Переплетный станок своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Даны рецепты различных составов для чистки книг и клеев, рекомендуемых для переплетных работ. В одной из глав рассказывается, как своими руками изготовить простейший инструмент, оборудование и приспособления для школьной и домашней переплетной мастерской. Предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. Будет полезна директорам и учителям школ, пионервожатым, работникам школьных библиотек.

В защиту книги 3
Анатомия книги 5
Переплетная мастерская в школе 10
Переплетная мастерская дома 14
Оборудование и инструменты — своими руками 18
Что необходимо знать о клее 25
Продление молодости книги 29
Вторая молодость книги 33
Переплетайте сами! 43
Чем заканчивается книга 61
Что такое экслибрис 69
Для твоей домашней библиотеки 76
Не торопись выбрасывать! 84
Ответы на незаданные вопросы 89
Библиотеки мира 93

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. М., Книга, 1976.
Ефимов В. В. Книжная лечебница. — Пионерия, 1979, № 2.
Ефимов В. В. Новая обложка. — Пионерия, 1979, № 3.
Серов Ю. Ф. Ремонт книжных переплетов. — Библиотекарь, 1973, № 10.
Данилов И. Я. Справочник автора книги. М., Искусство, 1962.
Павлов И. П. Производственное обучение переплетчиков. Методическое пособие. М., Высшая школа, 1978.
Записная книжка книголюба. (Составители: Л. М. Инькова, В. Д. Стельмах). М., Книга, 1967.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

При шитье, прессовании, реставрации листов книжного блока, при изготовлении переплетных крышек вручную применяются некоторые специальные переплетные приспособления. Промышленностью они не выпускаются. Поэтому здесь будет дано подробное описание конструкции этих приспособлений и рассказано, как их изготовить своими силами.

Для шитья книжных блоков используются сшивальные станки. Назначение их — закрепить и натянуть марлю, тесьму или шнур, к которым потом будут подшиваться тетради книжного блока.

Для основания станка берут гладкую ровную доску или толстую клееную фанеру размером 450X300X30 мм. Снизу по краям прикрепляют планки, выполняющие роль ножек, приподнимающих основание станка на 15—20 мм над поверхностью стола. По переднему краю основания на расстоянии 40—50 мм от боковых и 30 мм от передней кромок доски просверливают два отверстия, в которых устанавливают и крепят вертикальные стойки, имеющие в верхней части резьбу. Для стоек можно использовать металлическую трубку или пруток диаметром 10—12 мм и длиной 300—350 мм. На нарезанную часть стоек навинчивают гайки, на которых удерживается перекладина — деревянная рейка с отверстиями, соответствующими диаметру стоек и с прорезью в средней части. Длина рейки равна длине основания, ширима 40 мм, толщина 20 мм. В прорезь вставляют подвижные крючки для крепления концов шнура или тесьмы. Вместо крючков можно использовать шпильки с резьбой. В нижней части они имеют крючки, на нарезанную часть навинчивают гайки, с помощью которых натягивают шнуры или марлю. В передней кромке основания станка делается вырез для съемной планки. Между ней и основанием пропускают шпуры или тесемки и закрепляют их под доской на деревянных палочках. С помощью гаек перекладина поднимается вверх, и шнуры туго натягиваются.

Укрепить полоску марли на таком станке можно и так. Деревянную рейку опускают вниз, чтобы расстояние между ее верхней плоскостью и нижней частью основания было равно ширине полоски марли. Последнюю прикрепляют к рейке и основанию с помощью кнопок.

Универсальные переплётные тиски

Для переплетных работ необходимы тиски и различные обжимные прессы. Их применяют при пропилке и обработке корешков книжных блоков, обжимке, прессовке, обрезке. Существует много конструкций таких приспособлений. С помощью традиционных универсальных переплетных тисков можно производить все переплетные операции, связанные с прессованием и обжимкой, а также обрезку книжных блоков гобелем.

Для изготовления тисков берут два бруска, лучше березовых или буковых, сечением не менее 70X90 мм, длиной 600—700 мм. Отступая 100 мм от концов, в обоих брусках просверливают отверстия. В отвер¬стия одного из них вставляют и укрепляют болты диаметром 12—18 мм, длиной ~ 500 мм (дюралевые болты делают диаметром 20—24 мм и наносят иа них трапецеидальную резьбу, гайки при этом следует изготовлять из латуни или бронзы). На этом же бруске укрепляют с помощью клея и шурупов направляющий полоз для гобеля— рейку сечением 20X15 мм, длиной 500—600 мм. Второй брусок (он должен свободно перемещаться) надевают на эти болты. Зажимаются тиски гайками, снабженными ручками, или специальным ключом.

Переплетные доски представляют собой деревянные щиты размером 350X300X30 мм, собранные из досок (желательно на шпунт). Их можно вырезать также из многослойной 10—12-миллиметровой фанеры или древесно-стружечной плиты (ДСП), однако, последние менее надежны в работе из-за относительной хрупкости материала.

Помимо переплетны досок, необходимо иметь и несколько фанерок таких же размеров. Они будут нужны для прокладки между книгами при прессовании. Для обработки корешков книжных блоков понадобятся и специальные доски — прокладки с фигурным выступом. Они вставляются в тиски, а между ними помещается книжный блок.

Удобнее всего обрезать книжный блок при помощи гобеля. В нем применен дисковый нож, который закрепляется в специальном устройстве, состоящем из двух горизонтальных планок длиной 200—250 мм, шириной 80—90 мм и толщиной 30 мм.

На одной нз планок укрепляются направляющие стержни и дисковый нож, на другой — закреплена гайка поджимного болта и сделан паз, в который входит направляющий полоз тисков. Вместо круглого ножа можно использовать нож в виде скошенной стамески, его легче крепить и точить, но он менее удобен в работе. Книжный блок перед обрезкой зажимают в тисках.

Работы по реставрации поврежденных листов книги удобнее производить на специальной подставке-подсвете с толщиной стекла не менее 6 мм.

В процессе переплетных работ очень часто бывает необходимо обжать склеиваемые детали книги. Для этой цели используют обычные кирпичи, оклеенные со всех сторон плотной бумагой, картоном или переплетной тканью.

КНИЖНЫЙ ПРЕСС - Достаточно важное оборудование, иначе придётся руками выгонять пузыри, при сборке страниц, набивая мозоли и существенно снижая производительность. Пресс должен быть мощным и удобным.

Наличие пресса позволит использовать монтажные листы которые активируются давлением, с ними намного приятнее работать при монтаже блока, они сразу не прихватывают на мертво, и позволяют корректировать ошибки.

В принципе имеются готовые изделия из низшего ценового диапазона это модели Bulros DC-900C, Bulros DC-900B и т.д. Изделия конечно стрёмные, 2 тонны указанные на “шильде” просто насмешка, достаточно посмотреть на шаг резьбы и крепление колеса. Но чугунные плиты не плохие. Правда покупать 2 куска чугуна за почти “килобакс” денег это перебор.

Правильные прессы, конечно делают в России вот пример сразу видно, руки сорвёшь на таком прессе а не резьбу. Но габариты вес и цена не соответствуют планам разместить это всё в квартире.

Высота такого красавца более 2 метров, вес более 200кг.

В итоге было принято решение сделать самодельный, обозначен бюджет 5 тр. Обозначено честное усилие около тонны или больше. Что в принципе не так и много в пересчёте на формат книжного блока.

Всё изобретено до нас, и по этому 2-3 дня чтения специализированных форумов, где с помощью пожарных шлангов фанеры и прямых рук создают давления в сотни тон для проклейки шпона на больших площадях полностью вселило уверенность в решении данной задачи. Для начала был куплен достаточно хороший ромбический домкрат (не с гайками вместо силовых втулок.) Обошлось 900руб. Не советую смотреть на рынках барахло обычно. Ромбический был нужен для того, что бы верхнюю плиту можно было поднимать и опускать вращая ручку. Соответ ственно всякие бутолочные гидравлические не подходят.

Далее рабочие поверхности, тут можно немного вспомнить и сопромат и житейский опыт. Ну и понять, что многие самоделки в виде 2 листов фанеры по 20мм так же смешны как и китайские поделки. Нужны рёбра жёсткости. Можно делать из той же фанеры, можно из дерева, вариантов множество. То что делал я показываю на фотографиях. Сначала фанера по 18 мм клеилась в несколько слоёв. Потом наклеивались рёбра жёсткости, потом ещё слои фанеры. Клёй пва момент, или момент столяр. Быстро и удобно. Фанеры покупалась и кроилась сразу в строительном супермаркете.

К стати для склейки плит очень пригодилась кафельная плитка, которая ждёт своего часа, уже продолжительное время :) Рабочие размеры преса у меня под A3+, внешние 35см*58см. По затратам ещё около 1тр было потрачено на шпильки шайбы гайки и свёрла. Для эстетики было принято решение, что бы верхний блок скользил по никелированным трубам. Сказано, сделано ещё около 500руб на трубы. По конструкции, силовую нагрузку на сдавливание несут стальные шпильки, на подъём плиты никелированные трубы.

Домкрат упирается в плиту которая целенаправленно сделана не столь жёсткой, 3 листа фанеры по 18мм. По её скрипению и выгибанию можно точно оценить усилие. Потому как хороший домкрат полностью нивелирует ощущения. После сборки были куплены колесики, дабы не таскать это чудо на животе.

Ну и теперь какие результаты. Прессует отлично, собираем блок, не разглаживая не разгоняя пузыри, кидаем в пресс, закручиваем пауза 20сек, откручиваем. Всё готово идеально спрессованный блок. Что можно бы было сделать ещё. Обычно в таких прессах собранные плиты калибруют (выравнивают в плоскостях) мне негде это делать. Идеальной альтернативой будет 2 листа стеклотекстолита в несколько миллиметров толщиной, наклеенных на верхнюю и нижнюю плиту. Но это дорого, я пока использую пару листов переплётного картона, более чем достаточно.

Ну и внешний вид, для квартиры конечно стоит или обклеить пластиком, или зашкурить и покрыть лаком. Но пока банально некогда. Домкрат немного дорабатывался, с верху и низу на клее с шурупами приделаны 2 листа фанеры. А далее этот агрегат с небольшим (точечным) количеством клея вклеивался в пресс. Нужно для того, что бы в случае необходимости сменить выработавшейся домкрат. Ну и конечно, у кого есть возможность делать из металла, можно сделать ещё лучше. Только надо понимать что сталь чрезвычайно пластична, просто взять лист толщиной 1-2см ничего хорошего не выйдет, нужны солидные уголки для рёбер жёсткости, нужна щадящая сварка. Что бы ничего не повело ну и т.д. и т.п. Я постарался описать вариант для всех, с достаточно повторяемым и неплохим результатом.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Пресс для книг

смотреть в высоком разрешении.

Максимальное давление имеет хороший запас. На полную мощность до скрипа крутить не приходится. Для примера, простой эксперимент берём книжный блок 10-15 разворотов на картоне 0,5мм, и с верху брасаем квадратик из писчей бумаги 80-90гр. Прессуем, и на нижнем листе блока получаем оттиск контура этой бумажки. Вот такое давление. По этой причине фанеру ну как минимум на рабочие плиты надо брать шлифованную. Ну или наклеивать ровный материал.

Ещё раз хочется отметить про важность рёбер жёсткости, многие в самоделках-пресах используют фанеру 10мм склеенную в несколько слоёв. Это не совсем правильно. Пример, верхняя крышка изготовленная из 3 слоёв фанеры 18мм + ещё для распределения нагрузки 4 не полный слой. Т.е. толщина равна 70мм Так вот, при работе, при половинной нагрузке эта плита прогибается на миллиметров 5-7. Не о какой нормальной работе прессов построенных без рёбер жёсткости говорить не приходится.

Дополнение от 2015г.

Пресс отработал без малого 3 сезона. Количество книг за сезон у меня стало исчисляться сотнями. Но тем не менее всё работает, даже домкрат не менял. Из потерь только ручка, которая развалилась от нагрузок. Буду переделывать пресс. Что не устраивает:

1) Я отказался от разнообразия форматов фотокниг. Для получения ощутимых прибылей нужно делать поток, а не изыски для клиента. В итоге у меня всего 4 основных типа книг (не считая всяких вариантов с материалами и цветами), с форматом не превышающим 20*30см. Размеры пресса можно смело уменьшать.

2) Я хочу вариант на полке, на уровне глаз. Сгибаться по многу раз, спина начинает отваливаться, не продуктивно.

3) Я хочу электрический. Крутить ручку на сотни блоков, а потом и книг, удовольствие стрёмное. Как то находил электрический домкрат, надо понять на сколько он шустрый. Ждать по несколько минут поднятия и опускания плиты не вариант.

Следите за обновлениями, буду выкладывать информацию по фотокнигам а также всего, что этим связано тесты чернил и принтеров

Ручной переплет, ремонт и реставрация книг

Рад представить законченный переплетный комбайн.

Для тех, кто не отслеживал в нашей группе эпопею его изготовления, вкратце расскажу с самого начала )) Началось все с необходимости изготовления гобеля. В процессе поисков приемлемого варианта на глаза попался агрегат "7 в 1" от фирмы Edenworkshop. Поскольку как раз в этот момент нас познакомили с замечательным Мастером, который проектом такого станка заинтересовался, было решено не упираться только в гобель, а попытаться повторить многофункциональную конструкцию. Сразу решили отказаться от папшира (картонорезки).

Конструкция комбайна, в отличие от полностью деревянного аппарата EW, сделана из металлического профиля. Габаритные размеры в собранном положении ~ 52 х 65 х 80 см.

1. Рабочий стол. Фанера 5 мм. Вкладывается в пазы, т.е. неподвижен. Размеры 50 х 56 см. Впоследствии планируем закрыть оргстеклом или алюминием для удобства работы (проще отчистить остатки клея и т.п.)
При необходимости можно использовать столик швального станка (без установленных стоек) как дополнительную рабочую поверхность 40 х 60 см.

Читайте также: