Плоскостной конструктор для дошкольников своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Внедрении собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, взаимовыручка, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным.

Изучая и анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием, которое дает возможность действовать с геометрическими телами, фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур и т.д. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школьному обучению.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей.

Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной активности дошкольников и универсальных умственных способностей. В неё вошли:

Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие, на мой взгляд – это систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

Плоскостное конструирование – более сложный вид конструирования и требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур. Следовательно, основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие познавательных, умственных способностей и реализация способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта. Мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями.

Теоретическую базу опыта составляют:

  • — Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Вместе с детьми).
  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принципы реализации инновационного опыта:

  1. -принцип последовательности;
  2. -принцип наглядности;
  3. -принцип доступности;
  4. -принцип учёта индивидуальных особенностей;
  5. -принцип интегрированного подхода.

Методы инновационной работы:

  • изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы,
  • наглядно-практические, словесные, практические
  • диагностика знаний и умений;
  • метод проектной деятельности;
  • проблемных ситуации;
  • наблюдение, экспериментирование;
  • игровые.

Приемы: педагогическая оценка, поощрения, анализ детских работ, беседы, рассказ, разъяснение, показ, образец и пр.

  1. воспитание словом(беседа, рассказ, разъяснение, образец);
  2. воспитание делом(деятельностью) (приучение, упражнение);
  3. воспитание ситуацией(создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);
  4. воспитание игрой;
  5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по плоскостному конструированию, игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения, опыты.

Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. Решение задач развития логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от удачно выбранных методов и приемов обучения, форм организации образовательной деятельности.

В своей практике я применяю следующие формы организации обучения детей конструированию: конструирование по собственному замыслу, конструирование по образцу (построение фигур, объектов из палочек по образцу), конструирование с опорой на схемы, рисунок, предметно-схематические модели, конструирование по словесному описанию (построение фигур по словесному описанию). Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок,

На занятиях продуктивной деятельностью, я успешно применяю интегрированный, деятельностный, индивидуальный подходы к каждому ребёнку, что способствует реализации интересов и жизненной активности детей.

  • С целью развития универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста в своей работы я использую палочками известного бельгийского математика Х.Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики, а также счетные палочки. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. А с помощью счетных палочек дети выкладывали различные геометрические фигуры на плоскости стола.
  • В процессе образовательной деятельности я даю детям старшего дошкольного возраста следующее задание: из нескольких палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из определенного количества палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек дети составляют буквы и цифры. Ребенок к составленной из палочек цифре может подобрать то число палочек, которое составляет эта цифра. Эти удивительные палочки я использую для формирования знаний состава числа, для диагностических целей.

Таким образом, у детей получился набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Такие наборы дети старших групп делали самостоятельно, а затем составляли из них различные изображения. Существует второй вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, следовательно, работа по составлению изображения упрощается. Очень интересным в данной технике является выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

Не менее важным условием для развития универсальных умственных, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

При взаимодействии с родителями я используют следующие формы работы:

  • консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал лучше приобрести);
  • папки – передвижки;
  • выставки детских работ с участием родителей, конкурсы;
  • развлечения;
  • родительские собрания.

Вся проводимая мною работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:

– повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования;

– повышение самостоятельности, творческой активности у детей;

– повышение умения планировать свою работу;

– повышение уровня сформированности практических умений и навыков у детей;

– повышение уровня сформированности у детей таких приемов умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

— повышение уровня интереса к экспериментированию;

— повышение уровня освоения измерения (длина, ширина, высота) мерками разного размера, фиксации результата числом и цифрой.

Таким образом, работа по инновационной теме способствовала развитию логического мышления, всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Рекомендую педагогам дошкольных образовательных организаций применять в своей практике следующие задания, приведу примеры заданий для детей:

– выложить определенное количество на стол палочек;

– спросите, сколько палочек на столе. Разложите палочки по двум сторонам;

– спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Возьмите три палочки и также разложите на две стороны;

– возьмите четыре палочки, и разделите их. Спросите у ребенка, как еще можно разложить четыре палочки;

– предлагала поменять расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три, точно так же последовательно можно разобрать все числа в пределах десятка;

– называю число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в практике работы других образовательных организаций.

Образовательные: учить делать выводы.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность. Развивать мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать аккуратность.

Материал. Два яйца: настоящее куриное и скорлупа.

Предложить детям на глаз (визуально) определить, какое яйцо легче: целое или пустое.

Опыт: опустить оба яйца в воду. Мы увидим, что одно яйцо утонуло, другое плавает на поверхности. Делаем выводы.

Задачи. Образовательные: обогатить интерес детей разнообразными впечатлениями, учить делать выводы. Закрепить элементы мордовского узора.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность, развивать моторику мелких мышц рук, развивать мыслительную активность. Развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать желание закончить поделку. Воспитывать любовь к родному краю, его национальной культуре.

Материал. Два яйца: деревянное и настоящее куриное.

На столе у воспитателя яйца: деревянное и настоящее. Дать детям возможность поразмышлять, спросив: какое яйцо крепче? Дети отвечают, приводя аргументы в своих ответах.

Провести опыт: уронить оба яйца сначала на мягкую поверхность, а потом на пол. Учить детей делать выводы.

Конструирование на плоскости.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.

Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техно- моделирования, робототехники, используя современные виды конструкторов.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть доступна каждому ребёнку.

В конце прошлого учебного года в нашей группе появился первый ТИКО –конструктор. Что такое ТИКО?

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО:

обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;

развитие мелкой моторики;

развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

обеспечение развития детского технического творчества.

Кроме того, актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;

формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна: формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором ТИКО, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида).

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.

Как известно, развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО.

ТИКО - конструктор можно использовать в различных направлениях:

1) в театрализованной деятельности можно конструировать из ТИКО-конструктора детали декораций и персонажи для сказок;

2) для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО -деталей;

3) в игровой деятельности- для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт ит. д. ;

4) в изобразительной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты ;ит. д.

Таким образом, созданные ТИКО -изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами,

развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника. Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов, решая проблемы по созданию развивающей среды; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей, а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками.

Цель: показать возможности использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.

Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (сообразительность, креативность, внимание, мышление)

А какие приемы умственной деятельности Вы использовали? (сравнение, анализ, обобщение)

Это и есть приемы логического мышления. Как вы считаете, зачем логика ребенку, взрослому? (развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе)

Теоретическая часть В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС педагогам открываются большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество. (ПРЕДСТАВИТЬ ПРОСТО НА СЛАЙДЕ)

Почему же именно конструкторы? Именно конструирование? Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).

Практическая часть Сейчас, я хочу Вам показать, несколько примеров заданий на развитие логического мышления с использованием деталей конструктора, а также мы немного поконструируем.

1 задание, самое элементарное для детей младшей-средней группы: разложи правильно детали по корзиночкам. Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация) Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.

2 задание, какая понадобится фигура, чтобы получился дом?

3 задание, какие фигуры можно использовать, чтобы получился танк?

4 задание, какие фигуры понадобятся для создания самолета?

5 задание, найди лишнюю фигуру, раскрась её.

6 задание, для детей старшего дошкольного возраста:

- какая фигура находится справа от, слева от….;

- какая фигура находится между ….

Предлагаю проанализировать полученные фигуры:

- какие геометрические фигуры использовали для постройки?

- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?

- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?

- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?

- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?

Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формирование логического пространственного мышления.

8 задание. Ну и, конечно же, работа по развитию логического мышления осуществляется в процессе конструирования. Выделяют множество типов/видов конструирования, но я в своей деятельности использую:

  • конструирование по схеме
  • конструирование по образцу
  • конструирование по замыслу

(расставлены 3 стола с необходимым материалом)

Сейчас Ваша задача сконструировать фигуры, у каждого стола своё задание:

  • 1 стол конструируют по схеме.
  • 2 стол конструирует по образцу.
  • 3 стол конструирует по замыслу.

А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе.

Выполнение конструирования Итак, Ваша задача была сконструировать по схеме, как Вы считаете, какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по схеме? (сравнивать, анализировать, синтезировать)

Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по образцу? (сравнивать, анализировать)

Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по замыслу? (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)

Заключительная часть Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе развития логического мышления дошкольников.

Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего. Я начала изучать конструкторы по необходимости и рассматривала их только в рамках развития пространственных представлений детей. Но настолько увлек меня процесс изучения, столько было проанализировано мною конструкторов, столько возможностей использования конструкторов я открыла для себя, что решила продолжить изучения данной темы, но в рамках изучения процесса развития логического мышления.

Рефлексия

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – возьмите фигуру треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите четырехугольник. Выбранные фигуры прошу положить в эту коробочку, чтобы я могла проанализировать свою работу по завершению.

Конструирование в ДОУ

ЗАГЛЯНИ Клуб Веселых Непосед У НАС ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

ЗАГЛЯНИ Клуб Веселых Непосед У НАС ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Клуб Веселых Непосед- дошкольник,воспитатель.

Конструирование в ДОУ

Конструирование в ДОУ запись закреплена
Я - воспитатель

Евгения Куцына

Евгения Куцына
запись закреплена

Здравствуйте скажите пожалуйста есть ли у кого то:
Организация режима первой половины дня детей с ограниченными возможностями здоровья.
Очень нужно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это набор из разноцветных геометрических фигур с карточками – образцами.

Этот конструктор безобасен для детей, его может сделать любой взрослый. Это пособие позволит вам сформировать у ребенка:

- закрепит знания о геометрических фигурах и цветовой гамме

- Это набор из разноцветных геометрических фигур с карточками – образцами.

Этот конструктор безобасен для детей, его может сделать любой взрослый. Это пособие позволит вам сформировать у ребенка:

- закрепит знания о геометрических фигурах и цветовой гамме

- мелкую моторику пальцев рук

Дети могут овладеть:

- смогут научится классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме

- могут научится ориентироваться на плоскости

- смогут работать по схеме – образцу, а впоследствии и по собственному замыслу.

Чтоб изготовить конструктор вам понадобится:

- разноцветный картон или пластик

Рисуем на картоне геометрические фигуры и вырезаем их.

Составляем картинки – образцы и предлагаем детям повторить по образцу.


-75%

Читайте также: