Пособия для дыхательной гимнастики своими руками в детском саду

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 16.09.2024

Автор: Куринна Оксана Васильевна

Населенный пункт: Белгородская область, город Строитель

Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе педагога. Выработка правильного, целенаправленного и длительного речевого выдоха способствует:

  • формированию целенаправленной воздушной струи.
  • развитию силы воздушной струи.
  • развитию дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.
  • активизации губных мышц.

Существует множество интересных игр и упражнений для развития дыхания детей. Предлагаем вашему вниманию пособие которое сделано своими руками.

  • артикуляционного аппарата и диафрагменного дыхания;
  • мелкой моторики, концентрации внимания, настойчивости в достижении поставленной цели.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. При выполнении упражнения нужно выполнять несколько правил:

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
  • Выдох должен быть длительным, плавным;
  • Необходимо следить что бы не надувались щёки. Если это вызывает трудности допускается прижимать их ладонями;
  • Выдох должен быть спокойный, не напряженный, чтобы не допустить головокружения.

Оборудование : В комплект входит игровое поле ( магнитная доска размером 40*50см); 20 деревянных элементов на магнитной основе разнообразной формы длинной не более 10см,три шарика, две деревянные полусферы с магнитами и 100 пластмассовых трубочек.

Количество вариантов лабиринта на игровом поле бесконечно. Чтобы продвигать шарики разного размера по разным лабиринтам, требуется умение управлять собственным дыханием, твердая рука, а также концентрация внимания и терпение.

  • Сначала ребенок должен научиться правильно дуть в трубочку и двигать шарик струей воздуха без препятствия.
  • На игровом поле конструируется лабиринт, чтобы ребенок смог без особого труда провести по нему шарик. Постепенно рисунок лабиринтов должен изменяться, расстояние между препятствиями – уменьшается, что должно усложнять действия по проводке шарика. Ребенок должен понять и усвоить будущий маршрут и затем при управлении шариком соблюдать его без отклонений.
  • Также проводится коллективная игра. При этом игроки поочередно проводят шарик по одному и тому же лабиринту.

Продвижение шарика по доске может осуществляться выдыхаемым игроком воздухом или толчком указательного пальца. Игроки должны научиться управлять своим дыханием, соотносить силу выдоха с расстоянием до выбранного углубления на доске. Другой вариант игры позволяет развивать мелкую моторику пальцев путем уравновешивания силы толчка с желаемым расстоянием продвижения шарика по доске.

Постепенно можно усложнить упражнение: дуть на шарик не через трубочку, а положив распластанный язык на нижнюю губу.

Это пособие рекомендуется использовать индивидуально и включать как этап НОД.




1. Клей – момент
2. Клей - карандаш
3. Ножницы
4. Простой карандаш
5. Стержень от шариковой ручки
6. Нитки с иголкой
7. Линейка
8. Шаблон домика




Вырезаем шаблон домика.
Прикладываем шаблон домика к цветной бумаге и вырезаем занавеску для окна чуть меньше самого окна.



Прикладываем шаблон домика к листу картона тёмного цвета, очертить простым карандашом и вырезать только окошко.




Кладём стержень от шариковой ручки на край широкой стороны одной из 4х частей разрезанных листов А-4.




Получилась вот такая трубочка из бумаги. Аккуратно достаём стержень и изготавливаем ещё 30 штук таких трубочек.



Начинаем приклеивать получившиеся трубочки с низа домика, не выходя за контуры.Для лучшего склеивания использовала клей - момент.





Постепенно заклеиваем трубочками всё пространство домика до контуров. (с низа домика до крыши, кроме трубы)



Трубу вырезаем отдельно из цветной бумаги и приклеиваем. Продолжаем наклеивать трубочки одна к одной. Дойдя до крыши, трубочки начинаем постепенно срезать на нет.




Изготавливаем крышу. Вырезаем две полоски из цветной бумаги на конце с острыми углами. Край полоски с одной стороны загибаем на 0.5мм, другой край полоски вырезаем ножницами волной.







С обратной стороны домика пришиваем занавеску из цветной бумаги (занавеска должна быть немного меньше окна для лёгкого открывания) к окошку тремя стежками в двух местах.




Домик - тренажёр для развития дыхания готов! Сделать глубокий вдох через нос и дуть на занавеску (необходимо, прежде всего, сформировать у детей плавный ротовой выдох). Чем сильнее дуть , тем выше будет подниматься занавеска. Весело и с пользой!



Однако, следует помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть ограничены во времени.

Дыхательная гимнастика эффективно укрепляет детский иммунитет, помогает справляться с болезнями и делает пребывание в детском саду более увлекательным

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

Мальчик держит платок у носа и имеет болезненный вид

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

  • Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
  • Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
  • Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
  • Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
  • Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
  • Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
  • Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Мальчик и девочка сдувают стрекоз с подставок

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Если у ребёнка астма, то интенсивность упражнений следует согласовать с лечащим врачом.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Ребёнок дует в пластиковую свирель

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Ребёнок рисует на запотевшем стекле

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Девочка пускает мыльные пузыри

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова была педагогом-вокалистом. И при тяжёлой болезни с приступами удушья ей помогла специальная актёрская гимнастика. Именно на ней она основала свою методику, которая впоследствии была запатентована.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких. Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием.

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

Старшие дошкольники выполняют дыхательную гимнастику А. Стрельниковой

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой на прогулке в старшей группе

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

Воспитанники младшей группы дуют на подвешенные шарики

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Девочка дует на одуванчик

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

Мальчик и девочка дуют на пластиковые колёса

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду

В каждом возрастном периоде воспитанникам ДОУ предлагаются свои дыхательные упражнения, различающиеся по степени сложности.

Первая и вторая младшие группы

В раннем и младшем дошкольном звене все упражнения исключительно игровые:

Каждое упражнение повторяется 5–6 раз.

Мальчик и девочка дуют на кораблики в тазике

Малыши с удовольствием будут дуть на кораблики, находящиеся в воде

Всегда с радостью малыши воспринимают дыхательную гимнастику со стихотворным сопровождением. Она также подразумевает перевоплощение в какой-то предмет или объект.

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах (составлено по материалам открытого доступа)

Средняя группа

С ребятами 4–5 лет проводятся следующие дыхательные упражнения:

Две девочки играют в воздушный футбол

В средней группе дети способны выполнять упражнения в парах, игры приобретают соревновательный характер

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в средней группе

Старшая и подготовительная группы

Со старшими дошкольниками проводятся такие упражнения:

Хомячок и изображение ребёнка с надутыми щёчками

Дети надувают щёчки, двигаются по комнате, а потом спускают воздух

Видео: медработник проводит дыхательную гимнастику с дошкольниками

Видео: гимнастика Стрельниковой под музыку в подготовительной группе

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Замечательным тренажёром является знакомая всем простая игрушка — вертушка. Малышам нравится наблюдать, как ветер приводит в движение яркие элементы, а возможность подуть на них приводит их в восторг.

Девочка дует на вертушку

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

Если дуть на рыбок, то они начнут двигаться, как в настоящем аквариуме Если подуть через соломинку в бутылочку, произойдёт чудо, например, начнётся снегопад или листопад Когда ребёнок подует на дождик, он узнает, кто живёт в домике Чтобы увидеть грибы, нужно сдуть с них листики Чтобы прогнать гусениц с яблока, нужно подуть на них Задача дошкольника — подуть на бабочку, чтобы она села на цветок Ворота мини-футбола сделаны из пластиковых контейнеров, а мячик — из лёгкой пластмассы Когда ребёнок сдует цветочки и грибы, под ними окажутся зайчики Шарики из пряжи нужно задувать в забавные ворота Лепестки одуванчика крепятся к центру цветка с помощью ниточек Нужно подуть на тучки, чтобы они открыли солнышко Чтобы узнать тайну ракушки, нужно сдуть с неё крышку

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

Нарисованная свеча

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

Информация для родителей — упражнения для развития дыхания

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников


Для правильной и красивой речи важно развивать речевое дыхание и силу воздушной струи.

Когда мы говорим, мы продолжаем дышать – наша речь происходит на выдохе. Интересный факт: при разговоре меняется не только сила выдыхаемого воздуха, но даже его температура! Проведите небольшой эксперимент – поднесите ладонь ко рту и произнесите звук “С”. Вы почувствовали прохладный воздух? А теперь произнесите звук “Ш” – ощутите тепло. Сила воздушной струи нам особенноважна для таких звуков как “Р”, “Рь”, так как силой воздуха необходимо вызвать вибрацию кончика языка, а малышам, зачастую это сделать непросто. К тому же, дыхание отчасти ответственно также за силу и тембр голоса. Ну что, готовы потренироваться?

Заранее необходимо вырезать изображения детей. Для малышей достаточно одностороннего изображения детей на санях. Для сохранности соедините маленькую картинку с большой нитью. На видео показан принцип работы с данным шаблоном:

2. Помоги птичкам подлететь к ладошке девочки:


3. Сдуй снежинки с листа и посмотри, кто прячется в зимнем лесу:



4. Помоги мышке убежать от кошки!


5. А теперь создадим настоящее авиашоу! Подними самолёт силой дыхания вверх!


6. Помоги трактору пропахать поле!

Выделяют два вида дыхания: физиологическое (обычное дыхание) и речевое (дыхание, которое участвует в организации нашей речи). Они отличаются тем, что при физиологическом дыхании мы совершаем короткий вдох, затем короткий выдох. А во время речевого дыхания мы делаем короткий вдох и длительный выдох.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания

У детей с нарушениями речи наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, не чётко соблюдают паузы и плавность речи, интонационная выразительность обычно отсутствует, возникает затруднение в произнесении длинных фраз. Формирование речевого дыхания предполагает выработку сильной воздушной струи. Поэтому работа над развитием речевого дыхания является одним из наиболее важных этапов коррекционной работы.

  • сформировать умение пользоваться направленной воздушной струёй;
  • сформировать умение регулировать силу выдоха;
  • развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных и согласных звуков, звукоподражаний, слогов, слов;
  • развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

Цель пособия: формирование у детей правильного дыхания.

Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, плотная светлая бумага формата А6, цветные картинки.

Формирование у детей правильного дыхания

Ход деятельности

Покачивать головой в темпе марша, как неваляшка влево-вправо и при этом мысленно воображать, что мы принюхиваемся, где пахнет. (Нюхаем воздух.)

Формируйте у ваших детей правильное дыхание! Ведь правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.

Лариса Голубина, учитель-логопед,
Лилия Монако, воспитатель,
Наталья Солодкова, воспитатель,
МАДОУ Д/с № 2, г.о. Балашиха, МО

Читайте также: