Поляризованное реле своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.

Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.

Контакты 85 и 86 — это катушка. Контакт 30 — общий контакт, контакт 87А — нормально-замкнутый контакт, контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.

Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.

Поляризованное реле, что за зверь и где его используют.

Сегодня продолжим знакомство с интересными и практичными решениями. Все мы знаем принцип работы обычного реле. Если кто-то не помнит, можно освежить знания здесь .
Основной принцип управления через реле — это подали напряжение на обмотку управления, замкнули рабочие контакты. Убрали напряжение с обмотки управления- рабочие контакты размыкаются, это простое и практичное устройство, позволяет управлять малыми сигналами для коммутации высоко мощных каналов. А теперь переходим к поляризованным реле. Его еще называют бистабильным реле, так как оно имеет два устойчивых состояния.

Нашел у себя в запасах такую штуку (см. фото). Когда-то лет 8 назад делал один проект, где планировал использовать это реле. Его размер меньше обычной сим карты.

Основной принцип действия основан на том, что в нем есть перекидной контакт и постоянный магнит.

Состав: постоянный магнит 1, якорь 2, катушка 3 и 3

Перекидной контакт, под действием катушки 3 или 3′ принимает заданное положение. Далее якорь удерживается магнитным потоком от постоянного магнита. Устойчивых положений всего 2. Основное удобство в том, что на переключение реле, нужен только и импульс и оно энергонезависимое. То есть, если пропало питание, то состояние останется неизменным.

Но есть и определенные нюансы, которые могут стать минусами, например, при длительной подаче напряжения на обмотку, она может сгореть. При тряске или вибрации может сменить своё состояние.

Управляется реле по постоянному току и заданной полярности. Так например, подавая напряжение на контакты Г и В, где + на В, получим переключение контактов на 13 и 23 соответственно. Подавая напряжение на А и Б, где + на Б получим переключение на контакты 11 и 13.

В любом случае сперва лучше обращаться к справочной литературе.

Реле используется во многих схемах. Часто применяется в технике, где портативное питание, так как энергию потребляет только в момент переключения (например комнатные термостаты на батарейках).

Есть вариант ручного переключения с самоблокировкой, вот пример схемы:

Кнопками к1 или к2 меняем состояние реле, при этом в момент переключения реле само себя отключает от нагрузки. При нажатии на обе кнопки одновременно получим автоколебания, треск реле короче.

Для начала думаю хватит, более подробно можно узнать из справочника по реле.

Сообщества › Электронные Поделки › Форум › Смена полярности кнопкой без фиксации

День добрый всем, нужна помошь. Имеется моторчик 12в. Нужна схема для изменения полярности на выходах моторчика, чтоб работал от кнопки без фиксации то в одну сторону, то в другую.Кнопка без фиксации должна подавать минусовой сигнал.

пока нет такой схемы чтоб одной кнопкой да по одному проводу, да без фиксации прям, 2 кнопки можно, а ещё же должен быть режим полностью отключить мотор например и как долго что бы он работал от нажатия кнопки?

режим отключить мотор не нужен. Нужно чтоб постоянно работал пока не исчезнет +

и от чего плюс должен исчезнуть? от выключения зажигания или если свет отключат по точнее надо

Постоянно это пока не выключится зажигаение, т.е. пока не пропадет +

Или надо кнопку с кучей пар переключающих контактов, но тут смотря какой мотор, или кучу реле.

кнопку не вариант, так бы сделал. Скорее вариант с кучу реле ну или же процессор

На МК попроще будет, но можно попробовать и на 555 сотворить Моторчик 12В? Какова мощность?

моторчик 12 в мощность к сожалению не знаю, но не сильно мщной

Ок. Прорисую чуть позже

На ардуине возможно. Включил схему, кнопку коротко нажал раз, мотор крутит в право. Кнопку нажал два раза, мотор крутит влево. Долгое нажатие на кнопку, мотор остановился.

такая схема не подойдет

Вам нужна классическая схема реверса (H-мост) и отдельно схема переключателя без фиксации (триггер). И соединить их вместе. Ах, да, хотя бы начальные познания в электронике нужно ещё.

Чет не выходит у меня эту схемку представить в работе: или голова уже к вечеру не варит или все таки в схеме возможны самопроизвольные переключения.

Я использую более простую схему на 555. А тут — перемудрил ИМХО

собственная разработка, должна жить в сети, мож кому пригодится )

включил зажиг моторчик крутит в одну сторону, нажал кнопку крутит в другую сторону, выключил заж моторчик не крутит )

Есть такая штука… реле задних ПТФ 2110… включается от 1 импульса, выключается при повторной подаче импульса или пропадении питания.

я знаю что есть готовое, то что я нарисовал тоже самое

555, Ардуина, ща предложат i7 использовать… На реле конечно можно но есть одна сложность — дребезг. Кнопка обычная — на замыкание? Или есть возможность поставить переключающую кнопку (типа микрик МП3)? Если микрик можно поставить, то задача сильно упрощается.

берем всем известную (надеюсь) схему управления реле одной кнопкой и добавляем два реле для переключения полярности. получаем искомое:

рекордные 6 реле, может ещё больше у кого найдётся )

ну так верхние 4 реле делают то же самое что предложенная выше реле противотуманок. Итого — три реле и кнопка. Есть варианты с мЕньшим количеством деталей, доступные для сборки пользователю с пракически нулевой квалификацией?

В электрических цепях широко используются различные виды реле. Они производят замыкание и размыкание цепи на различных участках при условии изменений электрических, механических и других величин на входе этих устройств. Все приборы этого типа различаются между собой по сигналу управления. Среди них, часто применяется поляризованное реле, принцип действия которого такой же, как и на электромагнитных выключателях.

Основные виды электромагнитных реле

Принцип действия поляризованного реле

Главным назначением этих устройств является коммутация при больших токах нагрузки. Иначе говоря, они выполняют функции переключателей, которые посредством слабых токов включают цепи с большими токами. Если такую цепь включать напрямую без реле, то проводка и кнопка просто не выдержит высоких токов и расплавится. Реле принимает на себя большую токовую нагрузку и производит коммутацию с помощью мощных контактов.

Электромагнитные выключатели разделяются на две основные группы:

  1. Нейтральные реле имеют наиболее простую конструкцию. В его состав входит контактная и магнитная система. Каждая контактная группа включает в себя два неподвижных и один общий подвижный контакт. Магнитная система состоит из подвижного якоря, сердечника, обмотки и ярма.
  2. Поляризованное реле состоит из таких же систем. Однако в магнитной системе присутствует два сердечника с обмотками, а также контактная тяга и постоянный магнит.

В отличие от нейтральных, электромагнитные поляризованные устройства способны срабатывать в зависимости от полярности управляющего сигнала. Для изготовления сердечника используется электротехническая листовая сталь, что позволяет значительно увеличить быстроту действия прибора.

Действие поляризованных устройств

При отсутствии тока в обмотках, устройство находится в исходном положении. Однако в нем уже имеется магнитный поток, создаваемый постоянным магнитом. Происходит замыкание силовых линий на два контура прибора. Первый контур состоит из самого магнита, ярма, левого сердечника, якоря и снова магнита. Другой контур проходит через магнит и ярмо к правому сердечнику и якорю, а затем вновь возвращается в исходную точку.


Между якорем и левым сердечником полностью отсутствует воздушная прослойка. При этом якорь и правый сердечник разделен значительным зазором. Из-за большого сопротивления воздуха значение магнитного потока в правом контуре будет значительно ниже, чем в левом. Поэтому якорь будет притягиваться к левому сердечнику более сильным магнитным потоком.

Таким образом, работает поляризованное реле, принцип действия которого основан на магнитных свойствах. Это позволяет изменять направление тока, подаваемого на обмотку, при прямой и обратной полярности.

Автоматика управления электроприборами, разнообразной техникой и освещением создает дополнительный комфорт потребителю на любых объектах недвижимости. Многие из нас, кто интересуется электротехникой наверняка слышали о такой продукции, как маршевые или проходные выключатели.

С помощью этих простых коммутирующих устройств можно реализовать схему управления бытовыми приборами, в том числе и освещением, из нескольких разных мест, используя в качестве элементов управления кнопки вместо выключателей. Такой подход удобен для организации освещения в больших помещения, где существует необходимость включения/выключения осветительных приборов из различных точек месторасположения человека.

Бистабильное реле 2

Но ознакомившись со схемой электропроводки с использованием проходных выключателей, даже у оптимистически настроенных потребителей опустятся руки. Она довольно сложна и имеет множество соединений на каждую распредкоробку. Есть ли вариант попроще? Конечно, есть. Подключение импульсного реле для управления освещением или электроприборами из разных точек — это простое решение данной задачи. Такой тип реле позволяет управлять освещением по одному проводу.

В этой статье мы расскажем о том, что такое импульсное реле, как оно работает, а также рассмотрим схему подключения импульсного реле и можно ли изготовить его собственными руками.

Бистабильное реле 3

Импульсное реле — что это такое

Ответ на этот вопрос заложен в самом название изделия. Импульсное реле, которое по-другому называется бистабильным, имеет одно существенное отличие от обычного электромагнитного варианта, которое подключает или отключает нагрузку при постоянном прохождение электрического тока через катушку индуктивности. При отсутствии на ней напряжения контакты устройства возвращаются в исходное состояние. Бистабильный переключатель управляется коротким импульсом, поступающим на электронный или электромеханический модуль включения/выключения изделия. При этом контакты реле удерживаются в постоянном положении за счет специального магнитопровода.

Бистабильное реле 4

Таким образом, импульсный бистабильный переключатель работает как триггер. Контакты такого реле постоянно находятся в одном стабильном положении. При подаче короткого импульса напряжения в цепь управления они меняют свое состояние, а для возвращения их на исходные позиции необходимо подать еще один импульс. Управляющие сигналы подаются на бистабильное импульсное реле с помощью простой кнопки, но если к этому изделию подключить таймер, то включать и выключать нагрузку можно в автоматическом режиме, по заранее запрограммированному алгоритму. Коротко мы рассказали что такое бистабильный переключатель и как в принципе работает импульсное реле. Далее будут освещены следующие темы: виды импульсных контакторов, их назначение и схемы подключения.

Типы импульсных реле — их достоинства и недостатки

На современном рынке электротехнической продукции присутствуют разнообразные модификации бистабильных коммутирующих устройств, отличающихся друг от друга как принципом работы, так и другими конструктивными особенностями. По своему назначению все импульсные реле объединены в одну группу бистабильных коммутаторов нагрузки, а вот по принципу функционирования делятся на следующие два основных вида.

Бистабильное реле 5

  1. Электромеханические. Этот тип бистабильных контакторов мало чем отличается от электромагнитного реле: такая же пружинная система, контактная группа и катушка индуктивности. Только в состав импульсных изделий входит постоянный магнит, который и удерживает контакты в стабильном положении. Импульсное электромеханическое реле не критично к перепадам напряжения, электромагнитным помехам, а также стоит недорого. Главными недостатками этих устройств являются низкая функциональность (может выполнять только одну функцию включения/выключения нагрузки) и отсутствие визуальной индикации положения контактной группы. Но за счет низкой цены и надежности электромеханические бистабильные реле получили широкое распространение в различных областях электротехники.
  2. Электронные. Такой тип импульсных контакторов значительно отличается от электромеханических как по принципу действия, так и по внутреннему содержанию. Изделие построено на электронных комплектующих. Управляет устройством микроконтроллер, а на выходе расположена контактная группа. Электронные бистабильные реле обладают широкими функциональными возможностями при управлении освещением и другими электроприборами. Они безопасны и на их основе можно создавать эффективные системы управления электроцепями. К главным недостаткам этих изделий можно отнести высокую стоимость, низкую помехоустойчивость и чувствительность к скачкам напряжения.

Бистабильное реле 6

Внимание! На рынке можно встретить бистабильные контакторы, полностью выполненные на электронных комплектующих. В этих устройствах роль контактной группы выполняют полупроводниковые ключи: тиристоры и симисторы. Правда, называть такой электронный блок импульсным реле будет не совсем корректно, хоть они и имеют одинаковое предназначение – включение и выключение нагрузки.

Оба вида импульсных реле получили широкое распространение в различных промышленных сферах. В бытовых условиях эти устройства в основном используются для создания систем освещения с расширенными функциональными возможностями. Ниже мы рассмотрим стандартные схемы их подключения для управления осветительными приборами.

Схема подключения бистабильного реле для управления освещением

Электромеханические импульсные контакторы делятся на биполярные и поляризованные. Биполярные управляются импульсами одной полярности, а для переключения поляризованного реле в другое состояние потребуется импульс противоположной полярности. Ниже приведена схема подключения импульсного биполярного реле к системе освещения.

Бистабильное реле 7

Современный рынок электротехнической продукции предлагает потребителю разнообразные модели подобных устройств от ведущих мировых производителей. Конструкция таких изделий отличается большим разнообразием, но для управления освещением чаще всего используются модульные бистабильные реле, которые устанавливаются на DIN-рейки в распределительных щитах. У потребителей часто возникает вопрос: можно ли подключить импульсное реле своими руками! Конечно, можно! Это позволит сэкономить на монтажных работах. Ниже мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Подключение бистабильного реле собственными руками

Монтаж импульсного переключателя можно выполнить как в электрощите, так и в отдельной установочной коробке. Мы рассмотрим частный случай: подключение модульного бистабильного реле в распределительном щите. Но следует сказать, что для этого необходимо иметь отдельную линию в электропроводке для подачи напряжения на приборы освещения. Стандартная монтажная схема управления освещением на базе бистабильного переключателя состоит из самого устройства, выключателей кнопочного типа, кабелей электропроводки и автомата включения/выключения. При наличии необходимой линии с выключателями все монтажные работы выполняются в распределительном щите.

На выше представленной схеме система управления освещением выполнена на базе электромеханического импульсного переключателя РИО-1, одного из самых популярных в настоящее время. Это устройство модульного типа и монтируется на DIN-рейку в распределительном щите. Нулевой провод подключается к реле и осветительным приборам. Фазный провод с автомата заводится на соответствующий контакт переключателя, а также на кнопочные выключатели без фиксации, которых может быть неограниченное количество. При нажатии на один из них свет либо включается, либо выключается. Все достаточно просто и такой монтаж сможет выполнить человек, обладающий элементарными познаниями в электротехнике.

Заключение

В настоящее время импульсные реле набирают популярность с каждым днем. Они позволяют создавать комфортные системы освещения, которые управляются из разных точек помещения. К тому же дополнительное оснащение бистабильных переключателей таймерами времени и датчиками движения позволяет значительно экономить электроэнергию, что при постоянном повышении тарифов на электричество очень важная характеристика. Если вы правильно установите и настроите такое устройство, то получите комфортную и энергосберегающую систему освещения!

Блокировка двигателя, - "Блокировка призрак"


Ну хорошо, возразят мне многие, но ведь это же надо раскручивать корпус, брать в руки паяльник, аккуратно монтировать элементы, часто резать дорожки на печатной плате – в общем, технология эта, соглашусь, не для каждого.

Да и с гарантией на модуль проблемы неизбежны.

Более важный момент еще такой – хотя после описанных доработок и труднее, но все же можно обойти реле блокировки– они по-прежнему завязаны на модуль сигнализации.

А что если использовать в качестве блокирующих реле не простые, а поляризованные?! На фотографиях (рис.13 и 14) представлены несколько классных экземпляров такого реле. Для сравнения на фото 13 присутствуют также обыкновенное автомобильное реле (слева) и упомянутое где-то в начале статьи радиореле вместе с двухкнопочным пультом управления. Не правда ли – размеры поляризованных реле весьма малы.

У самого приятного для наших целей реле SDS S2-L-12V – четыре контактные группы (две НЗ и две НР) и два устойчивых состояния.


Небольшие пояснения к схеме. С выхода сигнализации на реле, управляющие дверными замками, поступают негативные импульсы. Этими же импульсами управляется и поляризованное двух обмоточное реле, таким образом, чтобы, когда сигнализация закрывает двери, реле переключается в положение блокировки (на схеме упрощенно показана лишь одна группа контактов поляризованного реле, на самом деле их обычно больше). При открывании дверей блокировка также снимается. Для того чтобы во время движения закрывание дверей по команде сигнализации не приводило к блокированию двигателя, используется дополнительное реле, разрывающее цепь управления поляризованным реле по блокирующей обмотке, при подаче зажигания.

Рисунок 15. Использование поляризованного реле для коммутации дополнительных исполнительных устройств и для дополнительного блокирования двигателя.

А в случае использования поляризованных реле пользователь сам их отключает периодически, и уж эта цепь отказать может только по причине не качественного монтажа, что само по себе – нонсенс – все равно что массу у сигнализации плохо прикрутить. Особенно приятно и то, что размеры поляризованных реле гораздо меньше, чем у таких серьезных конкурентов как Hook-Up реле, что позволяет заматывать их непосредственно в жгуты, делая задачу их обнаружения трудно выполнимой на практике.


Читайте также: