Пособие по грамоте своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе. Данный сборник занятий станет хорошим помощником учителям-дефектологам и родителям.

В данном комплексе разработано и собрано 50 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Занятия для детей 4-5 лет

Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

50 занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте (образец):

Задания по обучению грамоте и формированию произносительной стороны речи для детей 4-6 лет представлены в комплексе.

Написать также можно на почту обратной связи. Ее Вы можете найти в конце каждой страницы.

Скачайте сокращенную версию занятий по обучению грамоте по выделенной кнопке.

Если вас заинтересовали занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте то, думаю, Вам понравятся и 35 занятий по развитию речи.

1. Самодельное пособие по обучению чтению: буквы из фетра.

Для изготовления этих букв я использовала самоклеющийся фетр разных цветов. Сначала листы цветного фетра (они были форматом А4 как альбомные) склеила между собой клеевой стороной внутрь так, чтобы с каждой стороны буквы получились одного цвета. Затем разрезала все на квадраты размером 6*6 см и нарисовала на каждом букву с помощью обычного портного мелка. Потом соответственно вырезала данные буквы. Внутренние детали у некоторых букв пришлось вырезать маникюрными ножницами. Все, пару часов и наши буквы готовы! Надо сказать, они произвели восторг у дочки, ведь они не только яркие, но и мягкие на ощупь, что играет дополнительную положительную роль при игре с ними для сенсорных ощущений ребенка.

буквы из фетра

2. Самодельное пособие по обучению чтению: буквы на деталях конструктора Лего.

буквы из конструктора Лего

3. Самодельное пособие по обучению чтению: магнитные буквы.

буквы из магнитной ленты

Самодельные пособия по обучению чтению демонстрировала Оксана Клокова.

А вы изготавливали пособия-самоделки по обучению чтению для своего ребенка? Нравится ли играть и заниматься по ним малышу? Поделитесь в комментариях!

Наглядное пособие по программе Л. Е. Журовой "Обучение граммоте в детском саду". Карточки в формате А4, для звукового анализа слов.

Всероссийская образовательная олимпиада по биологии

Всероссийская образовательная олимпиада по биологии

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе учителя-логопеда на этапе формирования предпосылок к обучению грамоте

Подготовила: учитель - логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 "Берёзка" город Чусовой

В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.


1. Пособия для формирования у детей фонематического слуха на этапе знакомства с буквой. (профилактика акустической дисграфии).

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой (чтобы разгрузить аудиоканал). Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т .д.

Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие "Поющие девочки". Для закрепления акустических характеристик звуков русского языка имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. (синие обозначают твёрдость звука, зелёный - мягкость, красные - гласные звуки, колокольчик - звонкость. В пособии "Звуковые домики" дети учатся самостоятельно давать характеристику звука, строя домик. В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков, с разными по цвету крышами: синяя, зелёная, сине-зелёная, чёрная). Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер). Мною придуманы стихотворения - шпаргалки для характеристики звуков и наглядные схемы-подсказки:

  • Спеть всегда вам рады, для них преграды, зимой и летом красные - это звуки. (гласные).
  • Есть преграда - звук согласный, он не поётся он не гласный, ниточка не тянется и петь не получается!

2. Пособия и дидактические игры для коррекции звукопроизношения (профилактика артикуляторно - фонетической дисграфии).

Всем известно, что дети пишут так, как говорят. Очень важно, чтобы у детей была чёткая артикуляция произносимых звуков, тогда повышаются шансы быть правильно записанной буквой в слове каждого звука. В этой серии игр я использую :
"Логопедическое лото", "Весёлые клоуны", "Звуковая ёлочка", "Ёжик - грибочки", "Звуковые дорожки".

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как "звук", "слово", "слог", "предложение".

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. Эта самая обширная серия игр и пособий для как индивидуальных так и для фронтальных занятий.
Пособие "Слоговой домик" (Цель: формирование навыков слогового анализа.) Пособие "Звуковой замок" (Цель - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.) Пеналы и картинки для звукового анализа (Цель -формирование навыков звукового анализа.) Слоговой паровозик закрепляет навыки слогового анализа и синтеза, а волшебные паровозики помогают детям определить позицию звука в слове и количество слогов. Паровозик предложений учит детей определять количество слов в предложении и составлять предложение с заданным количеством слов. Многофункциональная игра "В гости к звуку" систематизирует языковой анализ и синтез у детей.

4. Формирование буквенного гнозиса (профилактика оптической дисграфии).

В русском языке 33 буквы, которые состоят из немногого набора элементов: длинная палочка, короткая палочка, полукруги. Есть буквы, которые смотрят влево, вправо и вперёд. Детям очень трудно бывает усвоить графический образ буквы и узнать её среди других, а ещё труднее её написать правильно.
Для профилактики этих школьных трудностей мною была придумана целая серия игр, пособий, альбомов.
Пособие "Букваёлочка". На плоскостную ёлочку дети вывешивают буквы на магнитах. Каждая буква изображена предметом в виде этой буквы. А место у каждой буквы своё. Это цветной кружочек в зависимости от характеристики данного звука.

Дидактическая игра "Мастерская букв", где дети передвигая бусины на ниточках создают графический образ буквы. Дети могут играть двумя руками (кинезиология), хорошо работает мышление.

Дидактическая игра "Собери букву". Дети собирают букву из частей, как пазлы, на которых нарисованы картинки на данный звук. Наглядное пособие "Феечки на буквах" рассчитано на узнавание буквы по её видимым элементам.

Альбомы "Буквы разные бывают". Имеются 2 альбома на гласные и согласные буквы, где собраны разнообразные шрифты и стили написания букв.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений (профилактика моторной дисграфии).

В развивающей среде группы есть "логопедический конструктор" для развития мелкой моторики рук. Наполняемость его это-пластилин, буквы алфавита, камушки, верёвочки и нитки мулине, мячики попрыгунчики, толстая проволока.

Многофункциональное пособие "Путешествие в королевство грамоты".

Знаменитые игры-бродилки очень нравятся детям. Разработка данной игры позволяет закреплять и систематизировать знания, полученные на занятиях по обучению грамоте целой подгруппой детей и в игровой форме. Эта игра была представлена на конкурсе дидактических пособий в нашем детском саду и заняла первое место. Систематическое применение дидактических игр и пособий и других игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, превращают занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка , а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.


Комплект пособий создала, опираясь на традиционную систему обучения чтению и на свой личный опыт работы с дошкольниками по обучению чтению.

Пособия созданы только для личного пользования. Всё это я применяю на занятиях с дошкольниками. Результаты хорошие.

Состав комплекта.

Букварь и Приложение в формате pdf и Word (можно вносить изменения). Остальные пособия только в формате pdf

Но, если у вас нет возможности распечатать пособия, то можно использовать их и в электронном формате, демонстрировать на экране. Лично я пользуюсь только реальными пособиями, а компьютер на занятиях не применяю, принципиально.

Подробнее о букваре:

Порядок изучения букв в букваре (такой же, как у Н.С. Жуковой):


Каждая страница форматом А4. Первые буквы — Аа, Уу, Оо занимают по одной странице. Дальше на каждую букву отвела по две страницы.

На одной странице разместила картинки для выделения первого звука в слове. Ниже, буквы очень крупным шрифтом. На второй странице материал для чтения — слоги, слова, тексты. Сначала материал для чтения идёт крупным шрифтом, позднее шрифт уменьшается.

На каждую изучаемую букву есть страничка рабочей тетради. Здесь тоже картинки для выделения первого звука. Дальше поле в клетку. Размер клеточек стандартный, как в обычной школьной тетради. На этом поле в клетку учу писать изучаемую букву — печатную. Ещё здесь пишем слоги, слова.

Далее, на рабочей страничке или раскраска, или занимательное задание по теме.

Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.

Приложение к букварю.

Слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения:








Карточки-картинки для выделения первого звука

(позднее, первого слога) подобрала по несколько штук на каждый звук.


Карточки-буквы.

Все буквы печатного русского алфавита, заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным цветом. В комплекте есть необходимые знаки препинания. Эти карточки я использую в первую очередь для письма слогов, слов и предложений. Учу писать с проговариванием, обязательно. Карандашом или ручкой много слов шестилетний ребёнок не напишет. А вот с помощью карточек-букв ребёнок на одном занятии легко записывает десяток слов и предложения.


Есть у меня ещё и карточки-слоги. Высота этих карточек такая же, как у карточек-букв. В комплекте открытые слоги с заглавной буквы и со строчной.

Образец карточек-слов (разрезных) для записи слов из 4-х букв:


К этому упражнению я дополнительно использую, первое время, шаблоны с окошками, чтобы ребёнок не пропускал буквы. На шаблоне окошки такого же размера, как и карточки-буквы разрезные.


Состав комплекта.

Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.

Читайте также: