Подъемный механизм запасного колеса своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Прицепы и полуприцепы КамАЗ

Механизм подъема запасного колеса прицепа автомобиля КамАЗ

Механизм подъема запасного колеса (рис. 210) монтируется под платформой на кронштейне, приваренном к правому лонжерону рамы прицепа.

Поднимается запасное колесо с помощью лебедки, снабженной храповым механизмом. Установка и снятие запасного колеса производятся с помощью рукоятки, закрепленной в кронштейнах на правом лонжероне.

Подъем и установку запасного колеса рекомендуется производить в следующей последовательности;

положить колесо под кронштейн механизма подъема запасного колеса замочным кольцом вверх и вставить внутрь обода колеса прижим 8, соединенный канатом с блоком лебедки 1;

вращая вороток рукояткой по часовой стрелке, расположить одновременно прижим внутри колеса так, чтобы совместить конусы обода колеса и прижима 8;

Рис. 210. Держатель запасного колеса прицепа ГКБ-8350: 1 - лебедка; 2 - тарельчатая пружина; 3 - гайка; 4 - вороток; 5 - храповой механизм; 6 и 9 -защелки; 7- специальная гайка; 8 - прижим

Рис. 210. Держатель запасного колеса прицепа ГКБ-8350: 1 - лебедка; 2 - тарельчатая пружина; 3 - гайка; 4 - вороток; 5 - храповой механизм; 6 и 9 -защелки; 7- специальная гайка; 8 - прижим

поднять колесо до упора, при этом специальные гайки должны пройти через отверстия в прижиме;

отвернуть гайки и завести защелки 9 на прижиме под гайки; закрутить гайки монтировкой до отказа.

При опускании колеса все операции производить в обратной последовательности.

Самопроизвольному опусканию колеса под собственной массой препятствует храповой механизм. При самопроизвольном опускании колеса следует поджать тарельчатую пружину 2 гайкой так, чтобы при вращении рукоятки против часовой стрелки с небольшим усилием подвешенное колесо опускалось. При этом защелку 6 не следует выводить из зацепления с храповым колесом.

Механизм подъема запасного колеса предназначен для крепления в транспортном положении колеса прицепа. Механизм состоит из несущей рамы, лебедки, цепи и кронштейнов для удержания запасного колеса.

Состав: 3D Сборка

Софт: КОМПАС-3D 16

Каталог / Транспорт / Автомобили и автомобильное хозяйство (Автосервис) / Механизм подъема запасного колеса прицепа грузового автомобиля ISUZU NQR90L-M

Чтобы скачать чертеж, 3D модель или проект, Вы должны зарегистрироваться и принять участие в жизни сайта. Посмотрите, как тут скачивать файлы.


Напишу о способах уменьшить нагрузку на механизм крепления запасного колеса автомобилей Шаран 2007 года и аналогичных им.

Для меня эта история началась с того, что решил заменить запаску на такую, которая будет соответствовать установленным летним колесам. Они у моего Шаране имеют размер 215/60 R16. А запаска была размером 195/60 R16. То есть, новое колесо шире и тяжелее старого. Возникла озабоченность, не будет ли это тяжеловато для лебедки запаски под машиной.

Опустил и поднял новое колесо несколько раз, а в последний раз лебедка опустила колесо сантиметров на 10, и заклинила. Подставил под колесо снизу опору и отсоединил лебедку от машины, открутив два винта, крепящих лебедку на машине.
Разобрал лебедку. Для этого просверлил и срубил заклепки зубилом. Оказалось, что запутался трос на шпуле.


Лебедка должна работать нормально, когда трос натянут. Очевидно, я когда-то не выполнил это условие и позволил тросу прослабиться.

Поскольку мое колесо тяжелее штатного, стал придумывать, как помочь лебедке в ее трудной работе.
Повертел в руках разобранную лебедку, полазил под машиной около места крепления запаски, поискал информацию в интернете. В результате, кое-что сделал.

Но прежде всего, немного о механике работы лебедки. Пишу это для тех счастливцев, у которых лебедка пока не ломалась, и им не пришлось ее разбирать.

Винтом из багажника крутим вал червячного редуктора, который передает вращение на пластмассовую шестерню. Шестерня передает вращение на вал, соединенный со шпулей, на которой намотан трос. В зависимости от направления вращения винта в багажнике автомобиля, трос сматывается со шпули или наматывается на нее. Трос соединен через пластмассовый держатель с запаской, поэтому при движении троса запаска опускается или поднимается.

Нагрузка от запаски передается на лебедку, а затем на корпус автомобиля через два винта М8, которыми лебедка прикреплена к днищу автомобиля.

Какова величина нагрузки на трос лебедки и на ее редуктор? Когда колесо висит под машиной, эта нагрузка равна весу колеса. А когда колесо поднято и прижато к днищу машины, то дополнительно к весу колеса добавляется сила на сжатие шины. Чем больше тянуть винт управления подъемом колеса в багажнике, тем больше будет эта сила и, соответственно, нагрузка на редуктор лебедки. Если "перетянуть" винт, то лебедка может разрушиться. Не зря в инструкции на Шаран написано, что максимальный момент затяжки этого винта ограничен 25 Нм.

И все же, как пишут и рассказывают люди в интернете, случаются поломки лебедки. Наиболее часто ломаются пластмассовая шестерня и шпуля, на которой намотан трос. Может быть, из-за того, что "перетягивается" винт в багажнике или из-за того, при езде по нашим ухабистым дорогам возникают дополнительные динамические нагрузки на редуктор лебедки.

И в этой ситуации, как мне кажется, лучшим способом помощи лебедке был бы такой, при котором она будет максимально разгружаться от действия сил во время движения автомобиля. Для этого придумал два способа.

Сначала о первом. Он предусматривает во время движения автомобиля передачу нагрузки от запаски через корпус лебедки на днище автомобиля, минуя редуктор лебедки. Реализация этого описана ниже.

Как известно, корпус лебедки состоит из дна, двух боковых частей и крышки. Боковые части соединяются друг с другом по двум фланцам, в каждом из которых предусмотрены для соединения (заклепками или болтами) четыре отверстия.


Фланцы расположены симметрично по обеим сторонам корпуса. После ремонта лебедки боковые части я соединил между собой по каждому из двух фланцев тремя болтами, вставленными в три верхних отверстия. Нижнее, четвертое, отверстие во фланцах при сборе лебедки оставлено зарезервированным.

Запаска у меня смонтирована на штампованном диске, у которого по окружностям вокруг центра имеются пять небольших отверстий диаметром 20 мм. Когда запаска висит на лебедке, то два отверстия оказываются непосредственно под лебедкой. Я решил использовать их для соединения запаски с корпусом лебедки и через него с автомобилем.

Для этого были изготовлены два соединительных элемента. Верхними концами каждый из них был прикреплен к своему боковому фланцу корпуса лебедки. Для крепления использованы болты с резьбой М6, которые вставлены в четвертое нижнее отверстие фланцев. В нижней части этих соединительных элементов были прикреплены болты с резьбой М8.


Эти болты будут вставляться в упомянутые два отверстия диска запаски.

Получается так. После подъема запаски лебедкой под днище автомобиля упомянутые два болта проходят сквозь отверстия в диске запаски. На вышедший из отверстия конец каждого болта надевается шайба, наружный диаметр которой больше диаметра отверстия в диске, а затем накручивается гайка так, чтобы запаска прижалась к днищу автомобиля.


После этого можно немного снизить нагрузку на редуктор и ослабить трос в лебедке, повернув болт в багажнике автомобиля в сторону опускания запаски. В итоге, во время движения автомобиля нагрузка от запаски передается через два болта на корпус лебедки, и далее (через два винта М8) на днище автомобиля.

В литых и кованых дисках также есть отверстия, за которые можно зацепиться, поэтому и в этом случае можно придумать конструкцию, позволяющую освободить редуктор лебедки от нагрузки во время езды.

Если запаска тяжелее штатной (как у меня) и ездить приходится по ухабистой дороге, и из-за этого нет полной уверенности, что упомянутые винты М8 выдержат нагрузку от запаски, то можно реализовать второй вариант уменьшения нагрузки на лебедку в дороге. Он предусматривает во время движения автомобиля передачу нагрузки от запаски на днище автомобиля, минуя лебедку. Возможным вариантом решения задачи может быть такой.

В кронштейне крепления проушины, которая используется при буксировке другого автомобиля, расположенном сзади автомобиля справа, есть два технологических отверстия. Отверстия расположены симметрично в двух стенках кронштейна. Через эти отверстие можно просунуть длинный болт сквозь кронштейн.

Есть технологическое отверстие также в кронштейне крепления задней части глушителя. Он расположен с левой стороны автомобиля. И через это отверстие можно просунуть болт.

На каждый из указанных двух болтов можно повесить по тяге, изготовленной, например, из стального прута. Эти тяги будут расположены справа и слева от запаски, висящей под машиной.

На нижние концы этих тяг можно подвесить металлическую полосу так, чтобы она касалась шины запаски снизу.


Можно устроить такое крепление полосы, чтобы была возможность ее силового подтягивания, чтобы создать усилие на подъем запаски. В моей конструкции для натяжения полосы использован клин, который вставляется в кольцо в правой тяге и верхней своей кромкой упирается в пластину. При вдавливании клина рукой в кольцо пластина поднимается и натягивается.

На следующем фото виден клин под пластиной. Чтобы клин не вывалился в дороге, его можно законтрить проволокой через просверленные в нем отверстия.


Когда потребуется опустить запаску, металлическая полоса снимается с правой тяги. А после подвески запаски полоса устанавливается на место.

Полагаю, что описанная конструкция не должна повредить кронштейнам автомобиля, на которых подвешены тяги, поскольку усилие, создаваемое клином, относительно невелико, но достаточно для уменьшения нагрузки на лебедку.

Еще один способ удержать запаску под днищем автомобиля можно реализовать с помощью одного из стопоров лебедки.

В конструкции лебедки предусмотрены два стопора для предотвращения неконтролируемого опускания запаски. Первый — это пластмассовая шестерня, которая посажена на вал червячного редуктора, она работает в паре с выступами на крышке лебедки. Второй — металлическая скоба, установленная в нижней части металлической коробчатой стойки лебедки, через которую выходит трос к запаске.


В запертом положении скоба вдвинута внутрь стойки. Когда запаска поднята, то пластмассовый держатель, который просунут в центральное отверстие запаски, находится в указанной стойке и соседствует со стопорной скобой. Она соприкасается с шейкой держателя. Вверху над шейкой находится головка держателя, которая толще шейки.

Представим себе такую ситуацию. Запаска установлена вверху и, вдруг, трос лебедки начнет самопроизвольно опускаться (стопорная скоба при этом — в запертом положении). В этом случае головка держателя запаски будет опускаться внутри коробчатой стойки и на выходе из стойки упрется в стопорную скобу. Величина хода головки держателя до ее упора в скобу зависит от ширины шины и диска. Для моей запаски размером 215/60 R16 этот ход составляет около 20 мм.

Так вот, если установить на шейку держателя под головку втулку, наружный диаметр у которой будет, как у головки, а высота чуть меньше указанного хода, то свободный ход запаски из-под днища автомобиля уменьшится до минимума. Втулку можно изготовить, например, туго намотав проволоку подходящего сечения.


Еще одна особенность конструкции лебедки. При вытягивании колеса из-под днища машины назад, трос, выходя из коробчатой стойки лебедки, трется о нижний острый край стойки, и может повредиться.


Чтобы уменьшить вероятность повреждения троса, я сгладил острую кромку напильником

zap_kol

Как правило, сверху на откидном кронштейне устанавливается седло запасного колеса, которое обладает тремя бобышками для соединения с откидным кронштейном и тремя жесткими литыми спицами коробчатого сечения с обработанным на конус концом, чтобы крепить к ним обод запасного колеса. В спицы седла ввернуто несколько шпилек, расположенных по окружности, диаметр которых равный диаметру окружности расположения всех болтов в спице ступиц колеса. Колесо прикрепляется до седла с помощью гаек и прижимов.

Что по поводу откидного кронштейна, то он может быть поднятым; в поднятом положении он способен удерживаться откидной защелкой, которая под действием пружинки всегда закрытая.

Чтобы открыть защелку и освободить откидной кронштейн, есть длинная рукоятка, которую установлено в держателе кронштейна, привернутого до рамы. Когда поднято теранспортное состояние, кронштейн колеса дополнительно крепится с помощью двух гаек на шпильках.
Чтобы опускать данное колесо, необходимо отвернуть гайку шпильки, удерживающей откидной кронштейн в поднятом положении, немного приподнимать колесо, а рукояткой откидывать защелку, которая удерживает кронштейн. Когда откидной кронштейн опущен, то закрепленное на нем колесо может касаться земли. При этом чехол запасного колеса можно прикупить вовсе недорого.

Когда будете делать подъем кронштейна с колесом, то рекомендуется использовать таль, имеющуюся в принадлежностях водителя. Кронштейн тали опирается на борт платформы, а с помощью крюка захватывается откидной кронштейн и тросом, продетого через блок, поднимается колесо и кронштейн в горизонтальное положение, где оно фиксируется защелкой и прикрепляется гайкой до держателя.

Вороток подъема колеса проходит сквозь щеку неподвижного кронштейна и заканчивается хвостовиком. В средней половине воротка просверлено отверстия, в которые вставлено трос механизма подъема: один край троса укреплено на воротке, а иной — на кронштейне. На половине воротка, которая выступает из кронштейна, смонтировано храповик и тормоза воротка, представляющие собой тарельчатые пружины. Усилия затяжки тормозов регулируются при помощи, навернутой на край воротка гайкой. До этой щеки кронштейна прикреплено собачку тормоза. Вороток оканчивают с помощью шестигранника для ключа, который имеется в комплекте инструмента.
Далее нужно поднять колесо с земли ставить его в кронштейн и вращать вороток при помощи специального ключа. Во время этого на вороток наматывают трос, и кронштейн начинает приподниматься с колесом. Храповик, который насажен на вороток, способен вращаться вместе с ним и удерживаться собачкой от проворачивания в другом направлении.

Опускается колесо благодаря нажатию на него вниз рукой для преодоления сил прижатия тарельчатой пружиной храповика, который посаженный на конус воротка. При помощи проскальзывания храповика данное колесо будет опускаться.

Читайте также: