Пока впереди не край повторять как сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов, самоконтроля.

Тип урока: общеметодологический

1. Орг. момент. Мотивация.

Ваша задача - посмотрев видеоролик ответить на вопрос:

Какие действия выполняет подъемный кран?

- Какие же действия выполняет подъемный кран? (закрепление, подъем, положить)

- Он эти действия один раз только выполняет?

- От чего же зависит количество повторений?

- Где вы в жизни встречались с повторяющимися явлениями и событиями? (круговорот воды в природе, смена времен года)

Выслушать мнения учащихся.

2. Актуализация урока

Как записывается команда цикла?

Циклический алгоритм -это алгоритм, в котором, в зависимости от условия, некоторые шаги повторяются n-ое количество раз.

- Определите, что означают эти фигуры: (6 слайд)

Что такое блок-схема?

- Это графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают действия исполнителя,

а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий.

Команда ветвления (полная форма)

Пусть кенгуренок стоит в нижнем левом углу и смотрит на восток. Наша задача - написать программу, исполняя который Ру нарисует такой орнамент.

Ясно, что программа составления орнамента должна содержать коман­ду цикла, так как действия кенгуренка многократно повторяются:

  • он рисует квадратик (для этого вызывается процедура КВАДРАТ ),
  • пры­гает на клетку вперед,
  • опять рисует квадратик и так до тех пор, пока не дойдет до края.

Составим программу 1 дорожки:

пока впереди не край повторять
сделай КВАДРАТ
если впереди не край, то
прыжок
конец ветвления
конец цикла

Разберем подробно эту программу:
Начертив очередной квадрат, исполнитель переходит к следующей команде ПРЫЖОК и тут его подстерегает опасность. Значит, прежде чем прыгнуть, кенгуре­нок должен проверить есть ли впереди край. Если края впереди нет, то Ру прыгает. А если впереди край? Тогда он должен повернуть, что­бы продолжить рисование орнамента вдоль границ поля.
Вы, безусловно, поняли, что алгоритм должен содержать команду ветвления, но в данном случае удобнее воспользоваться полной ее формой. Итак, вы видите, что при выполнении программы наступает такой мо­мент, когда появляется два
направления для продолжения действий. Она как бы раздваивается, разветвляется (словно дорога). а конструк­ция, которая позволяет Ру выбирать по какой из ветвей дей­ствовать, называется полной формой команды ветвления и выглядит так:

Если А, то
В1
иначе
В2
конец ветвления.
Где: А – условие
В1- команды, которые Ру будет выполнять, если условие верно
В2- команды, которые Ру будет выполнять, если условие неверно

Блок-схема для данной конструкции:

Полная форма команды ветвления позволяет записать не только те действия, которые выполняются в случае, если условие выполнено (это позволяла делать и сокращенная форма,
которой мы пользова­лись), но и те команды, которые должны быть исполнены, если усло­вие не выполняется. В алгоритме, который мы составляем,
полная форма команды ветвления будет выглядеть так:
если впереди не край, то
прыжок
иначе
поворот
прыжок (для установки начального
поворот положения РУ)
поворот

конец ветвления

Теперь запишем программу рисования орнамента:
пока впереди не край повторять
сделай КВАДРАТ
если впереди не край, то
прыжок
иначе
поворот
прыжок
поворот
поворот
конец ветвления
конец цикла
Задания для Ру:
Упражнение 1 . Дайте Ру команду исполнить программу рисования орнамента и ответьте на вопросы:

Задача. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.
Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовём РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовём КВАДРАТ. Снача пишем основную программу:

http://informat45.ucoz.ru/practica/9_klass/semakin/21/9-21-1.jpg

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

♦ команда цикла;
♦ цикл в процедуре;
♦ блок-схемы алгоритмов;
♦ цикл с предусловием.

Команда цикла

Обсудим решение следующей задачи.

Задача 3. Исходное положение: ГРИС — у левого края поля, направление — на восток. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран.

Задачу можно решить, написав 15 раз команду шаг (если поперек поля рисунка 15 шагов). Но есть и более короткий вариант программы. Вот он:

пока впереди не край, повторять
нц
шаг
кц

Здесь использована команда, которая называется циклон. Формат команды цикла следующий:

пока , повторять
нц

кц

Служебное слово нц обозначает начало цикла, кц — конец цикла.

При программировании цикла важно думать о том, чтобы цикл был конечным. Цикл, записанный выше, — конечный. Двигаясь в одном направлении, исполнитель обязательно достигнет края, и на этом выполнение цикла закончится.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Пусть ГРИС находится в середине поля. Исполнение следующего цикла:

пока впереди не край, повторять
нц
шаг
поворот
кц

Цикл в процедуре

Задача 4. Теперь составим программу, по которой графический исполнитель нарисует прямоугольную рамку по краю поля (рис. 5.7). Исходное положение: ГРИС находится в левом верхнем углу, смотрит на юг.

240px-Informatika 9 174w

Рамка состоит из четырех линий, поэтому разумно воспользоваться процедурой, проводящей линию от края до края поля. Опять будем действовать методом последовательной детализации. Напишем сначала основную программу.

программа Рамка
нач
сделай ЛИНИЯ
поворот
сделай ЛИНИЯ
поворот
сделай ЛИНИЯ
поворот
сделай ЛИНИЯ
кон

Программа проведения линии нами уже рассматривалась. Осталось оформить ее в виде процедуры.

процедура ЛИНИЯ
нач
пока впереди не край, повторять
нц
шаг
кц
кон

При составлении этой программы использовалась одношаговая детализация в такой последовательности:

Informatika 9 175q

Блок-схемы алгоритмов

Начиная с 50-х годов прошлого века, т. е. еще с эпохи ЭВМ первого поколения, программисты стали использовать графические схемы, изображающие алгоритмы, которые получили название блок-схем.

Блок-схема состоит из фигур (блоков), обозначающих указания на отдельные действия исполнителя, и стрелок, соединяющих эти блоки и указывающих на последовательность их выполнения. Внутри каждого блока записывается выполняемое действие. Сама форма блока подсказывает характер операции, которую он обозначает. Для придания наглядности и единообразия схемам алгоритмов все графические элементы стандартизированы.

Посмотрите на рис. 5.8, где показана блок-схема алгоритма рисования рамки. Она состоит из двух частей: блок-схемы основного алгоритма и блок-схемы вспомогательного алгоритма ЛИНИЯ.

Informatika 9 175.2q

Из этих схем видно назначение блоков различной формы (рис. 5.9).

420px-Informatika 9 176s

Цикл с предусловием

Команда цикла изображается не отдельным блоком, а целой структурой, показанной на рис. 5.9. Такую структуру называют циклом с предусловием (так как условие предшествует телу цикла). Есть и другой вариант названия: цикл-пока (пока условие истинно, повторяется выполнение тела цикла).

При решении следующей задачи снова будем использовать метод последовательной детализации.

Задача 5. Требуется расчертить экран горизонтальными линиями (рис. 5.10). Исходное состояние исполнителя: верхний левый угол, направление — на юг.

Informatika 9 176.2

В программе для решения этой задачи используется та же процедура ЛИНИЯ. Другая процедура – ВОЗВРАТ – возвращает ГРИС к исходному положению для рисования следующей линии.

420px-Informatika 9 177t

Блок-схемы основного и вспомогательного алгоритмов представлены на рис. 5.11.

Informatika 9 177.2r

Коротко о главном

Для программирования повторяющихся действий применяется команда цикла, которая имеет следующую структуру:

пока , повторять
нц

кц

Команда цикла использует обратную связь между объектом управления и управляющей системой. Проверка условия дает информацию управляющей системе о состоянии объекта управления.

В цикле с предусловием если проверяемое условие выполняется (истинно), то выполняются команды, составляющие тело цикла. Если условие ложно, то происходит выход из цикла.

При программировании цикла необходимо следить за тем, чтобы не допускалось зацикливания.

Блок-схема — это графический способ описания алгоритма, Блоки обозначают действия исполнителя, а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий.

Вопросы и задания

1. Что такое цикл? Как записывается команда цикла?
2. Что такое условие цикла? Что такое тело цикла?
3. В каком случае происходит зацикливание алгоритма?
4. Что такое блок-схема?
5. Из каких блоков составляются блок-схемы (как они изображаются и что обозначают)?
6. Что обозначают стрелки на блок-схемах?
7. Составьте программу, переводящую ГРИС в угол поля из любого исходного состояния.
8. Составьте программу рисования прямоугольной рамки вдоль края поля, начиная рисование из любого начального состояния исполнителя.

4 Домашнее задание: § 31; Подготовиться к контрольной работе.

Похожие презентации

ПВ3 ШГ ПР да нет НС ПВПР ПВ3 КВАДРАТ начало КВАДРАТ конец КВАДРАТ тело процедуры СЛЕДОВАНИЕ поворот шаг прыжок ПВ3 ШГ ПР ПРОЦЕДУРЫ ПВ3 Д (КВАДРАТ) П (КВАДРАТ)

ПВ3 ШГ ПР да нет НС ПВПР ПВ3 КВАДРАТ начало КВАДРАТ конец КВАДРАТ тело процедуры СЛЕДОВАНИЕ поворот шаг прыжок ПВ3 ШГ ПР ПРОЦЕДУРЫ ПВ3 Д (КВАДРАТ) П (КВАДРАТ)

8 2 16 7 3 9 4 5 1. Структура алгоритма, в которой многократно выполняются некоторые действия 2. Графический учебный исполнитель 3.Алгоритм, по которому.

8 2 16 7 3 9 4 5 1. Структура алгоритма, в которой многократно выполняются некоторые действия 2. Графический учебный исполнитель 3.Алгоритм, по которому.

9 класс МОУ СОШ 2 г. Котово Учитель информатики и ИКТ Коробова Т.М. 2013 г.

9 класс МОУ СОШ 2 г. Котово Учитель информатики и ИКТ Коробова Т.М. 2013 г.

Циклические алгоритмы Урок в 9 классе. Вопросы: Что такое основной алгоритм? Вспомогательный алгоритм? Как записывается команда обращения к процедуре.

Циклические алгоритмы Урок в 9 классе. Вопросы: Что такое основной алгоритм? Вспомогательный алгоритм? Как записывается команда обращения к процедуре.

9 класс VIII МОУ, СОШ 50 Томск, 2010 г., Гришкова Т.П.

9 класс VIII МОУ, СОШ 50 Томск, 2010 г., Гришкова Т.П.

Алгоритмы Это понятное и точное предписание (инструкция) исполнителю выполнить конечную последовательность действий (команд), приводящих от исходных данных.

Алгоритмы Это понятное и точное предписание (инструкция) исполнителю выполнить конечную последовательность действий (команд), приводящих от исходных данных.

ЗАДАЧА: Начертить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю рабочего поля. Это пример задачи с двухшаговой детализацией: РЯД – процедура,

ЗАДАЧА: Начертить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю рабочего поля. Это пример задачи с двухшаговой детализацией: РЯД – процедура,


ОперацияMNУсловие 1 ввод M, N 3224 2 M N 3224 32 24 да 3 M > N 3224 32 > 24да 4 M := M - N 8 24 5 M N 824 8 24 да 6 M > N 824 8 > 24нет 7 N := N - M 8.

Алгоритмы и исполнители

Алгоритмы и исполнители


K := 1, 15 i := 1, 16 - K i := 1, 16 да нет B [ i ] > B [ i + 1 ] X : = B [ i ] B [ i ] : = B [ i + 1] B [ i + 1 ] : = X вывод B [, i, ] =,B [ i ] для.


Задача: даны значения двух переменных, выбрать большее из них алг БИД 1 если A > B ввод A, B нач вещ A, B, C кон вывод C то C := A иначе C := B кв C :

ПОВТОРЕНИЕ: 1). Определение алгоритма; 2). Способы описания алгоритма; 3). Общий вид алгоритма.

ПОВТОРЕНИЕ: 1). Определение алгоритма; 2). Способы описания алгоритма; 3). Общий вид алгоритма.

Управление и алгоритмы Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный.

Управление и алгоритмы Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный.

Виды алгоритмов циклические ветвления линейные Алг название Нач серия команд Кон Нач Серия команд Кон.

Виды алгоритмов циклические ветвления линейные Алг название Нач серия команд Кон Нач Серия команд Кон.

ПВ 3 КВАДРАТ начало КВАДРАТ конец КВАДРАТ тело процедуры ПРОЦЕДУРЫ ПВ 3 Д (КВАДРАТ) П (КВАДРАТ) ШГ ПВ ШГ ПВ ШГ ПВ ШГ КП процедура КВАДРАТ шаг поворот шаг.

ПВ 3 КВАДРАТ начало КВАДРАТ конец КВАДРАТ тело процедуры ПРОЦЕДУРЫ ПВ 3 Д (КВАДРАТ) П (КВАДРАТ) ШГ ПВ ШГ ПВ ШГ ПВ ШГ КП процедура КВАДРАТ шаг поворот шаг.

Какой из документов является алгоритмом? а) Правила техники безопасности; б) инструкция по получению денег в банкомате; в) расписание уроков; г) список.

Какой из документов является алгоритмом? а) Правила техники безопасности; б) инструкция по получению денег в банкомате; в) расписание уроков; г) список.

Алгоритмы и исполнители

Алгоритмы и исполнители

Алгоритмы Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

Алгоритмы Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

Читайте также: