Пищик для петрушки своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

2 Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.

5 "ПЕТРУШКА – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп"

7 Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, при том, что все они являются театральными куклами- марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения кукла-перчатка Гиньоль, появившияся в Лионе в начале XIX века.

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика

К нам во двор шарманщик нынче по весне,
Притащил актеров труппы на спине:
Развернул он ширму посреди двора;
Дворники, лакеи, прачки, кучера
Возле ширм столпились, чтобы поглазеть,
Как Петрушка будет представлять комедь.


 (400x300, 50Kb)



Панч


 (383x698, 89Kb)

Кроме того, пищик – древний синкретический инструмент, обладающий, как и особыми разговорными возможностями, так и специально музыкальными.
Пищик и дубинка Петрушки – традиционная для театра кукол пара духового и ударного – определяет и музыкальную палитру спектакля и его ритмический рисунок.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, (иногда сцена с квартальным, барином) и финальная сцена. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста.

Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя.


 (300x400, 27Kb)

Своеобразие театра Петрушки было в том, что зритель получал удовольствие не от знакомства с новым произведением, а от того, как играли всем давно известную комедию. Все внимание было сосредоточено на оттенках игры, на движениях Петрушки, на ловкости и мастерстве петрушечника.

На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке. А введение дополнительных персонажей в сценку, естественно, требовало большего количества кукловодов.


 (300x472, 67Kb)

Всего горя не проплакать,
Всей тоски не пережить,
Видно, надо это горюшко
На радость положить,

— поется в старинной частушке. Эта жизнеутверждающая позиция пронизывает всю комедию Петрушки.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кто такой Петр Петрович Уксусов?

Петрушка – перчаточная кукла, то есть такая, которую кукловод одевает на руку, как перчатку. Кукольный театр представлял собой каркас, выше человеческого роста, обтянутый материей - получалась ширма. Выступление происходило на улице, при большом скоплении народа. Артист в театре был один, он находился внутри ширмы и управлял всеми куклами. Обычно, вместе с кукловодом выступал шарманщик, обеспечивающий музыкальное сопровождение и объяснявший суть происходящего.

Кукловоду с Петрушкой приходилось нелегко. Мало того, что куклы на ширме требуют постоянного движения, но еще приходилось и говорить за всех персонажей. То есть нужно было мгновенно менять голоса: с пищиком - для Петрушки, без пищика - для всех остальных героев. Но усилия того стоили, Петрушка был очень популярен.
Почему так происходило? Ведь Петр Петрович вовсе не был положительным персонажем. Одна его внешность чего стоит! У него темная кожа, нос крючком, черные глаза и постоянная улыбка-оскал. Кроме того, у него четыре пальца, а не пять, как у людей. Существует мнение, что количество пальцев подчеркивает принадлежность Петрушки к потустороннему миру. С другой стороны, зрителям издалека не видна кисть руки, а сделать четырехпалую руку гораздо проще, чем пятипалую. Одет Петрушка в красную рубаху и колпачок, в руках часто держит палку для защиты своих интересов.

Набор героев и сюжетов спектаклей с участием Петрушки весьма ограничен. Это могла быть ссора с городовым, обучение военной службе, покупка лошади, сцена с доктором, сватовство, сражение со смертью. Как правило, в основе представления борьба главного героя с силами зла, неизменно оканчивающаяся победой. В этом и кроется секрет популярности. То, что не мог себе позволить человек, могла сделать кукла. Другими словами, через кукольный театр выражался социальный протест.

Характерной особенностью кукольного театра являлась импровизация. Сначала, учитывая настроение зрителей, выбирался один из традиционных сюжетов. Но и во время спектакля, артист, следуя за реакцией публики, мог изменить сюжет. Неизменным оставалось только одно – счастливый конец. Даже если смерть утаскивала Петрушку, он вдруг выскакивал, как ни в чем не бывало, и продолжал веселить народ. Вообще, для петрушечного представления от кукловода требовалась не только физическая сила и виртуозное мастерство управления куклами. Нужна была еще и определенная смелость, ведь во время игры артист, от имени своего героя, разговаривал со зрителями, задирал их. И если он перегибал палку, или не правильно, по мнению публики, вел сюжетную линию, то мог за это и поплатиться. Кроме того, не зря же одним из врагов являлся Квартальный, или как его называл сам Петрушка, Фатальный офицер. Так вот, настоящему квартальному выступление могло и не понравиться, и тогда добра не жди.

С течением времени популярность Петрушки снизилась. Это связано с тем, что в начале 20 века стали происходить такие социальные перемены, которые не оставили места бунтарю и балагуру Петру Петровичу и его спектаклям. В настоящее время в кукольном театре редко применяются перчаточные куклы, а Петрушка, если и появляется в представлении, то играет совсем другую роль.

Александр Греф ≈ человек, имя которого можно найти в энциклопедии ≈ среди двух-трех других, его называют одним из последних петрушечников, то есть тех, кому важны старые кукольные традиции. Кто помнит? Кто знает? Он знает, ищет настоящие тексты, поправляет на каждом шагу тех, кому хочется ввести новых героев, новые сюжеты, заставить Петрушку говорить. А Греф повторяет: Петрушка или дерется, или бегает, а говорит ≈ постольку-поскольку, обходясь немногими словами. Говорить про смех и не вспомнить Петрушку? Никак не возможно. Мы же ≈ русские люди. Надо себя помнить. И хотя Александр Греф утверждает, что с Петрушкой по ярмаркам ходили все больше евреи, эти заметки ≈ про русский смех.

Над чем смеётся Петрушка

Существует не так много работ по изучению примитивных народов, но если прочитать некоторые из них, то можно убедиться, что на сцене Петрушка делает то же самое, что в жизни делает папуас.

В дневниках Миклухо-Маклай рассказывает, как попросил папуаса сосчитать клочки бумаги. Тот позвал приятеля, и они вместе принялись за счёт. Сначала папуас загибал собственные пальцы рук и ног, потом в ход пошли пальцы друга. Он поступал точно так же, как Петрушка. Почему нам смешно смотреть, как какой-то персонаж мается на ширме, перекладывая убитых кукол? Что в этом смешного? Потому что в нас откликается примитивное сознание, а оно есть в каждом. Это и есть механизм смеха Петрушки.

Он живёт в досоциальном мире и пытается определить границы.

Ему они не ясны, а нам ясны. Мы видим его ошибки, а он нет. Он попадает в мир людей и как примитив начинает искать область своего существования, пытается понять, может он зайти за эту черту или нет. Если рассматривать поведение Петрушки с этой точки зрения, тогда ясно, почему он всё время дерётся. Почему он всё время находится в контрах? Просто он пытается освоиться в этом мире.

Петрушка и политика

Панча называли живой газетой. Во время Великой французской революции Полишинель гильотинировал кукол. В России принято считать Петрушку социальным сатириком. На самом деле Петрушка не социальный тип и уж тем более не национальный персонаж.

Петрушке около тысячи лет, и если бы он занимался политической сатирой, кукла бы не дошла до нас.

Тот примитивный человек, который есть в каждом, одинаков для всех народов. Петрушка на этом уровне и работает. Он представляет усреднённого человека. Реприза срабатывает, когда этот примитивный человек социально заряжен, когда происходят какие-то катаклизмы. Когда все думают о каких-то социальных переменах, революциях, казнях, Петрушка на уровне примитива это изображает. Он чувствует то, что на уровне примитива владеет всеми сразу в толпе.

Существует классическая реприза похорон. Петрушка кого-то убивает, достаёт гроб и начинает хоронить. Осмеяние смерти актуально для всех культур. Вместо безличной куклы мы ввели портретную куклу Ленина с бревном. Он звал Петрушку на субботник, тот его убивал и пытался похоронить. В постсоветском сознании ≈ абсолютно политическая реприза, ведь нам ничего не нужно было объяснять. Причем в маленьком помещении на эту репризу реагировали хорошо. Когда та же сцена игралась на улице ≈ люди не узнавали Ленина, и им было совершенно не смешно.

Не дело Петрушки ≈ бороться с властями. Петрушечник ≈ очень зависимый человек, ведь он стоит на улице совершенно беззащитный с хрупкой ширмой. За тебя никто на заступится. Ты должен играть так, чтобы всем было смешно, никого не обижая.

Духовые и ударные

У всех Петрушек мира голос искусственный, создаваемый пищиком. Нет пищика ≈ нет Петрушки. Этот смех ≈ и есть содержание спектакля. Существует целый ряд звуковых клише, которые иллюстрируют поведение куклы и безошибочно понимаются зрителем даже при отсутствии словесного диалога. Смех, рыдания, вздохи, восклицания ≈ всё это инструменты речи куклы, которые усиливаются её искусственным голосом.

В этом ряду особенно выделяется смех Петрушки. Он ≈ знак куклы, ни с чем не сравним и не заменим, её неотъемлемая принадлежность, такая же, как огромный нос! Смех сопровождает практически каждое действие куклы, формирует характер, во многом объясняет её поведение. Отсутствие смеха даже непродолжительное время вызывает недоумение зрителя, как если бы вдруг выключили звук. Весь звуковой ряд спектакля ≈ суть чередования смеха Петрушки с другими звуками. Важно не то, что говорит Петрушка, а как он это делает. Не в сатире дело. Главное ≈ появляется персонаж, который очень заразительно смеётся. За века у Петрушки сложился свой набор инструментов. Пищик ≈ это духовой инструмент. Знаменитая колотушка ≈ ударный. Ударный и духовые ≈ классический набор инструментов у кукольников всего мира. У других это могут быть барабан и флейта, у Петрушки ≈ пищик и колотушка. И если спектакль сделан ритмически верно, то всё, что произносит Петрушка, будет смешно.

Читайте также: