Пьезомикрофон своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Многие важнейшие изобретения человечества, создаваемые для передачи звука на расстояние, будь то радио или телефон, не могли обойтись без устройства для приема звуковых волн. Изобретение микрофона было необходимо на столько, что он изобретался одновременно в разных частях планеты.

И до сих пор до конца не ясно, кого же из ученных можно назвать родоначальником устройства. Сегодня устройства используются практически во всех сферах жизни, начиная от сложных исследований космоса, заканчивая разговором не о чем двух домохозяек по телефону. При этом мало кто задумывается, как выглядит это, казалось бы, нехитрое устройство изнутри.

Принцип работы микрофона

Задача микрофона – преобразование звуковых волн в электрические импульсы. Они записываются на носители, и после этого, благодаря специальным программам, снова преобразуются в звук, давая возможность прослушать записанное. Что бы звукозапись стала возможна, применяются различные типы микрофонов.

Самые простейшие их них работают по принципу барабанной перепонки. Колебания воздуха, создаваемые звуком, вызывают вибрацию тонкой пленки, установленной внутри устройства. Эта диафрагма, в свою очередь, двигает индукционную катушку, намотанную вокруг постоянного магнита, то есть находящуюся в постоянном магнитном поле.

За счет этого движения в катушке появляются электрические импульсы, которые и уходят по проводам на звукозаписывающее устройство. Длина и интенсивность импульса напрямую зависит от громкости и времени воздействия звуковых волн на мембрану.

Внимание! Существуют и гораздо более сложные виды таких устройств, для которых используются микросхемы и дополнительные источники питания. Качество звука, получаемого при использовании более совершенных технологий, во много раз превышает возможности простейших динамических микрофонов.

Конструкция микрофона

Самыми распространение и широко применяемые, работают следующим образом:

  1. Классический (динамический). Является на сегодняшний день самым доступным и, одновременно, самым простейшим по конструкции. С помощью очень тонкой (в несколько микрон)туго натянутой бумажной мембраны, он передает звуковые колебания на катушку, находящуюся в магнитном поле. За счет простоты своего устройства, такие устройства наиболее доступные по цене. Однако качество передачи сигнала довольно низкое.
  2. Конденсаторный. Это более совершенная конструкция звукопринимающего устройства. В основе ее лежит конденсатор, одна из пластин которого играет роль диафрагмы, принимая звуковые волны. Из-за колебания пластины, ёмкость конденсатора меняется, создавая импульсные токи. Для работы такого вида нужен дополнительный источник питания, например батарейка, аккумулятор или шнур для подключения в сети. Подобного типа устройства используются для профессиональной записи на студиях.
  3. Электретные. Являются одной из разновидностей конденсаторных устройств, для их функционирования на мембрану наносится специальный электретный состав, который и создает необходимое напряжение. Такой состав способен работать больше 30 лет. А строение позволяет делать его очень миниатюрным и использовать их во всевозможных гаджетах – смартфонах, планшетах, ноутбуках, умных часах.

Какие бывают микрофоны

Помимо наиболее распространенных динамических и конденсаторных микрофонов, существуют и другие виды.

За счет сложности конструкции, дороговизны производства или не достаточных качественных показателей, они менее распространены. К ним относят угольные (Микрофон Юза), оптоакустический, пьезоэлектрические и другие, в основном применяемые в очень узконаправленных научных экспериментах. Красивая мелодия, звучащая в плеере, голос любимого человека, которого нет рядом — все это было бы невозможно без маленького помощника, умеющего создавать из звука поток электронов в проводах.

10 типов микрофонов

Все современные микрофоны делают тоже самое, но переводят вибрации уже в электронный и даже цифровой вид, а не механические вибрации. Микрофон берет различные вибрации воздуха и конвертирует их в электрические сигналы. Есть несколько способов-технологий, которые используются для этой конверсии.

Жидкостные микрофоны

Были изобретены Александром Грэмомом Беллом и Томасом Уотсоном. Были одними из первых работающих микрофонов и стали предшественниками конденсаторных микрофонов. Ранние жидкостные микрофоны использовали металлическую чашку, наполненную водой или кислотным растовром. Мембрана была помещена над чашкой с иглой на приемной стороне диафрагмы. Звуковые колебания заставляли иглу перемещаться в воде. Небольшой электрический ток пропускали через иглу. Конечно, такая схема микрофона была мало эффективна, но на тот момент она была одной из первых.

Углеродные (карбоновые) микрофоны

Старейший и самый простой микрофон, в котором использовалась угольная пыль. Эти микрофоны использовались в первых телефонах и даже используются в некоторых устройствах и сейчас. Угольная пыль взаимодействует с тонкой металлической или пластиковой мембраной с одной стороны. Когда звуковые колебания ударяют диафрагму, они сжимают угольную пыль (изменяется площадь контакта между отдельными фракциями угольной пыли), которая изменяет сопротивление между металлическими пластинами. Если пропускать между пластинами постоянный ток, напряжение между пластинами будет зависеть от давления на мембрану.

Волоконно-оптический микрофон

Воолоконно-оптический микрофон, можно сказать что это даже цела система, которая использует супер-тонкие нити стекловолокна для передачи информации, вместо традиционных металлических проводов. Волоконно-оптические микрофоны могут быть очень маленькими и могут использоваться в оборудовании, которое очень чуствительно к электрическому току, радиочастотным помехам. В них не используются металлические части. Луч света от лазерного источника направляется по оптоволокну и освещает мембрану микрофона. При колебаниях мембраны световой поток модулируется (по интенсивности) и идет по второму оптоволокну на фотодиод, который преобразует сигнал в переменный ток. В данном случае не происходит преобразование колебаний мембраны непосредственно в электрический сигнал как в обычных микрофонах.

Динамический микрофон

В нем используется принцип движения магнита внутри катушки-проволки. Диафрагма здесь перемещает магнит или катушку, которая создает небольшой ток.

Были созданы А.Блюмлайном в 1930-х гг. на фирме EMI, с 1936 модель такого микрофона HB1A начала применяться в звукозаписи. Позднее после войны с появлением мощных постоянных магнитов начался их промышленный выпуск на фирмах AKG, Neumann.

Электретный (пленочный) микрофон

Электретные микрофоны являются одними из самых широко используемых микрофонов. Потому что они дешевы и относительно просты, электретные микрофоны используются в мобильных телефонах, компьютерах, гарнитурах и т.д. Электретный микрофон является одним из видов конденсаторных микрофонов, здесь внешний заряд заменяется электретным (диэлектрик, например тефлон) материалом, который по определению находится в постоянном состоянии электрической поляризации. Созданы Сесслером и Вестом в 1962 г. на фирме Bell Labs.

Ленточный микрофон

В нем тонкая лента, обычно алюминий, дюралалюминий или нанопленка подвешена в магнитном поле. При звуковых колебаниях пленка начинает двигаться в магнитном поле, между полюсами постоянных магнитов, при этом в ней появлялся переменный электрический ток. Создан Г.Олсоном примерно в 1930 году. Первый промышленный образец (RCA PB-31) появился в 1942 в компании RCA. Чуть позднее другие компании стали делать лентоные микрофоны (BBC-Marconi Type A и ST&C Coles 4038).

Лазерный микрофон

Лазерный микрофон работает путем захвата вибрации от плоскости , как оконное стекло, например, и передает сигнал обратно на фото детектор (фото датчик), который преобразует отраженный лазерный луч в аудиосигнал . Больше похоже на шпионские штучки. Стекло вибрирует от акустических волн, создаваемых разговаривающими людьми, и луч, отразившись от стекла, возвращается в приемник. Падающий луч и отраженный различны, отраженный луч может чуть запаздывать или опережать исходный (в зависимости от фазы и амплитуды колебаний стекла). Затем сигнал с приемника обрабатывается и преобразуется в звук. Используются инфракрасные лазеры, а не лазеры, излучающие в видимом диапазоне.

Конденсаторный микрофон

Конденсаторные микрофоны составляют основную долю в выпуске и широко используются в звукозаписи, радиовещании, телевидении.

Принцип их устройства – это плоский конденсатор, состоящий из двух обкладок. Из них внешняя, обращенная к источнику звука и выполнена в виде тонкой круглой металлизированной изнутри диафрагмы, скрепленной по окружности с кольцом из диэлектрика. Второй обкладкой конденсатора служит массивное металлическое основание. Обкладки располагаются на малом друг от друга расстоянии, образуя таким образом плоский конденсатор. Последний соединяется через нагрузочное сопротивление с источником постоянного поляризующего напряжения. Под воздействием звукового давления диафрагма совершает колебания. При этом расстояние между пластинами конденсатора изменяется, соответственно изменяется и его емкость, возрастая при сближении пластин и уменьшаясь при удалении.

Конденсаторные микрофоны имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать в студийной практике. К числу основных можно отнести следующие: низкий уровень переходных искажений (из-за малой массы диафрагмы), широкий частотный диапазон, малая чувствительность к магнитным помехам.

Однако они обладают меньшей механической и климатической стойкостью, чем динамические микрофоны, требуют дополнительного напряжения поляризации и имеют более высокую стоимость.

Кардиоидный микрофон Если вы ищете для записи звука, который находится перед и по бокам микрофона — но не позади него — кардиоидный микрофон для вас. Самый чуствительный участок усиления для кардиоиды получается в форме сердца (отсюда и название), с высокой чувствительностью, расположенной прямо перед микрофоном, и чуть менее по бокам. Из-за этого, кардиоидные микрофоны идеально подходят для записи живых выступлений, не захватывая слишком много шума толпы, и многие ручные микрофоны, используемые для усиления вокала являются кардиоидных микрофоны.

Пьезоэлектрические микрофоны (кристаллические микрофоны)

Для преобразования звуковых колебаний в электрические используется также пьезоэлектрический эффект, выражающийся в том, что при деформации некоторых крис­таллов на их поверхности возникают электрические заряды, величи­на которых пропорциональна деформирующей силе. Наибольшим пьезоэффектом обладают кристаллы сегнетовой соли. Вырезанные особым образом пластинки из искусственно выращенных таких кри­сталлов и служат основным рабочим элементом пьезомпкро-фонов. По своим электроакустическим и эксплуатационным свойствам пьезомикрофоны не могут обеспечить требований, предъявляемых к профессиональным студийным и трансляционным микрофонам. Однако такие их достоинства, как простота устройства, малый вес и габариты, а также небольшая стоимость, определили их приме­нение в любительских устройствах и некоторых типах промышлен­ной недорогой аппаратуры.

Подразделение микрофонов

Как же их классифицируют? Есть три основных признака:

  • Тип приемника.
  • Тип преобразователя.
  • Назначение.

Первый признак определяет одну из главных характеристик устройства – характеристику направленности. Это зависимость его чувствительности на определенной частоте от угла падения звуковых волн.

По типу преобразователя микрофоны можно разделить на электромагнитные, динамические, электростатические, угольные и пьезоэлектрические. В профессиональных моделях применяются электростатические и динамические преобразователи.

Современные микрофоны и их применение

Эти устройства есть везде: в телефонах, в планшетах, в плеерах, в диктофонах, в фотоаппаратах и видеокамерах. Но есть и микрофоны другого рода.

Эстрадные

Данный тип создавался для сцены. В сознании зрителя эстрада ассоциируется с ручным микрофоном, который имеет рукоять и капсюль, защищенный сеткой. Да, в большинстве случаев дизайн именно такой. Ведь он отлично фиксируется в держателях. К тому же можно легко подобрать сменную сетку для ветрозащиты.

Можно разделить данный тип еще на беспроводные и проводные. Что такое микрофон беспроводного типа? Это устройство со встроенным адаптером связи, работающее на аккумуляторе.

Что говорят пользователи об эстрадных микрофонах? Отзывы разные, но сходятся они в том, что нужно выбирать модели подороже.

Студийные

Широкое применение в телевидении получили маленькие беспроводные микрофоны-петлички. Но также часто используют и ручные устройства, головные гарнитуры. В передачах можно заметить и настольные микрофоны, имеющие плоскую форму. Они почти незаметны на столах дикторов. Их главная задача состоит в фиксации всех звуков над столом.

Микрофоны для музыкальных студий

В данной категории можно также выделить определенные типы: вокальные, речевые и инструментальные. Выглядеть они могут по-разному. Речевые и вокальные между собой обычно похожи. Их можно монтировать на стойки в специальные держатели. Инструментальный тип внешне походит и на сценические, и на студийные. Их особенность – способность воспринимать нюансы и детали звука и высокая сопротивляемость сильному звуковому давлению. Для этого в них встроен аттенюатор, снижающий риск перегрузки устройства.

Микрофоны для компьютера

Что такое компьютерный микрофон – знают все. Это чаще всего недорогое устройство, которое используется для связи через различные программы. Их характеристики не впечатляют, но пользователям многого и не нужно. Выполняются они в виде гарнитур. Часто встраиваются в веб-камеры для удобства видеосвязи.

Разделение по принципу действия подразумевает две разновидности устройств: конденсаторные и динамические. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, а также сферы применения.

Конденсаторный тип микрофонов

У таких устройств за преобразование звука в электрические сигналы отвечает, как нетрудно догадаться, конденсатор. Одна его обкладка является неподвижной, а вторая служит мембраной и под воздействием звука приходит в движение.

Этому типу микрофонов необходимо дополнительное питание, называемое фантомным. Существуют модели, в которых для этого используются батарейки.

Динамические микрофоны

В таких устройствах основным элементом, отвечающим за преобразование, является маленький динамик. Звуковые волны вынуждают колебаться мембрану с катушечным микрофоном, который помещен в постоянное магнитное поле. Помимо катушечных, есть ленточные микрофоны. Их обычно используют в студиях. Катушка в них заменена на гофрированную ленту из фольги.

Дополнительного питания динамические устройства не требуют. Они более надежны и не чувствительны к температурным перепадам. Но качество звука уступает конденсаторным.

Советы по выбору микрофона

Прежде всего нужно понять, что универсальных устройств не бывает. Конечно, если выбирается компьютерный микрофон, значения не имеет, какую модель выбрать. Но даже тут не следует выбирать самые дешевые экземпляры.

Приобретать микрофон нужно только под определенные задачи. К примеру, если необходимо записывать партии на барабанах, то необходим не один, а несколько устройств инструментального типа, которые готовы к серьезному давлению звука. Если нужно записать вокал, то хватит одного студийного вокального микрофона хорошего качества. В общем, для любой цели следует выбирать специальное устройство.

В лучшем случае покупатель переплатит, если ошибется, так как придется докупать дополнительное оборудование, если качество звука будет недостаточно хорошим. Ну а если выбран не тот тип микрофона, то в определенных условиях он будет работать не так, как положено. Тут не только денежные потери, но и временные.

Эта модель микрофона была изобретена советскими учеными С.Н. Ржевкиным и А.И. Яковлевым в 1925 году. При помощи этого микрофона, преобразованного в гидрофон, были записаны сверхнизкочастотные звуки, издаваемые жителями морских глубин.

Пьезоэлектрический микрофон работает благодаря особым свойствам его пьезоэлемента – кристалла. В чем же проявляется пьезоэлектрический эффект? Некоторые кристаллы при их деформации или изменении формы на своей поверхности создают электрические заряды, величина которых пропорциональна деформирующей силе. В микрофоне к кристаллу прикреплена диафрагма, в которую ударяют звуковые волны, в результате этого на кристалле возникают напряжения, изменяющиеся в соответствии с изменением звукового давления. В микрофонах чаще всего используют искусственно выращенные кристаллы сегнетовой соли, так как она обладает высоким пьезоэлектрическим эффектом. Основной элемент этих микрофонов – специально вырезанные пластины этого кристалла. Кристалл очень хрупкий – даже от малейшей трещинки начинает рассыпаться, или может испортиться, если микрофон полежит на солнце. Во избежание подобного кристалл покрывают защитным слоем лака.

Хотя такие микрофоны относительно дешевые, они прихотливы и невысокого качества. Из-за механики процесса передачи звука на пластину кристалла звуковая частотная характеристика получалась нелинейной. Но есть и высококачественные пьезоэлектрические микрофоны. В них сама кристаллическая пластина является мембраной, таким образом, удается избежать потери качества звука при передаче колебания звуковой волны. И такие безмембранные пьезомикрофоны использовались в измерительных устройствах – шумомерах.

На практике пьезомикрофоны не дотягивают до акустических и эксплуатационных требований, предъявляемых к профессиональным микрофонам на студиях звукозаписи. Но благодаря их небольшой стоимости, простоте устройства и небольшим размерам, их применяют в любительской аппаратуре.

Как работает микрофон, разновидности микрофонов

Микрофон – это преобразователь акустических колебаний в воздушной среде в электрические колебания.

Как работает микрофон, разновидности микрофонов

Принцип действия микрофона заключается в том, что звуковые колебания (по сути — колебания давления воздуха) воздействуют на чувствительную мембрану устройства, а уже колебания мембраны вызывают генерацию колебаний электрических, поскольку именно мембрана связана с генерирующей электрический ток частью прибора, устройство которой зависит от вида конкретного микрофона.

Так или иначе, на сегодняшний день микрофоны находят самое широкое применение в различных областях науки, техники, искусства и т. д. Они используются в аудиотехнике, в мобильных гаджетах, применяются для голосовой связи, для записи голоса, в медицинской диагностике и в ультразвуковых исследованиях они служат датчиками, и во многих-многих других областях человеческой деятельности без микрофона в том или ином виде просто не обойтись.

Устройство современных микрофонов

Микрофоны имеют различные конструкции, так как у микрофонов разного вида за генерацию электрических колебаний отвечают различные физические явления, главные из которых: электрическое сопротивление, электромагнитная индукция, изменение емкости и пьезоэлектрический эффект. На сегодняшний день по принципу устройства можно выделить три основные типа микрофонов: динамический, конденсаторный и пьезоэлектрический. До сих пор кое-где встречаются, однако, и угольные микрофоны, с них и начнем наш обзор.

Угольный микрофон

В 1856 году французский ученый Дю Монсель опубликовал свои исследования, в которых демонстрировалось, что даже при небольшом изменении в площади соприкосновении графитовых электродов, их сопротивление протеканию электрического тока изменяется довольно значительно.

Двадцать лет спустя, американский изобретатель Эмиль Берлинер создал на базе данного эффекта первый в мире угольный микрофон. Это произошло 4 марта 1877 года.

Работа микрофона Берлинера была основана именно на свойстве контактирующих угольных стержней изменять сопротивление цепи вследствие изменения площади проводящего контакта.

Угольный микрофон

Уже в мае 1878 года развитие изобретению дал Дэвид Юз, который установил графитовый стержень с заостренными концами и с неподвижно закрепленной на нем мембраной между парой угольных чашечек.

Когда мембрана колебалась от действия не нее звука, площадь контакта стержня с чашечками также изменялась, соответственно изменялось и сопротивление электрической цепи, в которую был включен стержень. В результате ток в цепи изменялся следуя за колебаниями звука.

Томас Алва Эдисон пошел еще дальше, - он заменил стержень на угольный порошок. Автор же наиболее прижившейся конструкции угольного микрофона — Энтони Уайт (1890 год). Именно такие микрофоны до сих пор можно встретить в трубках старых аналоговых телефонных аппаратов.

Микрофон Энтони Уайта

Угольный микрофон устроен и работает следующим образом. Между двумя металлическими пластинами находится заключенный в герметичную капсулу угольный порошок (гранулы). Одна из пластин с одной стороны капсулы соединена с мембраной.

Когда на мембрану действует звук, она колеблется, передавая колебания угольному порошку. Частички порошка колеблются, то и дело изменяя площадь контакта друг с другом. Таким образом колеблется и электрическое сопротивление микрофона, изменяя ток в цепи, в которую он включен.

Самые первые микрофоны включали в цепь последовательно с гальванической батареей в качестве источника напряжения.

Устройство угольного микрофона

При подключении такого микрофона к первичной обмотке трансформатора, с его вторичной обмотки можно снять колеблющееся в такт действующему на мембрану звуку электрическое напряжение. Угольный микрофон отличается высокой чувствительностью, что делает в некоторых случаях возможным его применение даже без усилителя. Хотя есть у угольного микрофона и существенный недостаток — наличие значительных нелинейных искажений и шумов.

Конденсаторный микрофон

Конденсаторный микрофон (работа которого основана на принципе изменения электроемкости под действием звука) был изобретен американским инженером Эдуардом Венте в 1916 году. Способность конденсатора изменять емкость в зависимости от изменения расстояния между его обкладками была на тот момент уже хорошо известна и изучена.

Так, одна из обкладок конденсатора выступает здесь в качестве чувствительной к звуку тонкой подвижной мембраны. Мембрана получается легкой и чувствительной в силу своей тонкости, поскольку для ее изготовления традиционно используют тонкий пластик с нанесенным на него тончайшим слоем золота или никеля. Вторая обкладка конденсатора, соответственно, должна быть закреплена неподвижно.

Конденсаторный микрофон

Когда переменное звуковое давление действует на тонкую пластинку, это заставляет ее колебаться — то приближаться ко второй обкладке конденсатора, то отдаляться от нее. При этом колеблется и изменяется электрическая емкость такого своеобразного переменного конденсатора. В результате в электрической цепи, в которую включен данный конденсатор, электрический ток колеблется повторяя форму падающей на мембрану звуковой волны.

Рабочее электрическое поле между обкладками создается либо внешним источником напряжения (например батареей), либо путем изначального применения поляризованного материала в качестве покрытия одной из пластин (электретный микрофон — разновидность конденсаторного микрофона).

Здесь обязательно используется предусилитель, поскольку сигнал очень слаб, ведь изменение емкости от звука оказывается крайне мало, мембрана колеблется еле заметно. Когда схема предусилителя повышает амплитуду звукового сигнала, уже усиленный сигнал направляется затем в усилитель. Отсюда вытекает первое достоинство конденсаторных микрофонов — они сверхчувствительны даже на очень высоких частотах.

Динамический микрофон

Рождение динамического микрофона явилось заслугой немецких ученых Гервина Эрлаха и Вальтера Шоттки. В 1924 году они предложили новый тип микрофона - динамический микрофон, работающий значительно качественнее угольного предшественника в плане линейности и частотных характеристик, и превосходящий конденсаторного собрата по изначальным электрическим параметрам. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (около 2 мкм толщиной) алюминиевой фольги.

Динамический микрофон

В 1931 году модель была усовершенствована американскими изобретателями Тёресом и Венте. Они предложили динамический микрофон с катушкой индуктивности. Данное решение по сей день считается лучшим для звукозаписывающих студий.

В основе работы динамического микрофона лежит явление электромагнитной индукции. Мембрана прикреплена к проводнику из тонкой медной проволоки, намотанному на легкую пластиковую трубочку, которая находится в зоне действия постоянного магнитного поля.

Как работает динамический микрофон

Звуковые колебания действуют на мембрану, мембрана колеблется повторяя форму звуковой волны, при этом передает свои движения проводнику, проводник перемещается в магнитном поле, и (в соответствии с законом электромагнитной индукции) в проводнике индуцируется электрический ток, повторяющий по форме падающий на мембрану звук.

Поскольку проводник с пластиковой опорой - достаточно легкая конструкция, она получается очень подвижной и весьма чувствительной, а наводимое электромагнитной индукцией переменное напряжение — немалым.

Устройство динамического микрофона

Электродинамические микрофоны подразделяются катушечные на (оснащенные диафрагмой в кольцевом зазоре магнита), ленточные (в которых материалом для катушки служит гофрированная алюминиевая фольга), изодинамические и др.

Классический динамический микрофон надежен, отличается широким диапазоном чувствительности по амплитуде в области звуковых частот, при этом недорог в производстве. Тем не менее он недостаточно чувствителен на высоких частотах и плохо реагирует на резкие перепады звукового давления — это два его главных недостатка.

Динамический микрофон ленточной модификации отличается тем, что магнитное поле создается постоянным магнитом с полюсными наконечниками, между которыми находится тонкая алюминиевая ленточка, являющаяся заменой медной проволоке.

Ленточка обладает высокой электрической проводимостью, но индуцируемое напряжение мало, поэтому в схему обязательно добавляется повышающий трансформатор. Полезный звуковой сигнал снимается в такой схеме со вторичной обмотки трансформатора.

Ленточный динамический микрофон показывает очень равномерный частотный диапазон чувствительности в отличие от обычного динамического микрофона.

В качестве материала постоянного магнита в микрофонах используются магнитотвердые сплавы с высокой остаточной индукцией (например, NdFeB). Корпус и кольцо изготавливают из магнитомягких сплавов (например, из электротехнических сталей или пермаллоев).

Пьезоэлектрический микрофон

Пьезоэлектрический микрофон

Новое слово в аудиотехнике было сказано российскими учеными Ржевкиным и Яковлевым в 1925 году. Они предложили принципиально новый подход к преобразованию звука в колебания тока — пьезоэлектрический микрофон. Действию звукового давления здесь подвергается пьезоэлектрический кристалл.

Устрйоство пьезоэлектрического микрофона

Звук действует на мембрану, связанную со стержнем, который в свою очередь закреплен на пьезоэлектрике. Пьезокристалл деформируется под действием колебаний стрежня, а на его выводах появляется напряжение, повторяющее форму падающего звука. Данное напряжение используется в качестве полезного сигнала.

Основой такого микрофона (рисунок 4.7 е) служит пластинка из пьезоэлектрического материала. Пьезоэлектрики– это вещества, в которых при сжатии или растяжении возникает электрическое поле. Самыми распространенными природными пьезоэлектриками являются кварц и сегнетова соль. Кроме того, в настоящее время создано множество искусственных пьезоэлектрических материалов (пьезокерамика).

В микрофонах пьезоэлектрическую пластинку 3 помещают между металлическими электродами. Звуковые волны, действуя на пьезопластинку, через диафрагму 1 и скрепленный с ней стержень 2, вызывают появление между электродами изменяющегося в соответствии со звуковым давлением напряжения.

Пьезоэлектрические микрофоны имеют очень небольшие размеры, высокую чувствительность и широко используются в современных телефонах, слуховых аппаратах и так далее.


Рисунок 4.7 – Устройство микрофонов: а - угольного; б - электромагнитного; в - электродинамического; г - ленточного; д - конденсаторного; е - пьезоэлектрического

С помощью микрофонов задачи регистрации, записи, анализа, усиления и передачи звуковых сигналов сводятся к соответствующей обработке сигналов электрических. Методики такой обработки хорошо развиты и постоянно совершенствуются. В частности, для записи звуковых сигналов, преобразованных в электрические, используются различные магнитные носители, лазерные диски и так далее. Современные методики анализа и записи, использующие компьютерные технологии, позволяют исключить шумы и добиться очень высокого качества записи и воспроизведения звука, а также моделировать и создавать различные звуковые эффекты.

Читайте также: