Плетение из соломы своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 1

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 2

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 3

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 4

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то "безжизненно" белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет - результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 5

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 6

1 - исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 - исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 - ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно - они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 - крашения "жарение утюгом". Отдельная соломинка - это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки - это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край - это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 - крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 7

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 8

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 9

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 10

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 11

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 12

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 13

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 14

Любуемся проделанной работой

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 15

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.









* Трубочки соломки замочи в теплой воде на 30-40 мин.

* Сложи все соломины в один пучок и крепко свяжи их вместе в верхней части, а затем перевяжи пучок посередине.

* Расправь соломины нижней части пучка в виде веера. Для закрепления этого положения соломин и украшения веничка каждую соломину переплети шерстяной ниткой “восьмеркой” на высоту 5-7 рядов (рис. 19). Декоративной нитью обвяжи крест-накрест ручку веничка и завяжи концы нити бантиком.

способ перевязки соломин друг с другом в пучковом плетении

* Оберег можно оформить в виде панно. Для этого возьми соломины одинаковой длины, сложи их параллельно друг другу и переплети с каждого края толстой нитью “восьмеркой” на ширину 3-5 рядов. Концы нитей оформи в виде кистей. К полученной основе привяжи веничек, клеем “Момент” приклей засушенные или искусственные цветы. Сверху привяжи нить для подвешивания.

Читайте также: