Попытка слишком много сделать за один раз как бороться

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Почему мы постоянно откладываем важные дела, что такое метод важного и срочного и как избавиться от прокрастинации — рассказывает психолог Вера Медведева .

Откладывание дел до определенного момента считается нормальным, так мы избегаем лишней суеты.

В каких формах проявляется прокрастинация

К разнообразным формам этого психологического явления относят также боязнь рисковать и составление грандиозных невыполнимых планов.

Проявления прокрастинации можно свести к шести формам, которые помогают избегать проблем и откладывать решения.

1 Ничегонеделание. Основа — детские проблемы, нежелание взрослеть, инфантильность. Несформированность навыков саморегуляции, контроля. Здесь нужна элементарная твердость.

2 Сверхадаптация. Человек живет для других — и делает все, чтобы не жить для себя, не реализовывать свои цели и желания. Спасатель. Здесь важно понять, что это дает. Может быть, это повышает собственную значимость?

3 Ажитация (возбуждение). Занимается всем кроме того, что надо. Избегание. Здесь важно понять, какие у человека есть страхи, связанные с важными решениями.

4 Агрессия. Все вокруг виноваты в том, что я ничего не делаю. Непризнание своих ошибок.

6 Беспомощность. Я не достоин, я ничего не могу, не умею. Жертва. У меня все равно ничего не получится. Низкая самооценка. Выученная беспомощность.

Почему возникает прокрастинация

На уровне сознания мы ставим цели, которые касаются работы и карьеры, саморазвития, личной жизни, здоровья и семьи.

Иногда сопротивление преодолеть удается, иногда нет. Причины слишком сильного сопротивления и прокрастинации могут быть следующими:

Страх чемпиона. Многое уже сделано, остался один шаг, но что дальше?

Страх перемен. Вдруг это обернется для меня еще большими проблемами, большей ответственностью?

Низкая самооценка, неуверенность в том, что все получится. Стоит ли в это вкладываться? Может, лучше синица в руках, чем журавль в небе?

Страх опозориться. Страх получить удар по самолюбию.

Вторичные выгоды. Что потеряю, если достигну желаемого?

Внутриличностный конфликт. И хочется, и колется, и мама не велит.

Выбор между равноценными вариантами. Эффект буриданового осла.

Еще одной причиной прокрастинации является выбор между негативными вариантами. Что воля, что неволя.

Травмирующий негативный опыт. Было уже и ничем хорошим не закончилось, стоит ли начинать?

Программирование значимых людей. У тебя все равно ничего не получится.

Убеждения других и самоубеждения. Зачем тебе это надо?

Самоидентификация с эталоном. Как он/она я все равно не смогу.

Самонаказание. Я не достоин, так мне и надо.

Выявить у себя страхи и конфликты без психолога сложно, но можно ответить на пять вопросов, которые покажут, есть ли у вас что-либо из этих трудностей.

Как выявить причины прокрастинации (психологические блоки)

Прокрастинация простыми словами представляет собой сложный психологический и поведенческий феномен, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Если вы саботируете какие-то действия или решения, задайте себе следующие вопросы:

  1. Действительно ли вы этого хотите? Действительно ли это вам необходимо?
  2. Это стоит того, чтобы быть достигнутым? Какая у вас мотивация заниматься этим?
  3. Это достижимо? Насколько это реально соответствует уровню ваших способностей, вашей компетенции?
  4. Это улучшает жизнь или усложняет? Чем это может обернуться для меня и моих близких?
  5. Это является заслуженным?

Когда вы точно убедились, что откладываете что-то важное и попробовали разобраться в причинах, можно начать бороться с прокрастинацией.

Как снизить уровень прокрастинации: метод важного и срочного

Для снижения уровня прокрастинации авторы метода предлагают разделять все дела по двум критериям: важности и срочности. Таким образом, выделяется всего четыре категории дел, на которые уходит время:

важные и срочные дела
важные и несрочные
неважные и срочные
неважные и несрочные

Важное и срочное. Это неотложные дела — аварийная ситуация, болезнь, крайний срок, угроза жизни, семейный кризис.

  • работаю, потому что хочу купить дом;
  • занимаюсь с репетитором английским, потому что хочу повысить свой профессиональный уровень;
  • посещаю психолога, потому что хочу иметь здоровые отношения в семье;
  • иду к стоматологу удалять зуб, потому что мне важно мое здоровье.

Важное и несрочное. Это жизненные цели, планы, важные задачи, что придают смысл жизни. Именно эти дела имеют наибольшее влияние на жизнь человека в целом, при этом прокрастинация, в первую очередь, затрагивает именно их.

Неважное и срочное. Это ежедневные мелочи, такие как уборка (можно нанять помощника по дому), длительные разговоры по телефону с мамой, поход в магазин (можно заказать доставку), проверка почты и новостей в соцсетях, гости по выходным. Неважность этих дел не означает, что их все можно вообще не делать. Но нужно осознавать, что они не слишком существенны, и от них можно отказаться в пользу дел первой и второй категории.

Неважное и несрочное. Это категория ежедневных дел, которые вносят очень маленький вклад в качество жизни, либо не делают его вообще, но отнимают время. Этим делам дается время, когда человек не знает, в каком направлении лучше двигаться: ответы на все звонки, болтовня с родственниками в рабочее время, затягивающиеся чаепития, деловой и личный спам, интернет-блоги, игра в карты, посиделки до поздней ночи.

Прокрастинация — это привычка, глубоко укоренившаяся модель поведения. Ее сложно изменить в один день, поэтому нужно быть готовым поработать над ней длительное время и, в идеале, записывать все изменения. Привычки перестают быть привычками, когда вы избегаете их повторения.

Предлагаю девять шагов для работы с прокрастинацией.

1 Понаблюдать, на что вы тратите время. Запишите расписание вашего дня сегодня, вчера, позавчера, неделю назад.

2 Отметить, к какой категории относятся эти дела: важные и срочные, неважные и несрочные, и так далее.

3 Посмотреть, что можно не делать , что можно передать другим (делегировать), какие дела можно заменить на более важные.

4 Разделить задачи на этапы , большие дела на части.

6 Составить новое расписание – еще один важный шаг для борьбы с прокрастинацией. Потратьте на это какое-то время. Когда список дел нагляден, то даже откладывая что-то на потом, вы все равно выполняете полезную работу. Список можно составлять ранжируя дела по приоритетам, но выполнять в распорядке важности не обязательно, сначала можно сделать то, что легче. Перенесите все планы на внешние носители — на бумагу, в вордовские файлы, в календарь или специальные приложения для задач. Это разгрузит мозг.

7 Выделять время на задержки и отдых. Необходимо научиться распределять силы, чтобы все задуманное было осуществлено без надрыва. Умейте сочетать работу и отдых. Найдите баланс и оптимальный темп жизни, который позволит вам сохранять спокойствие и безмятежность.

8 Рассказать о своих важных планах друзьям и родственникам. Попросите кого-нибудь проверить вас. Давление коллектива работает! Это принцип групп взаимопомощи.

9 Пообещать себе награду. Если вы выполните сложную задачу вовремя, вознаградите себя угощением, например, кусочком торта или кофе в любимом кафе. И обязательно отметьте, как приятно чувствовать, что вы довели дело до конца!

Если вам сложно избавиться от прокрастинации самостоятельно, можно обратиться к профессионалам — психологу или психотерапевту.

Астения – это не болезнь, это такой комплекс симптомов, который предполагает наличие физической и психологической усталости. Человек испытывает эмоциональное истощение, измучен, отмечается раздражительность, повышенная или не совсем адекватная чувствительность. Фактически, все функционирование его организма кричит о том, что он перегружен, ему необходимо изолироваться, минимизировать стресс, в котором он сейчас находится. Если обратиться к биологии и миру животных, то астения – это, скорее всего, лабораторный феномен. В живой природе ослабленное животное или растение достаточно быстро становится пассивным участником пищевой цепочки, то есть, погибает. Человек в этом плане более совершенен и общество дает ему право быть слабым, истощенным. Этим правом следует уметь пользоваться.

Астенический синдром – расплата за жизнь на износ

Мы все живем в таких реалиях, когда требования к организму на физическом и интеллектуальном уровне предъявляются очень серьезные. Изо дня в день, находясь в погоне за каким-то результатом приходится испытывать большое напряжение, с которым нужно справляться, переживать его, расслабляться. Но, напрягаться все умеют, а расслабляться - нет.

Полюс активности современного человека смещен в сторону интеллектуальной нагрузки, поэтому очень много времени занимает компьютер, смартфон или планшет. Соответственно, возникает состояние гиподинамии, когда происходит крайне мало движений, часто выполняется однообразная работа, которая требует сосредоточения и напряжение внимания. В результате, возникает своеобразный перекос в функционировании – отказываясь от движения, человек слабеет, сначала физически, а затем – эмоционально и интеллектуально.

Люди начали предъявлять к себе завышенные требования, совершенно не задумываясь о том, что их жизненные ресурсы ограничены, и стали жить на износ. Для нашего общества такое поведение сейчас очень характерно. Стремление к повышению благосостояния и успеху вынуждает многих отдавать работе все свои часы бодрствования, совершенно не заботясь о полноценном отдыхе. В результате возникает астения, при которой работоспособность существенно падает. Не смотря на это, человек не уменьшает требования к себе, считая по-прежнему, что должен работать как можно больше и доводит свой организм до полного физического и интеллектуального изнеможения. Трудоголик считает, что всего необходимо добиваться тяжким непрерывным трудом. Не достигнув высоких достижений, он считает, что не состоялся как личность и ничего не добился в жизни.

Результаты нервного истощения

На фоне таких издевательств над собственным организмом, а также вследствие болезней, стрессов, жизненных потрясений появляется нервное истощение – синдром, характеризующийся полным отсутствием сил и маскирующийся под лень, депрессивное состояние, дурной характер. Появляется сильная утомляемость даже после обычной нагрузки, которая сопровождается снижением работоспособности, внимания, наличием тревожности, раздражительности и плохого самочувствия. Астенический синдром часто сопровождается головной болью и головокружением, болью в мышцах конечностей, нарушением сна. Сон становится неглубоким и беспокойным. В дневное время возникает слабость, желание прилечь, но отдых не восстанавливает силы. Постепенно формируется малоподвижный образ жизни, который только усугубляет проявления астении. Часто астению связывают с синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания от большого количества контактов с людьми.

Астенический синдром характеризуется состоянием, когда никого не хочется видеть. Попытки разговоров приводят к еще большему конфликту и его усугублению. Человеку с нервным истощением полезно сделать паузу, немножечко отойти в сторону, отдышаться, попытаться разобраться, с чем связано напряжение, обратиться за помощью к специалисту, который обязательно поможет выйти из тупиковой ситуации.

Астения вызывается хроническими конфликтами, внутренней эмоциональной утомительной работой, длящейся в течение значительного времени. Если сравнить организм астеничного человека с батарейками, то можно сказать, что у него заканчивается заряд - нервные клетки получают мало питания. Человек нуждается в обретении баланса активности и отдыха. Стимулирование на повышенную продуктивность в этом случае, подстегивание и мотивация – это как попытка выжать заряд из этих севших батареек, пытаясь их как-то расплющить, постучать по ним. Как правило, такие действия приводят к дополнительной декомпенсации, то есть последствия будут еще драматичнее.

Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья

Вся усталость делится на физическую и моральную. Физическая усталость довольно легко восстанавливается хорошим сном, нормальным питанием, одним словом – отдыхом. Если человек психологически вымотан, уставший и его тяготят какие-то переживания, сном и бездействием эту проблему не решить. Дело в том, что организму, чтобы восстановиться во сне, также нужны психологические ресурсы. Отдохнуть во сне не получается - бессонница и расстройства сна мешают..

Поэтому лучший подход к терапии астенического синдрома предполагает обращение к психотерапевту, который для восстановления хорошего самочувствия займется решением внутренних конфликтов, в которых человек в этот момент находится. Специалист посоветует такую смену деятельности, которая позволит человеку пережить радость и восторг. Общение с психотерапевтом поможет подобрать комплекс действий, при котором человек с нервным истощением будет находиться в балансе, сможет понимать конфликты и проблемы, которые его тяготят, определит, за счет чего они могут быть решены.

Витамины и адаптогены – это средства, которые в данном случае, скорее всего не повредят, но восстановиться организму при нервном истощении они помогут лишь в случае устранения стрессового фактора. Найти его – задача работы с психотерапевтом. Он поможет найти баланс, благодаря которому человек с астенией компенсирует свою жизнь отдыхом, это позволит больше радости и удовольствия.

В арсенале психотерапевтов существует большое количество методов помощи людям с астеническим синдромом. Основной метод коррекции таких расстройств – научить чередованию отдыха и напряжения. Врач может назначить занятия физическими упражнениями, с учетом того, что нервное переутомление часто ведет к быстрому физическому истощению. Он расскажет, в каком темпе необходимо будет входить в физические упражнения, объяснит, что быстрая усиленная физическая активность сможет усугубить эмоциональное напряжение, подскажет, каким образом от пеших прогулок переходить к более затратным нагрузкам.

И все же, основная работа с астеническим синдромом лежит в области психологии.

Когда незавершенные конфликты накапливаются, у человека возникает состояние, при котором он все свое раздражение выливает на людей, совершенно не причастных к его конфликтным ситуациям. Здесь тоже очень уместны будут занятия с психотерапевтом, помогающие разрешить внутренние конфликты до конца, что означает - разрешение проблемной ситуации с наименее отсроченным эффектом. Незавершенные внутренние конфликты превращаются в лавину, которую трудно сдерживать. Тогда к человеку приходит чувство, что он находится на грани, что ему трудно справляться и невозможно ничего контролировать. В этом случае следует незамедлительно обращаться к психотерапевту. Учитывая, что нервное переутомление является маской многих заболеваний, люди ошибочно идут к врачу общей практики, гастроэнтерологу, невропатологу, лечат следствия, не обращая внимания, на причину своего состояния.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Наталья Фаритовна

О проблемах школьной неуспеваемости , которые часто замалчиваются, чтобы не испортить имидж школы, населённого пункта, региона, чтобы не снизить показатели рейтинга учебного заведения, автор рассуждает с позиций менеджера образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Наталья Фаритовна

Специфика проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте и возможности ее преодоления с помощью тайм-менеджмента

ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ с позиций тайм-менеджмента

Наталья Фаритовна Анохина,

доцент кафедры экономики и управления

Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета

родителей. К сожалению, проблемы школьной неуспеваемости часто замалчиваются, чтобы не испортить имидж школы, населённого пункта, региона, чтобы не снизить показатели рейтинга учебного заведения.

• неуспеваемость • тайм-менеджмент • ловушки времени • поглотители

• прерыватели • откладывание • прокрастинация

ежду тем исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов, доказывают, что повысить успеваемость можно самыми разными способами. В данной статье для анализа причин и профилактики неуспеваемости предлагаются методы тайм-менеджмента, продуктивно используемые в процессе трудовой мотивации1. Они рекомендуются для обучения учащихся своевременному выполнению учебных заданий (без акцента на отметке и оценке выполненной работы).

1 Анохина Н.Ф. Что мешает вам работать? Ловушки для времени // Мотивация и оплата

труда. — 2015. — № 3. — С. 202-207.

Почему многие учащиеся откладывают выполнение учебного задания?

кто не справился вовремя с заданием,

то во многих классах будет очень печальный

Современный взрослый человек тоже часто занимается теми делами, которые для него не важны (ни для его работы, ни для личной жизни), отклоняясь от намеченной цели. Даже если бы он и хотел бы значительно уменьшить эти траты времени, то иногда просто не представляет себе, каким образом это сделать. Кроме того, множество дел ежедневно откладывается на завтра, на понедельник, на начало нового года или. навсегда. Почему это происходит?

• прерыватели времени — это вид стандартных ситуаций, временно останавливающих основную работу, которые могут быть чётко обозначены во времени и которые способствуют решению поставленных задач. Это телефонные звонки, совещания, встречи, срочно возникшая работа с документами и т.д.

• откладывание характеризуется тем, что вре-

мя уходит, а ничего не делается .

Откладывание при его кажущейся простоте — очень распространённая проблема, она серьёзно исследуется психологами. В тайм-менеджменте откладывание часто ассоциируют с ленью, нежеланием трудиться. Многие авторы предлагают бороться с откладыванием

2 Друкер П. Эффективный руководитель. — 4-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2014. — С. 49.

3 Васильченко Ю.Л., Таранченко З.В., Черныш М.Н.

Самоучитель по тайм-менеджменту. — СПб.: Питер, 2007. — С. 151-153.

Как определить ловушки времени?

Не существует универсального для всех списка ловушек времени. Самый простой способ найти каждому человеку свои хронофаги — составить и проанализировать свой хронометраж. Далее определить, какие траты времени можно уменьшить или избежать их совсем? Попробуйте научить этому учащихся (например, во время классного часа).

Хронометраж — весьма утомительное и хлопотное занятие. В течение примерно двух недель следует записывать все виды своих занятий с интервалом в 15 минут в процессе бодрствования и указать время, потраченное на сон (общее количество). Учебное время можно фиксировать уроками, без подробного анализа действий на уроке.

Форма прилагается на рис. 1. Таблицу следует продолжить и распечатать в удобном формате.

_День недели: пн вт ср чт пт сб вс

Начало Окончание Дело Комментарий

Рис. 1. Форма для хронометража

№ п/п Вид ловушки Характерна ли она для вас? (да, нет) Способы устранения ловушек времени

1 Нечёткая постановка цели

2 Отсутствие приоритетов в делах

3 Попытка слишком много сделать за один раз

4 Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения

5 Плохое планирование трудового дня

7 Чрезмерное чтение

8 Неотлаженная система хранения вещей

9 Недостаток мотивации (безразличное отношение к работе)

10 Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров

11 Недостатки кооперации и разделения труда в классе

12 Отрывающие от дел телефонные звонки

13 Незапланированные гости

15 Неполная или запоздалая информация

16 Отсутствие самодисциплины

17 Неумение довести дело до конца

18 Отвлечение (шум)

5 Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов / А.К. Болотова. М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 209-210.

№ п/п Вид ловушки Характерна ли она для вас? (да, нет) Способы устранения ловушек времени

19 Отсутствие связи (коммуникации) с одноклассниками или неточная обратная связь

20 Излишняя коммуникабельность

21 Синдром откладывания

22 Желание знать все факты

23 Длительность ожидания (например, условленной встречи)

24 Спешка, нетерпение

25 Компьютерные игры

26 Социальные сети

Может быть, у школьников есть другие ловуш ки, которые они хотели бы добавить в эту таблицу? Избавившись от наиболее характерных хронофагов, учащиеся, скорее всего, смогут повысить продуктивность своей учебной и иной полезной деятельности.

Некоторые простые, казалось бы, советы помогают вырабатывать полезные привычки, отрабатывать техники общения, учат строить распорядок дня. Множество людей самостоятельно к этим решениям, увы, не приходят. Чаще всего они становятся жертвами стереотипного поведения и не могут вырваться из плена своих привычек, мешающих жить.

Душенко К.В. Универсальный цитатник бизнесмена и менеджера. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Советы по преодолению ловушек времени

Примеры начала фраз для постановки цели

Прокрастинаторы Работающие продуктивно

Stop Doing List

2. Перестать говорить по телефону больше 7 минут.

3. Не браться за несколько дел одновременно.

4. Не читать рекламные объявления.

5. Не тратить на сборы по утрам больше 15 минут.

6. Не подписываться на ежедневные рассылки.

7. Не просматривать комментарии на Стене.

8. Не смотреть все телепередачи подряд.

Рис. 2. Пример stop doing листа для школьника старших классов

Чтобы освобождённое время не было потрачено зря, предложите ученикам подумать, каким именно полезным занятием они хотели бы его заполнить: изучением иностранного языка, посещением бассейна или какими-либо другими важными делами.

Коуч и преподаватель Стэнфордской бизнес-школы Эд Батиста считает, что причиной со-

• если не уверен, попроси дать время подумать;

• подумай о языке тела и тоне разговора (если нервничаешь, можешь показаться агрессивным);

• не оправдывайся и не пускайся в объяснения (если понадобится, объясниться можно позже);

• будь готов к компромиссу (только после того, как твой отказ уже будет принят)8.

Существуют различные варианты фраз для вежливого отказа, в том числе в английском языке9. Вот некоторые из наиболее распространённых:

В очень удобную табличную форму (табл. 3) сводит техники отказа собеседнику О. Колес-никова10. Распечатайте её и раздайте школьникам, обсудите содержание, проиграйте типичные ситуации в классе.

8 Хэдфилд С. Что тебя останавливает? — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — С. 208.

Предлагаемые рекомендации наиболее подходят старшеклассникам, но могут быть адаптированы и для других возрастных групп школьников (например, их можно представить в игровой форме).

Дальнейшее исследование проблемы

неуспеваемости с точки зрения тайм-

менеджмента возможно в ракурсе воз--- ту*

растных и гендерных различий. К примеру, некоторые исследователи считают, что мальчики менее организованны, чем девочки, и чаще не выполняют домашние задания вовремя. Полезно было бы убедиться на практике, в какой степени методы тайм-менеджмента могут помочь учащимся научиться расставлять приоритеты и управлять своим временем, снизив тем самым уровень неуспеваемости? НО

Техники отказа собеседнику

Название техники Сущность техники Примеры высказываний Эффективность использования

Мы привыкли обращать внимание только на болезни тела. А тем временем ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания фактором, влияющим на состояние здоровья населения. Одним из ярких симптомов этой проблемы считается повышенная раздражительность. Психолог и эндокринолог подробно рассказали, в чем порой кроются причины этого состояния и как его побороть еще на ранних стадиях.

Мнение психолога


Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития

Мы агрессивны по своей сути

— Что такое раздражительность?

— Раздражительность, так же, как и злость, мстительность, злорадство и так далее, — производное агрессии, которая культивировалась в людях на протяжении многих миллионов лет и предназначалась только для выживания на биологическом уровне. Мы агрессивны по своей сути, это наследственный фактор, доставшийся нам от предков.

​​​​​​​Гнев — адресная агрессия на конкретную внешнюю угрозу. Раздражительность — накопленный дискомфорт, запреты на физическом, психическом и эмоциональном уровнях. Достаточно просто не выспаться — и, пожалуйста, раздражение начинает выплескиваться из вас, как вода из дрожащего стакана.


— Длительность того, сколько человек находится в состоянии раздражения, очень индивидуальна и зависит от многих факторов. Например, люди с сильным типом нервной системы, но с деформированными личностными качествами могут достаточно долго и часто изливать на головы ближних свое раздражение. Кстати, при этом они получают удовольствие, так как облегчают свое эмоциональное состояние.

Немного с иными исходными данными, но к той же группе можно отнести некоторых пожилых людей. Ведь в силу возрастных изменений снижается эмоциональная и психологическая устойчивость. Это проявляется через постоянное недовольство и ворчливость.

— Что в момент нервного напряжения происходит с психикой?

Раздражительность бывает чертой личности

— Какие факторы влияют на возникновение раздражительности?

— Биологический фактор. Мы — биопсихосоциальная модель. Хотим мы того или нет, но животный потенциал в нас присутствует. Физическое состояние тела очень важно. Если вы не выспались, плохо себя чувствуете или банально голодны — заявка на раздражительность готова!

Социокультурные факторы — их бесконечное множество: социальные роли, положение, статус, семейное неблагополучие, материальная уязвимость — все это нас, безусловно, раздражает.


— В каких случаях раздражительность — это симптом психического расстройства?

— Вот явные признаки:

  • необоснованная вспыльчивость. Когда объект раздражения в действительности отсутствует или уровень эмоционального накала не соответствует ситуации;
  • слишком частое проявление раздражительности;
  • навязчивые действия и мысли, вызванные реакцией на объект раздражения. Например, желание несколько раз перемыть одну и ту же кружку.

На 95% человеком управляет биология, а не разум

— В нервном состоянии человек может совершить много глупостей. Куда девается здравый смысл?

— Представим наш мозг. Он состоит из трех систем:

  • древний (рептильный) — это инстинкты выживания;
  • средний (лимбический) — это эмоции;
  • неокортекс — мысли, анализ, творчество.

Так вот 95% всех решений в случае реальной или мнимой опасности принимаются рептильной и лимбической системами. И когда мозг считает, что есть угроза жизни, то в игру вступают эти 95% инстинктов + эмоций. А на логическое осмысление и здравый смысл остается только 5%.


— Что происходит, если какие-то эмоции подавляются и не находят выхода?

Учитесь переключать внимание

— Работая с телом через движение. Только после того, как на физическом уровне будет снято напряжение, начнется процесс установления баланса между телом, мыслями и эмоциями.

Если вы собираетесь начинать работу только с психологического уровня или посредством силы воли запрещать себе отрицательно реагировать на то или иное событие, вы лишь взрастите то негативное чувство, с которым боретесь. А ведь его сперва нужно осознать и принять.


— Может, поделитесь действенными методами?

— Хорошо работает холодная вода (сполоснуть лицо или подставить под струю руки), холодный воздух (отлично подойдет прогулка в нежаркую погоду), задержка дыхания.

С благодарностью отреагирует организм и на переключение внимания. Если вы кинестетик (вам важны тактильные ощущения) — смело падайте в объятия дорогого человека, а если его нет, заведите собаку, которая любит, когда ее гладят и обнимают. Если вы аудиал (внимание больше всего сосредотачивается на звуках) — наденьте наушники и окунитесь в любимые мелодии. Если визуал (воспринимаете мир вокруг в первую очередь через зрение) — включите добрый и красивый фильм.

Одним словом, любимое занятие может стать спасением!

Мнение эндокринолога


Раздражение может быть симптомом заболевания

— Как связаны между собой психологическое раздражение и гормоны?

— Гормоны способны влиять на наше настроение и наоборот — настроение влияет на гормональную систему.

Если никаких причин для раздражения нет, а человек часто вспыльчив и недоволен всем на свете, помимо психолога, стоит обратиться к эндокринологу. Ведь это один из симптомов самых разных нарушений.

Чаще всего в повышенной эмоциональности виновата щитовидная железа. Сильная беспричинная раздражительность может быть признаком ее повышенной функции (гипертиреоза). В такой ситуации щитовидная железа может увеличиваться в размерах и вырабатывать избыточное количество тироидных гормонов (Т3 — трийодтиронина и Т4 — тироксина). Их избыточное производство часто происходит на фоне стресса (хронического или острого) и бывает после родов (послеродовый тиреотоксикоз). В этом случае снижается ТТГ (тиреотропный гормон) как основной маркер изменений со стороны щитовидной железы. Если эти два пункта исключаются, значит, в организме произошел некий гормональный сбой, который нужно изучать более глубоко.


Стимулятором раздражения может выступать и тестостерон, который делает мужчин более смелыми. Его большое количество у представителей сильного пола далеко не всегда вызывает агрессию, а вот с женщинами дела обстоят иначе. Повышенный тестостерон способен разгневать даже кроткую даму.

Раздражительность также бывает симптомом:

  • заболеваний печени;
  • болезни Альцгеймера;
  • сахарного диабета;
  • сложного восстановительного процесса после инсульта.

В определенные периоды жизни повышенная эмоциональность —
это норма

— Все знают, что подростковый возраст — возраст протеста и бунтарства, почему так происходит?


— Правда ли, что каждый месяц многие женщины становятся раздражительными из-за предменструального синдрома?

— Да, ПМС — период, который наступает за 7-10 дней до менструации. И это отнюдь не выдуманное состояние, а утвержденный медиками диагноз.

Действительно, синдром способен крайне негативно сказываться на настроении, а проявляется он у 20-50% женщин. Причем чем старше представительница прекрасного пола, тем чаще это происходит. Причины до конца невыяснены, но предрасполагающие факторы известны:

  • наследственность;
  • чувствительность организма к эстрогенам или к прогестерону;
  • недостаток витаминов и микроэлементов.

Витамины, движение и полноценный сон = хорошее настроение

— Пункт про витамины, наверное, актуален для всех людей? Какие элементы нам необходимы для спокойствия?

— Дефицит любых элементов сказывается как на самочувствии, так и на настроении. Я бы обратила особое внимание на магний. Его нехватка может провоцировать плаксивость, апатию, грусть и, естественно, раздражение. Как правило, врачи назначают его в паре с витамином В6, который также нормализует деятельность нервной системы.

Эти же элементы благотворно влияют и на сон. Поэтому не стоит спешить покупать в аптеке снотворное (тем более, что некоторые препараты плохо влияют на фазы сна). Лучше посоветуйтесь со специалистами. Они назначат вам курс лекарственных средств, содержащих магний и витамин В6, которые помогают бороться с бессонницей. Кстати, беременным женщинам магний выписывают на ранних сроках, чтобы правильно формировалась нервная система плода.


— Какие еще советы для внутренней гармонии вы бы могли дать?

— Обязательно соблюдайте режим дня. Это действительно очень важно. Спать нужно в абсолютной темноте. Закрывайте окна плотными шторами, постарайтесь не использовать ночники. Только в полной темноте вырабатывается достаточное количество гормона мелатонина. Максимальный его выброс происходит с 00:00 до 04:00, но даже если на закрытые веки попадает немного света, количество мелатонина сокращается. А ведь он способствует образованию гормона радости серотонина. В итоге, просыпаясь, человек чувствует себя разбитым и раздражительным, даже если его ночной отдых продлился положенные 8 часов.

Больше двигайтесь. Физическая активность тоже повышает уровень серотонина. Чувствовали когда-нибудь после тренировки некое воодушевление? Повседневные проблемы уже не видятся такими ужасными, и даже физическая усталость кажется приятной.

Будьте осторожны с успокоительными средствами, когда не знаете причину своего сложного состояния. Если раздражительность становится слишком частым вашим спутником, проконсультируйтесь с врачом и психологом. Чем скорее вы поймете, в чем дело, тем быстрее решите эту проблему с минимальными рисками для здоровья.

Читайте также: