Посмотри на свои руки подумай разбор предложения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .


Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.

О чем эта статья:

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.


Образец синтаксического разбора

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.


в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания;

Проверка домашнего задания.

Обобщение и систематизация изученного

1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)

Предложения бывают простые, сложные и составные.

Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.

Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются запятыми.

Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.

Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.

Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.

2) Определить вид придаточного

Предложения с изъяснительным придаточным

Я спросил сестру, какой её любимый цвет.

Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.

Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.

Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.

Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.

Мне нравятся места, где тихо и спокойно.

Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.

Примеры предложений с придаточным образа действия

Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.

Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.

Я приготовила обед так, как просила мама.

Анна вела себя так, словно ей было что сказать.

У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.

Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.

Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.

Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.

Предложения с придаточным места

Там, где живёт моя семья, красивая природа.

Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.

Куда курица, туда и цыплята.

Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.

СПП с придаточным меры и степени

Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.

Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.

Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.

Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.

Когда закончились уроки, мы пошли в кино.

Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.

Как только село солнце, мы отправились домой.

После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.

Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.

Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.

Было очень холодно, хотя светило солнце.

Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.

Примеры предложений с придаточным сравнения

Сравниваются два события:

Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.

Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.

Её глаза были синими, точно как море.

Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.

В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:

Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.

Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.

Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.

Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.

СПП с придаточным следствия

Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.

Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.

В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.

Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.

Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.

По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).

2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)

За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).

Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).

Медведь стоял там, где стоял лось .( место).

Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)

3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки в учебнике)

Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.


Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ - = и = ], (как = - ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = - ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть - придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ - = ], (которую = - ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[ , (когда = ), = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ - = ], (как , (на котором - = ), - =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много - сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.

Как правильно сделать разбор предложения

Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.

Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: "Как делать синтаксический разбор предложения?", "Как делать синтаксический разбор?", "Как осуществить синтаксический анализ предложения?". В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.

Полная общая схема синтаксического разбора предложения

Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений. Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.

Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:

  1. Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко - обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное - соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
  2. Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
  3. При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта - простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
  5. Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
  6. Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
  7. Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
  8. В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
    • образа действия;
    • времени;
    • места;
    • меры и степени;
    • условия;
    • уступки;
    • сравнения;
    • цели;
    • причины;
    • следствия.
  9. В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
  10. Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
  11. При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
  12. Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
  14. На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
  15. Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
  16. Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.

Как правильно разобрать предложение

Типы придаточных предложений

Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.

Основные моменты

Итак, что следует уяснить при разборе:

  1. Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
  2. К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы "какой?, "чей?".
  3. Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.

Синтаксический разбор предложения

Разряд придаточного обстоятельственного предложения

Следует помнить о следующих разрядах:

  1. ПО времени отвечают на следующие вопросы: "когда?", "до каких пор?", "как долго?", "на сколько времени?". Обычно для присоединения используются союзы "когда", "только", "как только", "пока" и другие.
  2. ПО цели отвечают на вопросы "зачем?", "с какой целью?".
  3. ПО следствия - союз "так что".
  4. ПО места - вопросы "куда?", "где?", "откуда?".
  5. ПО образа действия - "как?", в главную часть конструкции можно вставить слова "так", "таким образом".
  6. ПО причины раскрывают вопрос "почему?".
  7. ПО уступки - вопросы "несмотря на что?", "вопреки чему?". Используются союзы "даром", "пускай", "несмотря на то что".
  8. Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: "подобно чему?", "как что?", при этом обычно используются союзы "словно", "как", "будто", "точно".

Видео

Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Читайте также: