Пособие по краеведению в детском саду своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Томилова Ольга Викторовна

Организация: ГБДОУ ДС № 67 комб. вида Выборгского р–на Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины.

Академик Д. С. Лихачёв писал: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. " Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Патриотическое воспитание дошкольников через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Многие нравственные качества человека закладываются еще в дошкольном возрасте. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания детей о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут дошкольникам на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, воспитателю, учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок; с переживаний красоты родных мест.

Краеведческие конкурсы широко используются в работе с дошкольниками. Атмосфера соревнования позволяет стимулировать творческую активность, мобилизовать способности и, что самое главное, привлечь к активной работе всех детей. Подготовка конкурса требует чёткой формулировки условий его проведения, определения состава жюри для оценивания конкурсных работ и подведения итогов.

Краеведческие игры на внимание. Как правило, дошкольники недостаточно хорошо знают свой город и его достопримечательные места. Поэтому весёлой и занимательной станет шуточная виртуальная прогулка по городу, где воспитатель будет играть роль забывчивого гида, нарочно ошибаться и всё путать. Экскурсанты должны исправлять его неточности.

Театрализованные краеведческие игры. В театрализованных играх развиваются не только разные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, но и умение чувствовать природу, любить и беречь ее. Занимаясь с детьми театром, педагог стремится совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей, развить творческую самостоятельность в создании художественного образа, расширить знания ребенка об окружающей действительности.

Ролевые краеведческие игры. Перед началом игры распределить роли и создать соответствующие задания: экскурсовод, фотограф, журналист, художник, редактор журнала и т.п.

Итак, главным условием реализации выше названных игр является наличие у педагога знаний о природных, культурных, социальных, экономических особенностях региона и методики краеведческой работы с детьми дошкольного возраста.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Необходимо как можно раньше приобщать дошкольников к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда – это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить.

Задача воспитателя – вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом.

Литература

2. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. - СПб., 2008. -с.30.

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано прежде всего с особенностями возраста.

Данный отрезок времени - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. детские образы, восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а и иногда на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

В последние годы многие детские сады стали увлекаться краеведе­нием. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие пред­ставления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. По­этому необходима организация соответствующей предметно-простран­ственной среды (центра краеведения). Цель создания центров - всесто­ронне изучение родного края. В задачи же входит сле­дующее:

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Методы и формы работы по краеведению в дошкольном учреждении:

o приобщение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих;

o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

o практическое действие с предметами;

o использование ассоциативных связей;

o музыкально-театрализованная деятельность;

o самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

o проведение экскурсий самими детьми.

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

o целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

o расположение центра вне спальной комнаты;

o возможное объединение уголка изодеятельности и центра краеведения.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

Младший возраст (4 год жизни):

- Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды чувашского народа, потешки, скороговорки.

- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающем мире.

- Совместные работы из бросового и природного материала.

- Образцы декоративно-прикладного искусства.

- Куклы в национальном костюме.

Средний возраст (5-ый год жизни)

-Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе Новочебоксарске, Чебоксарах, Чувашии.

-Картинки-иллюстрации аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

-Элементы одежды, посуды чувашского народа.

-Элементы одежды, посуда народов Поволжья.

-Игрушки народов Поволжья.

-Народные музыкальные инструменты (трещётка, ложки).

-Аудио и видеокассеты о природе родного края.

-Куклы в национальных костюмах.

-Поделки из природного и бросового материала.

-Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (игрушки-дымка, богородская, филимоновская).

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

-Предметы искусства народов Поволжья.

-Предметы одежды и быта народов Поволжья.

-Традиции и обычаи, фольклор (описания, иллюстрации).

-Символика государственная Чувашии, Новочебоксарска, России.

-Макеты или план детского сада, микрорайона, города.

-Аудио и видеокассеты о родном крае.

-Куклы в национальных костюмах.

-Альбомы одежды ( всех времен и народов).

- Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

-Выставка детских работ и рукоделие (вышивка, вязание, плетение и прочее).

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания .Однако принципы и методы такой работы раскрыты и представлены недостаточно в программах и в методических пособиях по этому разделу.

В полной мере понять и осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цвета и образов- не простое дело для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик кругозор не обширен. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания должны учитывать все особенности дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Однажды кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру и была хорошо видна издалека. Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско имели свой флаг. Дело в том, что по цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Это могли быть и воины, которые возвращались домой. Но могли быть и враги, желающие захватить город. Заходили на отдых войска дружеского города. Когда город захватывали враги. Они тут же вывешивали на башнях свой флаг. Увидев флаг, проходившие мимо странники понимали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный-огонь и отвагу.

Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое назначение?

Верхняя белая полоса - символ чистоты намерений и благородства - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

Синяя полоса в середине - символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса-символ отваги - означает, что каждый гражданин готов защитить свободу и честь Родины от врагов. Мы знаем, что древние флаги-стяги служили для объединения войска.

Государственный флаг означает единство страны, этот же смысл имеют и полковые знамена, и флаги общественных объединений, организаций. Например, знамя международного олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира.

Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Это королевские, царские и президентские знамена. Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартом Президента Российской федерации. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей, красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

История герба, так же как и флаг, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. А что защищало воина? (доспехи, щиты). Флаг помогал определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи. Было трудно определить, где свои, а где - чужие. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, разноцветные плащи и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак изображен на щите. На большом щите рисунок был хорошо заметен. Щит с рисунком носил не только рыцарь, но и его воины. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе животных, с которыми себя сравнивал, на которых хотел быть похожим. Например, изображение льва рассказывало о том, что рыцарь считает себя таким же сильным и храбрым, как лев. Ящерица на щите напоминала о ловкости и быстроте его хозяина. Рыцари очень дорожили своим гербом, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку. Они надеялись, что хозяин и его войско защитит их в случае нападения. Так постепенно вырастал город, а герб рыцаря-хозяина становился гербом всего города. Над воротами вывешивали щит-герб. Благодаря этому любой гость, путешественник знал. Что у города есть надежная защита, а его хозяин мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

Прошло много лет. Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты, но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если внимательно посмотреть на гербы. То можно заметить, что чаще всего их по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители встанут на защиту города, страны. На щите обычно изображается то, чем славится город, гордится, дорожит.

Материал содержания центр краеведения должен быть интерактивен, тогда он будет использован эффективно.

Варианты использования в работе с детьми.

Изготовить из картона поля герба разнообразных цветов. Силуэты разных животных и растений, предметов. Предложить детям представить себя старинными рыцарями и создать собственный герб. Объяснить свой выбор изображения на гербе.

2.Предложить подумать и создать герб группы, детского сада.

Вместе с родителями продумать герб своей семьи, нарисовать его и дать пояснения к изображенным символам.

Дети отвечают на вопросы:

-Какого цвета первая сверху полоска?

-Расположенная над синей полоска?

-Между белой и красной?

Дети имитируют стук колес.

9.Упражнения с заданиями:

-найдите флаги по типу: а) три горизонтальные полосы; б) три вертикальные полосы;

-найдите флаги с синей (красной, желтой) полосой;

-найдите флаги с рисунком (без рисунка);

-найдите флаги с изображением животных (растений, птицы);

-найдите знакомый флаг;

-покажите флаг, который больше всех вам нравится, объясни почему;

-найдите флаг, который очень похож на российский.

Могут быть различные варианты:

-на карте республики флажками отметить все города, где проживают родственники детей;

-отметить все населенные пункты, где побывали дети и т.д.

Отметки на картах следует делать флажками, вырезанными из бумаги разного цвета. Например: у Арины все флажки будут красного цвета с буквой А, у Вероники - зеленые, с буквой В и т.п. В этом случае дети легко находят свои флажки, а на карте четко видно, в какой местности чьих флажков больше.

Познакомить с историей страны возможно через народные игрушки. Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни.

Кукла Пеленашка относится к оберегам. Для пеленашки обычно брали лоскут старой, изношенной одежды. Из одного лоскута скатывали столбик-тело. В области шеи и талии его перевязывали ниткой. Цветной лоскуток-платок покрывал головку, а во второй цветной лоскут куклу пеленали. Спеленатая кукла обвязывалась цветной тесьмой или лентой. Последовательность изготовления Пеленашки такова:

1. Белый лоскут скатывают столбиком.

3. Далее столбик пеленается так же, как настоящий ребенок.

4. Пеленашка обвязывается разноцветной нитью.

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя его напасти. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранилась вместе с крестильной рубахой.

Еще одна очень популярная кукла наших предков - Вертута. Само слово подсказывает способ ее изготовления. Кукла вертится из лоскутов ткани.

1. Для изготовления Вертуты нужно взять небольшой лоскут ткани и
свернуть его трубочкой.

2. Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам.

3. Скатать трубочкой второй лоскут — это будут ручки. Их нужно
проложить между скатанными трубочками.

4. Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки
над руками - оформить головку. Под руками тоже перетянуть
нитью, обозначив талию.

5. Юбочка - привязанные к талии разноцветные лоскутки.
Небольшой тканевый прямоугольник может стать фартуком.

Для изображения мальчика две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязывают нитью на концах.

Как использовать в работе с детьми.

-У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин -магазин игрушек. Каких только там нет! На любой вкус- и для девочек, и для мальчиков. Даже трудно представить, что было время, когда таких

магазинов не было. А где же брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картину. Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала ее вверху травинкой, отделила по пучку на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась кукла. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу - вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась - там мать только что плотно соткала и начала кроить рубаху. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает - куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!

В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как в современных магазинах. Но и в старину дети любили их ничуть не меньше, чем вы любите сейчас свои.

Читайте также: