоскостопие, то есть дефект нивелируется в возрасте до пяти лет. При жестком плоскостопии свод отсутствует и когда ребенок сидит или стоит на цыпочках – такое состояние требует лечения.

Плоскостопие

Диагностика детского плоскостопия

У большинства малышей ортопедическая патология не проявляется никакими симптомами и дефект замечают родители или врач-педиатр.

  • боль и/или судороги в ногах, особенно в стопах;
  • изменения в походке;
  • дискомфорт при ходьбе;
  • неравномерный износ каблука;
  • боль в ногах после занятий спортом и/или других физических нагрузок.

Если у ребенка проявляются какие-либо из этих симптомов, следует проконсультироваться с детским ортопедом. Состояние обычно диагностируют при визуальном осмотре стопы и проведении подографии (плантографии). В ходе обследования врач определяет объем движений в голеностопном суставе, обращает внимание на характер походки. Полезную информацию дает осмотр обуви ребенка (специфика износа). В некоторых случаях понадобится сравнительный анализ развития стопы на протяжении короткого времени роста ребенка (осмотр раз в полгода-год).

Для определения степени плоскостопия потребуется рентгеновский снимок в двух проекциях. После выявления дисфункции и точной оценки уровня деформации врач назначит комплексное лечение.

Лечение и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Основные приемы профилактики:

  • массаж;
  • гимнастика;
  • ортопедическая обувь и стельки (супинаторы);
  • гигиенические мероприятия.

Массаж при плоскостопии у детей способствует нормализации тонуса мышц, улучшает кровообращение, уменьшает боль. Следует не только массировать стопы малыша, но и использовать специальные коврики, валики, мячи. Полезна ходьба босиком по неровным поверхностям: гальке, песку, ковру с высоким ворсом.

Упражнения при плоскостопии у детей помогают укрепить мышцы, связки, способствуют формированию правильной походки. Гимнастику следует проводить ежедневно, выполняя рекомендованный врачом-ортопедом комплекс. Упражнения простые: ходить на носочках, крутить ступнями по и против часовой стрелки, поднимать ножками с пола мелкие предметы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста начинается с выбора правильной обуви. Обязательно наличие мягкого супинатора, жесткого задника, каблука высотой около 0,5 см. Обувь должна быть строго по размеру и четко фиксировать стопу.

После установления характера и степени уплощения стопы специалист подбирает ребенку ортопедические корригирующие вкладыши, представляющие собой конструкцию с пронатором в передней части и супинатором в пяточной области. Такая стелька способствует уменьшению растяжение мышц за счет правильного положения стопы, что необходимо для восстановления ее физиологической формы. При жестком плоскостопии заказывают специальную ортопедическую обувь с высокой шнуровкой.

Почему важна своевременная терапия детского плоскостопия

Лечение плоскостопия у ребенка следует рассматривать как основной способ профилактики ортопедических и других проблем. При отсутствии терапии детское плоскостопие может в дальнейшем привести к изменению походки, артрозу суставов нижних конечностей (в т.ч. в первую очередь самой стопы), варикозу, развитию сколиоза или прогрессированию остеохондроза и болевого синдрома позвоночника.

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Читайте также: