Полотняное переплетение 5 класс технология как сделать

Обновлено: 08.07.2024

Урок комбинированный – повторение пройденного материала, приобретение новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.
Представлены план- конспект проведения урока(длительность 1 час), слайдовая презентация Power Point "Текстильные переплетения", а так же Инструкционная карта "Выполнение образца полотняного переплетения из бумаги".

Оценить 2963 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Осень - это период адаптации к дошкольному образовательном у учреждению детей раннего возраста. Очен. Подробнее.

Автор статьи "Значение музыкальных игр для детей с ЗПР" затрагивает на сегодняшний день актуальную т. Подробнее.

Представленный сценарий праздника "Маша и Медведь в гостях у ребят" будет интересен не только малыша. Подробнее.

Тема данной статьи очень актуальна, так ка сегодня огромное внимание уделяется организации здорового. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Межпредметные связи: информатика, математика.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку

- отмечает отсутствующих в классном журнале

- проверяет явку учащихся;

- проверяет готовность учащихся к уроку

- дежурные называют отсутствующих

Контроль знаний

Раздает карточки с проверочной работой (2 варианта) или учащиеся садятся за ПК

Следит за выполнение п/р

Выполняют проверочную работу

Изложение нового материала

2. - доведение до учащихся цели урока

Переплетение нитей основы с нитями утка называется ткацким переплетением. Наименьшее число нитей, после которого повторяется их порядок перекрытия, называется раппортом. От вида переплетения зависит внешний вид ткани, ее фактура, прочность, осыпаемость нитей, эластичность. Виды ткацких переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное, в котором нити переплетаются через одну. Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность. Полотняное переплетение имеют х/б ткани – ситец, бязь, батист и др., также некоторые льняные и шелковые ткани. По учебнику

Раздает образцы тканей с разными видами ткацких переплетений, лупы

Задает вопросы по рисунку

Записывают тему урока в тетради

Зарисовывают схемы и записывают определения.

Рассматривают образцы, используя лупу, сортируют образцы с полотняным, саржевым, сатиновым, атласным переплетением

Отвечают на вопросы

Запуск проекта. Применение технологии переплетения.

Применение технологии выполнения переплетений при изготовлении поделок из поделочных материалов.

Темы предполагаемых проектов:

Поисковый этап проекта

- постановка цели и определение задач проекта;

- разработка схемы изделия;

- подбор материалов и инструментов

Представление творческих работ учащихся в технике плетения

Показывает изделия, выполненные в технике переплетения

Объясняет технологию выполнения полотняного переплетения, используя документ-камеру

Рассматривают творческие работы, представленные на

Технологический этап - работы над проектом

Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы.

Работа над проектом

Заключительный этап – представление результата

t1601574430ae.jpg

Представляют свои работы

t1601574430af.jpg

Запись домашнего задания:

Сантиметровая лента, резинка на талию

Записывает домашнее задание на доске

Записывают домашнее задание в дневники

Уборка рабочих мест

Следит за уборкой рабочих мест

Убирают свои рабочие места

Дежурные ученики поверяют порядок в кабинете

Список использованной литературы

Технология. Программа 5-8 класс / Тищенко А.Т., Синица Н.В. – М: Вентана – Граф, 2015

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л. М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема: Выполнение макета полотняного переплетения ( Практика )

Создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Содействовать формированию знаний о строении ткани – переплетениях нитей, а

так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

Способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

Способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

Содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических

Наглядность и оборудование:

– Наглядные пособия : учебные коллекции “”Текстильные волокна”, “Хлопок”, “Лен”, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

– макет Ткацкого станка ; макет создания ткани;

– образцы ткацких переплетений;

– Книги по теме: “Материаловедение”: “Как рубашка в поле выросла”;

– инструкционные карты “Выполнение макета полотняного переплетения “;

– слайдовая презентация (Презентация Power Point) “Ткацкие переплетения”.

– схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

– Профессии прядильщика и ткача.

– процесс создания ткани;

– основные термины: “Материаловедение”, “ткань”, ” текстильные волокна”, “натуральные волокна растительного происхождения”; “нити основы и утка”; “лицевая, изнаночная стороны ткани”;

– направления нитей основы и утка;

– полотняное переплетение ткани.

Б) выявление отсутствующих учащихся;

В) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена “Выставка тканей”.

Вводная часть занятия.

– Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

– Для чего мы его изучаем?

Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить.

-Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги).

Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

– Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Для пошива одежды и белья в быту применяют ткань.

– Что такое ткань? – Как создается ткань? – Из чего состоит ткань?

Это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Что такое хлопчатник?

Однолетнее растение древовидной формы

Что такое плоды хлопчатника?

Коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками.

Что такое волокна хлопка?

Сплющенные извитые трубочки

Что такое гигроскопичность?

Где применяют хлопок?

В производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток

Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III. Основная часть занятия

Рассказ учителя ” Материаловедение. Переплетение нитей” (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point).

Ткань образуется в результате переплетения нитей:

– нитей О с н о в ы (долевых)

– и Нитей У т к а ( Поперечных ). Это положение нитей в ткани

Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие.

При растяжении увеличивают свою длину.

Кромка Проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.

Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.

Самое простое переплетение нитей – Полотняное, в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

Подготовка к выполнению практической работы.

А) работа с учебным материалом (инструкционные карты “Выполнение макета полотняного переплетения”)

Б) закрепление этапов работы;

В) повторение правил безопасной работы ножницами;

Г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

Практическая работа учащихся “Выполнение макета полотняного переплетения “:

– целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.

Основа и уток.jpg


То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

Полотняное переплетение.

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.

Полотняное переплетение

Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:

  • из хлопка — ситец, бязь, батист и др.;
  • из льна — льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
  • из шелковых тканей — крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
  • из шерстяных тканей — сукно, костюмно-плательные и др.

Саржевое переплетение.

Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Саржевое переплетение

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

Сатиновое переплетение

Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Атласное переплетение.jpg

Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Мелкоузорчатые переплетения.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Репсовое переплетение.

Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.

Рапсовое переплетение.jpg

Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка.

Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.

Рогожка.jpg

Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные ткани для костюмов и жакетов.

Усиленная саржа.

Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали.

Усиленная саржа

Свойства тканей, выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа.

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины.

Сложная саржа

Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа.

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.

Ломаная саржа

Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.

Обратная саржа

Усиленный сатин (усиленный атлас).

Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.

Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.).

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Креповое переплетение.

Креповое переплетение — это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.

Креповое переплетение.jpg

Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.

Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).

Двухлицевые переплетения.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.

Двухлицевое переплетение.jpg

Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.

Двухслойное переплетение.jpg

Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.

Крупноузорчатые (жаккардовые) — простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
Услуга: жаккардовые этикетки на заказ по ценам ниже общепринятых!

Презентация: Презентация по технологии.Полотняное переплетение

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Интересует тема "Презентация по технологии.Полотняное переплетение"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 16 слайдов. Также представлены другие презентации о технологии для 5 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Презентация по технологии.Полотняное переплетение

Презентация по технологии.Полотняное переплетение


Слайд 2

Полотняное переплетение


Слайд 3

Плетёные листья


Слайд 4

Для того, чтобы сделать каждый плетёный листочек, подберем бумагу двух контрастных цветов (лучше двухстороннюю). Сначала построим выкройку. Начерти м квадрат со стороной — 8 см. Поставьим ножку циркуля в середину верхней стороны квадрата и начерти м половину окружности с таким же диаметром. Разделим верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 8 частей. Теперь, если мы начертим линии через равные расстояния, а потом выполним плетение, то получим хорошо знакомое нам полотняное или шахматное переплетение. Технология изготовления. 4


Слайд 5

Но попробуем сделать необычное плетение. Прочертим линии, сделав средние полоски вдвое шире остальных. Положим друг на друга листки бумаги двух цветов. Выкройку можно рисовать прямо на одном из листков. Можно также нарисовать на отдельном листке или распечатать шаблон. Разрезать одновременно нужно два или три (с шаблоном) листка. Чтобы они не сдвигались, можно использовать скрепки 5


Слайд 6

Наложим одну заготовку на другую. Вытащим одну рабочую полоску (жёлтую) и положим её сверху. Пропустим её между красными полосками, переплетая в шахматном порядке. Когда переплетём все полоски, аккуратно подтянем их, стараясь, чтобы не было промежутков. Теперь клеящим карандашом подклеим все концы полосок с двух сторон. 6


Слайд 7

Подровняем края. Получилось ровное сердечко. Чтобы превратить его в листочек, вырежем по краям зубчики (по одному или при помощи фигурных ножниц) и приклеим ножку. 7


Слайд 8

Можно сделать выкройку по-другому, оставив широкими две крайние полоски. Так выглядят листочки с полотняным переплетением и с полосками разной ширины. 8


Слайд 9

Попробуем изменить форму полосок. Разделим половину верхней стороны на 4 части, а нижнюю сторону — на 5. Соединим точки выпуклыми линиями. Получается вот такой листок. . 9


Слайд 10

Нарисуем две пары линий, вогнутых к середине. Листочек будет таким. 10


Слайд 11

Раздели верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 9 частей, а две боковые — пополам. Нарисуй по три выпуклых линии. После переплетения получится узор с эффектом объёма. 11


Слайд 12

Раздели горизонтальные стороны на 8 частей, а вертикальные — на 4 части. Нарисуй одинаковые дуги между точками пересечения линий. Узор получается необычным 12


Слайд 13

Разделим все стороны квадрата на 4 части. Начертим циркулем 4 полукруга в отмеченных местах. Как ты думаешь, какой узор получится после переплетения? Получится цветок с четырьмя лепестками внутри листочка 13


Слайд 14

Раздели все стороны квадрата пополам. Начерти линии середины. Раздели все стороны на 5 частей и начерти вспомогательные линии. Начерти прямые линии и нарисуй полукруги по разметке. Узор на этом листочке — цветок внутри цветка. 14


Слайд 15

И, наконец, ещё один пример. Верхнюю и нижнюю стороны раздели на 8 частей, а боковые — на 4 части. Нарисуй циркулем полукруги, образующие волнистые линии. Не правда ли, неожиданный результат? 15


Слайд 16

Эксперименты с фигурным плетением необычайно увлекательны, их можно продолжать и далее., получая все новые и новые .образцы. Желаю всем творческих успехов. 16

Читайте также: