Почему учителю надо беречь сердце и нервы и как это сделать сухомлинский

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Больше цитат

[О матери]
Никогда не забывай, сын, что она — творец жизни. Она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Помните, сыновья, что у матери все помыслы, заботы и тревоги — о детях, об их судьбе. Добро в сердцах и в делах детей — это ее счастье, зло — ее горе. Каждая женщина — мать или будущая мать. Она по-своему глубоко, по-своему красиво переживает свою ответственность за весь род человеческий. Материнство делает женщину красивой и мудрой. С того времени, как женщина становится матерью, ее чувства приобретают высокий, никому, кроме нее, не доступный смысл.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не угасает интерес педагогической общественности к творческому наследию В.А. Сухомлинского. Он сформулировал идеи, которые отвечают потребностям современного общества. Воспитание без наказания, повышение роли личности учителя, природное воспитание, свободное развитие личности - вот основные составляющие "педагоги добра" великого Учителя. Его наследие имеет разноплановый и многоаспектный характер. Гармоничное единство идеалов, принципов и убеждений - тот огонек, который становится для юношества путеводной звездой.

Неисчерпаемое наследие В. Сухомлинского

в развитии духовной культуры учителя

Не следует быть каким-то ангелом, чтобы иметь моральное право воспитывать настоящего человека, надо самому быть настоящим человеком - жить правильно, любить людей, беречь свою честь патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца

В. А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский принадлежит к плеяде выдающихся отечественных педагогов, которыми гордится наша страна.

Прошло несколько десятков лет, как перестало биться сердце великого Педагога.

Однако интерес профессионалов, учительской общественности к творческому наследию великого Учителя не угасает. Это объясняется тем, что в своих произведениях В. Сухомлинский сформулировал ценные идеи, которые по своему характеру и содержанию отвечают педагогическим потребностям современного общества.

Идеи Сухомлинского - это вовсе не пустопорожние благие намерения, это уместное обращение к высоким материям, эстетическому и духовному началу, заложенному в человеке.

В воспитании должны рационально соединяться любовь к ребенку, уважение к его личности и требовательность. Василий Александрович Сухомлинский развивал идею подъема учебно-воспитательного процесса до такого уровня, когда отпадает потребность в наказании.

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского имеет разноплановый, многоаспектный характер, его твор­ческая мысль претерпевала определенную эволюцию, он опирался на классическое наследие Я. А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, положивших начало гуманистической педагогике.

Процесс овладения знаниями он тесно связывал с воспитанием чувств. Он считал, что без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, радости, увлечения невозможно успешное обучение.

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца воспитанника.

В произведениях В. А. Сухомлинского неоднократно подчеркивается мысль о большом воспитательном значении слова как могучего средства воздействия на сознание и чувства. Слово приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда подкрепляется личным примером, когда за ним следует дело, когда учитель не только призывает, но и учит, показывает, как надо делать. Эта проблема особенно актуальна сейчас, при общем снижении духовности, культуры, повышенной раздражительности, агрессивности детей и взрослых.

- Что привлекает детей, подростков, юношество в личности учителя?

Гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога - вот что является тем огоньком, который притягивает юные души, становится для юношества путеводной звездой.

При этом очень важно, чтобы это единство выступало как органическая потребность воспитателя, как закон его жизни, без которого он не мыслит, не представляет себе личного счастья, полноты своей духовной жизни. Авторитет педагога - это творение его разума и души, умение утвердить в коллективе глубокое уважение к своим идеалам, принципам, убеждениям. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Педагогическое мастерство воспитателя определяет стиль взаимоотношений в детском коллективе, его духовную атмосферу.

В. А.Сухомлинский считал, что школа должна пробуждать в детях прежде всего радостные волнения.

Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы дать ребенку радость творчества, веру в себя, в свои силы.

В трудах Сухомлинского много интересных мыслей о роли учителя в общественной жизни, о его нелегком, - благородном и творческом труде.

Учителю необходимо много мудрости, душевности, открытости, чтобы в каждом ребенке видеть личность, чтобы радоваться его постоянному развитию и совершенствованию.

В этой радости - суть педагогического труда. Проникновение учителя в психологию детства, умение беречь и пенить доверие ребенка, педагогический такт, В. А. Сухомлинский рассматривал как обязательное условие эффективности педагогических влияний. Эти утверждения Василия Александровича Сухомлинского отвечают требованиям гуманистической педагогики.

Невозможно представить себе миссию воспитателя без его богатой жизни в мире книг. Библиотека учителя, которая пополняется из недели в неделю - это источник мысли, нравственной энергии.

Знания, взятые из книг, становятся богатством педагога, его совестью. Настоящая образованность учителя проявляется в том, что в нем воспитанники находят проводник к вершинам нравственности, его слова воспринимают, как призыв быть верными своим благородным убеждениям и непримиримыми к злу, неправде.

Педагогический коллектив - это стержень школы. Школа как очаг воспитания, как сила морального, шейного влияния старшего поколения на подрастающее, как центр многогранной духовной жизни живет только в педагогическом коллективе.

Поколение за поколениями дети поступают в школу, учатся, заканчивают ее, а школа живет непереходящими духовными ценностями, которые накапливаются и умножаются.

Наследником и хранителем этих ценностей является педагогический коллектив, который живет вечно столько, сколько живет школа. И именно от того, насколько мудро, бережно укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит сила его как очага воспитания, его влияние на сознание и чувства воспитанников. Педагогический коллектив создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.

Для того, чтобы влияние личности воспитателя стало реальной силой, мало таланта, энергии, творческой работы педагога. Эта сила вдохновляется ценностями, созданными педагогическим коллективом, - его спадами, убеждениями, традициями, идеями, которые живут в школе не одно десятилетие.

Такое очень важное и необходимое дело, как внедрение передового опыта обучения и воспитания, ь: можно лишь при условии, если опыт отдельных педагогов становится достоянием коллектива.

В школе, где педагогический коллектив является мудрым хранителем духовных ценностей воспитания, молодой учитель быстро и безболезненно становится опытным мастером воспитания и обучения, избегает многих ошибок, которые часто становятся ему на пути, где нет такого педагогического коллектива.

Директор школы становится организатором и руководителем педагогического коллектива лишь постольку, поскольку он умеет объединить усилия учителей для коллективной мысли, умеет найти, указать путь ее развития в творческой работе и - это самое главное - умеет вместе с учителями из года в год накапливать духовные ценности учебно-воспитательного процесса.

Для этого директору нужно работать в школе не один год. Там, где часто меняются директора, создать «стоящий педагогический коллектив невозможно.

Творческие достижения выдающегося педагога вошли в сокровищницу мировой педагогики и эффективно используются в организации системы образования в разных странах.

Борисовский А. М. Сухомлинский В. А. - М.: Просвещение, 1985.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.

Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1973.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянська школа, 1972.

Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 6-ти томах. - К., 1980.

Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика, 1990.

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю.

Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. - М.: Молодая гвардия, 1988.

Мышкова Наталья Ивановна


Оскольский политехнический колледж

В последнее время наблюдается снижение социального статуса воспитания в учреждениях образования, что неизбежно приводит к изменению ценностного сознания, утраты ценностных ориентиров. Гуманистические основы современного воспитания определяют самоценность детства и приоритет личности, которая способна к самореализации и самоопределению, как основную цель и содержание воспитания.

Гуманистические ценности воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Основа нравственного воспитания – моральная убежденность. Когда речь идет о моральном облике нового человека, в них вкладывают совершенно ясный и конкретный смысл: то, чем человек дорожит как собственной честью и достоинством, то, чем он не поступится ни при каких обстоятельствах. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец- общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского. Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского:

-Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

-Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

-Богатство духовного мира, интересов и потребностей;

-Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

-Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

-Открытость сердца радостям и горестям других людей;

Пустая душа - причина правонарушений.

Как правило, проступки совершают дети, у которых низкий интеллектуальный уровень. Сухомлинский изучил жизнь 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и пре­ступления. И перед ним предстала такая картина: чем тяже­лее преступление, чем больше в нем жестокости, тем меньше интеллектуальные и моральные интересы семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление, не было моральных ценностей.

В практической деятельности учительского коллектива претворялась мысль Василия Александровича о том, что фор­мирование гражданских взглядов, убеждений должно быть сердцевиной нравственного просвещения, чтобы ученики опре­делили свою идейную и моральную позицию. Сухомлинский был глубоко убежден, что в школе необхо­димо с учениками изучать этические понятия, принципы и нормы. Многие учащиеся имеют весьма смутное, порой прими­тивное представление о нравственных понятиях. Само собой разумеется, что человек, глубоко не осознавший этические нормы, понятия и категории, не может их сделать своими убеждениями, мотивами поведения.

Если в школе не ведется нравственное просвещение, то развитие нравственного опыта ученика идет медленнее, стано­вятся менее эффективными и остальные формы нравствен­ного воспитания, а значит, усиливается опасность того, что на ученика могут влиять и антиобщественные силы. От того, какие нравственные ценности мы вложили в сердце ребенка в детстве, будет зависеть моральный облик человека.

«Мы не верим в то, что нравственные пороки - это ре­зультат исключительно пережитков капитализма в сознании, - писал Василий Александрович. - Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все позволено, или, наоборот, как бурьян - его никто не учит ни хорошему, ни плохому.

Приходили в школу дети, и Василий Александрович на уроках и во внеурочное время в задушевных беседах учил их любить Родину. Это очень сложное и тонкое педагогическое искусство. Оно требует большой душевной чуткости, умения и такта. Страшно, когда учитель произносит слова, которые ученикам непонятны, когда от частого употребления они стираются, обесцениваются и тогда превращаются в пустой звук и не задевают сердца детей.

Список использованных источников:

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Киев, 1975. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. – М. .: Педагогика, 1979.

3. Сухомлинский В. А. Письма о любви (письма и дочери). И кн.:Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1978.

4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором / В.А. Сухомлинский // Избр. педагог. соч.: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979–1981. Т. 3: 1981

5. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М., 1978. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. – М., 1971.

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям // Избр. педагог. соч: В 3 т. / В.А. Сухомлинский – М. Педагогика, 1979 –1981. – Т.1, 1979.

7. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979, т. 2. Сухомлинский В. А. Человек — высшая ценность/Мир человека,—М., 1971

Краткое описание: данная работа может использоваться учителями как на уроках внеклассного чтения с детьми, так и при организации родительского собрания или выступления перед коллегами. Она затрагивает такие важные направления воспитательной работы как: патриотизм, идейность, нравственность и т.д.
Цель: познакомить аудиторию с творчеством В.А.Сухомлинского.
Задачи
- формировать умения ориентироваться в тексте
- развивать нравственную и социокультурную стороны личности
- научить переносить смысл прочитанного на собственные примеры из жизни.
***
Вступив в XXI век, век надежд на совершенствование технологий, общество, к сожалению, вынуждено признать бездуховность как главную угрозу человечеству и современной России. Поэтому одним их приоритетных направлений становится духовно-нравственное воспитание. Миссия учителя воспитателя, несомненно, очень важна для сохранения будущего поколения страны.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
За свою жизнь Василий Александрович Сухоминский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Он стал признанным классиком педагогики 20 века и создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Его идеи воплощены в практике многих школ. Василий Александрович продолжал лучшие гуманистические традиции в педагогике, которые восходят к Коменскому, Толстому, Штайнеру, Корчаку.
Насколько же и для кого актуален опыт этого педагога в нашей школе? Что в его взглядах временное, конъюнктурное, а что – вечное.
Сухомлинский любил высокие слова. Он высказывал правильные, банально-правильные мысли… Такие фразы часто были заглавиями его статей и книг. Но когда начинаешь вчитаться, вдумываться в его тексты, отбрасывая свойственную эпохе риторику, то открываются подлинные, имеющие непреходящую ценность мысли.


Читайте также: