Порубочный билет как сделать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Дело № А21-4108/2017
г. Калининград
01 сентября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2017.

Полный текст решения изготовлен 01.09.2017.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Зинченко С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дзюба А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

при участии в судебном заседании:

от истца: Манукин Д.В., доверенность, паспорт;

от ответчика: Стрелина Л.М., доверенность, паспорт;

Письмом от 07.09.2016 общество уведомило администрацию о планируемом начале работ по вырубке 12.09.2016.

Направленная в адрес общества претензия от 16.02.2017 № 814-ю/01-24 о необходимости выполнения компенсационного озеленения выполнена не была.

В связи с этим 18.05.2017 администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит:

в случае неисполнения обществом работ по компенсационной высадке 2 021 дерева в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, представить администрации право высадки 2 021 дерева силами администрации с привлечением необходимой техники, оборудования и специалистов других организаций и служб с последующим взысканием с ответчика произведенных расходов.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель общества в удовлетворении заявления просила отказать, ссылаясь на то, что порубочный билет выдан обществу в связи с оплатой компенсационной стоимости, что исключает возложение на общество дополнительной обязанности по выполнению компенсационного озеленения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей, суд признает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

Причиненный юридическим лицом вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3 ст. 77 Закона).

Частью 2 статьи 4 Закона определено, что вырубка (снос) зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона в обязательном порядке во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений производится компенсационное озеленение, которое должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта.

Компенсационное озеленение производится за счет средств юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло уничтожение зеленых насаждений (ч. 2 ст. 6 Закона).

Согласно ч. 7 ст. 6 Закона осуществление компенсационного озеленения организуют органы местного самоуправления либо, по согласованию с органами местного самоуправления, юридические лица, в интересах или в результате противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения.

При этом ч. 8 ст. 6 Закона предусмотрено, что плата за компенсационное озеленение взимается с учетом всех затрат на закладку насаждений и их содержание до возраста (состояния), обеспечивающего выполнение насаждениями их экологических, защитных, рекреационных, эстетических и иных функций.

Таким образом, Законом № 100 предусмотрено, что в случае вырубки зеленых насаждений за счет средств юридического лица, в интересах которого произошло уничтожение зеленых насаждений, производится компенсационное озеленение, которое производится либо указанным выше юридическим лицом, либо органом местного самоуправления с возмещением платы за компенсационное озеленение.

Следовательно, Законом № 100 не предусмотрено одновременное осуществление юридическим лицом компенсационного озеленения и внесение им платы за компенсационное озеленение.

Иное означало бы возложение на юридическое лицо, в интересах которого произошло уничтожение зеленых насаждений, двойной ответственности в виде расходов по компенсационному озеленению и оплаты компенсационной стоимости.

В соответствии с Порядком исчисления компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 19.03.2007 № 118, названный Порядок предназначен для исчисления размеров расходов на восстановление при сносе (вырубке) зеленых насаждений и объектов озеленения, находящихся на территории Калининградской области (п. 1 Порядка).

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что оплата компенсационной стоимости осуществляется юридическим лицом в бюджет соответствующего муниципального образования до выдачи порубочного билета.

При этом форма порубочного билета (приложение № 1 к названному выше Порядку) не предусматривает возможности указания в порубочном билете обязанности лица, которому он выдан, выполнить компенсационное озеленение.

Материалами дела подтверждается, что компенсационная стоимость в размере 17 300 210 руб. оплачена обществом платежными поручениями № 3812 от 17.08.2016, № 3813 от 17.08.2016 и № 3861 от 22.08.2016, что истцом не оспаривается.

Оплата компенсационной стоимости и послужила основанием для выдачи администрацией порубочного билета № 2/08 от 23.08.2016.

Таким образом, оплата обществом компенсационной стоимости исключает его обязанность по осуществлению компенсационного озеленения по названному выше порубочному билету.

Представленные в материалы дела пояснительные записки по получению порубочного билета не свидетельствуют о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.

Администрация освобождена от оплаты государственной пошлины (п. 1.1. ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании представители сторон пояснили, что ими представлены и раскрыты все имеющиеся у них доказательства.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

от 20 июня 2008 года N 743


О Порядке рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге*

(с изменениями на 4 апреля 2018 года)


В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1. Утвердить Порядок рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге согласно приложению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

2. Установить, что Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным выдавать порубочные билеты.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

3. Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству до 01.07.2008 утвердить форму порубочного билета.

4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в месячный срок привести изданные ими нормативные правовые акты в соответствие с постановлением.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова С.Ю.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
26 июня 2008 года
Регистрационный N 7376

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 20 июня 2008 года N 743


Порядок рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге*

(с изменениями на 4 апреля 2018 года)

_________________
* Название в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга) определяет порядок рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения следующих видов зеленых насаждений в Санкт-Петербурге: зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, а также на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена (далее - зеленые насаждения).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)


Настоящий Порядок не распространяется на правоотношения по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений в границах территорий защитных лесов и лесопарков, питомников садово-паркового хозяйства, особо охраняемых природных территорий, зеленых насаждений, находящихся на землях сельскохозяйственного использования, зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в федеральной или частной собственности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.2. Рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по форме, утверждаемой Комитетом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.3. Комитет выдает порубочный билет на основании представленных индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в интересах которых происходит повреждение или уничтожение зеленых насаждений (далее - заявители), заявлений и документов в соответствии с перечнем, утвержденным Комитетом (далее - Перечень).


Порубочный билет не выдается в случае, если:

заявителями не представлены документы, предусмотренные в Перечне;

рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в случаях, не предусмотренных в пункте 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга;

заявителями, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не перечислены в бюджет Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.4. Выдача порубочного билета либо направление заявителям мотивированного отказа в выдаче порубочного билета по основаниям, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, осуществляется Комитетом в тридцатидневный срок. Выдача порубочного билета либо направление мотивированного отказа в выдаче порубочного билета заявителю, обратившемуся за выдачей порубочного билета в целях осуществления подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, к сетям газораспределения, электрическим сетям, а также при присоединении сетей электросвязи, осуществляется Комитетом в восьмидневный срок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 996; в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2018 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 апреля 2018 года N 270. - См. предыдущую редакцию)

1.5. Требования к производству работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений в Санкт-Петербурге определяются Комитетом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.6. После получения порубочного билета заявители не позднее чем за 5 дней непосредственно до начала производства работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений письменно уведомляют о дате начала и сроках производства указанных видов работ:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

Комитет и администрацию соответствующего района Санкт-Петербурга - в случае повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения, территориях зеленых насаждений резерва озеленения, зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)


Комитет и соответствующие органы местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга в случае повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)

При этом в таком уведомлении указываются адрес места производства работ, вид зеленых насаждений, количество деревьев и кустарников, подлежащих рубке и (или) пересадке, их породы, площадь газонов, наименование и количество элементов благоустройства, подлежащих уничтожению, в соответствии с выданным порубочным билетом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 961. - См. предыдущую редакцию)

1.7. Проверку соответствия работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений условиям выданных порубочных билетов обеспечивает Комитет в соответствии с Правилами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.8. При выявлении Комитетом несоответствия работ по рубке и (или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений условиям выданных порубочных билетов Комитет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, определяет восстановительную стоимость зеленых насаждений, поврежденных и (или) уничтоженных в нарушение условий выданного порубочного билета, а также незамедлительно в письменной форме информирует о выявленных нарушениях:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

лицо, нарушившее условия выданного порубочного билета, с требованием об оплате в установленном порядке восстановительной стоимости противоправно уничтоженных и (или) поврежденных зеленых насаждений и проведении в установленном порядке работ по компенсационному озеленению;

администрацию соответствующего района Санкт-Петербурга - в случае противоправного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений резерва озеленения, зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)

соответствующие органы местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга - в случае противоправного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)

1.9. При осуществлении рубки и (или) пересадки, а также при любом другом правомерном повреждении или уничтожении зеленых насаждений порубочный билет (копия порубочного билета) должен немедленно предъявляться на месте производства работ по требованию любого должностного лица органов государственной власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

1.10. Срок действия порубочного билета, выдаваемого в случае, предусмотренном в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга, составляет один год.
(Пункт дополнительно включен с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288)

2. Порядок проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений

(Название раздела в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

2.1. Санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкция территорий зеленых насаждений производятся лицами, которые несут бремя содержания соответствующих зеленых насаждений, по результатам обследования зеленых насаждений, проводимого Комитетом по обращениям физических и юридических лиц, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

Протоколы обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, являются общедоступными и хранятся Комитетом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288. - См. предыдущую редакцию)

2.2. Порядок проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производятся санитарные рубки, реконструкция зеленых насаждений, а также удаление аварийных, больных деревьев и кустарников, утверждается Комитетом.

2.3. После производства санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений изменение количества зеленых насаждений учитывается в соответствии с установленным Правительством Санкт-Петербурга порядком паспортизации территорий зеленых насаждений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года N 517. - См. предыдущую редакцию)

2.4. Санитарные рубки и рубки зеленых насаждений в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при ликвидации их последствий производятся на основании порубочного билета, выдаваемого заявителю в течение одного рабочего дня при наличии протокола обследования зеленых насаждений, составленного по форме, утвержденной Комитетом, и при участии представителя Комитета, вызываемого заявителем телефонограммой.
(Пункт дополнительно включен с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288)

2.5. Снос, раскряжевка, раскорчевка, дробление пней, погрузка и транспортировка порубочных остатков производится в течение суток после начала производства санитарных рубок. Не допускается хранение порубочных остатков на месте производства санитарных рубок зеленых насаждений.
(Пункт дополнительно включен с 7 мая 2013 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2013 года N 288)

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О Порядке рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге (с изменениями на 4 апреля 2018 года)

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" о признании недействующими отдельных предписаний Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" на решение Воронежского областного суда от 20 августа 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, опубликованным в официальном издании "Воронежский курьер" N 44, 24 апреля 2012 года, утверждено Положение о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж (далее - Положение).

Абзацем седьмым пункта 8.2 статьи 8 Положения предусмотрено, что структурное подразделение администрации городского округа город Воронеж по охране окружающей среды предоставляет порубочный билет после того, как заявитель перечисляет в бюджет городского округа города Воронеж сумму компенсационной стоимости насаждений, определенной согласно методике расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений.

Согласно пункту 9.1 статьи 9 Положения порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников для проведения работ, планируемых по основаниям, указанным в поименованном выше пункте, предоставляется физическим или юридическим лицам, которыми или в интересах которых производится рубка насаждений, с включением требований по компенсационному озеленению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9.4 указанной статьи.

Статьей 9.3 Положения предусмотрено, что компенсационное озеленение производится за счет средств физических или юридических лиц, которым или в интересах которых произведена рубка насаждений.

В силу прямого указания в статье 10 Положения порубочный билет для проведения работ, планируемых по основаниям, указанным в пункте 8.2 статьи 8 этого же Положения, предоставляется физическим и юридическим лицам, которыми или в интересах которых производится рубка или уничтожение зеленых насаждений, после перечисления в установленном порядке в бюджет городского округа город Воронеж средств, составляющих компенсационную стоимость зеленых насаждений, планируемых к рубке или уничтожению (абзац первый).

Общество с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" (далее - ООО "Строймаркет-Черноземье"), которому было отказано в выдаче порубочного билета, обратилось в суд с административным иском о признании не действующим Положения в той мере, в которой оно к лицам, претендующим на получение порубочного билета, предъявляет одновременно требование и о перечислении в бюджет городского округа город Воронеж суммы компенсационной стоимости зеленых насаждений, и осуществлении компенсационного озеленения.

По мнению административного истца, такое правовое регулирование не соответствует гражданскому законодательству, закрепляющему в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип полного возмещения причиненных убытков.

Решением Воронежского областного суда от 20 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО "Строймаркет-Черноземье" просит судебный акт отменить, как основанный на неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Воронежской области, администрацией городского округа город Воронеж Воронежской области, Воронежской городской Думой представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить судебное решение в части ввиду неправильного применения норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения, не регламентирует вопросы ответственности за нарушения законодательства в области окружающей среды, а принят в целях сохранения и развития зеленого фонда городского округа, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и регулирует отношения в сфере благоустройства в части создания, реконструкции, содержания и иных действий в отношении зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж.

При этом суд первой инстанции указал, что орган местного самоуправления в целях создания и развития зеленого фонда вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем создание благоприятной окружающей среды, констатировав, что компенсационная стоимость зеленых насаждений и компенсационное озеленение не относятся к мерам ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Судебная коллегия с изложенными выводами суда первой инстанции не может не согласиться исходя из того, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает решение населением вопросов местного значения и не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).

Как следует из преамбулы решения Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, утвердившего Положение, названное решение принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

В статье 2 Положения раскрыты понятия: "компенсационное озеленение" - создание зеленых насаждений взамен уничтоженных; "компенсационная стоимость зеленых насаждений" - стоимостная оценка типичных видов (категорий) зеленых насаждений и объектов озеленения, проведенная суммированием всех видов затрат, связанных с их созданием и содержанием, с учетом их социальной значимости; "уничтожение зеленых насаждений" - повреждение или изъятие зеленых насаждений, которое повлекло их гибель или утрату в качестве элемента ландшафта, озелененной территории (за исключением пересадки); "рубка зеленых насаждений" - разновидность уничтожения зеленых насаждений путем спиливания, срубания, срезания.

Озеленение территории является составной частью благоустройства, организация которого отнесена к вопросам местного значения городского округа, как и использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов, как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

К вопросам местного значения городского округа относится также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, то есть деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (абзац одиннадцатый статьи 1 и пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

В статье 10 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что органами местного самоуправления осуществляется управление в области охраны окружающей среды в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из положений статьи 34, пункта 3 статьи 37 поименованного закона следует, что при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

Федеральный законодатель, предоставив органу местного самоуправления полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах соответствующего муниципального образования, не установил их объем и не урегулировал вопросы, касающиеся способов и методов восстановления природной среды, воспроизводства природных ресурсов, поврежденных в результате санкционированных уполномоченным лицом действий, направленных на решение конкретных задач.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность отдельных норм, регулирующих вопросы возмещения причиненного лесам вреда, в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П, констатировал, что особенности экологического ущерба предопределяют трудность и невозможность возмещения вреда в натуре и исчисления причиненного вреда, и в силу этого - условность оценки его размера, а также подчеркнул, что поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду, что публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Исходя из изложенного является верным заключение суда первой инстанции, что указание в Положении о включении в порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников для проведения работ требований по компенсационному озеленению и норма о выдаче названных документов после перечисления в установленном порядке в бюджет городского округа город Воронеж средств, составляющих компенсационную стоимость зеленых насаждений, планируемых к рубке или уничтожению, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регулируют вопросы местного значения в сфере благоустройства и охраны окружающей среды в связи с правомерными действиями при осуществлении градостроительной деятельности, и не распространяются на отношения, связанные с ответственностью за нарушения природоохранного законодательства.

Вместе с тем суд первой инстанции, признавая заявленные требования в полном объеме необоснованными, не принял во внимание следующее.

Согласно статье 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель определяет вред окружающей среде как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1 Федерального закона N 7-ФЗ), то есть в области охраны окружающей среды вред причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, представляющей собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, следовательно, возмещение вреда направлено на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

Институт компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны, регламентирован статьями 77 и 78 Федерального закона N 7-ФЗ, предусматривающими осуществление такой компенсации добровольно либо по решению суда или арбитражного суда исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а также посредством возложения на основании решения суда или арбитражного суда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет средств ответчика в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).

В силу прямого указания федерального законодателя, содержащегося в пункте 2.1 статьи 78 названного выше закона, при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда.

Приведенное правовое регулирование согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в названном выше постановлении, согласно которой основная задача России как гаранта экологического благополучия - достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности. В этом же постановлении обращено внимание на необходимость при установлении ответственности за экологические правонарушения учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную применительно к таможенному регулированию (постановления от 27 апреля 2001 года N 7-П и от 14 июля 2003 года N 12-П) об обязанности федерального законодателя при регулировании вопросов, касающихся гражданско-правовой и публично-правовой (в том числе административной и уголовной) ответственности, исходить не только из публичных интересов государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений, а также указано на обязательность соблюдения при правовом регулировании возмещения вреда окружающей среде, вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Таким образом, федеральный законодатель, регулируя вопросы возмещения вреда окружающей среде в результате противоправных действий, предусмотрел возможность произведенные правонарушителем расходы на возмещение вреда окружающей среде учитывать при определении размера выплат в соответствии с таксами и методиками (т.е. вычитать из них).

Между тем исходя из содержания пункта 9.1 статьи 9 и статьи 10 Положения в их системном единстве за правомерное уничтожение объектов окружающей среды (рубка на основании порубочного билета), предусмотрена наряду с компенсационным озеленением обязанность уплатить компенсационную стоимость, включающую в себя, как это следует из Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденной постановлением администрации названного округа от 28 июня 2012 года N 513, стоимость посадочного материала и единовременные затраты на его посадку, то есть расходы, связанные с компенсационным озеленением.

Исходя из изложенного, с учетом толкования Конституционным Судом Российской Федерации норм о возмещении вреда окружающей среде, оспариваемое административным истцом правовое регулирование, как основанное на иных, отличных от федеральных правил, и предусматривающее более строгие последствия для лица, действующего правомерно, нежели чем при виновном причинении вреда окружающей среде, нельзя признать соответствующим имеющим большую силу нормативным правовым актам.

При таких обстоятельствах судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признаний недействующей статьи 10 Положения является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения о признании названной статьи не действующей в той мере, в которой она не предусматривает учет понесенных при проведении компенсационного озеленения затрат на создание зеленых насаждений взамен уничтоженных лицом, которое или в интересах которого произведена рубка или уничтожение зеленых насаждений.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решение Воронежского областного суда от 20 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" о признании недействующей статьи 10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, отменить и принять в этой части новое решение.

Признать не действующей с момента вынесения настоящего апелляционного определения статью 10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, в той мере, в которой она не предусматривает учет понесенных при проведении компенсационного озеленения затрат на создание зеленых насаждений взамен уничтоженных лицом, которое или в интересах которого произведена рубка или уничтожение зеленых насаждений.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" - без удовлетворения.


Кто может получить разрешение на вырубку


Источник: Фотобанк Московской области, Владимир Лебедев Порубочный билет выдается индивидуальным предпринимателям, а также юридическим и физическим лицам. При этом они должны обладать правом пользования объектом недвижимости, расположенным на территории Московской области. Разрешение на вырубку может быть предоставлено лицам, уполномоченным от имени собственника недвижимости заключать договоры на реконструкцию и строительство объектов, а также на проведение земляных работ и работ по благоустройству.

Виды работ

Разрешение на вырубку деревьев может быть получено для проведения следующих видов работ:

  • восстановление сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений после аварии;
  • реализация проекта, предусмотренного градостроительной документацией;
  • реконструкция зеленых насаждений;
  • восстановление нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями;
  • санитарные рубки (в том числе удаление аварийных деревьев и кустарников);реставрация объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий);
  • капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций;
  • демонтаж зданий;
  • проведение инженерно-геологических изысканий;
  • установка объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Как получить порубочный билет

портал госуслуг

Источник: ©, портал госуслуг С января 2018 года услуга по выдаче порубочного билета в Подмосковье стала доступна в электронном виде на региональном портале государственных и муниципальных услуг. При этом время на получение разрешения сократилось в два раза – с 30 до 17 рабочих дней. Если речь идет о проведении аварийно-восстановительных работ, то порубочный билет выдается в течение трех рабочих дней.

Для получения разрешения требуется собрать следующие документы:

  • заявление на получение разрешения на вырубку зеленых насаждений. В нем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель указывает наименование организации, ИНН, ОГРН/ОГРНИП, ФИО руководителя, а заявитель − физическое лицо – ФИО, СНИЛС. Также в тексте заявления должны фигурировать адрес проведения работ с указанием субъекта Российской Федерации, городского округа или строительный адрес, кадастровый номер земельного участка, на котором будут проводиться работы;
  • паспортные данные заявителя;
  • перечетная ведомость, где обозначается территория проведения работ и составляется полный перечень деревьев и кустарников, подлежащих вырубке;
  • дендроплан (чертеж, на который наносятся контуры всех зеленых насаждений).

В зависимости от вида работ к заявлению должны быть прикреплены следующие документы:

  • разрешение на строительство;
  • проект планировки территории;
  • ордер на право производства земляных работ (его также можно получить через портал госуслуг Подмосковья);
  • разрешение на размещение объекта;
  • проектная документация;
  • распорядительный документ собственника на снос здания или ликвидацию сетей инженерно-технического обеспечения;
  • предписание надзорных органов о нарушении естественного освещения в жилом или нежилом помещении.

Разрешение на вырубку зеленых насаждений можно будет получить как в личном кабинете на портале госуслуг, так и в МФЦ. В последнем случае копия электронного документа заверяется подписью уполномоченного специалиста с проставлением печати МФЦ.

Оплата компенсации за вырубку зеленых насаждений


Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров Если проводимые работы относятся к санитарной рубке, восстановлению светового режима в помещениях, вырубке насаждений, произрастающих в охранных зонах инженерных коммуникаций, то заявителю не нужно выплачивать компенсацию.

При проведении остальных типов работ по вырубке деревьев необходимо компенсировать стоимость всех уничтоженных деревьев и кустарников. Она вычисляется по специальной методике, которая учитывает и стоимость создания зеленых насаждений, и стоимость ухода за ними, а также ценность их пород. Также взамен вырубаемых зеленых насаждений заявитель может провести мероприятия по озеленению территории в рамках компенсационного озеленения.

Читайте также: