Площадка для штатива своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Стабилизация камеры в момент съемок является залогом получения резких или четких снимков, рука не дрогнет при нажатии на кнопку и не испортит кадр. Для длинной выдержки штатив – необходимость, без него вообще не получится правильной картины. Статичные предметы, находящиеся на удалении от фотографа, при зуммировании могут получиться расплывчатыми без устойчивого положения камеры. Для всех подобных ситуаций требуется штатив.

Стоимость хорошего трипода колеблется в районе 7-10 тыс. рублей для стандартной фотокамеры, для тяжелой оптики потребуется усиление стабилизации, тут цена будет еще выше. Не всегда есть возможность приобрести магазинный вариант, особенно если природа не обделила вас сноровке и изобретательности. Тогда можно сделать штатив своими руками, практически из подручных средств. Затраты по материалам будут в разы меньше, по времени займет пару дней, а для продвинутых пользователей, умеющих ловко управляться с инструментами – несколько часов.

В каких случаях вам может понадобиться штатив:

  • Съемка на длинной выдержке – 100% требуется жесткая стабилизация;
  • Съемка ночью, кроме штатива может пригодиться еще и устройство для удаленного спуска затвора;
  • Спортивные соревнования или работа с быстро движущимися предметами;
  • Съемка с размытием фона;
  • Фотографирование на большом увеличении (зуммировании), в том числе и макро-съемка;
  • Портретная и студийная съемка предполагает стабилизацию камеры для получения профессиональных четких снимков;
  • Съемка архитектуры и пейзажей и много других вариантов.

Штатив – отличный вариант для большой компании, когда кто-то один всегда остается за кадром на общих фото. Стабилизация камеры на нужной высоте и пульт дистанционного управления (ДУ) поможет собрать всю компанию на фотографии.

Виды штативов

Кроме стандартной подставки с тремя ножками существует еще множество разнообразных штативов для разных целей и ситуаций. Самый популярный – трипод, его используются во всех видах съемок, кроме экстремальных. По типу крепления камеры или установки на поверхность штативы бывают:

  • Моноподы применяют для крепления фотоаппарата и мобильного телефон, чтобы увеличить расстояние от камеры до объекта съемки. Чаще всего применяется для селфи-фото;
  • Трипод – профессиональное оборудование с креплением для камеры, имеет 3 ноги или подставки. Можно регулировать высоту, наклон, другие параметры;
  • Мультипод – разборный трипод, при раскручивании получается монопод. Походный вариант оборудования;


  • Мини-штативы, или настольные используются реже, но достаточно удобные и недорогие. Высота примерно 30-40 см в разложенном виде.
  • Крепление на пояс используется для фото и видеосъемок, удобен при постоянном перемещении;
  • Штативы -струбцины крепятся на столы и другие поверхности, неудобные при выездных съемках;
  • Штативы-прищепки аналогичны предыдущему варианту, но крепятся зажимным механизмом и винтом;
  • Гибкие штативы – модели на прорезиненных ножках, состоящих из подвижных элементов. Изменяя форму ножек, регулируется высота. Компактные и удобные модели позволяют закрепить камеры практически на любой поверхности.


У профессионального фотографа, работающего в разных жанрах и в любых условиях может быть набор штативов креплений. Но в большинстве случаев они используются достаточно редко и не являются предметом первой необходимости для съемок прогулочных фотосессий, love-story, свадеб и дней рождений, а именно этим и занимаются среднестатистические фотографии 95% рабочего времени.

Инструменты, нужные для создания штатива

Если вы все таки решили сделать штатив собственными руками, то вам понадобятся следующие инструменты:

  • Дрель и сверла разного диаметра;
  • Пила или ножовка;
  • Наждачная бумага разной зернистости;
  • Отвертки, плоскогубцы, кусачки (в некоторых случаях);
  • Тиски и зажимы (в некоторых случаях);
  • Клей и необходимые материалы.

Лучше выполнять все работы на улице или в специальном помещении с хорошей вентиляцией. Клей и краска имеют неприятный запах, а опилки и стружки лучше оставить вне дома.


Штатив своими руками из бритвы

Самый простой в сборке и изготовлении штатив потребует от вас пару часов времени, кусочек доски, клей и 3 бритвы обычные или с плавающими головками. Главное, чтобы они были одинаковые. Основание выпиливается треугольное, обрабатывается наждачной бумагой, в центре выпиливается отверстие и вкручивается болт и надежно крепится клеем. Накручиваем на болт гайку и укладываем резиновый уплотнитель, чтобы не повредить корпус камеры при креплении. К боковым поверхностям, или ребрам деревянного треугольника приклеиваются бритвы лезвием к подставке.


Бюджетный настольный штатив готов. Нам понадобилось:

  • Кусок доски или фанеры;
  • Болт, подходящего диаметра под крепление камеры;
  • Дрель и сверло диаметром по болт;
  • Гайка под болт;
  • Уплотнитель;
  • Наждачная бумага;
  • Клей;
  • Краска, при желании;
  • 3 бритвенных станка.


Немного терпения и штатив для небольшой камеры готов к работе.


Вариант сборки штатива из теннисного мячика

Еще одним бюджетным вариантом является настольный мини-штатив, изготовленный из мячика для тенниса. Для этого нужен нож, клей, болт и гайка. Мяч разрезается таким образом, чтобы большая часть была устойчива на столе, для уплотнения поверхности проклеиваем место под камерой вторым слоем из оставшегося кусочка. В центре делается отверстие и вклеивается болт. дальше можно покрасить конструкцию или оставить как есть. Под камеру можно подложить уплотнитель, а если взять болт подлиннее, то можно немного увеличить подставку вверх. Для данного штатива нам понадобилось:

  • Теннисный мячик;
  • Нож;
  • Болт диаметром под крепление на камере;
  • Гайка и уплотнитель на болт;
  • Клей и час времени.

Такой вариант не подойдет для серьезного мероприятия, но вполне пригоден для домашнего использования с небольшой камерой, тяжелую оптику он конечно же не удержит.


Штатив из пластиковой бутылки

Самый простой в исполнении вариант – использование пустой пластиковой бутылки для создания штатива. В крышке сверлится отверстие нужного диаметра, вставляется болт, крепится гайкой, вкручивается в резьбу камеры. Бутылка утяжеляется песком или камешками и закручивается приготовленной крышечкой. Штатив готов к использованию, в походных условиях он может значительно сэкономить нервы и время, отработав не хуже покупного.


Штатив для камеры своими руками из лыжных палок


Из второй панельки собираем крепление под камеру.


Соединяем обе части, устанавливаем камеру на винт, штатив готов к использованию.


Таким образом нам потребовались на изготовление данной конструкции:

  • 2 лыжные палки;
  • стальная трубка;
  • 2 куска доски или фанеры;
  • небольшой кусок алюминиевой сплющенной трубки;
  • саморезы, или винты, болт под камеру;
  • напильник, плоскогубцы, ножовка по металлу, отвертка, дрель.

На изготовление такой конструкции уйдет не меньше пары часов, при условии навыков работы с инструментами. Подойдет даже для камеры средней тяжести, нагрузку проверяйте заранее, чтобы на мероприятии не было неожиданных происшествий.

ПВХ трубки для штатива

Еще один материал для создания удерживающего устройства для камеры – трубки металлопластиковые, используемые в строительстве для прокладки водоснабжения. Они неплохо гнутся, но отлично держат форму. Крепить их между собой можно уголками из пластика, саморезами, болтами или винтами. Из кусочков трубы и угловых фитингов собираем основание, переходником крепим вертикальную трубку. На верхнем конце закрепляем площадку для камеры.


Монопод (селфи-палка) из подручных материалов

Если очень срочно нужно сделать селфи, а под рукой не находится монопода, или селфи-палки, то можно использовать любые подручные средства для закрепления телефона. Это может быть палка, ветка или кусок плотной проволоки. Создать систему нажатия на кнопку сделать в таких условиях невозможно, используем функцию отсрочки пуска на 2-3 секунды. За это время выстраиваем кадр и получаем отличные снимки без покупки штатива.

Подставка-переходник для телефона

Из подручных материалов можно собрать и переходник с любого штатива от фотоаппарата под крепление телефона. Для этого понадобится кусок пластика, к примеру, плинтус для отделки пластиковых окон. Отрезается часть, чуть короче телефона, в нужных местах (соответственно креплениям на фиксаторе) сверлятся отверстия. Крепится переходник гайками к штативу, конструкция готова к использованию.


Другие материалы для изготовления штативов

Перечисленные варианты самодельных штативов для фотоаппарата не требуют особых умений и знаний, практически любой желающий сможет сделать их без особых усилий. Кроме этих материалом можно использовать деревянные рейки и бруски, металлические трубки, пластик. Но тут потребуется специализированные инструменты и определенные знания.

Требования к штативу для камеры

Независимо от материала и конструкции, штатив должен отвечать определенным требованиям, выполнять функции.


Максимальная нагрузка. Зависит этот параметр от многие нюансов: материала, креплений, особенностей конструкции. Для фотографа важнее рабочая нагрузка – по ней нужно ориентироваться при выборе модели под вес камеры.


Послесловие

Делать ли объектив своими руками или потратить на оборудование определенную сумму решать каждому фотографу самостоятельно. Но есть несколько важных моментов:

Исходя из этих моментов, следует вывод, что для работы лучше приобретать профессиональное специализированное оборудование. Экономить на безопасности камеры и оптики не стоит. Но для домашнего или очень нечастого использования можно и собрать штатив своими руками.


Посмотрев цены в магазинах… Пытаясь снять "жабу" с шеи… Оценив все за и против, понял, что шило из ж.пы не достану, принялся искать подходяшие материалы.
Итак были найдены какие-то прямоугольные трубки с закругленными гранями, 2 лыжние аллюминиевые палки, кусок стальной хромированной трубы (около 0,5 м), ну и саморезы, а также винтики, шайбы и гайки. Из инструментов: дрель со сверлом, ножовочное полотно, напильник, отвертка, гаечный ключ, молоток, наждачка и плоскогубцы.
Из прямоугольной трубки отрезаю небольшие куски, делаю надпилы и отгибаю уши.



Лыжные палки шлифанул мелкой наждачкой, чтобы снять краску, после чего разрезал их пополам. Диаметр трубок оказался немного больше размера получившихся кронштейнов, поэтому молоточком их элипсую, до неодходимого размера


Дальнейшим шагом были выпилины две деревянные дощечки, размером где-то 5х8см. В одной из них высверливаю отверстие под стальную трубку



Дальше создаю ножки. Сам кронштейн будет служить и креплением и упором при "раскрытии". На глазок прикинул угол и придумал так: Вставил ногу в кронштейн и установил угол… саморезом :D В этом положении просверлил отверстие под винт. Ну и в ушах тож.


Нашел остатки самоклеющейся пленки, оклеил площадки, вставил трубу в отверстие (оно сделано так, чтобы посадка была оочень тугой), закрутил винты с гайками, скрепив кронштейны с ногами и прикрутил это дело к площадкам.


Затем сделал второй кронштейн. В нем вырезал четверть, чтобы кронштейн мог наклоняться. Короче, что-то не соображу как объяснить, но думаю по фото поймете :)
Также сделал отверстие, в которое установил винт, с резьбой, равной резьбе в фотоаппарате.



Собрав, получилась вот такая конструкция, поворотной головой, что называется 3D :)
Осталось еще найти винт "барашек" для возможности регулирования высоты, который оказалось найти сложновато ;)

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир

Выбор фото-железа. Часть вторая. "Штативные головы и площадки"

Ну вот, у меня появилось окошко между бесконечными разъездами, а потому давайте опять поговорим о том, что помогает нам снимать хорошие кадры. Именно помогает. Да, кадр делает фотограф, но плохим инструментарием можно убить даже самую удачную съемочную сцену… Сегодня у нас вторая часть фото-железной статьи, посвященная штативным головам и крепежным площадкам.


В прошлый раз разговор шел о штативах, вернее о том, что принято называть "штативными ногами". Другой, не менее важный компонент устойчивой системы - это штативная голова и сопровождающая ее площадка. Казалось бы, бери самую тяжелую и основательную, да и фиг бы с ним - остальное приложится? На самом деле все не так однозначно. Выбрать "верхушку" системы подчас сложнее, чем ее нижнюю часть.

Крепление одного к другому

С этим все достаточно просто. Голова крепится к "ногам" при помощи винта на 1/4 или 3/8 дюйма. В этой области все стандартизировано и можно сказать, что 95% наших с вами штативных ног и голов совместимы между собой (оставшиеся 5% - это несъемные головы, которыми комплектуют самые дешевые пластиковые поделки; они есть зло и в данной статье не рассматриваются). Если в комплекте идет крепление на 1/4, производитель как правило дополняет его специальным переходником (штативной гайкой), где с одной стороны резьба большего размера, а с другой - меньшего.

Сегодня мы будем говорить о двух компонентах "верхушки": штативной голове и крепежной площадке, которой камера к этой голове присоединена. У "головы" две функции: изменение ориентации камеры в пространстве и фиксация всей конструкции, и чем жестче эта фиксация, тем меньше "шевеленки" ляжет на ваши флешки. Самые важные критерии для отбора, из которых мы будем исходить при анализе:

- тип головы (трехосная / 3D, шаровая, подвесная, рукоять, рельсовая). Речь пойдет о двух наиболее популярных - 3D и шаровых.
- количество поворотных сочленений;
- материал изготовления;
- надежность фиксаторов;
- скорость ре-позиционирования;
- возможность панорамирования (вращения вокруг собственной оси).

1. Трехосная (или 3D) голова

Грубо говоря, это вообще не фото-, а видео-решение. Именно при видеосъемке важен плавный переход между планами, а длинная ручка подходит для этого лучше всего. Идеальная фиксация видео-камере нужна меньше (оператор редко снимает статичные планы), в то время как 10-15 секунд экспонирования для фотографа - норма.


От такого конструктива у фотографа больше проблем, чем пользы. Огромное число сочленений быстро приводит к появлению люфтов, и все конструкция дрожит под камерой, хотя, вроде как, все винты зажаты. Проблемные области:

A - фиксатор вертикальной штанги, отвечающей за движение вверх-вниз. Очень быстро разбалтывается;
B - винт стабилизации по горизонтали. Создает люфт в силу примитивности зажима;
C - ручка стабилизации по вертикали. В закрученном положении призвана фиксировать камеру, но справляется с этим плохо;
D - винт отклонения по горизонтали. Закрутить его надежно способен только обладатель титула Mr. Стальные Пальцы, а уж выставить с его помощью горизонт по силам лишь настоящему буддисту…
E - слотовый зажим для площадки (о них чуть ниже). Не обеспечивает жесткой фиксации площадки. Дешевое и непрактичное решение.

2. Шаровая голова

Этот тип конструкции представляет собой металлический "стакан" с шаровым шарниром внутри и несколькими ручками для регулировки (методы фиксации шара мы рассматривать не будем). Основные плюсы: 1) удобство работы 2) быстрота позиционирования 3) малый размер конструкции. Вот пример базовой головы от Gitzо с двумя точками фиксации: 1) шара и 2) положения при горизонтальной проводке. Более дорогие (и более предпочтительные) решения комплектуются 3) регулятором усилия сдвига шара. При выборе важно помнить, что размер имеет значение чем больше диаметр внутреннего шара, тем точнее позиционирование камеры.


Как говорит мой друг Лаптев - "свет не купишь". Во время съемки счет часто идет на секунды, и вы просто не можете себе позволить бессмысленную возню со штативом. Из опыта многолетней работы с группами скажу, что обладатели трехосных голов выстраивают кадр в несколько раз дольше владельцев шаровых.

Вердикт: забудьте про трехосный кошмар. Все дальнейшие примеры в этой статье базируются на "шаровом" типе.

Выбор штативной площадки

Быстросъемная площадка - важнейший элемент крепежной системы. Система Quick Release позволяет моментально высвободить камеру из лап штатива и быстро вернуть ее обратно. Идеальная площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и жестко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого дополнительных усилий. На сегодня используются два типа зажимов:

1. С открытым каналом на базе рельсового стандарта Arca-Swiss. В этом случае площадка задвигается в паз и намертво зажимается по всей длине рельса. Выполняется из твердых сплавов (как правило на основе анодированного алюминия). Arca-Swiss - это открытый международный стандарт для профессиональной техники, и если вы только строите свою систему, то настоятельно рекомендую остановиться на нем.


2. Целое семейство слотовых зажимов. Cамый распространенный вариант для любительского сегмента рынка. Площадка вставляется в специальный разъем и фиксируется кулачковым фиксатором, прижимающим ее в одной точке. Этих "слотовых" воплощений существует великое множество. Самый известный тип такой площадки - 200PL-14 от Manfrotto, размером в 3/4". Большинство бюджетных решений комплектуются подобными "квадратиками".


Отличительная особенность плохих слотовых зажимов - шапка винта, закручиваемая при помощи монетки или "ушко" винта, выполненное в форме скобы из толстой проволоки. Такая площадка плохо держится в гнезде, время от времени "плывет" и отвинчивается. Избегайте слотовых зажимов, если в съемке вам важен результат, а не процесс.


A - кулачок-фиксатор, который только делает вид, что фиксирует площадку;
B - площадка, которая имеет свойство постепенно разбалтываться (особенно при съемке вертикальных кадров) и трепать нервы владельца;
C - Злой Винт с ушком, про который писалось чуть выше…

Оптимальная голова

Ну, ладно. Всех обругал. Какие элементы должны быть в хорошей шаровой голове?

1. Регулятор горизонтального сдвига. Возможность вращения камеры вокруг своей оси - штука просто незаменимая при съемке панорам.
2. Регулятор усилия сдвига шара. Он задает мягкость и плавность позиционирования;
3. Легкость и скорость в управлении;
3. Отсутствие проседания камеры после фиксации. В паспорте изделия прописан максимальный вес нагрузки, при покупке исходите из той техники, которой вы работаете.
4. Пузырьковый уровень (опционально). Я при работе его не использую (предпочитаю видоискатель), но многие коллеги мне возразят.

Какой бренд выбрать - решайте сами. Gitzo, Manfrotto, Kirk, Benro - на рынке их великое множество. Но если вы хотите иметь идеальные железные компоненты - берите продукцию фирмы Really Right Stuff. Это лучшее, что существует сегодня на мировом рынке (специально для параноиков: этот пост не проплачен). К сожалению, в России их продукцию купить нельзя. Да и вообще, в мире только два места официальной продажи: на сайте производителя и в Нью-Йоркском фото-монстре B&H. На сегодня у меня в рабочем арсенале две головы их производства: RRS BH-40 и RRS BH-25. Планирую брать RRS BH-55 (на заглавном кадре статьи) - это просто произведение искусства! На снимке ниже RRS BH-30 LR.


Штативная площадка типа L-Plate

С обычной площадкой все более-менее понятно: закрепил внизу камеры и ждешь фото-счастья. Ситуация усложняется, если вы снимаете вертикальные кадры. В таком случае камера повернута на 90 градусов и площадка расположена уже сбоку, центр тяжести меняется, вся нагрузка сосредоточена на точке крепления к тушке и та начинает "клевать носом". Хуже нет, чем привезти из поездки мазаные кадры! Решение есть и называется L-Plate. Я не знаю, кто эту штуку изначально придумал, но дай бог ему здоровья и мужа хорошего. Под каждую камеру она своя, под Nikon D4 (версия от Really Right Stuff) выглядит вот так:


L-Plate - это скоба из анодированного алюминия с двумя штативными креплениями (А и B). L-Plate намертво прикручивается к камере шестигранником и буквально вгрызается в ее основание. Работа же с ней проста до идиотизма: захотел сделать вертикальный кадр - переставил камеру другим креплением Иметь в арсенале обязательно!

Ну и напоследок мой личный опыт работы с Manfrotto

Продукция компании - неплохой вариант по соотношению цена / качество как для новичков, так и для продвинутых любителей. У меня было три Манфроттовских головы:

1. Шаровая 054 серии с 3/4" площадкой. Неплохой вариант для новичка. Легкая, компактная, относительно недорогая. Минусы: все та же площадка на 3/4", убивающая все живое выдающая дополнительную шевеленку. Кроме того, малый диаметр внутреннего шара существенно снижает точность позиционирования при установке съемочного ракурса. Работа с телевиком на 70-200 повышает дрожание конструкции.

2. Джойстиковая 222 серии с 3/4" площадкой. Решение для суровых фотографов. Голова выполнена в виде пилотной ручки истребителя с гашеткой, отвечающей за позиционирование конструкции. После часа работы понимаешь, что купил эспандер. Те, кто не положил этот мазохизм на полку в течение первой недели, способны пальцами гнуть пятаки… А если серьезно, регулятор силы затягивания очень быстро перестал что-либо регулировать (там явно залита какая-то низкокачественная, собирающая пыль смазка), а про площадку на 3/4" уже говорилось выше.

Упреждая вопрос: перепост со ссылкой на оригинал приветствуется. А чем работаете вы? Мне интересен опыт аудитории в борьбе с шевеленкой :)

Из остатков труб и ламината можно сделать отличный штатив для камеры или фотоаппарата. Прочный и долговечный, он отлично справится с поставленной задачей, при этом стоить будет в несколько раз меньше. При желании самодельный штатив можно дополнить держателем для планшета, тем самым расширив спектр использования.

Основанием штатива станут 3 выдвижные ножки, каждая из которых в свою очередь будет собрана из 3 труб.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Находящиеся по бокам трубы дополняем заглушками, а ту, которая находится посредине, укладываем так, чтобы она оказалась зажатой между боковыми трубами и упиралась в заглушки.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Зафиксировав трубы в нужном положении, присверливаем к ним с обеих сторон пластинки из фанеры или ламината.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Планки должны быть чуть короче труб в длину и близкими к ним по ширине. Присверливать к планке нужно только крайние трубы. Каждая из них фиксируется в 3 точках.

Средняя труба при этом должна свободно выдвигаться. На конце выдвигающейся трубы закрепляется длинный шуруп или штырь.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Когда все 3 выдвижные ножки готовы, дополняем каждую из них металлическим стержнем-фиксатором с нарезанной с обеих сторон резьбой и 1 уголком, имеющим дополнительное отверстие под шуруп на сгибе. Скрепив уголки между собой получаем треногу.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Выбираем переходники для труб, дополненные внутренней резьбой, диаметр которой будет стыковаться с крепежной системой камеры. Закрепляем собранную посредине конструкцию длинными шурупами.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Наличие шурупов в ножках обеспечит дополнительную фиксацию при установке штатива на землю. При желании такую треногу легко можно выровнять.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Дальше остается лишь прикрепить подставку с шарниром для камеры. Убедившись в том, что тренога отрегулирована, можно включать камеру и начинать снимать. Использовать штатив можно также в работе с нивелиром.


Youtube | PEREC WORKSHOP

Больше деталей, касающихся изготовления самодельного штатива, в видео ниже:

Читайте также: